Профориентация должна быть грамотной
Сегодня профориентация особенно важна. Её цель — помочь растущему человеку разобраться в себе, своих умениях, желаниях и ценностях и на этой основе подобрать профессию, которая будет приносить удовольствие и при этом востребована. Это крайне необходимо в условиях быстро меняющегося рынка труда, где одни профессии исчезают, а другие появляются.
Недавно я побывал в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Образовательный комплекс «Лицей № 3» имени С. П. Угаровой» (город Старый Оскол), мне с гордостью показали созданный здесь профориентационный центр. Я понял, что эта гордость вполне оправданна. Центр убедительно свидетельствует, что профориентация — это системный и долгосрочный процесс, он реально помогает осознанно выбрать профессию, позволяет узнать, какие специальности будут востребованы через несколько лет, и подготовиться к этим изменениям, способствует формированию адекватных ожиданий от будущей профессии. А ещё в центре обучают навыкам самоанализа и самооценки, то есть развивают способность честно оценивать свои сильные и слабые стороны. Посещение центра пробудило желание пообщаться на тему профориентации школьников с директором лицея Валентиной Ивановной Котаревой.
— Уважаемая Валентина Ивановна! Как известно, на базе лицея создан замечательный профориентационный центр, который называется Л III «Родной край». Зачем этот центр понадобился? Как рождалась и развивалась идея создания центра?
— Лицей открыт переменам и требованиям времени. Идея создания центра пришла вместе с пониманием того, что ученикам нужна помощь в поиске себя, своего призвания. Рассказать о людях различных профессий, которые развивали наш город, нашу Белгородчину, дать ребятам возможность попробовать себя в разных сферах, найти дело по душе с перспективой работать в области – основные задачи профориентационного центра Л III «Родной край».
— Расскажите, пожалуйста, о концепции центра. Что в вашем понимании профориентация обучающихся? Насколько она важна в школе?
— Центр Л III «Родной край» — особенная среда профориентационных событий и творческого поиска. Счастлив тот, кто занимается любимым делом и приносит пользу обществу. Профориентация в школе — это сопровождение детей в их поисках, знакомство с разными профессиями: металлурга, учёного, горняка, программиста, художника, инженера, артиста.
— Как организована работа центра? Проще говоря, чем наполнен его обычный день?
— Профориентационный центр Л III «Родной край» работает на базе нашего образовательного учреждения. В состав образовательного комплекса входят три отделения: отделение дошкольного образования, отделение общего образования (начального общего, основного общего и среднего общего) и отделение дополнительного образования. Занятия в объединениях по интересам проводят педагоги нашего «Центра детского творчества «Креатив» отделения дополнительного образования. Каждый день согласно расписанию проводятся занятия по 6 направленностям (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной) в 73 объединениях по интересам. Ребята учатся собирать и программировать роботов, управлять беспилотниками, занимаются хореографией, нейрографикой, эстрадным и народным вокалом, пробуют себя в роли экскурсоводов, архитекторов.
— Какой смысл вложен в название центра?
— В название профориентационного центра Л III «Родной край» заложена его многогранность. Л – это лицей, III — единство трёх направлений деятельности лицея (образование, воспитание и профориентация), трёх участников образовательных отношений («ребёнок-родитель-школа»), трёх отделений образовательного комплекса. «Родной край» — любовь к семье, малой Родине, стране. Всё это и создает уникальность нашего образовательного комплекса.
— Где брали средства на создание профориентационного центра?
— Успешная деятельность образовательной организации невозможна без обновления инфраструктуры и материальной базы. На протяжении многих лет в этом нам помогает компания «Металлоинвест». Создание профориентационного центра Л III «Родной край» стало возможным благодаря её финансовому участию.
— Планируете ли вы ввести в штатное расписание школы должность профориентолога? Расскажите о кадровых возможностях центра.
— Профориентолог — это специалист с функциями педагога, который помогает обучающимся выбрать профессию в соответствии со своими когнитивными, личностными и эмоциональными качествами. В штатном расписании должности профориентолога нет. Но было бы хорошо. Подумаю об этом к следующему учебному году. В профориентационном центре работают 15 преданных своему делу педагогов дополнительного образования, учителя, педагоги-психологи. Кроме того, приглашённые гости – представители разных профессий Старооскольского края проводят мастер-классы для наших ребят, делятся своим опытом, рассказывают о своём пути в профессию.
— Дело очень непростое: понять, чем человек реально хочет и может заниматься. Чтобы определить профессиональный путь человека, нужно разобраться с его физическими возможностями, с интеллектом, предпочтениями, ценностями, проанализировать воспитание и даже внутренние барьеры. Что вам удаётся в этом плане, а что пока нет? Как обеспечить баланс между мечтой и реальностью при выборе профессии? Как вы помогаете обучающимся преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются при выборе будущей профессии?
— Успех в профессии лежит в точке, в которой сходятся желания человека, его способности, возможности и его востребованность обществом. Мне очень нравится формула «хочу – могу – надо». Найти этот баланс непросто, но всё же возможно. Заинтересованность каждого педагога в развитии ребенка, сопровождение развития его личности и профессионального становления на всех уровнях образования, внеурочная деятельность на занятиях «Россия – мои горизонты», работа в рамках проекта «Билет в будущее», профориентационное тестирование и консультации педагога-психолога, тесное сотрудничество с ссузами и вузами, экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами своего дела, взаимодействие с родителями — вот далеко не полный перечень мероприятий для наших детей. Но всё же выбор профессии – это ответственное решение, которое каждый принимает самостоятельно. Анализируя результаты поступления наших выпускников, могу сказать, что 96 % выбирают профессию в соответствии с профилем обучения. Значит, мы на верном пути.
— Не знаю, согласитесь вы или нет, что школьная одарённость и истинная одарённость – это не одно и то же? Первая, что греха таить, демонстрирует способность работать, как правило, на оценки, а вторая свидетельствует о глубоком увлечении чем‑то и способности это что‑то всеми силами развивать. Ваше мнение на этот счёт?
— Вы правы в том, что между школьной и истинной одарённостью часто существует заметная разница. И это не просто игра слов, а отражение разных механизмов и мотиваций. Да, та одарённость, которая чаще всего видна в рамках учебного процесса, — это во многом способность ребёнка к усердной работе, дисциплина, стремление заслужить признание. Но это ещё и основа той одарённости, о которой вы говорите как об истинной. Я бы назвала природной или творческой одарённостью. Её двигатель — не внешняя оценка, а внутренняя, неутолимая жажда познания в конкретной области. Это тот самый «огонь в глазах», когда ребёнок занимается любимым делом не потому, что надо, а потому, что не может не заниматься. И я убеждена, что это не взаимоисключающие понятия, а два полюса, между которыми находится большинство детей. Идеальный случай — это совпадение. Когда предмет страсти ребёнка совпадает со школьными дисциплинами. Такой ученик и «звезда» школы, и глубоко увлечённая личность. Что мы, как лицей, делаем для поддержки именно истинной одарённости? Создаём условия для её развития. Мы отходим от шаблонов. Стараемся оценивать не только знания по предмету, но и проектную деятельность, исследовательские навыки, нестандартное мышление. Создаём среду возможностей: проектные группы, научные общества, кружки робототехники, IT, сотрудничество с вузами и предприятиями Старого Оскола. Работаем с мотивацией. Стараемся показать детям, что знания — это инструмент для реализации их собственных идей и увлечений. Так что, соглашаясь с вашим точным наблюдением, отмечу, что для нас истинная одарённость, рождённая из глубокого увлечения, является главной ценностью.
— Верите ли вы в судьбу? А в предрасположенность к той или иной профессии? Можете поделиться примерами?
— Верю и в судьбу, и в предрасположенность. С детства я мечтала стать учителем, собирала друзей, рассаживала за импровизированные парты, а сама выступала в роли учителя.
— Ощущаете ли вы поддержку в вопросах обеспечения функционирования центра и дальнейшего его развития?
— Безусловно, поддержка всех участников образовательных отношений играет важную роль в работе и развитии центра. Что касается дальнейшего развития, то здесь мы также видим заинтересованность и открытость к диалогу. Вместе мы прорабатываем перспективные направления: это внедрение новых образовательных технологий, развитие проектной деятельности учащихся и повышение квалификации педагогов. Уверена, что только в тесном сотрудничестве и при поддержке наших социальных партнёров и, конечно, с активным участием родительского сообщества наш центр будет успешно развиваться и помогать нашим ученикам формировать свою профессиональную идентичность.
— Другие старооскольские школы имеют возможность воспользоваться вашим центром в целях профориентации своих обучающихся?
— В рамках муниципального задания и сетевой формы реализации образовательных программ обучающиеся других школ также входят в состав объединений по интересам. Центр открыт для всех желающих, в том числе педагогов. Они также являются участниками методических мероприятий по тиражированию успешных профориентационных практик.
— Как вы сотрудничаете с родителями в вопросах профориентации? Какие трудности возникают у вас при взаимодействии с родителями в вопросах профориентации?
— Мнение родителей в вопросах образования и профориентации важно. Спектр дополнительных общеразвивающих программ достаточно широкий, так как мы стремимся к удовлетворению запросов родителей и всестороннему развитию личности наших обучающихся. Тем более, что все необходимые ресурсы у нас есть: квалифицированные специалисты, отличная материально-техническая база и поддержка учредителя и социальных партнёров. Родители участвуют в реализации проекта «Инженеры будущего», «К маме, папе на работу», приходят на часы общения «Гость группы», «Гость класса» и делятся своим опытом работы в профессии. Есть и определённые трудности. Не все родители испытывают желание стать активными участниками профориентационной работы. Да и профориентационные экскурсии доступны на ограниченном количестве предприятий.
— Как вы оцениваете уровень осведомлённости учеников о современных профессиях?
— Наших обучающихся отличает заинтересованность в жизни города и области. Благодаря работе центра, ребята лучше осознают историю Старого Оскола, связанную, в том числе, с развитием горнодобывающей и металлургической сфер, с профессиями родного края, востребованными сегодня. Лицеисты хорошо осведомлены и выбирают современные профессии, которые нужны городу и области.
— Повысил ли созданный центр эффективность профориентационной работы в вашей школе?
— Да, эффективность возросла. Об этом говорит анализ результатов выбора экзаменов в рамках государственной итоговой аттестации и результатов поступления. Более 70 % девятиклассников уже в сентябре знают, что им интересно. Поэтому выбор профиля обучения в 10–11 классах они осуществляют осознанно. А если говорить о выпускниках средней школы, то их выбор экзаменов и вуза соответствует профилю обучения. Думаю, это хорошие показатели. Наши выпускники возвращаются к нам уже в новом качестве. Они наша гордость и наши верные помощники, в том числе и в деле профориентации. Приходят на уроки с рассказами о своей профессии, проводят мастер-классы и профессиональные пробы.
— Уважаемая Валентина Ивановна! Искренне благодарен за интересные ответы. Хочется пожелать вам совершенствования деятельности созданного профориентационного центра!
Беседовал Николай Рухленко