Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:59, 03 декабря 2025
 Беседовал Николай Рухленко 90

Профориентация должна быть грамотной

Профориентация должна быть грамотной Фото: архив профориентационного центра лицея № 3 имени С. П. Угаровой (г. Старый Оскол)
  • Беседовал Николай Рухленко
  • Статья
  • Беседовал Николай Рухленко
  • Статья

Сегодня профориентация особенно важна. Её цель — помочь растущему человеку разобраться в себе, своих умениях, желаниях и ценностях и на этой основе подобрать профессию, которая будет приносить удовольствие и при этом востребована. Это крайне необходимо в условиях быстро меняющегося рынка труда, где одни профессии исчезают, а другие появляются.

Недавно я побывал в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Образовательный комплекс «Лицей № 3» имени С. П. Угаровой» (город Старый Оскол), мне с гордостью показали созданный здесь профориентационный центр. Я понял, что эта гордость вполне оправданна. Центр убедительно свидетельствует, что профориентация — это системный и долгосрочный процесс, он реально помогает осознанно выбрать профессию, позволяет узнать, какие специальности будут востребованы через несколько лет, и подготовиться к этим изменениям, способствует формированию адекватных ожиданий от будущей профессии. А ещё в центре обучают навыкам самоанализа и самооценки, то есть развивают способность честно оценивать свои сильные и слабые стороны. Посещение центра пробудило желание пообщаться на тему профориентации школьников с директором лицея Валентиной Ивановной Котаревой. 

— Уважаемая Валентина Ивановна! Как известно, на базе лицея создан замечательный профориентационный центр, который называется Л III «Родной край». Зачем этот центр понадобился? Как рождалась и развивалась идея создания центра? 

— Лицей открыт переменам и требованиям времени. Идея создания центра пришла вместе с пониманием того, что ученикам нужна помощь в поиске себя, своего призвания. Рассказать о людях различных профессий, которые развивали наш город, нашу Белгородчину, дать ребятам возможность попробовать себя в разных сферах, найти дело по душе с перспективой работать в области – основные задачи профориентационного центра Л III «Родной край». 

— Расскажите, пожалуйста, о концепции центра. Что в вашем понимании профориентация обучающихся? Насколько она важна в школе?

— Центр Л III «Родной край» — особенная среда профориентационных событий и творческого поиска. Счастлив тот, кто занимается любимым делом и приносит пользу обществу. Профориентация в школе — это сопровождение детей в их поисках, знакомство с разными профессиями: металлурга, учёного, горняка, программиста, художника, инженера, артиста. 

— Как организована работа центра? Проще говоря, чем наполнен его обычный день?

— Профориентационный центр Л III «Родной край» работает на базе нашего образовательного учреждения. В состав образовательного комплекса входят три отделения: отделение дошкольного образования, отделение общего образования (начального общего, основного общего и среднего общего) и отделение дополнительного образования. Занятия в объединениях по интересам проводят педагоги нашего «Центра детского творчества «Креатив» отделения дополнительного образования. Каждый день согласно расписанию проводятся занятия по 6 направленностям (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной) в 73 объединениях по интересам. Ребята учатся собирать и программировать роботов, управлять беспилотниками, занимаются хореографией, нейрографикой, эстрадным и народным вокалом, пробуют себя в роли экскурсоводов, архитекторов.

— Какой смысл вложен в название центра?

— В название профориентационного центра Л III «Родной край» заложена его многогранность. Л – это лицей, III — единство трёх направлений деятельности лицея (образование, воспитание и профориентация), трёх участников образовательных отношений («ребёнок-родитель-школа»), трёх отделений образовательного комплекса. «Родной край» — любовь к семье, малой Родине, стране. Всё это и создает уникальность нашего образовательного комплекса.
 

Профориентация должна быть грамотной - Изображение Фото: архив профориентационного центра лицея № 3 имени С. П. Угаровой (г. Старый Оскол)

— Где брали средства на создание профориентационного центра?

— Успешная деятельность образовательной организации невозможна без обновления инфраструктуры и материальной базы. На протяжении многих лет в этом нам помогает компания «Металлоинвест». Создание профориентационного центра Л III «Родной край» стало возможным благодаря её финансовому участию.

— Планируете ли вы ввести в штатное расписание школы должность профориентолога? Расскажите о кадровых возможностях центра.

— Профориентолог — это специалист с функциями педагога, который помогает обучающимся выбрать профессию в соответствии со своими когнитивными, личностными и эмоциональными качествами. В штатном расписании должности профориентолога нет. Но было бы хорошо. Подумаю об этом к следующему учебному году. В профориентационном центре работают 15 преданных своему делу педагогов дополнительного образования, учителя, педагоги-психологи. Кроме того, приглашённые гости – представители разных профессий Старооскольского края проводят мастер-классы для наших ребят, делятся своим опытом, рассказывают о своём пути в профессию.
 

— Дело очень непростое: понять, чем человек реально хочет и может заниматься. Чтобы определить профессиональный путь человека, нужно разобраться с его физическими возможностями, с интеллектом, предпочтениями, ценностями, проанализировать воспитание и даже внутренние барьеры. Что вам удаётся в этом плане, а что пока нет? Как обеспечить баланс между мечтой и реальностью при выборе профессии? Как вы помогаете обучающимся преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются при выборе будущей профессии?

— Успех в профессии лежит в точке, в которой сходятся желания человека, его способности, возможности и его востребованность обществом. Мне очень нравится формула «хочу – могу – надо». Найти этот баланс непросто, но всё же возможно. Заинтересованность каждого педагога в развитии ребенка, сопровождение развития его личности и профессионального становления на всех уровнях образования, внеурочная деятельность на занятиях «Россия – мои горизонты», работа в рамках проекта «Билет в будущее», профориентационное тестирование и консультации педагога-психолога, тесное сотрудничество с ссузами и вузами, экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами своего дела, взаимодействие с родителями — вот далеко не полный перечень мероприятий для наших детей. Но всё же выбор профессии – это ответственное решение, которое каждый принимает самостоятельно. Анализируя результаты поступления наших выпускников, могу сказать, что 96 % выбирают профессию в соответствии с профилем обучения. Значит, мы на верном пути.
 

— Не знаю, согласитесь вы или нет, что школьная одарённость и истинная одарённость – это не одно и то же? Первая, что греха таить, демонстрирует способность работать, как правило, на оценки, а вторая свидетельствует о глубоком увлечении чем‑то и способности это что‑то всеми силами развивать. Ваше мнение на этот счёт?

— Вы правы в том, что между школьной и истинной одарённостью часто существует заметная разница. И это не просто игра слов, а отражение разных механизмов и мотиваций. Да, та одарённость, которая чаще всего видна в рамках учебного процесса, — это во многом способность ребёнка к усердной работе, дисциплина, стремление заслужить признание. Но это ещё и основа той одарённости, о которой вы говорите как об истинной. Я бы назвала природной или творческой одарённостью. Её двигатель — не внешняя оценка, а внутренняя, неутолимая жажда познания в конкретной области. Это тот самый «огонь в глазах», когда ребёнок занимается любимым делом не потому, что надо, а потому, что не может не заниматься. И я убеждена, что это не взаимоисключающие понятия, а два полюса, между которыми находится большинство детей. Идеальный случай — это совпадение. Когда предмет страсти ребёнка совпадает со школьными дисциплинами. Такой ученик и «звезда» школы, и глубоко увлечённая личность. Что мы, как лицей, делаем для поддержки именно истинной одарённости? Создаём условия для её развития. Мы отходим от шаблонов. Стараемся оценивать не только знания по предмету, но и проектную деятельность, исследовательские навыки, нестандартное мышление. Создаём среду возможностей: проектные группы, научные общества, кружки робототехники, IT, сотрудничество с вузами и предприятиями Старого Оскола. Работаем с мотивацией. Стараемся показать детям, что знания — это инструмент для реализации их собственных идей и увлечений. Так что, соглашаясь с вашим точным наблюдением, отмечу, что для нас истинная одарённость, рождённая из глубокого увлечения, является главной ценностью.
 

— Верите ли вы в судьбу? А в предрасположенность к той или иной профессии? Можете поделиться примерами?

— Верю и в судьбу, и в предрасположенность. С детства я мечтала стать учителем, собирала друзей, рассаживала за импровизированные парты, а сама выступала в роли учителя.

— Ощущаете ли вы поддержку в вопросах обеспечения функционирования центра и дальнейшего его развития?

— Безусловно, поддержка всех участников образовательных отношений играет важную роль в работе и развитии центра. Что касается дальнейшего развития, то здесь мы также видим заинтересованность и открытость к диалогу. Вместе мы прорабатываем перспективные направления: это внедрение новых образовательных технологий, развитие проектной деятельности учащихся и повышение квалификации педагогов. Уверена, что только в тесном сотрудничестве и при поддержке наших социальных партнёров и, конечно, с активным участием родительского сообщества наш центр будет успешно развиваться и помогать нашим ученикам формировать свою профессиональную идентичность.
 

— Другие старооскольские школы имеют возможность воспользоваться вашим центром в целях профориентации своих обучающихся?

— В рамках муниципального задания и сетевой формы реализации образовательных программ обучающиеся других школ также входят в состав объединений по интересам. Центр открыт для всех желающих, в том числе педагогов. Они также являются участниками методических мероприятий по тиражированию успешных профориентационных практик. 

— Как вы сотрудничаете с родителями в вопросах профориентации? Какие трудности возникают у вас при взаимодействии с родителями в вопросах профориентации?

— Мнение родителей в вопросах образования и профориентации важно. Спектр дополнительных общеразвивающих программ достаточно широкий, так как мы стремимся к удовлетворению запросов родителей и всестороннему развитию личности наших обучающихся. Тем более, что все необходимые ресурсы у нас есть: квалифицированные специалисты, отличная материально-техническая база и поддержка учредителя и социальных партнёров. Родители участвуют в реализации проекта «Инженеры будущего», «К маме, папе на работу», приходят на часы общения «Гость группы», «Гость класса» и делятся своим опытом работы в профессии. Есть и определённые трудности. Не все родители испытывают желание стать активными участниками профориентационной работы. Да и профориентационные экскурсии доступны на ограниченном количестве предприятий. 
 

— Как вы оцениваете уровень осведомлённости учеников о современных профессиях?

— Наших обучающихся отличает заинтересованность в жизни города и области. Благодаря работе центра, ребята лучше осознают историю Старого Оскола, связанную, в том числе, с развитием горнодобывающей и металлургической сфер, с профессиями родного края, востребованными сегодня. Лицеисты хорошо осведомлены и выбирают современные профессии, которые нужны городу и области. 

— Повысил ли созданный центр эффективность профориентационной работы в вашей школе?

— Да, эффективность возросла. Об этом говорит анализ результатов выбора экзаменов в рамках государственной итоговой аттестации и результатов поступления. Более 70 % девятиклассников уже в сентябре знают, что им интересно. Поэтому выбор профиля обучения в 10–11 классах они осуществляют осознанно. А если говорить о выпускниках средней школы, то их выбор экзаменов и вуза соответствует профилю обучения. Думаю, это хорошие показатели. Наши выпускники возвращаются к нам уже в новом качестве. Они наша гордость и наши верные помощники, в том числе и в деле профориентации. Приходят на уроки с рассказами о своей профессии, проводят мастер-классы и профессиональные пробы. 
 

Профориентация должна быть грамотной - Изображение Фото: архив профориентационного центра лицея № 3 имени С. П. Угаровой (г. Старый Оскол)

— Уважаемая Валентина Ивановна! Искренне благодарен за интересные ответы. Хочется пожелать вам совершенствования деятельности созданного профориентационного центра!

Беседовал Николай Рухленко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×