В гости к Пушкину
Какие произведения, посвящённые творчеству великого поэта, можно увидеть в Белгородском государственном художественном музее
Каждому дошкольнику и школьнику известно имя великого поэта и писателя А. С. Пушкина. Его стихи, сказки, поэмы и другие произведения знают и любят разные поколения читателей. Образ поэта, литературные герои стали источником вдохновения для многих художников. В постоянной экспозиции Белгородского художественного музея вы увидите семь произведений, посвящённых Пушкину. Познакомимся с ними.
Пушкин и Окуджава
В первом зале находится картина Алексея Худякова «Возьмëмся за руки, друзья. Поэт Булат Окуджава». Она посвящена не только творчеству барда (поэт и музыкант, исполнитель собственных песен) прошлого столетия, но и названа строкой из его песни. Окуджава писал о дружбе, творчестве, судьбе творца.
Отдельно несколько стихотворений посвятил Пушкину: «Счастливчик», «На фоне Пушкина снимается семейство», «Александр Сергеевич».
И в этом произведении Худякова тоже можно видеть не только изображение Пушкина, но и других известных деятелей литературы: Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Блока, Маяковского, причём Александр Сергеевич изображён дважды: живой и поверженный на дуэли.
Напротив поэта – его соперник Дантес, от которого художник ведет линию выстрела через всю верхнюю часть полотна. Таким образом он подчёркивает значение, которое оказало творчество А. С. Пушкина на всю русскую литературу.
Живописец очень детально разрабатывает эту сложную многофигурную композицию, соединяя разные эпохи и сопоставляя несколько планов, нарушая правила построения перспективы. В произведении красной нитью прослеживается тема внезапно прерванной жизни, сложной творческой судьбы.
Посвящение Пушкину
Во втором зале нас приветствует тематическая картина орловского художника Александра Кузнецова «Посвящение Пушкину». Для автора литература является одной из ведущих тем творчества. Он выполнил серию портретов поэтов Ивана Бунина, Сергея Есенина, Дениса Давыдова, писателей Николая Лескова, Леонида Андреева и других. Также художник иллюстрировал поэтические сборники орловских писателей.
В картине, посвящённой Пушкину, Александр Валентинович поместил много символов, связанных с биографией поэта.
Интересно, что художник написал не самого Пушкина, а его отражение в зеркале. Фигура поэта тонкая и вытянутая. На письменном столе — инструменты творчества: бумага с пером, чернильница, потухшая свеча, как пройденная наполовину жизнь, бокал красного вина, как символ праздника, веселья и пролитой крови. На светлой стене угадывается женский портрет.
В том, как фигура поэта ограничена ровной вертикалью рамы зеркала, ощущается напряжение, колорит строится на экспрессивных цветовых диссонансах, резких контрастных пятнах.
Золотой вечер
В постоянной экспозиции демонстрируется пейзаж Виктора Блинова «Золотой вечер». Конечно, все знают имение Пушкиных Михайловское в Псковской губернии, в котором любил бывать поэт. Имение принадлежало его деду — Осипу Абрамовичу Ганнибалу, а потом перешло в собственность поэта. Природа этих мест неизменно вдохновляла и творчески питала Пушкина. В Михайловском он общался с крестьянами, наблюдал за народной жизнью с еë традициями и обрядами, слышал настоящую русскую речь.
Пребывание в Михайловском в разные годы жизни плодотворно сказалось на творчестве. Здесь поэт написал около ста произведений: трагедию «Борис Годунов», центральные главы романа «Евгений Онегин», поэму «Граф Нулин», окончил поэму «Цыганы», задумал «Маленькие трагедии», написал такие известные стихотворения, как «Деревня», «Пророк», «Я помню чудное мгновенье», «Вновь я посетил» и многие другие.
Сегодня в Михайловском работает музей-заповедник Александра Пушкина.
В лиричной картине Виктора Блинова «Золотой вечер» изображены окрестности имения. От пейзажа веет умиротворением и спокойствием. Это одно из первых произведений Пушкинианы в творчестве художника. Живописец стремился раскрыть в образе поэта черты характера, ускользнувшие от внимания других художников.
Иллюстрации к поэме «Руслан и Людмила»
Даже если вы ещё не читали поэму Пушкина «Руслан и Людмила», отрывок «У лукоморья», с которого она начинается, известен всем. Множество художников иллюстрировало это произведение Александра Сергеевича. В их числе белгородский автор — график Станислав Косенков. В зале № 2 представлена иллюстрация «Соперники в искусстве брани. Бой Руслана с головой».
Косенковская Пушкиниана насчитывает сотни графических работ. Три с половиной года напряженного труда по 10–15 часов в день длилась работа над поэмой «Руслан и Людмила». Станислав Степанович изучил десятки книг, репродукций, иллюстраций, сделал немало зарисовок и набросков утвари, орнаментов, оружия, доспехов, лошадей, костюмов, портретов современников поэта, копировал пушкинские рисунки. Косенков нашёл подходящий цвет, прозрачность и ясность. Автор выполнил множество портретов и сюжетов с изображением поэта, которые вошли в цикл иллюстраций. Он старался приблизить стилистику своей графики к лёгкому перьевому росчерку поэта.
В данном листе поэт изображëн с пером в руке во время творческого процесса. Такой приём, как включение изображения самого Пушкина и предметов его эпохи, значительно обогатил иллюстрации, создал эффект присутствия поэта и связи времён.
Декоративные скульптуры «Царь Гвидон» и «Царевна-Лебедь»
Образы литературных героев воплощаются не только художниками-живописцами, графиками, но и мастерами декоративно-прикладного искусства. Герои из творчества Пушкина привлекли керамиста Елену Кадееву. Автор творчески переработала образы князя Гвидона и Царевны-Лебеди из «Сказки о царе Салтане».
Её персонажи как будто вышли из народных игрушек – наивные и добрые, с широко распахнутыми глазами. Они напоминают купца и купчиху.
Князь Гвидон в богато украшенной одежде изображëн сидя с чудесной белочкой на плече. Царевна-Лебедь представлена в длинном платье, с накидкой на плечах, кокетливой шляпке, из‑под которой по спине спускается коса, а под ней – месяц.
Обе работы мастера дополнены растительными и цветочными лепными элементами.
Гобелен «Меня влечёт неведомая сила»
В основу сюжета гобелена белгородского художника Ольги Поповой «Меня влечёт неведомая сила» легла неоконченная пьеса Пушкина «Русалка». Название произведения – пушкинская строка. Произведение было начато в 1829 году, а опубликовано уже после смерти поэта.
Пьеса не популярна в читательских кругах, но интересна своей мифологической составляющей. Драматичное содержание литературной основы отразилось в тëмных цветах текстильной композиции, приобретающей акварельную прозрачность с плавными переходами тонов.
О своëм творчестве Ольга Попова рассказывает так:
«Что для меня гобелен? Произведение искусства, выполненное в технике ручного ткачества. Гобелен-фреска, гобелен-картина… ему доступны чувства, страсти, он способен вызвать у зрителя сложные душевные переживания, волнения, радость» .
Действительно, всë сказанное подтверждается, когда смотришь на работы автора. Произведение «Меня влечёт неведомая сила» впечатляет юных и взрослых посетителей масштабом, своей глубиной и сложностью созданных образов, мастерством исполнения.
В экспозиции БГХМ внимательный посетитель может найти изображения и других известных писателей и поэтов, а также героев их литературных произведений. Приглашаем в гости всех поклонников искусства.
Марина Мыгаль, научный сотрудник отдела культурно-образовательной деятельности Белгородского государственного художественного музея