Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:12, 16 августа 2022
 459

Гимназии и лицеи: традиции и современность

Гимназии и лицеи: традиции и современностьФото: Лицейские и гимназические балы стали доброй белгородской традицией
  • Статья

Деление профильных образовательных учреждений на гимназии и лицеи уже прочно укрепилось в российском обществе. Всем понятно, что точным и естественнонаучным дисциплинам больше внимания уделяется в лицеях, гуманитарным — в гимназиях. Но все мы с детства помним о лицеисте Пушкине и о том особом учебном заведении, которое первым в России получило название «лицей». Невольно приходят мысли о том, достойны ли современные лицеи стать с ним в один ряд, что в них истинно лицейского остаётся в наши дни. А гимназии? С ними тоже было всё непросто… Сегодня мы хотим поразмышлять о том, какие традиции «старых» лицеев и гимназий сохранились до сих пор. Или не сохранились. И чем, в конце концов, отличается современный лицей от современной гимназии.

Но сначала – немного истории.

«Срастался он под сенью дружных муз…»

Слово «лицей» пришло в русский язык из немецкого, в немецкий — из латыни, а в латинский — из древнегреческого. В древнегреческом «Ликей» — это название гимназии, где учителями были Сократ и Аристотель. В Российской империи лицеями назывались привилегированные учебные заведения, охватывавшие программу обучения средней и высшей школы. Они предназначались главным образом для подготовки государственных чиновников. Всего в дореволюционной России существовало семь лицеев, но самый известный — это Императорский Царскосельский лицей, в котором учился Александр Пушкин. 

В древних Афинах название философской школе дал храм Аполлона Ликейского, покровителя муз, и Пушкин писал о союзе лицеистов: «Срастался он под сенью дружных муз».

Царскосельский лицей стал не только самым престижным учебным заведением XIX века, но и эталоном, на который продолжают равняться спустя столетия. Возвышенные умонастроения его воспитанников вот уже два века питают умы передовой молодёжи и служат источником вдохновения для людей, выбравших себе путь служения науке, искусству, общественному прогрессу. Уместно вспомнить слова Николая Карамзина о том, что «история есть завет предков потомству». Пушкинский лицей служит нам заветом на путях обновления образования. По оценкам международных экспертов, образование Царскосельского лицея признаётся одним из лучших в истории. И как система обучения лицеистов пушкинских времён не повторяла древнегреческую, так и современная не ставит своей задачей дублировать ту, что была создана при императоре Александре I.

И вот эта перекличка, уводящая от системы занятий, оценок, расписания и списка изучаемых предметов к высоким материям, позволяет понять главное, что наследует современный лицей от своих предшественников – это лицейский дух. 

«Доставить способы приличного воспитания…»

Изящным латинским словом Gymnasium в античности именовались помещения для гимнастических упражнений, спортзалы. Они были широко распространены в Греции, Египте, Сирии и других государствах Малой Азии, в которых укрепилась греческая и римская культуры. 

Несмотря на специфику, это были именно учебные заведения. Дело в том, что культура тех времен превозносила физическое образование над общим как один из путей достижения внутренней и внешней гармонии. Поэтому, так или иначе, как минимум половина учебных занятий приходилась на спортивные упражнения – как для юношей, так и для девушек. При этом в гимназиях вели свои беседы философы, риторы и другие учёные мужи. Ученики могли запросто беседовать с самыми выдающимися умами своего времени — Аристотелем, Платоном, Порфирием, Плотином и другими.

С распространением и укреплением христианства характер образования изменился. Гимназии как средние учебные заведения, более привычные нам, стали активно развиваться в Европе с XVI века. Они устраивались при монастырях, рыцарских орденах или известных домах по образцу древнеримских школ. Учились там только мальчики. Предметами преподавания в них были artes liberales: грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия, и три собственно философских предмета — логика, физика и этика. Из них грамматика, логика (диалектика) и риторика составляли trivium — обязательную основу. Остальные предметы составляли quadrivium, вторую ступень школьного образования, после которой следовало обыкновенно специально-богословское. Обучение в них начиналось с латинской грамматики и велось почти всё время на латинском языке. Ученикам читали в основном труды отцов Церкви и более поздние толкования Священного Писания. 

Вообще всё обучение было проникнуто средневековой схоластикой, которая соединяла в себе христианскую философию и логику Аристотеля. Эту христианскую составляющую стоит особо отметить и запомнить читателю. Она отчасти ушла из стен учебных заведений в эпоху Возрождения. В основе учебных программ остались только языкознание и естественные науки. Гимназии стали открытыми учебными заведениями для всех, кто хотел подготовиться к поступлению в университет. То есть они все‑таки имели некие элитарные черты, которые отличали их от обычных школ. Но, несмотря на существенные перемены, гимназия, по мысли известного германского педагога Михаила Неандера, сохранила своё стремление к всестороннему развитию человеческого духа. 

А теперь перенесёмся на несколько веков вперёд, в Россию. 2 мая 1701 года в Москве лютеранский пастор Эрнст Глюк открыл первую в нашей стране гимназию. По указу императора Петра I в учебном заведении по примеру античных школ большое внимание было уделено физической культуре: преподавали фехтование, верховую езду, греблю, стрельбу, парусное дело, и, конечно, игры и танцы. Последний предмет стал одним из ключевых для российской студенческой культуры, став зачинателем знаменитых балов. 

Вслед за этим учебным заведением открылись три русские гимназии в Петербурге, Москве и Казани. В них стали готовить детей к поступлению в университеты. 

В начале XIX века, с учреждением Министерства народного просвещения, гимназии стали открываться по всей России. Именно этот период мы знаем как время классической русской гимназии. В это время в расписание учеников возвращается христианская основа, и впервые одной из главных целей обучения становится «доставить способы приличного воспитания».

Отметим также, что почти половина гимназий в России были учреждены частными лицами, а руководителями в них стали не преподаватели, а попечители и их помощники. 

За несколько десятилетий русская гимназия пережила много изменений. Из числа предметов пропадали иностранные языки; то сокращался, то увеличивался учебный курс; происходило разделение по сословному принципу и способу учреждения. Однако упор на православное вероучение и изучения трудов святых отцов остались. Закон Божий, русский и церковнославянский языки (в принципе, как упор на гуманитарное образование) остались в основе программы каждого подобного учебного заведения.

Что ж, а теперь слово – представителям лицеев и гимназий

Кстати, сейчас в регионе действуют шесть гимназий (в Белгороде, Белгородском и Прохоровском районах, Старооскольском и Губкинском городских округах) и семь лицеев (в Белгороде, Старооскольском и Губкинском городских округах). 

«Отечество – девятый наш лицей!»

Слово – директору лицея № 9 г. Белгорода Елене Петренко

МИССИЯ ЛИЦЕЯ. Первый пункт устава Царскосельского лицея был о том, что целью образования является воспитание людей, способных претворить в жизнь необходимые для России перемены. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России — вот те качества, которыми должны были отличаться выпускники этого заведения.

Миссия лицея сегодня — подготовить высокообразованного, духовно богатого выпускника, идущего по собственному пути развития, готового своим талантом и способностями приносить пользу Белгородчине. 

Если в XIX веке главными в лицее были предметы гуманитарного цикла, то сегодня каждый лицеист понимает, что слова Ломоносова: «Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит», — больше не нуждаются в дополнительном обосновании. Изучение точных дисциплин на углублённом уровне открывает перед школьниками широкую дорогу в мир профессий. Именно поэтому в 9-м лицее, начиная с седьмого класса, математика становится профильным предметом. Также ученики получают возможность познакомиться с основами химии и программирования. Впоследствии лицеисты определяются с профилем, обучение выстраивается по индивидуальным образовательным траекториям. Ежегодно в октябре и июне в рамках профильной смены школьного лагеря организуется «погружение в предмет». Современный лицей даёт высокий уровень знаний по всем предметам – и профильным, и базовым, что подтверждается призовыми местами на Всероссийской олимпиаде школьников, вузовских олимпиадах, творческих и проектных конкурсах. 

Главным лицейским принципом, как и 200 лет назад, остаётся стремление к успеху не ради успеха, а ради совершенствования личности.

XXI век диктует свои правила: стираются границы между разными территориями и разными областями знаний. В 2019-м году лицей стал базовой школой РАН, что открыло перед лицеистами новые возможности. Использование ресурсов лабораторий вузов-партнёров (БГТУ им.Шухова, НИУ «БелГУ»), консультации ведущих учёных позволяют обучающимся осваивать современные методики решения экспериментальных и исследовательских задач и разрабатывать конкурентные на всероссийском уровне проекты. Наши ученики – постоянные участники образовательных программ центра «Сириус», проходят обучение в профильных выездных школах. 

МИССИЯ УЧИТЕЛЯ. Одной из главных ценностей в Царскосельском лицее было особое отношение педагогов к знаниям. Они не требовали зазубривать истины, а учили искать свои, думать самостоятельно. И ученики с благоговением и большим пиететом относились к личности такого педагога. Когда Пушкин в 1834-м году вручал Куницыну, преподавателю права, экземпляр «Истории Пугачёва», то подписал книгу так: «С преклонением и благодарностью». Именно Куницыну поэт посвятил строки: 

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень, 

Им чистая лампада возжена.

Трудно более точно и ёмко сформулировать миссию учителя в лицее сегодня: созидать личность через интерес к познанию.

Педагоги понимают, что для того, чтобы стать истинным авторитетом для нынешних лицеистов, нужно не просто повести за собой, а направить каждого вперёд, к собственным целям. Недостаточно быть просто хорошим специалистом в своём направлении. Участие в педагогических форумах, вебинарах, педагогических программах образовательного центра «Сириус», конкурсах педагогического мастерства даёт им огромный стимул к развитию.

МИССИЯ ТРАДИЦИЙ. У 9-го лицея свои крепкие педагогические традиции: на разных этапах его истории здесь преподавали педагоги-легенды, память о которых хранят поколения выпускников. И в нынешнем педагогическом составе немало учителей, получивших и профессиональные награды, и, в полном соответствии с высоким лицейским духом, благодарную память и признание у учеников и их родителей. Отрадно, что в коллективе много молодых педагогов, у которых есть именно такие ориентиры и наставники, ведь именно им предстоит сохранять и передавать традиции лицея будущим поколениям. 

Легендарное лицейское братство — образец крепкой дружбы, единства коллектива. К такому идеалу стремится и наш лицей. Под девизом «Вместе» мы стараемся жить и в период, когда социальной изоляции требует непростая эпидобстановка в мире. Вместе в школе, в классе – даже когда физически на расстоянии. В классе таким объединяющим центром становится классный руководитель, в лицее – совет старшеклассников, клуб активистов движения РДШ, которые организуют общелицейские дела, вовлекают лицеистов в городские, региональные, всероссийские акции. Ещё одним объединяющим центром стал клуб «Большой перемены», в котором объединяются творческие, активные, неравнодушные ребята. Второй год подряд они становятся победителями этого конкурса и приносят звание победителя лицею.

Традиции лицейского братства, многократно воспетые Пушкиным и его товарищами, по‑новому оживают для современных лицеистов. Поэт восклицал в знаменитом стихотворении: «Отечество нам Царское Село!» — а наши выпускники, перефразировав, повторяют: «Отечество – девятый наш лицей». Ведь с окончанием учёбы связь с лицеем не прерывается. Выпускники поддерживают младших товарищей, помогают в подготовке к экзаменам, олимпиадам и конкурсам, используя свой опыт участия в них и новые знания, полученные уже в вузе. Они проводят беседы, виртуальные и реальные экскурсии по своим вузам, и это помогает многим определиться с выбором профессии, представить себе яснее будущие цели жизни и уверенно идти к ним. И этот выбор не ограничивается естественнонаучным и техническим направлением: это управленцы и тренеры, дизайнеры и юристы, журналисты и актёры, экономисты и, конечно, педагоги, которые потом возвращаются в лицей, чтобы растить новые поколения. Кем бы ни стали наши выпускники и сколько бы ни прошло лет после выпуска, лицейская семья поддержит каждого, а каждый поддержит и сам лицей добрым словом, нужным советом, важным делом. И слово «семья» здесь используется не только в метафорическом значении, доброй традицией выпускников стало приводить своих детей и даже внуков в первый класс именно в 9-й лицей.

МИССИЯ ВОСПИТАНИЯ. Ещё в XVIII веке выдающийся деятель русского Просвещения Николай Новиков сформулировал такую мысль: «Процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов непременно от воспитания». В современной России необходимость «акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы» по инициативе Президента закреплена в законе об образовании. В лучших традициях русского и советского образования всегда была заложена идея гармонично развитой личности. Во времена Пушкина в лицее большое внимание уделяли гимнастике и изящным искусствам – в наше время ученик может выбрать любые из 29 объединений дополнительного образования и 54 — внеурочной деятельности. 

Но работа кружков, студий и секций – это лишь часть большой воспитательной системы, использующей все возможности, которые даёт современность. Вместо рукописной газеты – медиацентр, включающий в себя регулярные выпуски печатной газеты, школьное телевидение, сообщества лицея в социальных сетях. Для физического развития – и уроки, и тренажёрный зал, и фитнес-аэробика, и командные игры, и включённость в движение ГТО с первого по 11-й классы. Литературный уголок, расположившийся на втором этаже лицея, создаёт пространство для творчества и вдохновения, здесь проходят выставки творческих работ, интерактивные перемены, поэтические чтения. А на третьем этаже расположился настоящий художественный салон, где экспонируются работы белгородских художников и проводятся персональные выставки учеников лицея. Вокальные, хореографические, театральные способности помогают развивать не только кружки и студии соответствующих направлений, но и традиционные лицейские творческие фестивали, в которые вовлекается каждый.

Картинная галерея в холле лицея № 9 г. Белгорода Картинная галерея в холле лицея № 9 г. Белгорода / Фото: архив лицея № 9 г. Белгорода

Лицей в образовательном пространстве: какой он?

Слово – директору лицея № 5 г. Губкина Николаю Сергееву

МИССИЯ ЛИЦЕЯ. Главную задачу не только современного, но будущего лицея вижу в раскрытии способностей каждого ученика, воспитании порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьёзные цели и достигать их, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Это должен быть лицей, соответствующий целям опережающего развития, где ученики вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Основные черты лицея как образовательного учреждения: инновационное, профессиональное; цель — формирование интеллектуальной элиты.


МИССИЯ УЧИТЕЛЯ. На мой взгляд, «лицей будущего» будет строиться на двух постулатах:

•лицей должен быть местом, в котором каждый ученик ежедневно, ежеминутно будет осуществлять личностный рост;

•лицей — такое пространство, в котором каждому будет комфортно и интересно.

Таким образом, «лицей будущего» — это не просто школа, наполненная различными гаджетами и техническим оборудованием. Это постоянно развивающаяся среда, в которой все средства будут направлены на результат. И деятельность педагогов с применением педагогических технологий будет направлена на развитие каждого ученика.

Каждый найдёт интересное для себя дело, выполняя которое он почувствует себя «великим».

Уклад современной школы не может и дальше базироваться только на классно-урочной системе. Нужны такие новые формы деятельности, как исследовательская, проектная, управленческая, конструкторская, игровая. 

Современные дети живут в мире электронной культуры, в связи с чем роль учителя должна измениться. Он должен стать координатором информационного потока, но для этого учителю самому необходимо овладеть современными методиками и новыми технологиями в образовании, чтобы общаться с ребёнком на одном языке.

Для этого необходимо широкое внедрение информационных технологий в образовательный процесс, учебники на цифровых носителях, чтобы можно было когда угодно обратиться к любому учебному ресурсу. 

МИССИЯ ВОСПИТАНИЯ. Школа – это слово греческого происхождения, которое изначально означало «досуг», «праздность», и лишь позже обрело смысл учебного занятия. Целью школы всегда было давать знания. Но ещё в «Инструкции по образованию и воспитанию» Екатерины II от 13 марта 1784 года было записано:

«Во главе образования поставить нравственное воспитание, стремление к добру, физическому здоровью и развитию без всяких принудительных мер, чтобы учителя и воспитатели были лишь помощниками, облегчающими детям их самостоятельность. И вот тогда мы сравняемся с лучшими европейскими странами во всех свободных науках, а также обеспечим будущее нашим детям». 

«Мы не боремся с недостатками, мы развиваем достоинства!»

Слово — Валентине Котаревой, директору образовательного комплекса «Лицей № 3 имени С.П. Угаровой», г. Старый Оскол

МИССИЯ ЛИЦЕЯ. Совсем недавно, отвечая на вопрос: «Где и кем я работаю в настоящее время?», с гордостью ответила: «Я директор образовательного комплекса». На что услышала: «Третьего лицея?». Я немного растерялась, но быстро согласилась с этим утверждением, потому что учреждение, в котором я работаю директором уже 16 лет, имеет долгую историю: когда‑то это была школа № 3, потом гимназия № 3, техническая гимназия № 1, и в 2002 году образовательному учреждению был присвоен статус лицея. Именно лицей № 3 стал хорошо известен не только в городе, регионе, но и в стране. Значит, горожане так же, как и мы, знают историю становления сегодняшнего «Образовательного комплекса» — единственного в Старом Осколе общеобразовательного учреждения, включающего детский сад, школу и центр детского творчества. 

Я часто задаю себе вопрос, в чём же отличие лицея от других школ, и отвечаю: лицей – образовательное учреждение с особым стилем обучения, основанном на принципах фундаментальности знаний, их целостности, высокой культуры мышления в отношении любой информации и лидерской направленности. Лицейскими буднями для наших учащихся стала научно-исследовательская и проектная деятельность, возможность непосредственного приобщения к вузовскому обучению, широкий спектр участия в конкурсах самого высокого уровня, функциональная инфраструктура.

МИССИЯ УЧИТЕЛЯ. Лицей №3 – это школа, в которой интересно учиться детям и интересно работать учителям. Это учреждение, где активно используются и традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя методы обучения, и самые современные информационно-коммуникационные технологии. Для этого в образовательном комплексе имеется всё необходимое: мультимедийные проекторы, интерактивные доски, компьютеры, плазменные панели, лаборатория для изучения нанотехнологий и лаборатория 3D–моделирования, технопарк, интерактивный музей. В рекреационных зонах и холлах созданы комфортные образовательные пространства: Пушкинский зал, Зал Белгородоведения, Зал инженерного образования. Функционируют кабинет профессионального самоопределения, музей Хлеба, музей старой техники, музей «Леонардо», этнографический музей. Особой гордостью для меня является открытие в 2019-м году современного учебно-исследовательского Центра имени С.П. Угаровой. Такого высокотехнологичного оборудования нет ни в одной школе, а потому его двери открыты для любого учителя и учащегося города. 

Лицей № 3 – это школа Успеха: мы не боремся с недостатками, мы развиваем достоинства.

Это школа равных, но разнообразных возможностей. Мы утверждаем, что неуспешных детей нет. Успеха может добиться каждый. 

Традиционно лицей лидирует в олимпиадном движении не только города, но и области. В 2021 году педагоги подготовили 144 победителя и призёра муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников. Это в очередной раз подтверждает высокий уровень качества образования в лицее. 

Мы задумываемся сегодня о том, каким должно быть современное образование. На мой взгляд, оно заключается не столько в наборе академических знаний, сколько в умении школьника применять их в практической деятельности. Мы живем в век высоких технологий, поэтому задача школы – развитие инженерного мышления. Его основы закладываются в дошкольном возрасте. В отделении дошкольного образования наши педагоги знакомят детей с миром профессий, готовят их к восприятию технических наук, а в Центре детского творчества «Креатив» особой популярностью среди учащихся и родителей пользуются дополнительные общеразвивающие программы «3D-моделирование и проектирование», «Программирование на языке Python». В январе 2020 года в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» на базе комплекса прошла каникулярная профильная смена «Кампус», где подростки получили уникальный опыт и компетенции, которые востребованы в цифровом глобальном мире. 

Особенно меня радует, что наши ученики проявляют себя не только в науке, но и в искусстве и спорте. Фойе школы украшают кубки чемпионов муниципальных, региональных и всероссийских соревнований по разным видам спорта. Своими победами на мировом уровне лицей прославляют как сегодняшние ученики, так и выпускники: Василий Макарский, Александра Бонарцева, Елизавета Артамонова, Михаил Юрьев.

МИССИЯ ТРАДИЦИЙ. «Образовательный комплекс «Лицей №3» имени С.П. Угаровой» – это школа, в которой создана особая, эмоционально привлекательная среда. Сюда стремятся жаждущие познания дети, здесь горят творчеством учителя. Ежегодно в День лицея 19 октября первоклассников торжественно принимают в лицеисты. Это день доверия и дружбы, искренности и понимания. 

Дух Пушкина витает на лицейских балах, в которых принимают участие учащиеся 10–11-х классов. На один вечер Пушкинский зал превращается в светский салон. Пары танцуют популярные в XIX веке полонез, польку, падеграс, вальс и играют в «Ручеёк». Бал – это добрая, яркая и красивая традиция.

Не за горами 2023-й, юбилейный для лицея год. А пока кипит жизнь: насыщенные уроки, научные конференции, КВН, интеллектуальные бои. Яркая атмосфера общешкольных праздников, выпусков школьной газеты и устного радиожурнала, конкурсов и мероприятий – вот, чем живут учителя и ученики лицея № 3.

День лицеистов в лицее № 3 им. С. Угаровой День лицеистов в лицее № 3 им. С. Угаровой / Фото: архив лицея № 3 им. С. Угаровой г. Старый Оскол

«Чаепитие у директора»

Слово – директору гимназии № 6 г. Губкина Сергею Вольвакову

МИССИЯ ГИМНАЗИИ. Примерно в середине XIX в. в либеральной российской прессе появилось и сразу стало весьма популярным выражение «голосование ногами» — так иронично, но весьма метко и своеобразно, сторонники отмены крепостного права характеризовали массовое бегство крепостных крестьян от своих помещиков в поисках лучшей доли…

Когда к нам в гимназию переходят талантливые и одарённые дети (как выясняется уже впоследствии) из других школ или с территорий муниципалитета, которые за нами не закреплены, именно с целью получить более качественное и конкурентноспособное образование, мы также, называем этот процесс «голосование ногами». Мы верны ценностям и традициям классического гуманитарного образования в России, и развиваемся в нужном направлении…

се, кто хотя бы поверхностно знаком со вступившим в силу в декабре 2012 г. новым законом «Об образовании в РФ», прекрасно осведомлены о том, что он попросту устранил статус «Гимназия» из правового поля современной России. В целом классификация учебных заведений в стране значительно упростилась, и формально, все школы, гимназии и лицеи стали именоваться общеобразовательными организациями без разделения на виды. Очевидно, по замыслу законодателей, унификация средних учебных заведений призвана повысить качество обычных школ, «подтянуть» их до уровня элитных. К тому же одинаковые школы легче проверять на основании общепринятого стандарта, а для чиновников это крайне важная составляющая их любимой работы.

МИССИЯ УЧИТЕЛЯ. Увы, славное гимназическое образование России, подарившее миру целую плеяду всемирно известных писателей и поэтов, музыкантов и художников, политиков и учёных, сегодня от нас находится на практически недосягаемом расстоянии. Но, слава Богу, есть субстанции, которые вырезать невозможно и даже «оптимизировать» весьма проблематично. 

Во‑первых, это неиссякаемый гимназический дух, очевидно, перешедший к современным учителям гимназии на уровне национального самосознания и основанный на вере в безусловное великое будущее России, которое немыслимо без качественного образования

Во‑вторых, это высочайшая степень ответственности всего педагогического коллектива гимназии перед обществом и государством за порученное нам дело образования и воспитания подрастающего поколения.

В‑третьих, это творческая и во многом инновационная деятельность всех без исключения участников образовательного процесса, в основе которой лежит не просто в высшей степени профессиональное отношение к своей основной деятельности каждого работника гимназии, но и, что весьма важно, выстраивание союзнических отношений с родителями и доверительно-благожелательных отношений с обучающимися.

… На моей книжной полке стоит монография Шалвы Амоношвили «Размышления о гуманной педагогике» (которую он подарил мне в рамках заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-96») с его личным автографом и кратким пожеланием: «Сергею Петровичу, молодому учителю, с пожеланиями пожизненного творчества и счастья». Очень кратко, ёмко и понятно. Если честно, до меня подлинный смысл написанного дошёл не сразу. Для его подлинного осознания потребовались годы работы в школе и немалый накопленный опыт, в том числе и руководителя гимназии. Зато теперь я могу с полным основанием согласиться с маститым педагогом современности в том, что успех в работе любого учителя, а учителя гимназии в особенности, возможен только при наличии в ней весомого творческого составляющего, а любимая работа и творчество способны любого человека сделать по настоящему счастливым.

Какой учитель должен сегодня работать в гимназии?

Если коротко, то это безусловная увлечённость собственным предметом, граничащая с «фанатизмом», но, конечно, не в ущерб учебной деятельности. Учитель гимназии должен неустанно стремиться далеко и осознанно выйти за рамки учебного процесса в интересах своих учеников (например, летние археологические и экологические экспедиции, зимние школы, летние лагеря изучения английского языка, СТЭМ-технологий и т. п.). Полагаем, что помимо широчайшего кругозора и общей эрудиции настоящий учитель гимназии может быть «погружён» в одну из вспомогательных дисциплин своего предмета (нумизматика, геральдика для историка, этимология или литературное краеведение для учителя русского языка и т. д.)

В организации внеурочной деятельности мы в гимназии стремимся к таким формам работы, которые идут от урока и одновременно обогащают этот урок в дальнейшем, делая его более насыщенным и качественным. Например, мы не просто вовлекаем своих учеников в исследовательскую деятельность, а стремимся организовать это так, чтобы эта деятельность стала важнейшей потребностью развития личности каждого ребёнка. 

Наша гордость — археологическое научное общество учащихся «Наследие», которое работает гимназии с 1995 года. Среди многих его целей и задач, пожалуй, важнейшая – научить детей навыкам научно-исследовательской работы. Мы целенаправленно привлекаем гимназистов к обработке «раскопочного» материала, подготовке и публикации главных практических результатов и теоретических выводов исследований. 
Юные археологи гимназии приняли личное участие в работе 25 научных археологических экспедиций. Проведено 17 археологических разведок Губкинского округа, в которых выявлено и занесено на археологическую карту Белгородской области 32 новых памятника, отмечены места отдельных находок.
По итогам археологических изысканий на базе кабинета истории создан и успешно функционирует паспортизированный археологический музей. 

Уже 14 лет обучающиеся нашей гимназии под руководством учителя географии Любови Булгаковой участвуют в межрегиональных экологических экспедициях школьников России, инициаторами которой являются «Учительская газета» и Межрегиональный клуб «Учитель года России». 

За последние пять лет наши гимназисты в течение летних каникул проводили исследовательскую деятельность на территории Южного Урала, Калининградской области, Пермского края, в республике Алтай. 

МИССИЯ ТРАДИЦИЙ. По завершению муниципального этапа олимпиад первые итоги мы подводим в форме «Чаепития у директора». Это мероприятие превратилось у нас в хорошую и добрую традицию. 

А в последний день третьей четверти у нас традиционно происходит «День гимназии» — уже официальная церемония чествования победителей и призёров предметных олимпиад. Здесь всё серьёзно: приглашение на сцену, вручение медалей, каждому награждаемому посвящён отдельный слайд презентации, тёплые слова благодарности и признательности, в зал приглашаются гордые за своих чад родители…

С 2010-го года в гимназии открыта «Галерея гимназической славы», куда помещается информация о самых выдающихся достижениях наших учеников.

Мы прекрасно понимаем, что если положительное отношение сформировано, то за ним обязательно последуют доверие, позитивные оценки, уверенный выбор и высокий рейтинг, что очень важно в насыщенной разнообразной информации публичной деятельности.

Смотр-конкурс на лучший казачий кадетский класс стал традиционный в губкинской гимназии № 6 Смотр-конкурс на лучший казачий кадетский класс стал традиционный в губкинской гимназии № 6 / Фото: архив гимназии № 6 г. Губкина

Гимназия: полёт ума и духа

Слово – методисту Православной гимназии № 38 во имя святого благоверного великого князя Александра Невского г. Старый Оскол Наталии Неляпиной и корреспонденту ИМЦ «Православное Осколье» Юлии Зиновьевой. 

МИССИЯ ГИМНАЗИИ. Какие ассоциации вызывает у вас слово «гимназия»? Скромные барышни в ученических платьях при строгой классной даме или великолепные балы при княжеских дворцах? А, может, вы представляете юношей, которые упражняются в метании дисков, попутно беседующих с философами об устройстве мира? И непременно кто‑то вспомнит школу в соседнем дворе, которая, на первый взгляд, не отличается от обычного учебного заведения за исключением причудливого названия… Удивительно, но почти все эти представления будут верны. И подтверждение тому – история нашей Православной гимназии.

В Старом Осколе существовало целых две женских гимназии. Первую учредили в 1874 году. Красивое старинное здание на улице Пролетарской (ранее улица носила название Успенской) до сих пор напоминает жителям об этом учебном заведении. Первоначально это была казённая (то есть под опекой государства) прогимназия с сокращённым (всего четыре года) сроком обучения. Изначально бучение было платным – 75 рублей в год, поэтому учиться в прогимназии могли только дети из обеспеченных семей. И в этом опять‑таки прослеживается некая элитарность, обособленность от обычных школ. 

В 1902 году прогимназия была преобразована в женскую гимназию с семилетним курсом обучения. В 1907-м году девочки получили возможность учиться здесь восемь лет. Гимназия просуществовала вплоть до 1918-го года. Позже на её базе был создан Старооскольский педагогический техникум.

Образцовым примером женской гимназии стало частное учреждение для девочек, которое было открыто в Старом Осколе в 1910-м году. Его учредила жительница города Лидия Александровна Бирилева на свои собственные сбережения. Эта удивительная женщина родилась в состоятельной семье, получила образование в Институте благородных девиц в Смольном и удачно вышла замуж. Она могла бы наслаждаться роскошью и заниматься воспитаниям исключительно собственных детей. Но, памятуя о Смольном, она решила посвятить свою жизнь образованию юного поколения. 

Сначала Бирилева открыла младшие классы на улице Мясницкой в доме купца Тулинова. Ныне это улица Демократическая. Несколько позже была открыта гимназия по улице Курской (ныне улица Ленина). В частной гимназии учились дочери крестьян, купцов, представителей зажиточных слоёв населения. Плата за обучение составляла 40 рублей в год. За обучение французскому и немецкому языкам платили дополнительно ещё 5 рублей. 

Обе гимназии строили процесс в соответствии с государственными требованиями к учебным заведениям подобного типа: занятия начинались с 8 часов утра, урок длился 45 минут, каникулы были под Рождество и на Пасху и конечно, летние. Успехи учениц оценивались по пятибалльной системе. Первый урок начинался с чтения молитв. Учителей было немного, каждый вёл несколько предметов. Девочки относились к ним с большим уважением, их слово было законом.

После октябрьской революции большинство гимназий были упразднены. Их второе рождение случилось только после распада СССР. 

Конечно, сегодня, во времена новых ФГОСов, простому обывателю трудно понять отличие гимназии от обычной школы. Однако всё же время и реформы не совсем выхолостили индивидуальность учебных заведений такого типа. И это отчетливо видно при внимательном изучении учебных программ.

Прежде всего, любая современная гимназия делает ставку на более глубокое изучение отдельных предметов и введение дополнительных дисциплин. По многовековой традиции обычно это гуманитарные предметы — иностранные языки, литература. И опять подчеркивается преимущество перед обычной школой, та самая элитарность. При этом нагрузка на ученика в гимназии выше, чем в школе – вся организация учебного процесса действительно нацеливает ребенка на поступление в высшие учебные заведения. Высокие требования к гимназистам предполагают и особый отбор будущих учеников при поступлении. 

МИССИЯ ТРАДИЦИЙ. Самое главное, что унаследовала наша гимназия – это христианский стержень, незыблемую духовную основу. Начало учебного года – с молитвы, начало занятий – с обращения к Богу, изучение святоотеческого наследия и церковно-славянского языка, беседы со священнослужителями и постоянное участие в Церковных Таинствах… Это привычные будни учеников старооскольской православной гимназии. При этом в расписание входят все знакомые нам общеобразовательные предметы. А ещё – обширная внеурочная деятельность, которая включает участие в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, благотворительных ярмарках и гимназических балах (вот мы и вернулись к петровским временам!)

Немалую роль в воспитании юношей и девушек в гимназиях играло приобщение к изящным искусствам и этике. Традиционными для гимназистов стали Рождественские и Сретенские балы, а также выпускной бал. А к каждому празднику ученики и педагоги готовят концерт, в котором задействованы все от мала до велика. Большой творческий опыт позволил коллективу гимназии принять участие в двух крупных театральных проектах, реализованных на средства Фонда Президентских грантов. 

МИССИЯ УЧИТЕЛЯ. Жизнь нашей большой гимназической семьи не зацикливается только на религии. Из стен православной гимназии вышло несколько «стобальников» ЕГЭ и не один десяток выпускников получили аттестат с отличием. Ребята на протяжении многих лет становятся победителями предметных олимпиад разного уровня. А ещё гимназисты очень любят тематические турниры, посвящённые истории родной страны. Всероссийские конкурсы «Зерно Истины», олимпиады «Наше наследие», «Александровский стяг» давно стали покорёнными вершинами для старооскольцев. 

Инициаторами такой насыщенной учебной жизни стали учителя. Они неустанно разрабатывают новые подходы и придумывают новые учебные комплексы. При этом педагоги успешно сочетают современные технологии и классическую школу. И «странная, непонятная и занудная» история, православная культура и краеведение превращаются в любимые предметы. Яркий пример — программа по духовному краеведению «Свершения предков в наследие нам», завоевавшая победу на региональном этапе всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Её основу составили квесты и квизы – увлекательные путешествия и головоломки, в основе сюжета которых лежит история Старого Оскола.

МИССИЯ ВОСПИТАНИЯ. Несмотря на то, что обучение в православной гимназии бесплатное, будущие ученики и их родители проходят собеседование перед поступлением. Педагогам важно не просто отобрать талантливых детей, но увидеть в их семьях близость взглядов и устремлений. От этого напрямую зависит дальнейший внутренний рост ребёнка. 

Неудивительно, что многие учатся в гимназии буквально по наследству: за 23 года здесь выросли целые семьи (часть из них – многодетные), многие выпускники привели сюда учиться своих детей. Отметим, что большая часть учеников в дальнейшем связывает свою жизнь с Церковью – юноши поступают в духовные семинарии и становятся священнослужителями, девушки учатся хоровому искусству и регентскому делу, иконописи. И все они так или иначе спустя годы после выпуска продолжают общаться друг с другом и учителями. Такой же строгий отбор прошли при приёме на работу и сотрудники учебного заведения. Их объединяет не только высокая квалификация, но и единая вера.

«Ребёнок не должен видеть двойных стандартов, — уверена директор гимназии Елена Ивановна Гринева. — Большую ответственность мы возлагаем на родителей: именно семья и выполняет главную воспитательную функцию в сотрудничестве со школой. И нам, педагогам, религиозным нормам нужно учить не только на словах, но собственным примером».

Одно из важных направлений воспитательной работы – благотворительная и волонтёрская деятельность. Дети, их родители и учителя ежегодно проводят благотворительные ярмарки, устраивают сборы помощи социальным приютам, принимают участие в благотворительных акциях. Они не гордятся этим, но подчеркивают, что это часть их миссии, их жизненная позиция.

«Почему‑то многие считают, будто выпускники православных школ пассивные, «не современные» и к жизни в миру не приспособлены, — подводит итог директор гимназии Елена Гринева. — Спешу развеять это заблуждение. Наши выпускники – люди с активной жизненной позицией. И никаких трудностей в общении со сверстниками не испытывают».

 

 

 

Хор Старооскольской православной гимназии Хор Старооскольской православной гимназии / Фото: архив Старооскольской православной гимназии

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья» № 9 (21), 2021 г.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×