Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19:00, 01 декабря 2025
 97

Личность директора и престиж лицея неразделимы

Валентина Ивановна Котарева – очень известный в нашей области руководитель общеобразовательной организации. Вот уже два десятка лет она директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Образовательный комплекс «Лицей № 3» имени С. П. Угаровой», которое находится в городе Старый Оскол. Известность Валентины Ивановны обусловлена прежде всего позитивными результатами, которые из года в год демонстрирует лицей.

Этого директора знаю много лет. А вот основательно поговорить удалось только недавно.

— Уважаемая Валентина Ивановна! Выступая на одном из мероприятий, вы представили лицей № 3 как пространство позитивных перемен. А как же традиции? Какие очередные перемены в ваших планах? Какими ценностями при этом руководствуетесь?

— Несмотря на все изменения, происходящие и в нашем обществе, и в образовании, и, конечно, в лицее, традиции продолжаются. Я работаю в этой школе с 1984 года. До меня уже были заложены её главные принципы — трудолюбие педагогов и их любовь к детям. Они остаются неизменными. Для нашего учреждения всегда была характерна нацеленность на самые перспективные направления в области школьного образования, и в своей деятельности я всегда стремилась и стремлюсь поддерживать высокое качество образования и лидерство лицея в области инноваций. Сейчас для региона вновь актуально развитие инженерного направления, профессиональной ориентации школьников, а в лицее с 2004 года функционируют классы с углублённым изучением математики и физики, сейчас к ним прибавились информационно-технологические и химико-биологические профили. Кроме того, с образованием комплекса было разработано и успешно функционирует интегрированное инженерно-техническое образовательное пространство, включающее в себя профильное обучение, внеурочную деятельность и дополнительное образование. Так что нам есть чем ответить на вызовы времени, сохраняя при этом собственную уникальность.
 

Директор лицея Валентина Котарева Директор лицея Валентина Котарева / Фото: архив лицея № 3 имени С. П. Угаровой г. Старый Оскол

— Какая вы? Попробуйте представить себя. Как вы чувствуете себя в роли директора?

 — Я человек открытый и прямой, поэтому не люблю интриг, закулисных игр, в коллективе тоже этого не терплю. Если мне что‑то не нравится, могу сказать об этом искренне. Иногда эмоции переполняют, но, когда это случается, всегда стараюсь думать о тех, кто рядом, поэтому далеко не всегда даю волю чувствам. Вообще я очень люблю людей. Скорее всего, это главная моя черта. Что бы ни происходило в лицее, будь это связано с педагогами или с учениками или родителями, всегда пытаюсь разобраться, встать на сторону другого человека, понять его. Благоприятная психологическая атмосфера в лицее всегда была для меня одной из главных задач. Я не авторитарный руководитель, считаю, что высоких целей можно добиться только при поддержке людей, которые делают одно с тобой дело. По жизни я лидер, привыкла принимать сложные решения и нести ответственность не только за себя, поэтому и стала директором. Таков мой путь, я это осознаю и стараюсь делать так, чтобы и мне, и всему коллективу было комфортно и интересно работать.
 

— Расскажите об успехах и достижениях за последние годы.

— Наше учреждение всегда было в числе лидеров региона, и до сих пор мы этих позиций не уступаем. В 2024 году учреждение в шестой раз стало победителем областного конкурса «Школа года». В 2025 году образовательный комплекс стал призером регионального этапа всероссийского конкурса «Организация высокой социальной эффективности». За последние 5 лет наши педагоги становятся призерами муниципальных и региональных этапов всероссийских конкурсов профессионального мастерства, таких как «Учитель года России», «Педагогический дебют», «Сердце отдаю детям», «Флагманы образования», «Самый классный», «Воспитать патриота», «Растим гражданина» и многих других. Высокий уровень образования подтверждают и результаты учащихся: в течение последних трех лет учителями лицея подготовлены 6 призеров и победитель заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, 6 лицеистов стали обладателями стипендии Губернатора Белгородской области, в 2025 году 6 выпускников получили максимальный балл на ЕГЭ, а коллектив учреждения был занесен на доску почёта города.

— Как вы читаете, ваш лицей имеет отличительные особенности, если сравнивать его с другими общеобразовательными организациями городского округа? На какие особенности Вам хочется обратить внимание?

— Наше учреждение известно высоким качеством образования. В этом мы лидеры. Кроме того, только у нас реализуются все уровни общего образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, плюс к этому дополнительное образование. Так удовлетворяются все образовательные потребности учащихся и родителей. Еще одной отличительной чертой лицея является развитая система наставничества «ученик – ученик». Старшие школьники становятся вожатыми и наставниками младших, проводят мероприятия в детском саду и в начальных классах, помогают в подготовке к олимпиадам. Совет старшеклассников инициирует и реализует многие школьные проекты. Наш коллектив — это содружество единомышленников, где образуются очень крепкие связи между учителями и учениками, в этом залог нашего успеха. 
 

— Бытует мнение, что школа – это отражение личности директора. вы согласны с этим?

— Безусловно, школа отражает личность директора. Я вспоминаю своего наставника – Тамару Яковлевну Часовских, которая 20 лет была директором средней школы № 27 и научила меня многому. На протяжении этих лет она создавала неповторимую атмосферу творчества, потому что сама очень яркий и креативный человек. То же можно увидеть и среди моих коллег. Какой директор, такая и школа.

— Вполне понятно желание любого директора школы иметь как можно больше творческих педагогов. Что в вашем представлении творческий педагог?

— Творческий педагог создает свой уникальный «продукт» — неповторимую личность ученика. Это человек, в котором любовь к предмету соединяется с любовью к детям. Без свободного полета мысли, яркого интеллекта невозможно настоящее творчество. Поэтому творческий учитель — это редкость.

— Ваше отношение к отличникам и медалистам?

— Считаю, что отличники и медалисты — это большие труженики, дети, обладающие не только особыми способностями к учению, но и, что не менее важно, особым прилежанием. Мы всегда следим за судьбой выпускников и видим, что это лидеры. Они добиваются новых успехов, потому что трудолюбие еще со школьной скамьи определило характер их деятельности.

— Как вы поддерживаете в лицее дисциплину?

— Дисциплина — ряд правил, а не ограничений. Сознательное их соблюдение помогает образованию, поэтому очень важно, чтобы все участники образовательного процесса это понимали. Решая проблемы дисциплины в коллективе, я стараюсь понять причины каких‑либо поступков ученика или учителя. Ребёнок при любых обстоятельствах нуждается в поддержке. Учителям всегда объясняю, что мы работаем ради ученика. В целом можно сказать, что, несмотря на сложности нашего времени, в лицее нормальная рабочая обстановка. 
 

— Расскажите, пожалуйста, о педагогах, которыми вы гордитесь.

— Я работаю директором лицея 20 лет. У нас достаточно стабильный коллектив. Среди учителей есть те, кто с первых лет рядом со мной. Есть педагоги, которые вызывают восхищение и своими личностными качествами, и необыкновенными достижениями. Они известны в области, прославляют нашу школу. Это и наш физик, Заслуженный учитель Российской Федерации Раиса Григорьевна Пашкова, всю жизнь отдавшая ученикам, и Ирина Анатольевна Петрова, учитель начальных классов, к которой записываются за несколько лет вперёд, и Марина Анатольевна Ровенских, на протяжении 15 лет работавшая моим заместителем, а теперь подготовившая стобалльников, победителя и призёров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, и Оксана Николаевна Елина, заместитель директора, призер региональных этапов всероссийских конкурсов «Учитель года России – 2022», «Флагманы образования», победитель конкурса на присуждение премий лучшим учителям Белгородской области, руководитель авторской школы педагогического мастерства «Траектория развития креативного мышления школьников». У нас работают прекрасные учителя математики, русского языка, географии, истории, химии, педагоги дополнительного образования. Я с нескрываемой гордостью говорю о нашем коллективе и благодарна, что судьба послала мне именно этих людей.

— Есть ли в вашем лицее педагоги-мужчины? Кто они?

— В нашем педагогическом коллективе не так уж и мало мужчин. Во‑первых, это учитель физической культуры Борзенков Владимир Александрович — абсолютно незаменимый человек. Он не только прекрасный педагог, подготовивший призёров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников и большое число победителей различных соревнований, но и сам является активным участником всех муниципальных соревнований, педагогических конкурсов, наших школьных концертов и одним из лучших классных руководителей.

Также у нас работает прекрасный учитель технологии Александр Николаевич Копнинов, учитель иностранного языка Юрий Михайлович Бровченко, молодой учитель информатики Алексей Игоревич Уваров. Во‑вторых, благодаря созданию образовательного комплекса у нас работают мужчины-педагоги дополнительного образования. Среди них Гребнев Владимир Борисович, профессиональный инженер авиации, который полностью закрывает самые актуальные направления: робототехнику, 3D-моделирование, проектирование сайтов, военную подготовку, руководит школьным патриотическим клубом «Авиатор». Сабакарь Владимир Викторович ведёт занятия по робототехнике. Молодой, но перспективный педагог дополнительного образования Некрасов Никита Сергеевич. Хочу отметить, что присутствие в школе мужчин очень дисциплинирует, они особенно необходимы в роли классных руководителей. Дети испытывают перед ними прямо‑таки «священный трепет». 
 

— Каким образом лицей взаимодействует с родителями обучающихся?

— Работа с родителями сейчас особенно важна и, к сожалению, очень трудна. На протяжении десяти лет они считали школьное образование услугой, а теперь приходится перестраивать их отношение к школе. В лицей многие стремятся попасть, поэтому подавляющее большинство родителей, конечно, ответственно относятся к воспитанию детей. У нас традиционно ведется родительский лекторий, активно работает Совет отцов, женский клуб. Родители вместе с детьми принимают участие в благотворительных акциях. Но бывает всякое. Так же, как и с педагогами, я стараюсь вникнуть в ситуацию, при возникновении конфликта повернуть человека к себе, ни в коем случае не нарушая его права на собственную точку зрения.

— На привитие каких качеств своим ученикам направлены в первую очередь усилия педагогического коллектива? 

— Если говорить о главных качествах школьников, то это, конечно, умение работать. Как правильно говорится, школа – это основа жизни. Именно в школе ребенок начинает учиться выстраивать свои отношения с людьми, здесь он должен понять, что только от него самого зависит, каким будет его будущее. А всё достигается трудом. Второе, чему сейчас важно учить детей, – любовь к Родине. Патриотизм не просто слово, это то, что объединяет людей, вносит в жизнь высокий смысл.

— Расскажите, пожалуйста, о географии профессионального выбора выпускников лицея.

— Традиционно выпускники лицея поступают в самые лучшие учебные заведения страны. Высокие баллы ЕГЭ и достижения в олимпиадах позволяют им получать высшее образование в крупных городах. Многие поступают в ведущие технические вузы: МГУ, Технологический университет имени Н. Э. Баумана, Высшую школу экономики, МИСИС, МАИ, МГСУ, Московский и Санкт-Петербургский политехнические университеты. Выпускники медицинского класса поступают в медицинские университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Курска, Белгорода. Многие поступили благодаря целевому направлению. В этом году мы впервые выпустили педагогический класс. Выпускники поступили в Московский государственный педагогический университет, Московский литературный институт, Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербургский государственный университет, Воронежский и Белгородский университеты. 
 

— Каким вам видится лицей в будущем?

— Наше образовательное учреждение существует с 1973 года. Требования, предъявляемые государством к школе, менялись, но лицей успешно справлялся со всеми вызовами времени. Поэтому я уверена, что и в будущем он продолжит развиваться, укреплять свою материально-техническую базу и кадровый потенциал.

Вы амбициозны?

— Амбициозна ли я? Наверное, да. Я всегда ставила перед собой сложные для достижения цели. Без этого скучно работать и мне, и всему коллективу. Успех лицея, наши многочисленные победы лишь доказывают это. Слава не самоцель, но мне нравится, когда мой труд высоко оценен и руководством, и обществом.

— Какими необычными мероприятиями, проводимыми в лицее, вы можете похвалиться?

— В нашей школе много традиционных и уникальных мероприятий. Например, Пушкинский бал и Посвящение в лицеисты. Оба мероприятия проводятся накануне 19 октября в Пушкинском зале лицея. Сначала первоклассники вступают в ряды лицеистов, их приветствуют старшеклассники, знакомят с нашими традициями, с лицейскими годами биографии А.С. Пушкина, а вечером проводится настоящий Пушкинский бал. На протяжении месяца ученики 10–11 классов разучивают классические танцы: вальс, полонез, польку. На балу они в костюмах танцуют, как это было во времена великого поэта. Это очень красивая и возвышенная традиция. 

— Расскажите о самых значимых проектах, реализованных в лицее за последние годы. Каковы их результаты и влияние на учеников, педагогов, родителей?

— С 1 сентября 2024 года введены в действие несколько проектов. Реализуется программа технической направленности в рамках федерального проекта «Беспилотные авиационные системы», выигран грантовый конкурс среди первичных отделений Белгородского регионального отделения партии «Единая Россия», и работает школьный патриотический клуб «Авиатор», открыты классы с углубленным изучением химии, биологии, информатики и математики в рамках федерального проекта «Школы – ассоциированные партнеры «Сириус». Продолжается участие в проекте «Бережная школа» на региональном и муниципальном уровнях, началась реализация школьного проекта «Оптимизация процесса «Сопровождение обучающихся 7–11 классов при подготовке к муниципальному и региональному этапам всероссийской олимпиады школьников»». Уже реализован региональный проект «Вместе!С образованием», направленный на развитие профориентации в школе и оказание методической помощи учителям в этом вопросе. В 2025 году продолжается деятельность школы как опорной площадки муниципальной стажировочной площадки для учителей физической культуры, иностранного языка и учителей начальной школы, а также федерального проекта «Профессионалитет». Участие в проектах повышает мотивацию и открывает широкие возможности для реализации всех участников образовательных отношений. 

— Ваша школа хорошая? Или какая? Что вы вкладываете в понятие «хорошая школа»?

— Если оценивать по критерию «хорошая — плохая — никакая», то у нас хорошая школа. Лицей выигрывает своей разнонаправленностью, сильным педагогическим коллективом, творческой атмосферой. Я с уверенностью могу сказать, что образование в нашей школе строится на принципах гуманизма, и именно поэтому старооскольцы доверяют нам своих детей. 
 

— Вы анализировали причины прекращения образовательных отношений? Поделитесь, пожалуйста, мыслями на этот счёт.

— Образовательные отношения с учащимися прекращаются в связи с освоением ими всех компонентов образовательной программы или же при переводе в другую образовательную организацию. Из лицея уходит небольшое количество учащихся, чаще всего это связано с переездом семьи, иногда бывает, что родители считают, что их ребенку трудно справляться с нагрузками и предъявляемыми в школе требованиями. К счастью, в моей практике не было случаев досрочного прекращения образовательных отношений и отчисления как меры дисциплинарного взыскания. Я считаю, что всегда нужно искать ключики к ребёнку, подходы, которые позволят понять, что именно провоцирует его неправомерное поведение. Когда при создании образовательного комплекса к лицею была присоединена школа № 1, мы получили целый класс учащихся, среди которых были и хулиганы, и просто социально запущенные дети. Выход нашли в увлечении их спортом. Их классный руководитель, учитель физической культуры, смог сплотить вокруг себя ребят, они стали участниками всех соревнований и принесли лицею множество побед. 

— Какой ваш любимый фильм? А книга? вам удаётся отдыхать? Чем наполнен ваш досуг?

— Моя жизнь наполнена множеством событий и встреч, вокруг всегда много людей. Для директора его работа и есть жизнь, поэтому о свободном времени говорить не приходится. Когда получается, люблю читать произведения Чехова, особенно рассказы. Если говорить о кино, то очень люблю пересматривать фильмы Никиты Михалкова, Эльдара Рязанова, Владимира Меньшова, Леонида Гайдая. Трудно выделить один. Так как никогда не получается отдохнуть полностью весь отпуск, я беру две недели и еду путешествовать. А еще я люблю рыбалку, она хорошо успокаивает. 

— Искренне благодарю вас, уважаемая Валентина Ивановна, за интересную беседу. Дальнейших вам успехов!

Беседовал Николай Рухленко 
 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×