Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17:49, 08 апреля 2022
 Анастасия Долиненко, психолог, педагог, руководитель  медиашколы «Журфикс» (г. Белгород) 206

Мама, не дави!

Мама, не дави!Чтобы папы и мамы сами узнали, что чувствуют дети на экзаменах, в Белгородской области каждый год проводят акцию «ЕГЭ для родителей»Фото: Павел Колядин
  • Анастасия Долиненко, психолог, педагог, руководитель  медиашколы «Журфикс» (г. Белгород)
  • Статья
  • Анастасия Долиненко, психолог, педагог, руководитель  медиашколы «Журфикс» (г. Белгород)
  • Статья

Как НЕ НУЖНО настраивать детей перед экзаменами

Раздражительность, повышенная тревожность, нарушение сна – верные спутники школьников в ожидании государственного экзамена. И если в 90-е мы называли его «выпускной», то сегодня школьники характеризуют ОГЭ и ЕГЭ не иначе как «кошмарный», «ненавистный», «бессмысленный», «напряжённый», «утомительный», «нервный», «стрессовый»…

Подготовка к итоговому тестированию начинается задолго. К 9-му классу в копилке ребёнка непробиваемый арсенал установок: «Ты не сдашь!», «Это очень сложно», «ОГЭ покажет, кто чем занимался», «От ЕГЭ не сбежишь!», «Выйдешь со справкой!» и прочее. К 11-му классу подростки напоминают уставших от жизни взрослых, у которых не ахти как сложилось во всех направлениях.

Если к стрессовым аспектам, связанным с предстоящими экзаменами, подключить напряжённые отношения с родителями, то мы получаем полный комплект для депрессивных эпизодов, с которыми потом отправляемся к психологу. Чтобы не стать ещё одним раздражителем для ребёнка в этот период, давайте, дорогие родители, будем помнить о следующем.

 

1. Ребёнок в подростковом периоде часто испытывает серьёзный дискомфорт, наблюдая глобальные изменения своего тела. Выражения типа «Ты слишком худая», «Ты и так толстый», «Посмотри, сколько прыщей на лице», «Ты сейчас выглядишь, как бомж!» и в целом любые негативные высказывания относительно внешности моментально переключат его с подготовки к экзамену на процесс внутреннего недовольства собой.

2. Если вы, встречая подростка, с порога задаёте вопрос «Как дела в школе?», знайте о том, что в этот момент вы мысленно возвращаете его ко всем негативным моментам, которые случились за день. А они случились, поверьте. Лучше показать ребёнку, как вы рады его видеть и предложить отдохнуть после тяжёлого школьного дня. Упражняйтесь в вопросах, вызывающих позитивные воспоминания, например: «Кто сегодня порадовал тебя в школе?» или «Что заставило улыбнуться?»

3. Если вы видите, что подросток сидит в гаджете, не спешите ругать за бесцельное времяпровождение. Сначала убедитесь, что он не смотрит вебинар по подготовке к экзамену. 

4. Если к 15-летию ребёнка вы еще не избавились от привычки контролировать его каждый шаг, самое время поработать над собой. Постоянный контроль со стороны родителей часто трактуется как недоверие и раздражающий фактор. Позвольте подростку самостоятельно принимать решения, это укрепит его веру в себя.

5. Исключите фразы «ты должен/должна». Это дополнительное давление. «Ты должен мне сказать, в чём дело» всегда можно заменить на «Если захочешь поговорить, я буду на кухне и приготовлю нам чай». 

6. Не стоит исключать во время подготовки к экзаменам семейные мероприятия. Сейчас это именно то, что поможет ребёнку отвлечься, отдохнуть и почувствовать себя в безопасности. 

7. Обращайте внимание на физическое состояние: бледный цвет лица и круги под глазами – первый признак того, что подростку нужно взять тайм-аут и хорошенько выспаться. В истощённом состоянии ребёнок не способен усваивать новую информацию. 

8. Чаще спрашивайте подростка о том, чем он хочет заниматься, когда сдаст экзамены. Как представляет студенческую жизнь или просто жизнь после школы. Мысленно уносите его в тот период, когда все экзамены и переживания будут позади. 

9. Постарайтесь сами не растворяться в предстоящих экзаменах. Если ребёнок почувствует вашу тревогу, это будет для него дополнительным грузом. Серьёзным грузом. 

10. Однозначно не стоит пророчить ребёнку будущее фразами «Не сдашь – пойдёшь разгружать вагоны». Помните о том, что все люди имеют право на ошибку и на ошибках учатся. Здесь важно показать ребёнку разные варианты развития событий в жизни. 

Я попросила своих учеников перечислить фразы, которые они бы хотели слышать от родителей в период подготовки к экзаменам. Делюсь.

«Не волнуйся, все получится!»
«Ты сдашь!»
«Это просто экзамен. Не переживай, всё будет хорошо!»
«Это не самое главное в жизни!»
«Я в тебя верю!»
«Я люблю тебя не из‑за того, как ты учишься или сдаёшь экзамены. Ты личность! Яркая и неповторимая, и экзамены вовсе не критерий этого!»
«Нервы сдали, и ты сдашь!»
«Ты умнее тех, кто придумал этот экзамен!»

Прозвучало мнение, что подросток начинает волноваться от любой фразы, связанной с ОГЭ или ЕГЭ. И что лучше вообще дома говорить на отвлечённые темы. 

От себя добавлю, что подросток – такой же ребёнок, как 10 лет назад. Да, он вырос и сильно изменился. Но по‑прежнему нуждается в любви и заботе. И всё так же важны на этом этапе фразы безусловной любви: «Я тебя люблю», «Я тебя люблю, даже когда ты ошибаешься», «Я тебя понимаю», «Я тебя принимаю», «Я с тобой, что бы ни случилось», «Я рядом». 

Анастасия Долиненко, психолог, педагог,
руководитель  медиашколы «Журфикс» (г. Белгород)


А что говорят сами подростки? Мы попросили участников молодёжной редакции «Журфикс» (а в ней занимаются более 60 школьников!) поделиться мнением, что их лучше всего мотивирует на подготовку к экзаменам, а что, наоборот, пугает и раздражает.


Карина Дрынкина:


В восьмом классе нам рассказывали, что ОГЭ – это очень сложно, уже тогда закралась мысль: «А получится ли сдать хотя бы на проходной балл?» В девятом классе всё чаще и чаще говорили фразы, что мы не сдадим, экзаменаторы попадутся очень строгие, апелляция не поможет, стоит зубрить всю программу. На каждом уроке нам приводили в пример ситуации, когда у детей были нервные срывы, их увозили в больницу, многих палили с ответами и аннулировали результаты и т. д. Мы решали очень сложные варианты, у всех были плохие оценки. Страха было очень много, каждый в классе переживал. Кто‑то ходил на все дополнительные занятия по подготовке, которые обычно были девятым уроком. Сил оставалось очень мало, а нагрузка росла с каждым месяцем. Учителя только разрушали нашу уверенность в своих знаниях. Хотелось просто пережить это время. 

И вот наступает тот самый волнительный и ужасный период… После первого экзамена по русскому мы поняли, что не всё так страшно. На ОГЭ задания попадались в разы легче, чем те, которые мы решали в классе и на пробниках. Математика для большинства в моём классе оказалась элементарной. По обществознанию знаю, что многим не хватило пару баллов до пятёрки. Это было обидно. Я сдавала литературу, в которой была уверена, но всё прошло не так гладко. За пару дней до вручения аттестата пришли результаты, я получила три. А так как училась всё время на отлично, меня трясло и колотило до дня апелляции. Учителя настроили, что мне будут только снимать баллы и вряд ли добавят даже один. В итоге мне добавили три балла, все учителя были потрясены, но я получила красный аттестат.

Запугивания от учителей лишь уменьшали веру в себя. Нужно наоборот интересно рассказывать и поддерживать выпускников, которым и так нелегко. Да, учить материал необходимо. Но не нужно в день перед экзаменом судорожно решать все варианты и не выходить из дома, как это происходило со мной. ОГЭ – лишь небольшая ступень, которую нужно просто преодолеть. Здесь нет ничего страшного, всё подстроено под среднестатистического ученика, поэтому с экзаменом способен справиться каждый.


Анастасия Агаркова:

Сама идея экзаменов мне кажется хорошей, потому что с их помощью проверяют знания учеников. Они помогают понять, что даётся детям сложно, а что легче. Узнать, какие предметы более востребованы у школьников. 

Для подготовки детей к экзаменам школа проводит дополнительные занятия, учителя подтягивают знания детей. Все сдающие могут обратиться за помощью к учителю. Всё это, безусловно, хорошо, но многие учителя буквально запугивают детей этими экзаменами. Многие даже напрямую говорят, что какой‑либо ученик не сдаст и вовсе ничего не добьётся. Я думаю, всё это негативно влияет на отношение подростков к экзаменам. Ученики вместо того, чтобы спокойно готовиться к ОГЭ, сильно пугаются его и не могут нормально сосредоточиться на подготовке. Лучше в этот период поддерживать ребят, чаще говорить, что у них все получится!

Софья Лысенко: 

Детей очень часто запугивают. В моём случае это была учительница по английскому. Она гоняла меня по этому ОГЭ, будто я умственно отсталая. Всегда твердила: «Там очень сложно, вы ничего не напишите!» или «Вызубри абсолютно всё! Обязательно попадётся что‑то адовое». В итоге я мало чего учила, но сдала на 5! 

Ребята, помните, что:
— на ОГЭ редко попадаются строгие экзаменаторы или те, кто заранее уверен, что ты неудачник;
— все задания в открытом доступе на ФИПИ, есть ещё сайт «Решу ОГЭ», на котором можно отработать похожие задания;
— но! Если ты не будешь готовиться вообще, то тогда тебя действительно ждёт провал.

На нас, детей (в моем лице), очень плохо влияет запугивание, потому что мы либо не верим и смеёмся над этими фразами, либо, придя на экзамен, начинаем трястись, будто нас сейчас расстреляют. В итоге все напуганы до смерти, заболевают или же никак не хотят готовиться. 

Валерия Аулова:

Учителя ещё с предыдущего года года напоминали нам об экзамене и, безусловно, это хорошо, потому что мы заранее начинали готовиться к нему. Но зачастую преподаватели переходят границы. Особенно раздражает, когда они начинают говорить, что мы не сдадим и не перейдем в 10-й класс. Но, возможно, именно благодаря таким фразам мы сможем получить лучшие баллы…


 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×