Пишут не пером, а умом
23 января – День ручного письма (или День почерка)
Каждый год 23 января отмечается День ручного письма. Праздник имеет и другое название – День почерка. Почерк каждого человека уникален, неповторим. При взрослении и изменении характера почерк человека также меняется. Свои мысли о связи почерка с духовным миром человека высказывал ещё Аристотель.
Сегодня письмо или открытка, написанные собственноручно, так сказать, «от руки», стали редкостью. Но у меня в памяти есть другие картинки, другие времена (особенно 60-е и 70-е годы прошлого столетия), когда писем и открыток ждали, когда, получив долгожданное письмо, искренне радовались. Помню нашего сельского почтальона тётю Шуру и её тяжеленную, набитую газетами и письмами сумку. Специально употребил слово тяжеленный, так в моём селе говорили о том, что очень тяжёлое. А сельский народ тётю Шуру называл не почтальоном, а письмоносицей или письмоноской, ассоциируя её работу прежде всего с письмами. На письма обязательно отвечали, причём ответ не отдаляли во времени. Как бы ни была занята мама, но ответить на письмо было чем‑то святым. Она отставляла дела и садилась писать письмо.
Иногда мне, школьнику, мама говорила:
«Возьми перепиши письмо, почерк‑то у тебя лучше!»
Правда, не любил я это дело, но, куда деваться, переписывал. Не любил потому, что в мамином тексте встречались диалектные, просторечные слова, а я не знал, что с ними делать, и постоянно переспрашивал, как это, как то, а почему это, а зачем то. Чтобы избежать моих вопросов, мама свои просьбы переписать письмо прекратила, справлялась с этим процессом сама.
Растущая с каждым годом популярность компьютеров, электронной почты, общения в мессенджерах, наборов стикеров с напечатанными фразами-подсказками, а также других средств быстрого общения уводит всё дальше современного человека от возможности выразить свои мысли, написав их собственноручно. Но даже в таких ситуациях, получив от друзей, от знакомых открытки-картинки на тему того или иного праздника, которых сегодня (имею в виду открытки-картинки) в Интернете тысячи, я стараюсь в качестве ответа направить текст, в котором излагаю свои мысли и эмоции. В Нижегородском государственном художественном музее, в котором когда‑то довелось побывать, обратил внимание на картину Клавдия Степанова «Письмо», созданную им в 1893 году. Вроде бы ничего особенного, а вот всё разглядываю и разглядываю. И вопросы, вопросы, вопросы: что такое в письме пишет девушка конца ⅩⅠⅩ века? Но что‑то важное, существенное, значимое, это точно. Девушка задумалась, наверное, подбирает точное слово, чтобы её правильно поняли, чтобы избежать в последующем каких бы то ни было осложнений, лишних выяснений и объяснений. Написание письма – это всегда активный мыслительный процесс. Прямо‑таки интересно, а какой у девушки почерк? Думается, судя по обстановке, по внешнему виду девушки, аккуратный уж точно.

Мне довелось учиться в школе, когда в начальных классах все четыре года один раз в неделю был предмет «Чистописание». С конца 60-х годов прошлого, конечно, ⅩⅩ века, в школьном расписании его нет. Скорее всего потому, что на смену перьевым ручкам сначала пришли поршневые, а затем шариковые, которые в ходу и в настоящее время.
Не знаю, кто как, лично я очень уважительно относился и продолжаю относиться к этому предмету, направленному на формирование графически правильного, чёткого и достаточно скорого письма. Цели изучения чистописания очень понятные: научить детей писать правильно, красиво и аккуратно, способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев, развивать глазомер, воспитывать внимательность, целеустремлённость, самодисциплину.
Доказано, что у предмета «Чистописание» есть неоспоримые преимущества. Он стимулирует интенсивное развитие мозга, формирует такие черты характера, как аккуратность и самодисциплина, побуждает к любви к учению, помогает раскрыть художественные способности и эстетическое чувство, способствует бережному и вдумчивому отношению к написанному слову, помогает снять стресс.
Со школьных времён с уроков чистописания со мной по жизни идут пословицы:
«Что написано пером, того не вырубишь и топором»;
«Бумага терпит, перо пишет»,;
«Пишут не пером, а умом»;
«Писать‑то пишу, а читать в лавочку ношу».
Когда я осваивал азы чистописания, Сергей Михалков уже в 1958 году написал шуточное, но такое глубокое стихотворение «Чистописание»:
Писать красиво не легко:
«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко».
За буквой буква, к слогу слог.
Ну хоть бы кто‑нибудь помог!
Сначала «да», потом уж «ёт».
Уже написано «даёт»,
Уже написано «даёт»,
Но тут перо бумагу рвёт.
Опять испорчена тетрадь -
Страничку надо вырывать!
Страничка вырвана, и вот:
«Ко-ро-ва мо-ло-ко да-ёт».
«Корова молоко даёт»,
А нужно все наоборот:
«Даёт корова молоко»!
Вздохнем сначала глубоко,
Вздохнем, строку перечеркнем
И дело заново начнем.
«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко».
Перо цепляется за «ко»,
И клякса черная, как жук,
С конца пера сползает вдруг.
Одной секунды не прошло,
Как скрылись «ко», и «мо», и «ло»…
Еще одну страничку вон!
А за окном со всех сторон:
И стук мяча, и лай щенка,
И звон какого‑то звонка, -
А я сижу, в тетрадь гляжу -
За буквой букву вывожу:
«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко»…
Да! Стать учёным не легко!

В моей родной Ольшанской средней школе, это в Чернянском районе, регулярными были выставки ученических тетрадей. Тетради классный руководитель, учителя демонстрировали родителям на собраниях. Какая это была гордость, если твоя тетрадь была отобрана на выставку или была показана родителям в качестве лучшей. Поскольку в школьные годы мой почерк был ровным, красивым, то моим тетрадям не раз была оказана честь быть представленными на выставке.
Вспоминаю своих коллег-учителей, обладателей удивительно красивого, аккуратного, шикарного, выразительного, образцового, то есть каллиграфического почерка (каллиграфия есть не что иное, как искусство красивого письма). В Орликовской средней школе это Раиса Сергеевна Борзилова, Алексей Фёдорович Кулиничев, Валентина Васильевна Коростелёва и другие. Красивый почерк был характерен также практически для каждого выпускника Валуйского педагогического училища. Я знал, что если в начальных классах работает учитель, окончивший это училище, то у его детей тоже будет хороший почерк.
Но на долю учителей, имевших хороший почерк, ложились и дополнительные нагрузки. Кому поручали выписывать аттестаты об основном общем и среднем общем образовании? Именно этим учителям. Кого просили оформлять важную школьную документацию? Этих учителей. Но зато даже по прошествии многих лет, когда беру в руки аттестат сына или дочери, то не перестаю восхищаться тем почерком, которым аттестат оформлен. Смотрю на почерк, и возникает перед глазами облик учителя с благодарностью за его труд, поклонением перед ним за его профессионализм.
Кстати, в День почерка не могу обойти стороной термин «графология», впервые употреблённый в 1875 году. Этим термином сегодня обозначают область знания о почерке и методах его исследования в связи с психическим состоянием личности. Современные учёные к основным характеристикам почерка, по которым можно создать портрет человека, относят размер букв, их наклон и форму, направление почерка, интенсивность нажима, характер написания слов, общую оценку почерка. Графологи считают, что между особенностями почерка и чертами характера существует связь. Но стоит отметить, что научным сообществом достоверность заключений графологов ставится под сомнение, большим числом исследователей графология признаётся псевдонаукой.
Как известно, весьма важным почерк является для криминалистов. А знаете, какого мнения придерживаются медики? Они утверждают, что красота почерка и чистописание способствуют сохранению здоровья и продлению жизни. Например, в Японии и Китае, где повсеместно развиты занятия каллиграфией, считается, что письмом можно лечиться. В своё время в Пекине провели опыты и выяснили, что студенты с красивым почерком в целом более здоровы и перспективны. Те же медики обращают внимание, что не зря великие каллиграфы были сплошь долгожителями.
Оказывается, чтобы красиво написать текст, необходимо ровное дыхание, устойчивая психика, активная работа мозга.
К сожалению, почерк многих школьников сегодня сложно разобрать, настолько он корявый.
Раньше бы сказали:
«Ну и написал, как курица лапой!»
«Как курица лапой» — так обычно говорят о манере писать того человека, который имеет некрасивый почерк, то есть он может быть как неразборчивый, так и неряшливый. Не будем забывать, уважаемые родители, навыки ручного письма важны даже в нашу эпоху цифровых технологий и голосовых сообщений!
В Год педагога и наставника (это 2023 год) Любовь Николаевна Логачёва, наша с женой ученица, в настоящее время заместитель директора Орликовской средней школы, где мы долгое время работали, прислала нам поздравление с Днём учителя, написанное от руки. Очень бережём эту открытку, потому что от каждой буквы исходит тепло, душевность, доброта.
Дорогие друзья, не подумайте, что я против прогресса. Но тем не менее. Ручное письмо развивает мозг, мелкую моторику. Обучение письму помогает ориентироваться в пространстве. А ещё ручное письмо (проверено на себе) способствует длительному запоминанию, написанное от руки помогает на более долгое время запоминать информацию, а также запоминается лучше, чем напечатанное. Вспомните студенческие годы. Многие писали так называемые шпаргалки просто для того, чтобы лучше, осознаннее запомнить учебный материал.
Однозначно и то, что ручное письмо позволяет проще и чётче формулировать мысли, при письме от руки нужные мысли приходят быстрее и излагаются легче. Ручное письмо считается своеобразным способом медитации, потому что помогает избавиться от стресса, стать более уравновешенным.
Говорят, что надо пробовать писать нерабочей рукой, так как это отличное упражнение для выработки новых нейронных связей, мозгу в таком случае приходится активировать новые участки, а это в свою очередь развивает креативность.
А ещё ручное письмо – это способ самовыражения. У нас ведь нет основания не верить психологам, утверждающим, что почерк – это визитная карточка человека, по почерку даже можно определить, в каком настроении человек писал тот или иной текст.
В День почерка, дорогие друзья, постарайтесь направить своим друзьям письма или открытки, написанные своей, неповторимой рукой. Мой жизненный и профессиональный опыт говорит, что письмо от руки повышает уровень культуры и способствует грамотному изложению мыслей.
Так как на современных гаджетах можно проверить правописание, современные дети намного хуже запоминают правила грамматики, пунктуации и стилистики. Грамотному изложению мыслей способствует письмо от руки и чтение. И, завершая, предлагаю, дорогие читатели, насладиться поэтическими строками Максимилиана Волошина:
Я люблю усталый шелест
Старых писем, дальних слов…
В них есть запах, в них есть прелесть
Умирающих цветов.
Я люблю узорный почерк -
В нём есть шорох трав сухих.
Быстрых букв знакомый очерк
Тихо шепчет грустный стих.
Мне так близко обаянье
Их усталой красоты…
Это дерева Познанья
Облетевшие цветы.
Николай Рухленко