Так же с улицами городов, дорогами страны – пока транспорт по ним движется плавно, доставляя вовремя и с комфортом людей или товары, о транспортных потоках мало кто задумывается. А вот когда необходимые продукты не поступили в населённый пункт из-за плохой дороги? Или тысячи людей оказались в пробке и опоздали на работу? Или, что ещё хуже, случилась авария? Вот тогда вспоминают о тех, кто строит и обслуживает дороги.
«Дорожная одежда»
Да, строительство дорог – дело очень сложное. Но такое интересное! И, как любое большое дело, новая дорога начинается с проекта. Специалисты обследуют место, где предполагается строительство дороги, сделают необходимые измерения, возьмут пробы грунта. А для этого нужно знать и географию, и геологию, и геодезию. С географией ты познакомился в школе. И, наверное, знаешь, что все науки, начинающиеся с приставки «гео-», – это науки о Земле, ведь в переводе с греческого языка гео означает «Земля». Так что геология – это наука о происхождении и строении Земли, а геодезия – наука об измерении поверхности и свойств земной коры, исследовании её формы и размеров, гравитационного поля.
Собрав все данные, проектировщики сделают расчёты и нарисуют на бумаге или в компьютерной программе проект будущей магистрали. А для этого необходимо знать математику и начертательную геометрию и, конечно же, уметь работать в специальных компьютерных программах. Без этого никуда!
В зависимости от того, где будет проложена дорога, какие на неё предполагаются нагрузки (то есть как часто, на какой скорости и какого веса автомобили по ней будут двигаться), рассчитывается ширина и толщина трассы. В «дорожной одежде» – несколько слоёв: грунт (почва и минералы), гравий (измельчённые горные породы, мелкие камешки), песок и асфальтобетон. Все эти вещества обладают различными физико-химическими свойствами. А значит, нам нужно знать физику и химию!
Современные дороги должны выдерживать мощные нагрузки и скорости. И учёные – химики-технологи – разрабатывают новые рецепты производства «дорожной одежды». Например, в БГТУ имени В.Г. Шухова придумали такой асфальт, который может растапливать снег, и лёд на нём не образуется. Удобно? Конечно!
Удобно и красиво
Когда мы едем по трассе, хочется, чтобы она была не только ровной, но и красивой, чтобы удобными были развязки и указатели, а на автозаправке водитель мог не только заправить автомобиль, но и отдохнуть, купить необходимые товары. Эти задачи тоже решают строители дорог. Будущих специалистов-дорожников учат хорошо разбираться не только в технологии укладки «дорожной одежды», но и в технике. А её в строительстве дорог используется много: это экскаваторы, погрузчики, асфальто-укладчики, заводы по производству асфальтобетона и т.д.
А самое главное, дорожники берут на себя ответственность за жизни тысяч людей, которые будут пользоваться магистралями. Поэтому профессия дорожного строителя была и остаётся в большом почёте. И всегда много желающих получить её.
Быстро и безопасно
Какая связь между компьютерами и строительством дорог? Самая прямая! Ведь дорога должна быть не только ровной, прочной, выдерживающей большие нагрузки, но и безопасной. Поэтому дорожники пользуются компьютеризированными системами «дорога-автомобиль» и изучают современные информационные технологии.
«Логистика, безопасность движения, транспортное планирование – это захватывающе! – уверяет заведующий кафедрой эксплуатации и организации движения автотранспорта БГТУ имени В.Г. Шухова Иван Новиков. – Эти профессии появились относительно недавно – в 60-е годы прошлого века, когда автомобилей стало много».
Специалисты в этой сфере должны иметь хорошую память и аналитический склад ума, усидчивость, дисциплинированность. Пригодятся такие предметы, как математика, физика, химия, черчение, а также социальные и общественные дисциплины.
Полосатый жезл – это прошлый век
Времена, когда главным инструментом организации движения был полосатый жезл регулировщика, уходят в прошлое. Сегодня для этого используются компьютерные системы. Например, студенты «технолога» обучаются на специальных автомобильных тренажёрах, а ещё в вузе есть специальная дорожная лаборатория, с помощью которой проводят исследования транспортных потоков. С помощью автоматизированных систем студенты моделируют транспортные потоки, рассчитывают траектории движения транспорта. Компьютерная техника улучшает контроль и помогает в случае возникновения непредвиденных ситуаций.
А какое интересное направление – проектирование улиц! Вот ситуация: и дорога достаточно широкая, и покрытие ровное, новое, а машины стоят в пробке. А дорожная пробка – это не только потеря времени, но и значительный удар по экологии! Моторы стоящих в заторе автомобилей продолжают работать, выхлопные газы поступают в атмосферу, сжигается кислород. Эту проблему тоже решают на кафедре эксплуатации и организации движения автотранспорта БГТУ имени В.Г. Шухова.
…И детский автогородок!
А ещё студенты кафедры разъясняют взрослым и детям, как вести себя на дороге. В «технологе» есть детский автогородок с самыми настоящими улицами, переходами, светофорами. Здесь студенты обучают маленьких пешеходов, велосипедистов, водителей электромобилей правилам дорожного движения. Удовольствие от процесса получают и наставники, и воспитанники. Кстати, вы можете всем классом или группой детского сада прийти и потренироваться на этом замечательном полигоне!
Где этому научиться?
На «автодорожной» кафедре «технолога» ты можешь получить много интересных профессий. Они связаны не только со строительством магистралей, экспертизой и безопасностью дорог, организацией автоперевозок, но и с информационными технологиями. Здесь студентов учат строить не только дороги, но и аэродромы, мосты и тоннели. И учиться интересно, и работа тебя потом ждёт очень увлекательная!
Это интересно!
1. Кто не слышал выражение «все дороги ведут в Рим»? А ты знаешь, что древние римляне строили очень качественные и долговечные дороги? Толщина каменного слоя древнеримской магистрали доходила почти до метра, имела ширину в 11 метров и высокие отвалы и насыпи. Древнюю столицу с другими городами и государствами соединяло 29 рукотворных магистралей – в те времена в Рим действительно вели все дороги!
2. В великих древних империях труд дорожных конструкторов и инженеров-строителей был в почёте и высоко оплачивался. Конечно, самим строителям – рабам и наёмным рабочим – платили сущие копейки, но без их тяжёлого труда мир не увидел бы такие великолепные древние строения. Да и сама цивилизация, требующая коммуникаций, не смогла бы двигаться вперёд.
3. Наши предки тоже развивали дорожную инфраструктуру. Первые дорожные покрытия были каменными, деревянными, из щебня. Масштабное дорожное строительство в России началось во времена Петра I, когда по его указу была проложена магистраль между Москвой и Волховом, которая позже была доведена до Петербурга. Это была настоящая стройка века. Путь прокладывался не только по открытой местности, но и через непроходимые леса и болота. Строить дороги в России было сложно из-за нехватки качественных строительных материалов. Первые пути вообще были выложены из валунов, которые собирали в полях, или просто из дерева. А хорошему содержанию дорог мешали тяжёлые климатические условия: дождливая осень, суровые зимы, весенняя распутица и летний зной.