Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:25, 16 марта 2025
 Николай Рухленко 1442

Цветная жизнь цветных карандашей

Цветная жизнь цветных карандашей Фото: сгенерировано с помощью нейросети Шедеврум
  • Николай Рухленко
  • Статья
  • Николай Рухленко
  • Статья

16 марта — День цветных карандашей

Начну с загадок, а вот отгадка у них одинаковая: «Жмутся в узеньком домишке разноцветные детишки. Только выпустишь на волю — где была пустота, там, глядишь, и красота!»; «Любим нос везде совать: и чертить, и рисовать. Всё раскрашиваем сами разноцветными носами»; «Мы раскрасим целый свет в синий, в красный, в жёлтый цвет»; «На зелёненькой лужайке скачут розовые зайки. До чего же хороши для друзей … карандаши!»; «Палочки волшебные есть у меня, друзья, палочками этими рисует детвора: башню, дом, и самолёт, и большущий пароход!» Про что загадки? Конечно, про цветные карандаши. Есть даже интересная пословица: «Цветные карандаши — чтобы писать, а молот — чтобы ковать».

А 16 марта отмечается их праздник — День цветных карандашей. Трудно найти человека, который в детстве не держал в руках карандашей, раскрашивая уже готовые рисунки или создавая собственные. Думаю, что это забавный, весёлый и необычный праздник.

В отличие от простого карандаша, где в качестве стержня используется графит, в цветных карандашах стержень формируется из восковой или масляной основы с добавлением пигментов, красителей, клеевых составов и т. д. Существуют также водорастворимые цветные карандаши. Наиболее существенными качествами, на которые обращает внимание потребитель, профессионал это или просто любитель, являются стойкость к выцветанию, мягкость, яркость и удобство.

Сегодня цветные карандаши — непременный атрибут детского творчества, позволяющий выражать эмоции, настроение и мысли через рисование или раскрашивание. Это инструмент волшебства, который делает жизнь яркой, многоцветной, сочной, выразительной, сказочной. В современной психологии цветные карандаши используются в арт-терапии и ряде реабилитационных процедур.

Качество материалов, используемых при изготовлении карандашей, определяет и их рыночную стоимость, которая для товаров именитых брендов может быть достаточно высокой. В ряде стран производители карандашей начали учреждать ассоциации, целью деятельности которых является установление стандартов качества продукции и контроль за их соблюдением. Помимо классических цветных карандашей производятся и цветные стержни для карандашей механических, где держатель с расположенной на конце кнопкой обладает возможностью подачи стержня. Такие карандаши избавляют пользователя от необходимости заточки. Параллельно с производством карандашей развиваются производство пеналов для их хранения, ластиков, печать книг-раскрасок, популярность которых в последнее время значительно возросла даже среди взрослых. 

В мире есть несколько памятников, посвящённых цветным карандашам, что вполне заслуженно и справедливо.

Например, в Германии в городе Штайн возведён памятник карандашу Faber Castell в точилке. Он расположен вблизи замка графов Фабер-Кастелл, неподалёку находятся штаб-квартира и производство компании Faber Castell. Карандаши и другие художественные принадлежности, а также канцтовары этого бренда пользуются заслуженной популярностью во всём мире. Также в 2023 году в Волгограде на проспекте Ленина в Центральном районе рядом с музеем занимательных наук Эйнштейна установили в День знаний арт-объект в виде трёх двухметровых цветных карандашей. Карандаши изготовлены из дерева, имеют шестигранную форму корпуса и раскрашены в жёлтый, зелёный и синий цвета. Памятники цветным карандашам воздвигнуты в Миассе Челябинской области, в Санкт-Петербурге, в Славянске Донецкой Народной Республики, в Израиле.
 

Декоративное сооружение «Карандаш» в городе Миассе Челябинской области Декоративное сооружение «Карандаш» в городе Миассе Челябинской области / Фото: страница «Достопримечательности Миасс. Что посмотреть» в ВК

Когда я был младшим школьником, то на уроках рисования мы работали цветными карандашами. Отец всегда накануне дня, когда в расписании стоял урок рисования, карандаши приводил в порядок, затачивал их, он умел это делать отменно. Однажды учительница объявила рисование на свободную тему. Каждый, подумав, поразмышляв, приступил к работе. Я рисовал природу: лес, деревья, траву, цветы, птиц. Ближе к концу урока учительница организовала выставку. Все наши рисунки были размещены на классной доске. Каждый одноклассник имел возможность высказаться, выразить своё мнение. Мне мой рисунок, если честно, нравился.

Но один из одноклассников сказал:

«Посмотрите, а у него птица синяя, а синих птиц не бывает».

Действительно, в нашей местности (село Ольшанка Чернянского района) синие птицы не водились. Получил я в тот раз из‑за синей птицы за свой рисунок четвёрку. Запомнил этот эпизод на всю жизнь, а как я мог в далёкие 60-е годы прошлого века опровергнуть это мнение при ограниченности информации? Интернета в помощь тогда ещё не существовало. Так подвёл меня синий карандаш, сделавший птицу синей. 

Многие авторы пишут на тему цветных карандашей, оказывается, она очень востребованна. Так, Елена Туйметова создала «Сказку о цветных карандашах». По сюжету девочка Леночка очень любила рисовать и имела коробку цветных карандашей — красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый и чёрный. Однажды карандаши поссорились и раскатились по разным углам. Лена решила их помирить и собрала все карандаши, чтобы нарисовать рисунок. В результате карандаши поняли, отчего рисунок вышел таким ярким и красивым, и решили больше никогда не ссориться. 

У нескольких авторов находим «Сказки о волшебных карандашах». Один из них — Нина Стефанович. Приведу ознакомительный фрагмент её книги.

Хвастливые карандаши
В одной большой коробке жили-были карандаши в большом- пребольшом магазине. Все они были, с одной стороны, одинаковые, одинаковой длины, одной толщины и жили в одной и той же коробке. Но, с другой стороны, они были очень разные. Они абсолютно все были разного цвета. И у каждого из них были свои мечты и фантазии. Как ты думаешь, какой характер у красного карандаша? Он думает, что он самый главный и самый красивый. Красный карандаш всегда, даже когда не рисует, хочет всё раскрасить, и листья, и траву, и деревья, и лица людей, в красный цвет. Ты же знаешь, каким цветом должна быть трава? Но Красный не унимается, он действует энергично. Без этого он не может. Вот он уже рисует, и вроде бы картинка складывается, но другие карандаши не восхищаются Красным.
Зелёный карандаш возмутился:
— Куда тебе траву, листья и деревья рисовать? Ты же просто не приспособлен для этого. Вот я с радостью раскрашу и крыши, и заборы, и всё, что ты не можешь покрасить. Я обязательно изобрету новый способ, как нарисовать воду и заводь.
— Так это же обычное болото, — сказал Синий цвет. Не стоит воду рисовать зелёным. Может, у вас уже и река зелёного цвета? — возмутился он, хотя он по характеру был спокойный, уравновешенный.
Любит рисовать и Розовый карандаш. Он почти что красный, но нет, смягчённый красный, он объединяет страсть и чистоту. Он ассоциируется с романтикой, женственностью, свежестью, утончённостью и нежностью. Он всю жизнь пребывает в мире грёз и ожидании чудес:
— Скоро наступит весна, и я раскрашу веточки сакуры. И подарю многим цветы, будет у каждого по букету нежных крокусов. Я постараюсь. Хочу не только румянить щёчки деток, но и почувствовать, как они любят меня. А может, встречу настоящую любовь. Подожду ещё. А вы все плохие, никто меня не любит из вас.
— Ну что за неженка, — сказал раздражённо Красный. — Делай своё дело и не мешай другим творить историю.
— Ты только и умеешь, что всем навязываться, — вступился Оранжевый карандаш. — Мне очень нравится Розовый, — сказал притворно Оранжевый.
Он лицемерил, потому что хотел хоть от кого‑то благосклонности, он знал, что Розовый добрый карандаш. Оранжевый только заметил Розового, потому что его непостоянство не позволяло ему строить отношения дружбы. Оранжевый карандаш очень талантлив, да и дети его очень любят. Одни апельсины чего стоят!

Думаю, у многих возникло желание узнать, что же было дальше. Действуйте, читайте Нину Стефанович!

Очень умна сказка-притча о цветных карандашах, автор которой пишет под псевдонимом Флэтчер.

Жили-были в старой картонной коробке десять разноцветных карандашей: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, белый и чёрный. Жили они дружно, всегда вместе брались за работу, рисовали красивые, яркие картинки и никогда не ссорились.
Но вот однажды Красный Карандаш сказал:
«Я самый главный из вас, потому что я самый яркий! Я могу нарисовать красный огонь, красное солнце, а вы не можете!»
«Зато я могу нарисовать жёлтое солнце, лимон, морской песок, а вы не можете! Значит, я самый главный!» — возразил Жёлтый Карандаш.
«Нет, — сказал Зелёный Карандаш. – Я самый главный! Только я могу нарисовать зелёную траву, кузнечика, крокодила, а вы не можете!»
«А я могу нарисовать чёрную ночь, а ещё могу закрасить всё, что вы ни нарисуете, и будет одна сплошная чернота!» — громко закричал Чёрный Карандаш.
Долго спорили карандаши. Каждый говорил, что он самый главный. Решили они покинуть родной дом — старую картонную коробку — и отправиться странствовать по свету. Каждый пошёл в свою сторону в гордом одиночестве.
Красному Карандашу повстречалась яркая бабочка-махаон. Захотел он её нарисовать, но у него получилась красная бабочка, совсем не похожая на настоящую. Огорчился Красный Карандаш.
Жёлтый карандаш увидел на своём пути волшебный цветок — цветик-семицветик. Попробовал было он его нарисовать, но у него получился жёлтый цветок на жёлтом стебле с жёлтыми листьями, совсем не похожий на сказочного красавца. Заплакал Жёлтый Карандаш.
Зелёному Карандашу попалась на пути яркая спелая клубничка. Стал рисовать её карандашик, и вышла у него клубничка совсем неспелая, зелёная. Загрустил Зелёный Карандаш.
А Чёрный Карандаш и вовсе что ни пытался нарисовать, всё у него было чёрным, как ночь.
Долго бродили в одиночестве наши герои. И вот однажды после дождя вышли они все одновременно на широкую лесную полянку. Очень обрадовались братья-карандаши друг другу, стали обниматься и радоваться, что они снова вместе. Вдруг тучки рассеялись, выглянуло яркое солнышко, зазеленела изумрудная травка, запестрели цветы, запорхали яркие бабочки, и на голубом небе раскинулась коромыслом разноцветная радуга-дуга. Обрадовались карандаши и, недолго думая, дружно взялись за дело. Каждому нашлась своя работа, никто не остался в стороне. Вскоре у них получилась яркая сказочная разноцветная картина, которая выглядела, как живая. Посмотрели на неё карандаши и ахнули от восхищения.
А солнышко в небе улыбнулось и ласково сказало:
«Вот видите, как важно держаться всем вместе! Каждый из вас хорош по‑своему, но только вместе вы можете творить чудеса!»

Представляет интерес книга Жана-Габриэля Косса «Цветные карандаши».

В один далеко не прекрасный день люди, проснувшись, обнаружили, что всё вокруг стало чёрно-белым. Все краски исчезли. Никто, конечно, не умрёт из‑за того, что небо светло-серое даже в солнечный день, а листва на деревьях свинцового оттенка. Просто с исчезновением цвета и жизнь почему‑то утратила вкус. Чтобы выяснить, откуда взялась эта напасть, и избавить человечество от наступившей депрессии, бывший работник фабрики цветных карандашей Артюр и незрячая журналистка Шарлотта затевают расследование, которое столкнёт их с нью-йоркским таксистом, обитателями дома престарелых и даже бандитами из китайских триад… Эта весёлая и остроумная книга заставит читателя новыми глазами взглянуть на привычный окружающий мир.

Знаете ли вы, что у каждого карандаша есть свой характер? И что вся радужная гамма цветов состоит из трёх основных — красного, жёлтого и синего? Как раз об этом книга Тамары Михеевой «Жили-были карандаши». Весёлая история Тамары Михеевой с яркими иллюстрациями Ольги Брезинской познакомит вас с семилетним Волшебником и его чудесными друзьями-карандашами, расскажет, что такое цветовой круг, как получается тот или иной оттенок и как все они сочетаются друг с другом.

Книга «Жили-были карандаши» понравится читателям всех возрастов, ведь она призывает творчески мыслить, фантазировать и находить решения самых сложных задач с помощью воображения.

«Жили-были карандаши» Тамары Михеевой — это детская сказка про жизнь карандашей, из которой можно узнать много полезной информации о цветах и рисовании.

В книге 10 историй и заключительная часть «Карандаши на пенсии». Приведу первые три, так сказать, для затравки и заключительную «Карандаши на пенсии». Думаю, для чтения остальных семи историй вы обязательно найдёте время.

История 1

Жили-были, поживали Красный, Синий и Жёлтый. Жили они в узкой жестяной коробке из‑под конфет. Коробка стояла на столе у одного Волшебника. Волшебнику было семь лет, он дружил с Красным, Синим и Жёлтым и очень любил с ними играть.
С Красным он играл в закат, пожар и как спасает друзей в маковом поле.
С синим в шторм, прыжки с парашютом и как собирает васильки для мамы. С Жёлтым – в пустыню, продавца дынь и солнечный день на пляже.

История 2

Однажды Синему наскучило рисовать васильки, почтовые машины, реки-озёра и даже небо. И он отправился в гости к Жёлтому.
— Давай, Жёлтый, вместе что‑нибудь нарисуем.
— А что?
— Ну вот я буду рисовать море, а ты пляж. Нашему Волшебнику очень нравится на пляже у моря играть.
— Ну, давай, — согласился Жёлтый.
— И стали они рисовать. Только очень торопились, потому что каждому хотелось лучше другого сделать. Поэтому Синий иногда налезал морем на песок, а Жёлтый свой пляж почти в прибое рисовал.
— Ух ты! – сказал вдруг Синий. — Смотри, что получилось!
— Присмотрелся Жёлтый и увидел, что там, где они с Синим смешались, кто‑то новенький получился. Радостный такой, яркий.
— Здравствуйте, — сказал новенький. — Я Зелёный. Я всегда получаюсь там, где Синий с Жёлтым смешиваются.
— А ты теперь всегда с нами будешь? – спросил Жёлтый.
— Всегда. А вы меня с Волшебником познакомите?
— Конечно!
Так Волшебник подружился с Зелёным и играл с ним в битву жуков в высокой траве и сбор арбузов на бахче.

История 3

Вообще‑то Красному не очень хотелось играть. Все эти кружения, верчения и смешивания казались ему большой глупостью. Он и так себе нравился.
— Ты что! – закричал тогда Синий. – Ведь получается кто‑то совсем новый!
— А если не получится?
— Получится!
И Красный согласился попробовать.
Этот новый получился очень красивый. Такими бывают сливы, которые любит Волшебник, сирень, которую любит мама Волшебника, и шарф, который носит папа Волшебника.
— Меня зовут Фиолетовый, — робко сказал новичок.

Карандаши на пенсии 

Красный, Синий, Жёлтый и другие карандаши рисовали каждый день. Острый канцелярский нож, их добрый друг и врач, не успевал затачивать то одного, то другого. Карандаши становились всё меньше и меньше ростом. И однажды стали такими крохотными, что Острый канцелярский нож уже не смог их наточить. Тогда Волшебник достал старую жестяную коробку из‑под конфет.
— Теперь вы на пенсии, — сказал он. – Вы сможете снова жить в этой коробке и рассказывать друг другу истории о своей молодости.
И Волшебник бережно сложил маленьких карандашей-старичков в коробку.
— Да-а, — вздохнул Красный. – Было время. Какие пожары я устраивал!
— Какие океаны я разливал! – подхватил Синий.
— Какие пустыни я творил! – не отставал Жёлтый. – Но больше всего мне нравилось рисовать одуванчики.
Все остальные карандаши стали наперебой вспоминать свои лучшие картины.
Волшебник улыбнулся.
У него был новый набор цветных карандашей и большая коробка акварельных и акриловых красок.
А ещё этюдник, коробка с углём, сангиной и сепией.
И вдобавок – целая папка бумаги и букет кисточек разного размера.
Волшебник вырос и стал художником.

«Цветные карандаши» Юлии Роскошь – это поучительный рассказ для ребят, повествующий на примере карандашей о том, что нет лучших и худших, а в каждом есть своя польза и прелесть.

Однажды в один замечательный день девочке Полине захотелось порисовать, она открыла альбом для рисования и достала из коробки цветные карандаши. Красный, синий, зелёный, жёлтый… глаза разбежались! Такие яркие и красивые цвета! Но какого же цвета карандаш взять сначала? Какой из них самый лучший? Какой важнее? Ох, как же сложно выбрать! Девочка вертела в руках карандаши и никак не могла определиться, карандашом какого цвета начать рисовать.
— Полина, пойдём обедать! – вдруг раздался голос мамы из кухни.
— Сейчас! – крикнула в ответ девочка и, бросив карандаши на столе, убежала на зов мамы.
А тем временем… 
И тут все карандаши, перебивая друг друга, стали ещё сильнее спорить, кто же из них всё‑таки самый лучший. Каждый карандаш дорисовывал детали на рисунке и пытался показать их остальным, но все карандаши не слышали друг друга.
Они толкались на альбомном листе и никак не могли договориться между собой.
Неизвестно, чем закончилось бы дело, если бы наконец в комнату не вернулась Полина. Карандаши тут же прекратили спор и замерли около рисунка в ожидании того, что же будет дальше. Девочка, напевая песенку, подошла к столу и увидела в альбоме рисунок. Она удивленно ахнула, взяла в руки альбом и с любопытством разглядывала рисунок.
Карандаши лежали смирно и с волнением ожидали, какой же цвет на рисунке больше всего понравится Полине.
Внимательно рассмотрев рисунок, девочка восхищённо сказала:
— Ух ты, вот это да! Какой замечательный рисунок! Какой прекрасный луг с цветами и ягодами, красивое озеро и яркое солнце с пушистыми облаками! Как же все вместе это красиво и гармонично! И всё в этом рисунке важно!
Вдруг Полина притихла и призадумалась:
— Это что же получается? У каждого карандаша цвет по‑своему хорош, без какого‑либо цвета не получился бы такой прекрасный рисунок…
После этих размышлений девочка захлопала в ладоши и радостно воскликнула, сделав вывод:
— А это значит, что все-все цвета самые лучшие и важные! Все они по‑своему прекрасны!

Рассказ специально передан не в полном объёме. Постарайтесь его от слов «А тем временем…» прочитать самостоятельно.

Когда я работал учителем в школе, то цветные карандаши очень помогали изучать, к примеру, темы «Прямая речь», «Косвенная речь», «Диалог». Какие красивые и умные диалоги получались, когда за каждым учеником закреплялась роль карандаша того или иного цвета. Ребята с удовольствием погружались в сочинительство на тему «Разговор цветных карандашей». Такие творческие работы обогащали словарный запас, побуждали искать и находить подходящие ассоциации, обыгрывать их. Слушать и читать детские сочинения было одно удовольствие. Прилагательные, обозначающие сочетание или оттенки цветов, — это благодатный материал при изучении сложных прилагательных. Такие слова в русском языке пишутся через дефис: светло-серый, золотисто-синий, чёрно-белый, нежно-розовый, тёмно-синий, бледно-зелёный, светло-бежевый. Так, Валентин Серов, используя оттенки нежно-розовых и пастельных тонов, сумел передать очарование Верочки Мамонтовой в своей знаменитой работе «Девочка с персиками». Широко применяют такие прилагательные писатели в своём творчестве.
 

Не могу не предложить вашему вниманию понравившиеся мне два стихотворения на праздничную тематику.

Максим Танк

Цветные карандаши 

Сам Дед Мороз в блестящей шубе
Пришёл на вечер новогодний.
Он всем ребятам в школьном клубе
Подарки раздаёт сегодня.
Кому забавные игрушки,
Кому конфеты золотые,
Кому лото, кому хлопушку,
А мне — карандаши цветные.
Двенадцать штук! И всеми можно
Нарисовать, что ты захочешь.
Вот белый цвет — снежок морозный,
Вот чёрный — краска летней ночи.
Вот голубой — небесный полог,
Зелёный — лес в своём уборе,
А жёлтый — золотое поле,
А тёмно-синий — волны моря.
Но красный цвет — любимый самый!
Недаром в песнях был воспет он.
Ведь наши звёзды, наше знамя
Пылают ярким красным цветом!

Марина Корнеева

Цветные карандашики

Цветные карандашики
С утра все были целы.
Альбом взяла Наташенька
И принялась за дело:
Щенки, ромашки, домики
И всяческие птички
В Наташином альбомчике
Заполнили странички.
Вот только карандашиков
Всё время убывало,
Как будто их Наташенька
В картинках забывала.
Когда Наташа с бабушкой
Гулять засобиралась,
Всего два карандашика
На месте оказалось.
По комнате немедленно
Пришлось устроить поиск:
Нашли давно потерянный
От сарафана пояс,
А вот — пропавший осенью
Игрушечный барашек
И за диван заброшенный
Зелёный карандашик!
А под кроваткой – красненький,
А синенький – под стулом…
По всем углам опасливо
Наташа заглянула…
Везде, за день уставшие,
Испачканные пылью,
Карандаши Наташины
Лежали и грустили.
Почистив аккуратненько,
Сложила их в шкатулку…
Но не успеть Наташеньке
Сегодня на прогулку.

И в заключение – песня Григория Гладкова на стихи Владимира Приходько из мультфильма «Коробка с карандашами».

Помните?

Вот она перед вами, коробка с карандашами,
В неё совершенно свободно помещается что угодно.
В коробке с карандашами горы и океаны,
Гномы и великаны, кот с большими усами.
В коробке с карандашами живёт зелёная ёлка,
Её украшали долго хлопушками и шарами.
В коробке с карандашами заяц бежит вприпрыжку,
Он догоняет мишку с плюшевыми ушами.
В коробке с карандашами подснежник снег пробивает,
И в ручье проплывает кораблик под парусами.
В коробке с карандашами недавно прошёл дождик.
Любуйся теперь, художник, радугой над лесами.
В коробке с карандашами жёлтое солнце пляшет
На жёлтом песчаном пляже с весёлыми голышами.
В коробке с карандашами цирк как обычно полон,
Идёт по канату клоун, жонглируя обручами.
В коробке с карандашами дети спешат на площадь,
И на ветру полощут флаги над малышами.
Вы всё на свете найдёте в коробке с карандашами,
Когда рисовать начнёте, вы это поймёте сами,
Когда рисовать начнёте сами…

Каждый цветной карандаш оставляет на бумаге свой яркий и неповторимый след, создавая общую картину. Они всегда дополняют друг друга, так что картина — это совместный труд всех цветных карандашей. 
 

Кадр из мультфильма «Коробка с карандашами» (режиссёр Владлен Барбэ, художник-постановщик Елена Косарева, творческое объединение «Экран», 1985 г.) Кадр из мультфильма «Коробка с карандашами» (режиссёр Владлен Барбэ, художник-постановщик Елена Косарева, творческое объединение «Экран», 1985 г.)

Как сделать праздник запоминающимся? Советую в этот день поздравить художников и преподавателей изобразительного искусства, устроить день творчества, поучаствовать в конкурсах, сделать подарок в виде набора карандашей. Читайте, пойте, смотрите фильмы про цветные карандаши!

Николай Рухленко
 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×