Наше знакомство с творчеством Станислава Косенкова

-
Кристина Каут, ученица 6 «Г» класса школы № 41 г. Белгорода
-
Статья
-
Кристина Каут, ученица 6 «Г» класса школы № 41 г. Белгорода
-
Статья
Наша Белгородчина — удивительно богатый край, и богата она не только своими лучшими в мире чернозёмами и железной рудой, но, прежде всего, талантливыми людьми. Так как я посещаю школу искусств, то мне ближе всего художественная тема. И в моём сочинении речь пойдёт об одном из ярких представителей нашего края — художнике Станиславе Степановиче Косенкове.
Не каждому в жизни удаётся отыскать свой промысел Божий, понять сразу, с детства, в чём твоё предназначение в жизни, для чего ты пришёл на эту землю. А вот своё призвание – быть мастером кисти — Станислав Степанович осознал ещё в раннем детстве и, следуя предначертанной тропе, создавал изумительные по своей красоте, обаянию и воодушевлённости картины. Его работы известны не только у нас в стране, но и в дальнем и ближнем зарубежье.

Мало кто знает, что в нашем городе есть замечательное место — музей-мастерская заслуженного художника России Станислава Косенкова. Музей находится на десятом этаже самой обычной многоэтажки Белгорода по улице Преображенской. Но сам музей необычный – он хранит атмосферу, в которой создавал свои произведения Станислав Степанович.
Наш неугомонный 6 «Г» класс побывал там и познакомился с творчеством знаменитого белгородца.
Мы узнали, что Станислав Косенков родился в селе Рождественка Яковлевского района Белгородской области. Извещение о том, что его отец пропал без вести на фронте, мать Станислава Степановича получила ещё до рождения сына. Война прочно вошла в сердце и разум Станислава Косенкова. В будущем это способствовало созданию серий «Детство», «Стога», «Прохоровское поле».
Рос художник в семье учительницы начальных классов Ефросинии Ивановны Косенковой. Об отце он знал только по фотографиям и рассказам.
Маленький Станислав был простым деревенским мальчишкой. Первый шаг к будущей карьере художника Косенков сделал ещё в школьные времена, когда в Непхаевской школе (в которой работала его мама и он учился, так как в селе Рождественка не было школы) объявили конкурс на лучший рисунок, Станислав оказался победителем, это его окрылило и он увлёкся художественным ремеслом.
В 1956 году после окончания школы он поступил в Курское художественно-графическое педучилище, где и прошла его первая выставка. Профильной подготовки у Станислава Степановича не было. Первые уроки рисования дал ему солдат-инвалид, который вернулся с фронта в село. Вот с такой «подготовкой» приехал в Курск будущий художник. По рисунку получил отлично, но когда перед ним поставили натюрморт, то он обыкновенной кисточкой для клея пытался «мазать белилами чашку» — как говорил сам Косенков. За его спиной стояли городские ребята, которые закончили либо детскую художественную школу, либо брали частные уроки у профессиональных художников, и хохотали.
Обливаясь слезами, Косенков пришёл в приёмную комиссию и сказал, что не готов поступать, и попросил вернуть документы. Тогда преподаватель, который пожалел деревенского мальчишку, сказал:
«Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним».
Жизнь подтвердила правоту этих слов.
Однажды преподавательница черчения сказала Косенкову:
«Славочка, наверное, из тебя получится хороший учитель рисования или черчения, но ты никогда не станешь художником».
И в этот день, придя домой, Станислав записал в своём дневнике:
«Неправда, художником я всё равно стану, обязательно стану!»
И вот, спустя много лет, будучи уже семьянином, известным художником, имевшим золотые медали на международных выставках, отмеченный многими дипломами, Косенков был приглашён на встречу однокурсников. Все рассказывали о тех высотах, которых они добились в жизни… Кто‑то стал директором художественной школы, кто‑то профсоюзным боссом… Когда все высказались, посмотрели в сторону Станислава Степановича и спросили, почему он молчит, Косенков встал, улыбнулся и сказал:
«Моей дочери сегодня исполнился ровно год, и я счастлив!»
Станислав Косенков не любил рассказывать о своих достижениях, он просто занимался любимым делом. В тот же вечер на встрече однокурсников художник увидел ту самую учительницу черчения, она подошла к Косенкову, поклонилась в пояс и сказала:
«Славочка, прости меня, старую, за то, что я тебе тогда такое сказала!»
Но художник поцеловал ей руку и ответил:
«Напротив, это был толчок, чтобы я под действием ваших слов сделал всё, чтобы стать художником!»
Настоящим призванием Косенкова стала линогравюра — техника гравирования на линолеуме, с которого затем создаётся оттиск на бумаге. В такой технике он проиллюстрировал больше сорока книг, как классику, так и современных авторов.
В скверике, что расположен за зданием социально-теологического факультета БелГУ, есть памятник заслуженному художнику России Станиславу Косенкову. Представляет он собой небольшой бюст на гранитном постаменте.
Однажды проходя мимо, я стала невольным свидетелем разговора туристов:
«Смотри, в Белгороде есть памятник Достоевскому. А нет, это художник, но правду тебе скажу, что сильно похож».
Действительно, внешнее сходство есть. Больше всего Косенков любил Достоевского, чья философия была близка ему по духу. Но, кроме этого, Станислав Косенков считается одним из лучших иллюстраторов Достоевского в мире. С 1967 по 1969 год Станислав Степанович проиллюстрировал его «Преступление и наказание», всего к роману он создал 47 иллюстраций. За эту серию иллюстраций тогда ещё никому не известный художник получил две золотые медали на международных конкурсах искусства книги в Германии (1971) и Чехословакии (1976), они экспонировались на выставках во многих странах мира. В 1973 году Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина приобретает пять гравюр из этой серии.
Косенков создал иллюстрации и к другим произведениям Достоевского — «Бедные люди», «Игрок», «Двойник», «Братья Карамазовы»… А также к произведениям Пушкина и других писателей, в том числе и наших земляков.
Работы Косенкова хранятся в 17 музеях и картинных галереях России и мира, включая Третьяковскую галерею, Пушкинский музей в Москве и «Пети Пале» в Женеве. В честь Косенкова названы улицы в Белгороде и Прохоровке.
Косенков писал и с натуры — портреты, натюрморты, пейзажи, широко пользовался воображением, особенно при создании иллюстраций к Достоевскому и Пушкину, чего стоят только одни его неповторимые иллюстрации к «Руслану и Людмиле».
А какого труда стоит создание линогравюр, когда художник сутками не отходил от печатного станка, создавая свои шедевры!
Станислав Косенков много занимался самообразованием, что очень помогало ему при создании оригинальных работ. Изучив опыт мировых и отечественных художников, он создал свой неповторимый косенковский стиль, его не спутаешь ни с каким другим. Всё это говорит о том, что Станислав Косенков — незаурядная личность и выдающийся художник не только Белгородчины, но и всей нашей страны. Он оставил нам более шести тысяч работ и, будучи глубоко русским художником, сумел стать явлением общемировой культуры.
Но есть в жизни человека даты и состояния, которые отзываются в сердце болью застарелой раны, болью воспоминаний о времени и месте, где земля смешалась с небом и вобрала в себя столько железа и крови, что на ней даже трава не росла. Имя этому событию – Курская битва, а конкретное место – Прохоровка. Дата – июль. Год – сорок третий. День памяти погибших под Прохоровкой – один из самых волновавших Станислава Косенкова патриотических праздников. Ведь он потерял отца за три месяца до своего рождения.
Наверное, поэтому военная тема доминирует в творчестве художника, ведь создавалась она по собственным впечатлениям и переживаниям. Островок земли, поросший отцветшими одуванчиками, разделяет глубокая борозда, на краю которой сидит мальчик, держащий в руке серебристо-серый пушистый одуванчик, словно свечу в память о погибшем солдате, быть может, отце… Пространство между пшеницей, символизирующей жизнь, и лиловым горизонтом заполнено письмами, фотографиями погибших в знаменитом Курском сражении во имя Победы и жизни этого хрупкого, беззащитного ребёнка. «Хлеба не кошены», «12 июля – день памяти. Год любой», «Борозда памяти» – ёмкие и поэтические названия цветных линогравюр серии «Прохоровское поле»…
В творчестве Косенкова нет натурализма – искорежённых танков, оторванных рук и ног, художник избегает рассказа о войне «в лоб». Через человеческие страдания Станислав Косенков передаёт пережитое и незабываемое, и это, быть может, оказывает особое воздействие на зрителя.
Трудно представить военную тему в творчестве Косенкова без серии «Детство». Эта серия – обобщённый рассказ о детях военного времени и о самом себе, родившемся в самом начале войны. Каждая из этих работ обладает ценностью свидетельства от лица ребёнка – человека – художника, лишённого нормального детства и пережившего потерю отца.
Светлой памяти отца, Степана Егоровича Косенкова, посвящается цветная линогравюра из серии «Память». Прямо на мольберте художник изображает отца над темным обрывом. Обрыв – метафора небытия, куда навсегда ушёл отец художника.
В диалоге с работниками музея мы показали свои знания о видах и жанрах изобразительного искусства, узнали, что такое печатная графика. В увлекательной форме нам, детям, рассказали об этапах создания линогравюр.
Музей-мастерская даёт возможность всем посетителям прочувствовать, насколько интересна и непроста работа художника-графика. Увидеть воочию рабочий стол, инструменты и станки, на которых как будто вчера ещё работал Станислав Степанович.
Мы познакомились с маленькой частью коллекции музея. Это были иллюстрации к русским народным сказкам «Сивка-Бурка», «Иван царевич и серый волк» и иллюстрации к сказке Александра Пушкина «Руслан и Людмила», над которой Станислав Степанович работал три года. Мы с интересом не только вспоминали действие сказок, но и с большим любопытством рассматривали иллюстрации. Оригинальные иллюстрации поражают как мастерством автора, так и художественными приёмами, которые он использует в своей работе.
Каждая деталь, изображённая художником, несёт в себе глубокий смысл. Например, иллюстрация «Людмила в царстве Черномора», где помимо изображения главной героини сказки и чудесного сада с ажурным мостиком и диковинными деревьями встречается цветок розы. Как оказалось, совсем не случайно. Станислав Степанович хотел этим цветком показать красоту и своенравность Людмилы.

В иллюстрации «Бой Руслана с Головой» художник изображает Руслана в образе Георгия Победоносца, чтобы показать мощь богатырскую и усилить эмоциональную окраску сюжета.

В одной из иллюстраций к сказке «Иван царевич и серый волк» мы можем с лёгкостью узнать белгородские меловые горы и овраги, Белгородскую крепость. Таким приёмом художник как бы перенёс действие сказки на территорию Белгородской области. И юные читатели, рассматривая иллюстрацию, с лёгкостью верят, что эти события происходили именно здесь.

Каждую иллюстрацию можно рассматривать долго, разгадывая тайны, спрятанные художником. Просто удивительно, каким нужно обладать воображением, чтобы создать столько образов, передать цветом и линией характер и эмоции героев. Не только страницы иллюстраций, но и страницы текста поражают своей художественной изобретательностью. Каждая страница отличается оригинальным орнаментом, «клеймами», в которых спрятаны символы или персонажи сказки. Каждая новая иллюстрация, с которой мы знакомились, поражала ювелирностью и виртуозностью техники исполнения работы.
Знакомство с творчеством Станислава Степановича Косенкова произвело на нас, участников экскурсии, большое впечатление. Ещё долго мы обсуждали увиденное, делились впечатлениями. Это была первая экскурсия в музей-мастерскую, но не последняя, потому что уютная атмосфера и гостеприимные и приветливые работники музея побуждают желание вернуться сюда вновь.
Кристина Каут,
ученица 6 «Г» класса школы № 41 г. Белгорода
В оформлении публикации использованы материалы сайта Белгородского государственного художественного музея