Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:15, 10 февраля 2022
 932

Как подружиться с искусственным интеллектом

Как подружиться с искусственным интеллектом Фото: pixabay.com
  • Статья
  • Статья

Этому пока ещё не учат в школе, но современные дети знают, где и как найти информацию об искусственном интеллекте (ИИ). Потому что с каждым годом сфера его использования расширяется. А что же это за «зверь» такой – искусственный интеллект? Что он умеет и зачем он нужен?

Как алгоритмы «учатся»

О том, что такое искусственный интеллект, нам рассказала студентка Высшей школы экономики Анна Арчибасова. Аня окончила белгородский лицей № 9, во время учёбы много раз побеждала в разных конкурсах и олимпиадах и поэтому без экзаменов поступила в один из престижных московских вузов – на факультет физики Высшей школы экономики.

В декабре 2020 года Аня участвовала во всероссийской конференции, посвящённой искусственному интеллекту, участники которой в онлайн-формате пообщались с президентом России Владимиром Путиным. Аня тоже смогла задать свой вопрос главе государства. А самое главное, что на конференцию она попала не просто так: Анна стала одним из основателей компании, которая занималась разработкой беспилотных грузовиков, которые могли бы в опасных для человека условиях передвигаться без водителя, только с помощью специальной техники и компьютерных программ. Сейчас Анна Арчибасова работает аналитиком Яндекса. А в конце 2021 года стала одним из 200 победителей первого Всероссийского конкурса «Твой Ход» президентской платформы «Россия – страна возможностей» и получила миллион рублей!

Анна Арчибасова Анна Арчибасова / Фото: из личного архива Анны Арчибасовой

«Искусственный интеллект — это такие алгоритмы (алгоритм – это определённая, заданная человеком последовательность действий для достижения того или иного результата), которые пытаются делать то, что, казалось бы, может делать только человек. Например, сочинять музыку, рисовать картины, водить машину, — рассказывает Аня. — Самый популярный алгоритм сейчас — это нейронные сети. Идея в том, что человек «показывает» компьютеру очень много примеров, и он начинает понимать свойство объектов. Например, мы хотим, чтобы компьютер понимал, что такое «котик». Мы показываем ему очень много картинок, а ещё даём информацию о том, что на картинке: котик или не котик. Тогда, «обучив» нейросеть, мы сможем показывать ей картинку, и уже она будет отвечать на вопрос: котик на картинке или нет».

Девушка рассказала, как она с командой разрабатывала грузовики-беспилотники:

«Вот тут без искусственного интеллекта точно было не обойтись. Например, нужно «показать» нейросети несколько сотен картинок светофоров, машин и пешеходов и «объяснить», как себя вести в той или иной ситуации. И не просто картинок, но и трёхмерные изображения с разных датчиков, данные с радаров, камер и так далее. Например, у Яндекса машины со всеми этими «навесками» ездили с водителями, чтобы собрать данные, на которых потом мы обучали алгоритмы. Ведь они без примеров не могут. А вообще мне кажется, что за беспилотным транспортом будущее. Конечно, это будет не через год-два, а лет через 10–15, но сфера ИИ сейчас очень быстро развивается и уже сейчас нужны хорошие специалисты. Но в школах на уроках информатики этому не учат. Да и вузов, где учат специалистов по ИИ, очень мало».

 

Анна Арчибасова Анна Арчибасова / Фото: из личного архива Анны Арчибасовой

Как нейросеть сказку «сочиняла»

Осенью 2021 года три белгородских школьника стали победителями Международного конкурса по искусственному интеллекту среди детей AIIJC. Ребята – участники команды Aghanim, одного из финалистов конкурса. В команду входили трое белгородцев и школьник из Москвы.

Никита Подпорин и Даниил Константинов учатся в 9 «Б» классе Центра образования № 1 г. Белгорода.

«Про конкурс нам рассказал наш друг Иван Загорулько из инженерно-юношеского лицея-интерната, третий участник нашей команды. Сначала нужно было пройти квалификационный этап, в котором мы решили небольшую задачу — изменили код нейросети – и вышли в полуфинал. Мы поняли, что нам не хватает участников и решили взять в команду ещё одного человека — Артёма Смирнова из Москвы, мы с ним были знакомы по Интернету. К началу конкурса мы практически ничего не знали об искусственном интеллекте», — рассказали Никита и Даниил.

За всё время проведения отборочных соревнований к конкурсу присоединилось более 26 тысяч участников из 101 страны мира. В финал вышли 45 человек. На протяжении всего конкурса участники использовали различные материалы по искусственному интеллекту, консультировались с экспертами.

Награждение в Москве Награждение в Москве / Фото: из личного архива Никиты Подпорина и Даниила Константинова

В конкурсе было заявлено десять номинации. Ребята выбрали направление «Креативные индустрии». Задачу им задали нелёгкую.

«Нам нужно было создать сказку – написать текст, видео, озвучку и музыку. Произведение должно быть добрым и понятным для зрителя. Но создавать сказку должны были не мы, а нейросеть. Даниил отвечал за картинки и улучшение их качества, Артём занимался текстом и видео, Иван — музыкой, а я озвучкой. С этим проектом мы прошли в финал», — рассказал Никита.

Ребята создали несколько нейросетей, которые можно объединить в один алгоритм, при запуске они начинают работать и получается цельная сказка с видеорядом, причём на четырёх языках — русском, испанском, французском и немецком.

Никита и Даниил занимаются программированием полтора года. Вместе они учатся в инжиниринговой школе БелГУ и участвуют в её проектах. Там ребята создали первый свой проект – гороскоп по матрицам.

«Человек в программе пишет дату своего рождения, ему выдаётся информация о его знаке зодиака и о его характере. Мы ещё хотели доработать программу, чтобы пользователю выдавался гороскоп на сегодняшний день», — пояснил Даниил.

За участие в конкурсе AIIJC ребята получили денежные сертификаты и возможность пройти стажировку в компаниях Сбера. Мальчишки планируют и дальше изучать программирование, а также поучаствовать в конкурсе в следующем году.

Маргарита Грачёва, Елена Мельникова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×