13 интересных цитат художников Аксёновых
Творческая встреча прошла в рамках проекта «Школа культурной журналистики»
24 января в выставочном зале «Родина» прошла встреча с известными белгородскими художниками Владимиром и Галиной Аксёновыми. Говорили в том числе и о том, какую роль в их жизни играет число 13. Поэтому сегодня у нас не 5 и не 10 интересных цитат от художников. А 13.
«Эта цифра — 13 — мистическая для меня. Потому что я 13-го родился, 13 сантиметров шрам, 13-го крестился, 13-го числа женился. Только в разные месяцы. Последний шрам мой (после операции) — тоже 13 сантиметров», — открыл секрет Владимир Аксёнов.
1. Первый шрам
Основное направление, которым занимается Владимир Васильевич — резьба по дереву – требует работы со множеством острых инструментов, иногда оставляющих шрамы. Но история первого в жизни шрама связана совсем с другим событием:
«Первый свой шрам я получил, когда мне было три года. Я, как мама рассказывала, бегал со стаканом, играл, потом споткнулся и упал. Стакан разбился, и я разрезал себе правую руку. Привезли в больницу. В общем, шрам у меня был 13 сантиметров».
2. У каждого – своя мастерская
Мастерские Владимира Васильевича и Галины Ильиничны изображены на работах их внучки художницы – Анны Браковенко. Это светлые помещения с большими окнами… Например, Анна запечатлела работу своей талантливой бабушки над триптихом «Мир на земле». По размеру он не меньше триптиха «Победа», который мы видели на выставке. А одну из работ Анны Галина Ильинична прокомментировала так:
«А вот это Владимир Васильевич гравюрки какие‑то вешает, чтобы они сохли в его мастерской… Наши мастерские рядом, но у каждого своя. Они все разные, все интересные»
3. Параллельный мир
Владимир Аксёнов считает, что каждый художник — это определенный мир.
«Во‑первых, вокруг него создается аура, круг общения… Поэтому с художниками всегда интересно: интересно приходить в мастерские и смотреть, как там всё обустроено. На самом деле это мир, который не противостоит окружающему миру, но параллелен ему», — утверждает мастер.
4. Из музыкантов – в художники
Соседи, рядом с которыми жила семья Галины Ильчиничны в Средней Азии, занимались музыкой. Маленькая Галя, глядя на них, тоже решила научиться играть на пианино. Но в пятом классе, когда семья переехала в Белгород, интерес к музыке пропал.
«А в шестом классе я узнала, где художественная школа и сама записалась», — рассказывает она.
В её семье почти все занимались творчеством: сестра Галины Ильиничны училась на архитектурном факультете в Харькове, да и у отца было творческое хобби – фотография. А когда он как военный ушёл на пенсию, решил заняться живописью:
«Натянул холст, достал картинку Рериха, скопировал…А вскоре перестал этим заниматься».
5. Говорил, что в «художку», а сам – на каток
«Во втором классе родители меня отдали в художественную школу. Но она меня особо не привлекала поначалу. Первый год я шел в художественную школу, а сам по пути сворачивал на каток. Гоняю там, играю, а потом возвращаюсь домой. Но об этом скоро стало известно. Тогда уже отец начал следить, чтобы я не пропускал занятий. Но примерно через два года что‑то стало получаться, и мне понравилось», — это уже Владимир Васильевич разоткровенничался.
6. Тут помню, там не помню
Владимир Васильевич и Галина Ильинична закончили Абрамцевское художественно-промышленное училище.
«Хотя мы учились в одной группе, на первом курсе я абсолютно не помню Галину Ильиничну, пока она меня не выбрала. И с 74-го года мы не разлучаемся», — рассказывает Аксёнов.
7. Резать может сутками
«Творческого потенциала так много, что он может сутками работать: резать или рисовать, или ехать на пленэр», — говорит Галина Ильинична о работоспособности супруга.
8. Тонкая работа
Однажды Владимир Васильевич побывал в Индии и увидел, как пишут индийские миниатюры. Это привело его в шок:
«Если бы вы увидели, вы бы ужаснулись тому, как создается индийская миниатюра. В полумраке, света почти не видно. Я не знаю, как художник может там работать: сидит на глиняном полу, ничего нет, кроме кисточки, красок и бумаги, а он расписывает, причём размер рисунка небольшой, это очень тонкая работа».
9. Сам процесс…
«У большинства художников, насколько я могу судить по нам и другим художникам, интересен сам процесс работы, погружение в него», — считает Галина Ильинична.
«Самое интересное — это процесс создания. Когда мучаешься, ищешь, думаешь над этим. А когда работа уже закончена – она живет сама, своей жизнью», — вторит ей Владимир Васильевич.
10. С запасом
Галина Ильинична так рассказывает про создание одной из работ:
«Началось всё с рисунка шариковой ручкой. Потом — цветовой эскиз. Далее эскиз более детализированный. Затем он увеличивается до нужного размера на большом картоне – и тут уже ко всем оттенкам, которые есть на эскизе, нужно подобрать кусочки ткани… Ткани я подбираю с запасом. Чаще голубого и красного цветов»…
11. Желание и трудолюбие
«Если у человека есть потенциал, если он видит и чувствует цвет, форму, он может научиться рисовать. Главное — огромное желание и трудолюбие», — уверена Галина Аксёнова.
12. И в колонии бывал
Владимир Аксёнов работает в БГИИК почти 10 лет. До этого некоторое время преподавал резьбу по дереву в колонии строго режима:
«…Заключенные очень хорошо относятся к преподавателям, но надо так себя сразу поставить, чтобы они тебя уважали».
В одном из художественных салонов Владимир Васильевич увидел работы, выставленные на продажу: явно, это были работы бывших «сосновцев», которые у него учились.
«И мне было радостно, потому что это люди, которые были вырваны из нашей социальной среды … им очень сложно адаптироваться, вернуться к обычной жизни», — говорит художник.
13. Фотографировать и путешествовать
«Мне нравится фотографировать. Я очень много путешествую.С фотоаппаратом практически не расстаюсь и стараюсь запечатлетьвсе самые интересные моменты, потому что, во‑первых, доставляет удовольствие просматривать все это потом, во‑вторых, приятно делиться впечатлениями с друзьями. И вдобавок ко всему фотографии — это ещё и память, своеобразная записная книжка. Когда возвращаюсь к ним, что‑то сразу вспоминается», — рассказал Аксёнов о своих увлечениях.
Арс Рожков. Фото автора