Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13:50, 01 сентября 2022
 131

В постоянном диалоге с учителем

Какие вопросы обсуждались на первом Всероссийском экспертном педагогическом совете

10 октября 2021 года на площадке Академии Минпросвещения России прошла первая очная встреча членов Всероссийского экспертного педагогического совета (ВЭПС), в которой участвовал министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Белгородскую область представляли три эксперта: директор Чернянской школы № 4 Ольга Безденежных, учитель физики образовательного комплекса «Алгоритм Успеха» Яна Вигантс и учитель русского языка и литературы гимназии № 3 г. Белгорода Алина Колотилова.

Участники заседания обсудили немало очень важных вопросов: воспитание в школе, реализацию обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов, цифровую образовательную среду, апробацию информационно-коммуникационной платформы «Сферум». Встреча членов ВЭПС проводилась в рамках Недели учителя, которая проходила в России с 4 по 10 октября и включала мероприятия, посвящённые популяризации профессии педагога.

Всероссийский экспертный педагогический совет был создан по инициативе Министра просвещения России в 2020 году. Набор в его состав проходил в форме открытого всенародного голосования. Со всей страны поступило 1779 заявок. В результате отбора в ВЭПС вошли 168 педагогов. Задача экспертного педсовета – более широко привлечь педагогов к обсуждению вопросов развития системы образования и воспитания. Эксперты внимательно изучают предложения, поступившие от педагогического сообщества, и дают подробные рекомендации по решению проблемных вопросов и реализации различных проектов.

Мы попросили белгородских участников Всероссийского экспертного педсовета поделиться впечатлениями об этом важном профессиональном форуме.

Ольга Безденежных: 

9 октября прошло пленарное заседание, которое провели в Академии Минпросвещения. Что обсуждалось?

1. Обновлённые ФГОС

Дмитрий Александрович Метелкин рассказал членам ВЭПС об обновлённых стандартах, которые вступят в силу с 1 сентября 2022 года, выделив при этом следующие ключевые моменты:

• обновлена нормативная база, приведена в соответствии с законом «Об образовании в РФ»;

• не поменялась идеологическая платформа, фундамент остался прежним;

• остаётся возможность выстраивать программу вариативно, ориентируясь на контингент обучающихся;

• конкретизированы условия педагогической деятельности, результаты;

• сохранена структура образовательной программы;

• весь ФГОС пронизан формированием навыков 21 века (фундаментальные знания, компетентности и личностные черты);

• предложены механизмы индивидуализации и персонификации;

• умышленно не созданы рабочие программы предметов углублённого уровня изучения, чтобы не ставить лишних рамок;

• на уровне требований сохраняется необходимость проектного подхода;

• впереди – разработка стандартов для среднего общего уровня образования и соответственно рабочих программ предметов этого уровня.

2. Воспитание и развитие личности ребёнка

Об этом говорила Наталия Леонидовна Селиванова. Она рассказала об общенациональном стратегическом приоритете в этой области. Спикер обратила внимание на потенциальные риски в системе воспитания:

• утрата вариативности воспитания;

• сведение воспитания к реализации лишь одного направления воспитания;

• организация воспитания как реакции на возникшее сиюминутные проблемы;

• утрата владения педагогами определёнными воспитательными методиками;

• непродуманное введение инноваций в воспитательный процесс;

• преобладание количественных оценок в оценивании качества воспитания.

Отмечалось, что новая образовательная программа по воспитательной работе и советники директора по воспитательной работе призваны помочь наладить работу в этом направлении.

3. Возможности «Сферума»

«Сферум» уже объединил порядка миллиона пользователей. Платформа даёт возможность не только организовать видео-конференц-связь, но и наладить коммуникацию между представителями разных школ и регионов. Специалисты могут обмениваться различными материалами, документами, обеспечивать общение с учащимися. В «Сферуме» можно записывать уроки, вести трансляции мероприятий, проводить совещания и родительские собрания. Школьники, которые по тем или иным причинам не смогут посещать уроки, получат возможность подключаться к занятиям в онлайн-формате. Для учителей на платформе будет запущен проект с психологическими консультациями.

4. Отрытая дискуссия членов Совета с участниками смены Всероссийского детского центра «Орлёнок»

Участники Всероссийского юношеского педагогического форума приняли участие в онлайн-встрече с членами ВЭПС. Ребята обсудили волнующие их темы, задали вопросы о развитии педагогической сферы, цифровизации образования, трудностях педагогической деятельности и мотивации профессионального роста.

Очное заседание Совета 10 октября прошло под руководством председателя Совета — Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова. Участники обсудили вопросы развития цифровой образовательной среды, «белого» интернета, воспитания в школе и реализации обновлённых ФГОС. В заключение Сергей Кравцов ответил на вопросы членов Совета.

Отмечалось, что в рамках ЦОС создаётся федеральная государственная информационная система «Моя школа», которая будет включать огромный объём информации от всех российских школ и позволит объединить сразу несколько сервисов и баз данных. Одним из сервисов ЦОС является «Сферум», на базе которого уже активно проводятся конференции.

Министр просвещения Сергей Кравцов подчеркнул, что за полтора года своей деятельности ВЭПС дал новый импульс работе всего образовательного сообщества России, и поблагодарил членов совета за работу.

«Благодаря нашей совместной работе мы смогли решить много важных вопросов: уменьшение отчётности в работе педагогов, систематизация оценочных процедур, повышение статуса педагога, формирование единого образовательного пространства, создание рабочих программ по обучению и воспитанию, – отметил министр. – Наша задача – быть в постоянном диалоге с учителем. Мы должны понимать проблемы, которые есть у педагогического сообщества, и затем вместе принимать необходимые решения. Мы надеемся на вашу активную позицию и обратную связь. Вы – наши помощники и союзники, а мы со своей стороны работаем для вас».

Члены ВЭПС задали министру в ходе открытой дискуссии ряд вопросов: об оснащении школ новым оборудованием, о возможности получения учителями «Пушкинской карты», о запуске проекта по обучению родителей воспитанию детей, о документарной нагрузке учителя, в том числе о переписи детского населения, о сокращении огромного потока конкурсных мероприятий и перевода их в более качественное русло, об устранении формального подхода к воспитательным мероприятиям.

В конце заседания представитель ВЭПС от Республики Дагестан Аида Шакировна Касумова озвучила от лица всех членов Совета вопрос повышения заработной платы. Учителя из разных регионов имеют принципиально отличающуюся заработную плату: в одних она может достигать ста тысяч рублей, в других же при такой же нагрузке учитель получает до двадцати тысяч. Члены Совета обратились к министру с просьбой разработать единый подход к расчёту и начислениям стимулирующих выплат педагогам.

Кроме того, члены Совета приняли участие в секциях и мастер-классах экспертов Академии Минпросвещения России, которые прошли на площадках «Кванториумов», а также посетили с экскурсиями мультимедийную выставку «Роль учителя в истории России» и инновационно-образовательный комплекс «Техноград»; приняли участие в торжественном мероприятии, посвящённом Дню учителя, которое прошло в Государственном Кремлёвском дворце.

Алина Колотилова:

Первый день работы форума открыла пленарная сессия, на которой обсуждались актуальные вопросы современной образовательной повестки. Одной из тем профессионального диалога стала апробация информационно-коммуникационной платформы «Сферум» в российских школах. Директор по связям с вузами в Mail.ru Group, заместитель генерального директора СП «Цифровое образование» Сергей Марданов рассказал, что платформа «Сферум» объединила около миллиона пользователей. Он пояснил, что этот ресурс даёт возможность не только организовать видео-конференц-связь, но и наладить коммуникацию между представителями разных школ и регионов. Специалисты могут обмениваться различными материалами, документами, общаться с учащимися, а до конца года планируется дать доступ к «Сферуму» и родителям.

Сергей Марданов уточнил, что функционал платформы постоянно расширяется и дополняется в зависимости от актуальных потребностей системы образования. Например, школьники, которые по тем или иным причинам не могут посещать уроки, имеют возможность подключаться к занятиям в режиме онлайн. Существует также опция записи уроков и организации трансляции из школы при проведении различных мероприятий. Можно проводить онлайн-совещания, родительские собрания и другие мероприятия. Кроме того, в «Сферуме» для учителей будет запущен проект с психологическими консультациями.

Как рассказал Сергей Марданов, войти в «Сферум» может каждая школа, для этого необходимо написать заявку, затем муниципалитет добавит школу, и потом администраторы верифицируют учителей, а учителя добавляют в класс детей и могут присоединить родителей. Все онлайн-коммуникации безопасны и комфортны.

Открывая второй день очного заседания Сергей Кравцов заявил, что Всероссийский экспертный педагогический совет за время своей деятельности дал новый импульс работе всего педагогического сообщества России. По словам министра просвещения, мы смогли решить много важных вопросов, которые касаются, например, уменьшения отчётности в работе педагогов, систематизации оценочных процедур, повышения статуса педагога, формирования единого образовательного пространства, создания рабочих программ по обучению и воспитанию. А в ближайшее время планируется создать экспертный совет при профильном комитете Госдумы. В этот совет могут войти лауреаты конкурса «Учитель года России» и представители ВЭПС.

Яна Вигантс:

26 августа 2020 года Министр просвещения РФ заявил о создании Всероссийского экспертного педагогического совета. Я решила подать свою кандидатуру (на тот момент я представляла Чукотский автономный округ). И каково было моё удивление, когда я прошла отбор и вошла в состав Совета. На протяжении года прошли четыре онлайн-заседания Совета под руководством Министра просвещения. Мы обсуждали актуальные вопросы системы образования: поднимались вопросы о трудностях, с которыми столкнулись все участники образовательного процесса в режиме дистанта, об уменьшении документарной нагрузки на учителя, вопросы по улучшению школьного образования, оплаты труда педагога и профессионального роста учителя. Мы сразу же создали свою группу в соцсетях, где стали обмениваться профессиональными находками, новостями в сфере образования и просто делиться положительными эмоциями. Но, конечно же, никогда виртуальное общение не заменит реального. Я, как и большинство педагогов, рада была узнать о том, что в октябре состоится пятое заседание Совета в очном формате. И знаете, какая была первая фраза Сергея Кравцова, когда он вышел на сцену? 

«Здравствуйте. Как долго я ждал этой встречи!»

В течение первого дня на пленарном заседании были рассмотрены вопросы об обновлении содержания общего образования, о создании и апробации платформы «Сферум», мы познакомились с опытом белорусских коллег в области образования в интересах устойчивого развития. Для нас было выделено время для знакомства и общения, где педагоги могли познакомиться, пообщаться и обсудить наболевшие вопросы, поделиться своим опытом. Но самое тёплое и приятное воспоминание от этого дня в сердце каждого педагога оставила встреча с учениками Всероссийского детского центра «Орлёнок». В формате онлайн-совещания ребята, которые заинтересовались профессией учителя, задавали нам вопросы. Это было очень интересно и здорово. Дети задавали настолько разные и порой неожиданные вопросы, такие как: «Заменят ли когда‑нибудь учителя роботы?», «Сложно ли быть учителем?», «Что должен знать современный учитель?»

Было очень здорово общаться с ребятами, рассказывать им об учительском труде, о положительных моментах и о тех трудностях, с которыми им придётся столкнуться при выборе профессии педагога.

А во второй половине дня мы работали по секциям. Я попала в группу, где эксперт Академии Минпросвещения России Юлия Мукосеева провела мастер-класс «Школа, которая учит думать». Было интересно оказаться в роли ученика и познакомиться с разными приёмами для формирования понимания определённых знаний: это и круги Эйлера, и дополнение ментальной карты, и вставка ключевых слов.

10 октября мы посетили инновационно-образовательный комплекс «Техноград», а затем состоялось пятое заседание Совета в очном формате. 

На заседании были рассмотрены вопросы о цифровой образовательной среде. Членов совета познакомили с разработкой единой IT-платформы для российских школ на базе новой геоинформационной системы «Моя школа». На этом ресурсе планируется объединить такие цифровые образовательные сервисы как школьный дневник и журнал, расписание занятий, библиотека учебных материалов, система поддержки проектной деятельности и портфолио учеников. Также будет создана платформа для проведения родительских собраний в режиме онлайн. Нам представили верифицированный цифровой образовательный контент, сейчас идёт работа над его наполнением и апробация материалов. Проект интересный и заслуживает внимания. Членам Совета предложили принять участие в разработке материалов. Поднимался вопрос о системе воспитания в школе и введении новой должности советника директора по воспитательной работе. И после рассмотрения и обсуждения вопросов, запланированных в рамках проведения заседания, педагогам дали возможность задать вопросы Министру. Вопросов было много и в основном эти вопросы волнуют педагогов из всех регионов России:

• о сокращении документарной нагрузки на учителя;

• о сокращении количества конкурсных мероприятий и предоставлении отчётов;

• о запуске проекта по воспитанию родителей и привлечению их к процессу воспитания;

• о поднятии престижа профессии.

В конце заседания Сергею Кравцову задали вопрос, который не оставил равнодушным ни одного педагога страны. Это вопрос повышения заработной платы и просьба разработать единый подход к назначению стимулирующих выплат. 

Мы все понимаем, что быстрого решения проблем и ответов на все вопросы мы сразу не получим. Но нас услышали, мы заявили о себе, рассказали о проблемах на местах, а это уже первый шаг на пути решения проблем в сфере образования. 

От себя лично хочу добавить, что, познакомившись с коллегами лично, я ещё раз убедилась в том, что педагоги – это креативные, открытые и доброжелательные люди, всегда готовые прийти на помощь, подсказать, поддержать. Сейчас я как член ВЭПС представляю Белгородскую область. И хочу поблагодарить коллег из Белгорода Юлию Белкину, с которой я познакомилась на конкурсе «Учитель года России — 2020», и Алину Колотилову, которая входит в состав Совета, за помощь и поддержку. Коллеги сразу откликнулись и рассказали мне о тонкостях работы учителя в Белгородской области и у меня не возникло сомнений в выборе места жительства и продолжении работы по призванию. 

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 7, 2021 г. 
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×