— Чем опасен диабет помимо возможных осложнений?
— Главная опасность для диабетиков — это гипогликемия, когда уровень сахара в крови снижается до 3,3 ммоль/г и ниже. Это может произойти при чрезмерном воздействии инсулина или снижающих сахар таблеток – например, когда пациент по забывчивости принял препарат дважды или ввёл большую дозу инсулина. А также, если пациент поел мало или не поел вообще, после приёма алкоголя. Либо при повышенных физических нагрузках,
— Что происходит с больным при гипогликемии?
— Человек может потерять сознание. При этом нарушаются такие жизненно-важные функции, как сердечные сокращения и дыхание. Такое состояние ещё называют гипогликемической комой. Это очень опасная ситуация с возможным летальным исходом. Поэтому крайне важно при первых симптомах предпринять необходимые действия.
— Какие это симптомы?
— Человек внезапно ощущает сильную слабость, начинает сильно потеть, испытывает дрожь в конечностях и чувство голода, у него учащается сердцебиение, повышается тревожность. При появлении хотя бы одного из этих симптомов важно как можно быстрее повысить уровень сахара в крови.
— Как это сделать грамотно?
— Больной должен принять легко усваиваемые углеводы — сахар, шоколад, сладкую газировку. То, чего диабетик обычно избегает. Но в случае гипогликемии именно эти запретные продукты могут быстро поднять уровень сахара в крови. Поэтому пациенты, принимающие сахароснижающие препараты, должны всегда носить с собой что‑то сладкое — сахар-рафинад, конфету или пакетик фруктового сока.
— Что делать, если больной потерял сознание?
— Нужно уложить его на бок, при необходимости освободить полость рта — от остатков пищи или зубных протезов — и затем вызвать скорую помощь. В этом случае вывести из гипогликемической комы поможет введение глюкозы внутривенно. В школе диабета мы обучаем и самих пациентов, и их близких, как быстро и грамотно оказать помощь. Ведь вовлечённость самих пациентов — это гарантия их безопасности.
Наталья Чернышова










