Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:36, 31 марта 2024
 Елена Дидоренко, ученица Ракитянской школы № 2 имени А. И. Цыбулёва (научный руководитель - Мария Николаевна Cкирденко, учитель начальных классов) 254

«Книга и я – неразлучные друзья»

«Книга и я – неразлучные друзья» Фото: из архива семьи Дидоренко
  • Елена Дидоренко, ученица Ракитянской школы № 2 имени А. И. Цыбулёва (научный руководитель - Мария Николаевна Cкирденко, учитель начальных классов)
  • Статья
  • Елена Дидоренко, ученица Ракитянской школы № 2 имени А. И. Цыбулёва (научный руководитель - Мария Николаевна Cкирденко, учитель начальных классов)
  • Статья

О роли семейного чтения в творческом развитии детей

Я очень рано научилась читать, и с тех пор мы с книгой стали неразлучными друзьями. Многие считают чтение ненужным занятием. Я не только не согласна с этой точкой зрения, но и готова доказать, что чтение – это лучшее учение!

Я не могу себе представить, как можно прожить без книги, ведь она вводит меня в необыкновенный удивительный мир. Проводить время с интересной книгой здорово! Моё любимое занятие в свободное время – чтение хороших книг. Каждый образованный человек должен постоянно читать, чтобы повышать свою эрудицию и накапливать ценные знания, и книга в этом – лучший помощник. 

На протяжении многих десятилетий наша страна справедливо считалась самой читающей в мире. Именно чтение считалось наиболее распространённым и любимым времяпрепровождением большинства людей. Но сегодня ситуация значительно изменилась. В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Оно отводится на второй план. Дети «знакомятся» с компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. 

Как пробудить интерес к чтению? Как его развивать, поддерживать? Ведущую роль к привитию интереса к чтению должна играть семья. Именно в семье начинается первое знакомство ребёнка с книгой. Семейное чтение играет важную роль в развитии творческих способностей учеников. В современном мире и быстром темпе жизни родителям некогда читать своим детям. И это очень плохо, ведь основы чтения, любовь к книге закладывается именно в семье… 

По данным исследований, именно родителям дети обязаны пробуждением интереса к книге. Мне повезло родиться в читающей семье. Наша семья очень любит читать. И я тоже полюбила читать, как только взяла книгу в руки. Любовь к чтению мне привили мои родители. 

Так случилось, что по роду своей деятельности моя мама – учитель русского языка и литературы. Поэтому, естественно, книга в нашем доме появилась очень рано, ещё до рождения моей сестры и меня. Мама сама с детства любила читать, и эта любовь не прошла. Книга с мамой всегда и везде: в редкие часы отдыха, в поездке и даже во время готовки. И хотя я сама умею читать с очень раннего возраста, я часто прошу маму почитать мне. Некоторые книги, мои любимые, мы перечитываем уже по несколько раз. Я знаю их практически наизусть, но всё равно слушаю с удовольствием. Книга помогает тренировать мне память и, соответственно, развивать речь.

Привлечь интерес к книге и воспитать любовь к чтению мне очень помогает папа. И не совсем обычным способом. Мы вместе с ним мастерим поделки, персонажами которых часто являются литературные или библейские герои. Мы затрагиваем в них проблемы, важные для сегодняшнего общества: охрана животных, роль труда человека и многие другие. Или мастерим то, что просто нам по душе. А во дворе у нас даже есть сказочная избушка на курьих ножках Бабы-яги!

Со своими работами мы также участвуем в конкурсах декоративно-прикладного творчества. Так, в районном конкурсе «Зимняя фантазия-2023» мы заняли 1 место в номинации «Символ года». А в районной выставке-конкурсе декоративно-прикладного творчества «Рукотворная краса Белогорья» мы стали призёрами. 

Также мы приняли активное участие в областном конкурсе творческих работ «Профессия строителя глазами детей», посвящённом Дню строителя в номинации «Что построит нам строитель, это будет на века…» и в региональном конкурсе «Рождественский ларец» в номинации «Ёлочная игрушка «Библейский персонаж».

Я давно заметила, что мама любит читать вслух, и не обязательно мне. А читает она по‑особенному, очень интересно, так, что привлекает и наше внимание. Иногда она читает произведения школьной программы для старшеклассников, и я в них ничего не понимаю, но меня привлекает именно то, как мама их читает, как будто «играет» разные роли, а я смотрю представление. Особенно я люблю слушать сказки в мамином прочтении. По секрету, мама и сейчас любит читать сказки. Я погружаюсь в сказочный мир принцесс и фей. Ещё в детстве мама увлекалась шитьём и вязанием и мастерила одежду куклам. В основном это были пышные платья. Некоторые остались и нам с сестрой. И мы с удовольствием наряжаем в них своих кукол и играем с ними в сказку, строим целые монологи и диалоги при общении.
 

Однажды и я захотела тоже что‑либо сыграть для своих родных. На помощь пришла любимая книга-сборник басен Ивана Андреевича Крылова. К слову сказать, я очень люблю перечитывать басни Крылова, многие из них знаю наизусть. Но играть одной разных персонажей очень трудно, хотя и возможно. Как‑то раз с группой ребят я была на представлении в Белгородском театре кукол, а там одна героиня сама играла роли 16 разных персонажей! К чтению по ролям я решила привлечь бабушку и сестру. И нас настолько это увлекло, что с помощью родителей мы создали домашний кукольный театр. Да-да, почти как настоящий, большой, на половину стены и с занавесом!

И скоро новоиспечённый домик заселили перчаточные куклы. Кого здесь только нет! Кроме многочисленных персонажей басен Крылова, у нас встречаются герои многих русских народных сказок! И мы с удовольствием играем теперь, как настоящие актёры! Часто зимними вечерами мы с бабушкой и сестрой ставили небольшие представления по басням Крылова для своих родственников и друзей. Поверьте, это очень интересно!

Любить чтение учит меня и моя бабушка. Я люблю слушать сказки в прочтении бабушки. Нравится мне и когда она сама мне их рассказывает. Именно бабушка – моя «коллега» по домашнему театральному «цеху». Это домашнее семейное хобби настолько меня увлекло, что я с удовольствием стала посещать творческое объединение «Театр кукол «Теремок» в Илёк-Пеньковском культурно-досуговом центре. В премьере спектакля «Кошкин дом» я играла роль Курочки. 

Дома у нас есть своя небольшая библиотека. В ней – самые разные книги: словари, энциклопедии, учебная и художественная литература. Каждый член семьи может найти книгу по душе и интересам. Мама любит читать произведения школьной программы, папа – справочники (например, справочник пчеловода), энциклопедии, книги по истории и детективы. Бабушка интересуется медицинскими справочниками и рецептами. Мы с сестрой любим детские книги и хрестоматии. Поэтому для нас выделено несколько полочек. Конечно, у нас книги расположены не так, как в библиотеке, в алфавитном порядке, но так, что мы сразу находим то, что искали. 

Однажды у бабушки на полочке я нашла старенькую книжечку с измятыми краями на обложке, на которой стояло имя моего любимого поэта и писателя – Александра Сергеевича Пушкина. Когда я её открыла, то прочитала, что это награда моей бабушке «За отличную и хорошую учёбу, примерное поведение и активное участие в общественно-полезном труде». Оказалось, что этой книге 45 лет. Настоящая семейная реликвия! Её вручили бабушке, когда она была ещё в 8 классе. 

 

Мои любимые произведения: «Простоквашино», «Крокодил Гена и его друзья», сказки и стихи А. С. Пушкина, сказки Г. Х. Андерсена, рассказы В. Осеевой. Мне нравится учить стихотворения о природе и стихотворения на военную тематику. И всё это можно легко найти в нашей домашней библиотеке! Также мы увлекаемся детской периодической литературой, а именно журналами: «Саша и Маша», «В тридевятом царстве», «Фантазёры», областным журналом «Большая переменка». Наши интересы постоянно расширяются – увеличивается и наша библиотека. Мы с моей семьёй считаем и подтверждаем, что чтение – лучшее учение!

С раннего возраста мама читала мне небольшие стихотворения Агнии Барто. Читала так часто, что я их выучила наизусть и уже могла за мамой продолжать предложение. Также мама отметила, что я знаю наизусть почти все мультфильмы о современных богатырях, причём дословно и с любого момента. И здесь работает бесценное правило: «Повторение – мать учения». И, что очень важно, я заметила, что умею учить стихи и тексты большого объёма! А всё потому, что учу их не про себя, а вслух. Мне нужно не просто видеть слово, мне нужно его слышать. Эта способность открылась во мне ещё до того, как я научилась читать. 

Как нянюшка А. С. Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, прививала у мальчика, будущего поэта и писателя, любовь к родной природе, простым людям, так и моя мама воспитывает во мне такие качества, как доброта, любовь, забота об окружающих именно через книгу. С мамой я люблю учить стихи о природе, о родине, о детстве, о нелёгком военном времени; оттачиваю «чувство слова». Такая наша совместная первая серьёзная гордость – стихотворение «Бородино», которое я выучила уже в 6 лет. Как только библиотекарь сообщил о приближении Пушкинского дня (6 июня), я сразу же выступила с отрывком из его поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный…» А потом было множество региональных и межрегиональных конкурсов (призовых и победных мест!): «Зимний фейерверк», «Воин, мы гордимся тобой», «Слово о Великой Победе», «Тень русской ветки», «Мой край – родная Белгородчина», «Во имя Отчизны» и многих других. 

Именно книги учат меня творчески развиваться. Поэтому я с удовольствием принимаю участие не только в литературных конкурсах чтецов, но и в фото-видеоконкурсах по пропаганде защиты животных и природы. Так, например, в районной экологической акции «Ёлочка, живи!» я выступила с пропагандой по защите леса от вырубки елей и заняла 2 призовое место и стала участницей районного фотоконкурса «Доброе сердце разделит боль» в номинации «Доброе отношение к животным». А в районном конкурсе семейных фотографий «Друг для друга: как питомец появился в нашем доме» наша семья заняла 3 призовое место, как и в районном пасхальном конкурсе-фестивале детского творчества «Радость души моей», в номинации «Фотоконкурс «Радость духовная».

А как только мама сообщила нам о приближающемся фотоконкурсе «Любимое блюдо литературных героев», мы с сестрой и бабушкой согласились участвовать, не раздумывая! Литературные герои! Любимые! Да, у меня их столько! В голове сразу же всплыли имена Красной Шапочки и Карлсона, Незнайки и Мэри Поппинс, солдата из сказки «Каша из топора». Я, кстати, была солдатом… Пеппи Длинный Чулок! А также Вакула, Солоха, Пузатый Пацюк (но это уже любимые мамины персонажи. Но мы и их отлично изобразили). А это очень непросто – вжиться в роль героя. Нужно чувствовать произведение. А перед этим его нужно прочитать. В районном конкурсе мы стали победителями с одними персонажами и призёрами с другими. 
 

Я решила провести в своём классе анкетирование. Задала им вопрос: «Чем я люблю заниматься в свободное время?» При подсчёте голосов оказалось, что читать в свободное время любит только несколько человек. Результаты меня очень расстроили. Как заинтересовать ребят чтением? Я решила помочь ребятам полюбить книгу и чтение через игру, то есть предложить конкретные наглядные материалы, которые, я надеюсь, помогут детям отложить в сторону телефон, отодвинуть компьютеры и взять в руки книгу. К примеру, можно проводить игру «Книжкина больничка». В ней кто‑то будет «главным врачом», кто‑то – хирургами, травматологами… Ребята будут выяснять степень «болезни» книги: какую‑то нужно подклеить, а в какой‑то просто вытереть надписи, сделанные карандашом или ручкой. 

Не менее интересным будет и собирание пазлов по любимому произведению или персонажу. Ребята заранее рисуют рисунки с изображение любимой сказки или любимого персонажа, красиво раскрашивают, а затем делят на сегменты и предлагают одноклассникам собрать картинку. Можно предложить мальчишкам и девчонкам не делить на сегменты рисунки, а нарисовать их и не раскрашивать, а выложить бисером, бусинками, стразами, алмазной мозаикой. Так в классе к концу учебного года можно оформить целые картинные галереи или творческий альбом «По следам литературных героев»
 

«Книга и я – неразлучные друзья» - Изображение Фото: из архива семьи Дидоренко

Благодаря таким играм развивается и мелкая моторика, и мышление. По одному произведению или по целым сборникам произведений того или иного писателя можно составлять целые кроссворды и разгадывать их всем классом. Эта игра объединяет класс, а ещё повышает интерес к чтению у учеников. 

Можно самим придумать настольные развивающие игры. Например, настольная игра по сказкам. В неё можно играть большим коллективом. Для этого нужно сделать много фишек и кубик, с вопросами по сказкам. И ходить будет тот, кто правильно или быстрее всех ответил на вопрос. Или, например, кубик будет обычный, с числами, но на определённом этапе хода будет прикреплено окошечко с вопросом по сказке, и игрок должен будет на него ответить. Иначе его ход не засчитывается.

Можно провести квест. Например, по сказкам. На каждом этапе игры может стоять «живой» персонаж сказки и давать участникам свои задания или задавать вопросы. А ещё, например, раз в четверть можно организовывать масштабную акцию «Подари книгу детям» («Подари книгу библиотеке/семье»). Одни классы могут приносить книги и дарить их другим классам или детским садам, или детям из реабилитационных центров, детских домов, малообеспеченным или нуждающимся семьям. 

Елена Дидоренко, ученица Ракитянской школы № 2 имени А. И. Цыбулёва (научный руководитель — Мария Николаевна Cкирденко, учитель начальных классов)
 


 

P. S. C исследовательской работой «Роль семейного чтения в творческом развитии детей» (руководитель Мария Николаевна Cкирденко, учитель начальных классов) Елена Дидоренко стала дипломантом второй степени всероссийского форума «Мы гордость родины». Заключительный этап XXI всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ прошёл 16 декабря 2023 года в Москве. Школьница получила звание дипломанта второй степени, а также её наградили памятной медалью региональной общественной организации «Доктрина». 
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×