Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:00, 21 декабря 2025
 Беседовал Николай Рухленко 263

Завуч – это ключевая фигура в образовательном процессе

Завуч – это ключевая фигура в образовательном процессе Любовь Логачёва в школьном музее этнографии Фото: архив издательского дома «Мир Белогорья»
  • Беседовал Николай Рухленко
  • Статья
  • Беседовал Николай Рухленко
  • Статья

Давно хотел пообщаться с заместителем директора школы, курирующим процесс обучения, то есть, как раньше говорили, с завучем, заведующим учебной частью. Но то времени не было, то кандидатуры подходящей, то настроения, то ещё чего. А тут вдруг как‑то сразу решился…

И однозначно подумал, что буду беседовать с Любовью Николаевной Логачёвой.

Во‑первых, её стаж в должности завуча без одного года четверть века, она грамотный, вдумчивый специалист, хорошо владеет теорией и практикой управления, во‑вторых, интересно узнать, что в голове у человека, которого лично «сватал» в завучи, когда работал директором Орликовской средней школы, что в Чернянском районе, в‑третьих, было желание составить разговор с завучем именно сельской школы, где в отличие от городских школ завуч, как правило, представлен в единственном числе. В школе очень много зависит от завуча, если это настоящий завуч, то будет обеспечена так необходимая согласованность действий всех членов педагогического коллектива и будет организован целостный педагогический процесс.

Итак, завуч Любовь Николаевна Логачёва, режим работы которой 24/7.

Любовь Логачёва Любовь Логачёва / Фото: личный архив Любови Логачёвой

— Любовь Николаевна, почему вы решили стать педагогом?

— С выбором профессии у меня никогда не возникало трудностей, наверное, потому, что ещё в детстве я мечтала стать учителем. Мне снилось, что я учу своих одноклассников, вызываю их к доске, задаю им вопросы и ставлю отметки. И это желание возникло под влиянием личности моей любимой учительницы Рухленко Татьяны Анатольевны. Это настоящий Учитель, с большой буквы, как принято говорить, энергичный, умный, способный увлечь мечтой, научить видеть и ценить главное, человеческие отношения. Она учила нас преодолевать трудности, смело идти навстречу мечте, ничего не бояться, её любимая фраза — «не Боги горшки обжигают», она научила нас видеть красоту и гармонию в обыденных вещах. Я до сих пор стараюсь равняться на этого учителя, человека и понимаю, что мне ещё многому надо научиться. 

— Вы помните свой первый урок в качестве учителя? Какие чувства вы испытывали?

— В моей памяти навсегда остались два урока. Первый урок, который я проводила в рамках дня самоуправления, являясь ученицей выпускного 10-го класса. Это был, конечно, урок литературы, по роману Александра Фадеева «Разгром». Подготовиться к уроку помогла Татьяна Анатольевна. На уроке присутствовал директор школы Николай Михайлович Рухленко. Удивительно, но особого волнения не было, я чувствовала поддержку любимых учителей, я была счастлива и предвкушала радость от того, что я буду учиться на учителя, исполнится моя детская мечта.

Свой первый урок в качестве учителя тоже хорошо помню. Когда я в первый раз пришла в шестой класс, моему волнению, казалось, не было предела. Под пристальными взглядами девчонок и мальчишек так страшно было ошибиться! А тут ещё одна проблема, оказалось, что дети могут не слушать учителя, вертеться, разговаривать.

Я решила навести дисциплину, повысив голос, не знаю, какой приём я выбрала бы следующим, но один мальчик сказал:

«Не сердитесь, у вас это не получается».

Тридцать пять лет прошло с тех пор, а я помню, что злостью и повышенным голосом в школе ничего нельзя изменить и решить.

— Что помогло вам «включиться» в профессию?

— Мне очень помогло то, что свою профессиональную деятельность я начала в своей родной Орликовской школе. Поэтому дорога на работу каждый день была радостной. Ведь меня в школе ждали не только ученики, но и мои любимые учителя. Мне было комфортно, как в детстве, мои наставники окружили меня вниманием, заботой, поддержкой, но главное, они делились своим бесценным опытом. Всегда рядом были директор школы Николай Михайлович Рухленко, заместитель директора Татьяна Анатольевна Рухленко, учителя Лесина Ольга Ивановна, Лукьянова Елена Васильевна, Коростелева Валентина Васильевна, Бранько Иван Иванович, Жилина Нина Васильевна.

А ещё в нашей школе была создана эффективная система наставничества, реально действующая система методической работы. Каждый молодой педагог, а нас было в школе больше десяти, был включен в школьную систему повышения квалификации, прежде всего в работу методического объединения (через регулярные открытые уроки, их подробный анализ и самоанализ, работу мастер-классов, изучение новинок методической и педагогической литературы, участие в экспериментальной работе). Мы участвовали в школьных конкурсах профессионального мастерства, заседаниях педагогического совета (ни один педсовет не повторялся ни по форме, ни по содержанию). Орликовская школа стала кузницей кадров. Из её стен вышли директора школ, заместители директоров, опытные и знающие учителя, методисты. Эта атмосфера творчества, поиска захватывала и уже не отпускала, хотелось работать и работать хорошо, качественно, хотелось двигаться вперёд, расти профессионально. 

До сих пор удивляюсь, как можно было создать и поддерживать долгое время такую атмосферу творческого роста. Ответ вижу в следующем: личный пример директора школы, доверие к каждому молодому учителю (на второй год работы я давала открытый урок на областном семинаре), анализ на уровне коллектива любого мероприятия, в результате каждый знал о своих минусах в беседе один на один, а каждый успех поощрялся и делался достоянием всех. Только с годами я поняла и оценила, как нас «растили» методически, профессионально, повышали наш авторитет и веру в себя. Это и есть талант руководителя, талант «учителя учителей».

 

Не могу не сказать о роли в моём становлении как завуча заведующей районным методическим кабинетом Колесниковой Валентины Александровны. Сколько внимания и времени она уделяла начинающим завучам! Она знала наши сильные и слабые стороны, чувствовала нас. Вся методическая работа в районе была нацелена на конкретную школу, её коллектив. Управление образования во главе с Верченко Надежда Михайловна, заместителем Поплавской Любовью Павловной всячески поддерживало и поощряло конкурсное движение, экспериментальную, методическую работу.

— Когда и как вы поняли, что ваше призвание быть не просто учителем, а завучем? Официально эта должность именуется «заместитель директора», но педагоги, родители продолжают данную должность называть «завуч». 

— Помню один из августовских дней 2001 года, когда раздался звонок директора школы Николая Михайловича Рухленко, и мне, 29-летнему молодому учителю, предложили стать завучем школы. Боялась – да, сомневалась – да, но согласилась, потому что знала, что меня не оставят без помощи и поддержки, рядом работают мои опытные, мудрые наставники. Понимание, что это призвание, пришло не сразу, а лишь тогда, когда поняла, что коллеги прислушиваются к моему мнению, ждут помощи, совета. В 2006 году учитель нашей школы стал победителем районного конкурса «Учитель года», на всём протяжении конкурса я предлагала идеи, помогала их реализовать. Наверное, тогда я поняла, что я работаю на своём месте, я могу реализовать свой потенциал и помочь раскрыться другим людям.

— Чем занимается завуч в школе?

— Завуч в школе занимается очень многим: и планированием, и контролем, и документами, и ученическим, и родительским, и педагогическим коллективами, налаживает контакт с органами управления образованием. Но самое главное в работе завуча – это работа с учителем, умение выслушать, понять, поддержать, вдохновить, более того, научить работать с детьми, раскрыть его потенциал, научить анализу и самоанализу своей деятельности. Считаю, что состоялся тот завуч, который смог стать учителем учителей. Очень важным направлением в своей работе считаю работу с молодыми педагогами. В их руках находится будущее школы, они будут писать её историю завтра. Очень горжусь, что в школу приходят работать наши выпускники.

— Сколько лет вы уже трудитесь завучем?

— 1 сентября 2025 года исполнилось 24 года, как я работаю завучем в Орликовской средней школе. В 2026 году будет серебряный юбилей – 25 лет. Не совсем уверена, но мне кажется, что это самый продолжительный период работы завучем в нашей школе. 
 

— Считается, что на эту должность назначают людей, которые могут управлять не только детьми, но и педагогическим коллективом, родителями. Вы согласны с этим?

— Согласна. Работа со взрослыми людьми – это самая трудная часть работы завуча. Ведь с детьми работают учителя, классные руководители, советник директора по воспитанию, социальный педагог, старший вожатый, заместители директора. А с учителем напрямую работают директор и заместитель директора, именно от них зависит профессиональное благополучие педагога: станет ли он успешным в профессии, а иногда решается вопрос, останется ли он в профессии.

Работа с родительской общественностью – это особый пласт работы завуча, надо донести до родителей специфику деятельности школы, уклад школьной жизни, требования школы к детям. И одновременно уметь слышать запросы, приоритеты каждой семьи. Надо обязательно найти баланс, не настроить родителей против школы, не оттолкнуть и одновременно не потерять лицо школы, не стать той самой «обслугой», исполнителем «чужого заказа».

— Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, работающий завучем?

— Наверное, в первую очередь оптимизм. Также завучу должны быть присущи такие качества как саморазвитие, постоянное стремление к самообразованию, к изучению новых технологий, методик. Не могу представить завуча без профессиональной самоотдачи, эта работа требует постоянного «горения», стремления к достижению лучшего результата. Эта должность не предполагает почивания на лаврах. Нельзя, один раз добившись успеха, пользоваться этим дальше и ничего не делать. А ещё завуч не может не любить свою школу, своих учеников, своих педагогов. Ведь мы работаем, чтобы школа, наши учителя, дети стали лучше, успешнее. 

— Что самое трудное в деятельности завуча?

— Самое сложное – это заслужить авторитет человека, методиста, наставника в родном педагогическом коллективе, чтобы тебе поверили. Сложно, но очень важно создать коллектив единомышленников, готовых идти вперёд для достижения поставленных целей. Один в поле не воин, нужна команда, на которую можно опереться. Мне в нашей школе есть на кого положиться. Есть люди, с которыми я «разговариваю на одном языке». Это директор школы Шаповалов Сергей Владимирович, заместитель директора Перепечаева Ольга Николаевна, опытные учителя Лещук Любовб Павловна, Васютина Галина Васильевна, Дурнева Наталья Ивановна, Куценко Галина Викторовна, Еремина Елена Анатольевна, Миронов Владимир Анатольевич, Дурнева Ольга Александровна и другие. В школе сложился профессиональный коллектив единомышленников, где важен на своём месте каждый человек.

— Считаете ли вы себя позитивным завучем?

— Да, я считаю себя позитивным завучем, иначе я не проработала бы столько лет в этой должности. Я стараюсь в сложных ситуациях не опускать руки, искать и находить пути решения. В первую очередь рассчитываю на себя, свои возможности. При всём этом всегда открыта людям, умею радоваться победам других, ценить радости жизни, к многим вопросам отношусь с юмором, чувство юмора часто помогает снять напряжение. Знаю, что позитивному человеку, завучу должно быть присуще восприятие неудач не как поражение, а как возможность учиться и расти. Но честно скажу, у меня это не очень получается. Очень тяжело переживаю поражения, особенно если они несправедливые. С детства несправедливость вызывает разочарование, даже слёзы.

— Какой у вас жизненный девиз? Какое педагогическое кредо?

— Своим жизненным девизом считаю слова: никогда не останавливайся, движение вперёд – ключ к успеху. Считаю, и в повседневной, и в профессиональной жизни, если остановился, значит, что‑то важное не сделал, чего‑то лучшего не достиг, не сделал, что мог бы сделать для других.

Моим педагогическим кредо являются слова Василия Ключевского:

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь».

Я, действительно, очень люблю свою родную школу, очень люблю предметы, которые преподаю, учитель-словесник – это особый учитель, в его руках великая сила слова и вся мировая литература, сосредоточившая в себе мудрость поколений. У меня, как у заместителя, небольшая учебная нагрузка, я много лет веду русский язык и литературу в одном классе, я очень привязываюсь к детям, они становятся мне родными, я, правда, люблю детей, которых учу, я стараюсь оставить след в их душах. Как когда‑то сделали мои учителя.

В вашей школе дружный коллектив. В чём это проявляется? А молодёжь его пополняет?

— Я работаю в Орликовской школе 35 лет. Эта школа стала не просто местом работы, это место притяжения и силы. И силу, уверенность даёт ставший родным коллектив. Эти люди стали незаменимыми, близкими, понятными. Мы можем положиться друг на друга в любой ситуации. Но самое главное — это то, что в самый сложный, в самый ответственный момент коллектив способен мобилизоваться, объединиться. Каждый человек делает то, что он хорошо может сделать для общего дела. Я уверена, что нашему коллективу по силам любое дело. Не может не радовать тот факт, что коллектив пополняется, приходят молодые специалисты. За последние три года в коллектив пришли пять молодых учителей, четыре из них являются выпускниками нашей школы, это люди, которые близки нам по духу, они знают наши законы, традиции, они продолжат наше дело. А это значит, что школа живёт и будет жить, её будущее в надёжных руках.

— По каким направлениям сегодня развивается школа в селе Орлик? Каким вы видите идеального учителя? Ученика? Родителя?

— Орликовская школа всегда реагировала на изменения, тенденции, нововведения, но при этом всегда имела узнаваемое «лицо», неповторимую индивидуальность, на современном этапе нашей школе присущи:
— обеспечение доступности качественного образования на всех четырёх уровнях образования,
— внедрение современных образовательных технологий,
— развитие цифровой образовательной среды,
— поддержка талантливых детей (разработка индивидуальных маршрутов),
— расширение образовательных возможностей через вариативность образовательных программ (два профиля обучения на уровне среднего общего образования, индивидуальные учебные планы, углублённое изучение предметов на уровнях основного общего и среднего общего образования),
— создание условий для обучения детей с ОВЗ (в учреждении реализуются 8 адаптированных основных общеобразовательных программ),
— обеспечение доступности психолого-педагогической, логопедической, дефектологической помощи участникам образовательных отношений.

Наша школа, как я уже сказала, всегда имела своё неповторимое лицо, а самым узнаваемым брендом всегда были и остаются наши музеи, использование музейной педагогики для формирования человека — патриота, гражданина, семьянина, профессионала — одно из ведущих направлений нашей работы.

Идеальный учитель для меня — это тот, который любит своё дело, любит детей, которых ему доверили. Это энергичный, умный специалист, профессионал, способный увлечь своим предметом, обязательно должен сам уметь мечтать и научить мечтать детей. В свою работу учитель должен вкладывать частицу души – это самое главное. Только такой учитель может воспитать в ученике человечность и доброту, без этого нет учителя.

Идеальный ученик тот, кто готов учиться, развиваться. Мой идеальный ученик должен уметь мыслить, думать, чувствовать, уметь жить среди людей, сопереживать им и обязательно любить читать. 

Идеальный родитель это любящий, понимающий, заботящийся о развитии своего ребёнка. Во взаимоотношениях между школой и родителями должны обязательно присутствовать доверие и сотрудничество.

— Как вы относитесь к цифровизации?

— Как любой современный человек, вижу и плюсы, и минусы цифровизации. К плюсам отношу расширение доступности качественного образования, его индивидуализация, повышение качества повседневной жизни (возможность записаться на приём к врачу, оплатить услуги, заказать товары). К недостаткам отношу снижение уровня живого, эмоционального общения. Снижение общения между детьми и родителями, между сверстниками. Уверена, что живое, эмоциональное слово учителя ничем нельзя заменить, а технические средства обучения лишь верный помощник для педагога.

— Были ли моменты, когда вы сожалели о сделанном выборе? Если были, то с чем это было связано?

Нет, я никогда не жалела о сделанном выборе. Жалею только о проявленной слабости, о том, что отложила приход в любимую профессию на целый год. 

— Какие качества надо воспитывать в себе ученикам, чтобы стать успешными? Как вы этому способствуете?

Сегодня мы считаем, что успешен тот, кто конкурентоспособен, востребован на рынке труда, кто смог создать крепкую семью, остался жить и работать на родной земле. Для этого необходимы трудолюбие, настойчивость, любознательность, желание узнавать новое, учиться на протяжении всей жизни, доброта, любовь и уважение к себе и людям, умение преодолевать трудности, умение ставить цели и добиваться их.

Но при этом нельзя забывать, что каждый ребёнок индивидуален и у каждого свой успех, своё понятие о самореализации. 

Чтобы каждый нашёл свой путь, мы можем предложить: эффективную систему профориентационной работы, налаженное сотрудничество с работодателями и ссузами, вузами, освоение рабочих профессий, с целью подготовки к поступлению в вузы организовано углублённое изучение истории, математики, иностранного языка, физики. 
Каждый ребёнок имеет возможность реализовать себя не только в учёбе, но и в других сферах. В школе работают театральный кружок, медиацентр, в рамках работы которого обучающиеся учатся работать с медиаресурсами. Как результат, школьный паблик в социальной сети ВКонтакте признан флагманским на уровне региона. Учитель информатики Любовь Павловна Лещук два года подряд признаётся лучшим специалистом года в Белгородской области по работе с официальными страницами. В учреждении создан и действует Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», функционирует научное общество обучающихся, успешно реализуется проектная деятельность. Коллектив стал одним из победителей конкурса общественно значимых проектов первичных отделений партии «Единая Россия», создав экспозицию «Выпускники школы – участники СВО».

Школа в 2023 – 2025 годах была участником регионального проекта «Сопровождение профессионально-личностного самоопределения школьников психолого-педагогических классов». В 2025/2026 учебном году в 11 классе продолжается реализация учебного плана гуманитарного профиля психолого-педагогической направленности.

Фрагмент экспозиции школьного музея Фрагмент экспозиции школьного музея / Фото: архив издательского дома «Мир Белогорья»

— Как‑то услышал от одного директора школы, что если учить детей так, как учили вчера, то у них будет отнято будущее. Ваше мнение в связи с этим? 

— Эти слова считаю справедливыми. Изменился мир, изменились цели образования. Если вчера перед школой стояла задача передать определённый запас знаний в готовом виде, то сегодня мы учим ребёнка учиться всю жизнь, важно научить добывать знания самому. Современный педагог должен шагать в ногу со временем, искать актуальные методы работы, технологии, практики.

— Ваши мысли о будущем своей школы?

— Для меня родная сельская школа — это не просто здание, где учатся дети и работают люди, представляющие интеллигенцию на селе. Для меня это особый социальный организм, со своим укладом жизни, со своей особой миссией. И эта миссия, кроме взрастить детей, ещё стать центром жизни на селе, основным очагом образования, культуры. Сельская школа призвана научить детей дружить, работать в команде, уважать старших, это место, где закладываются патриотизм и гражданственность. Уверена, что именно в сельской школе могут воспитать врача, учителя, инженера, фермера, который будет работать на селе. 

— Какие качества вы цените в людях?

— Больше всего в людях ценю честность, честные люди вызывают у меня уважение и доверие; ответственность, каждый человек должен осознавать последствия своих действий; трудолюбие, человек должен уметь бороться с ленью; целеустремленность, способность ставить цели и достигать их; профессионализм, доброту.

— А как вы предпочитаете отдыхать? Чем увлекаетесь?

— Работа занимает очень много времени, поэтому, когда получается отдохнуть, предпочитаю проводить время с семьёй. Я очень благодарна своему мужу за постоянную поддержку и помощь в профессиональной деятельности и жизни, это человек, который всегда рядом. Все вместе любим путешествовать, посещать интересные места, музеи, совершать экскурсии по городам. Каждый вечер нахожу время для чтения, эта привычка ещё со школы. Очень люблю проводить время с внуком: посещать зоопарк, парки отдыха и развлечений, гулять на природе, показывать достопримечательности, рассказывать об особенностях сельского труда, читать, играть, рисовать, одним словом, участвовать во всём, что ему интересно.

Увлекаюсь разведением цветов, очень люблю, когда на клумбах и в вазонах растут и радуют самые разнообразные цветы. Очень люблю розы, лилии, пионы, астры, петунии, гладиолусы, бархатцы. С недавних пор появилась на домашнем участке теплица, в которой с большой охотой выращиваю рассаду цветов, овощей, ранний урожай зелени, огурцов, помидоров. На улице холодная ноябрьская погода, а мы в теплице собираем зелень, вкусные домашние помидоры. 

— Благодарю вас, уважаемая Любовь Николаевна, за интересную беседу!

Беседовал Николай Рухленко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×