Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14:41, 02 июня 2025
 292

В регионе назвали имя учителя года, или Мысли вслух о конкурсе

28 мая 2025 года Дворец культуры «Энергомаш» стал свидетелем грандиозного и яркого события – церемонии награждения учителей, ставших лучшими по итогам областного конкурса «Учитель года — 2025». Победителем конкурса, как известно, признан Дмитрий Алексеевич Баланчуков, учитель иностранного языка гимназии № 22 города Белгорода.

Грандиозность мероприятию придавал и сам факт участия в мероприятии губернатора области Вячеслава Владимировича Гладкова, региональных министров, глав муниципальных образований, руководителей органов управления образованием, депутатов областной Думы. 

«Учитель года России» — это ежегодный всероссийский конкурс, целью которого являются выявление, поддержка и поощрение передовых школьных учителей, распространение их педагогического опыта и повышение престижа труда учителя. Конкурс проводится с 1992 года. В предшествующие два года, до роспуска СССР, проводился аналогичный конкурс всесоюзного масштаба. 

Лично мне довелось принимать участие в первом конкурсе. Это было в далёком уже 1990 году, работал я тогда в Чернянском районе директором и учителем русского языка и литературы Орликовской средней школы. Программа конкурса включала защиту опыта работы, проведение урока в незнакомом классе, решение психологических тестов, беседу с членами жюри. В тот год были объявлены два победителя: я и Кондауров Иван Трофимович, учитель физики из Старого Оскола. Все последующие годы конкурс входил в орбиту моих профессиональных интересов. Осознавая его созидающее начало, как директор школы, мотивировал своих коллег на участие в нём. Ежегодно орликовский педагог принимал участие в муниципальном этапе творческого состязания, демонстрируя конкурентоспособность и высокий профессионализм. Ещё не завершились конкурсные испытания, а я со своими заместителями уже думал: «Кто следующий?» Учителю нужно привыкнуть к новой роли, чтобы с позитивом погружаться в подготовку. В настоящее время в школе в Орлике работает целая плеяда участников этого конкурса. 
 

Фрагменты церемонии награждения победителей и призёров регионального конкурса «Учитель года-2025» Фрагменты церемонии награждения победителей и призёров регионального конкурса «Учитель года-2025» / Фото: архив БелИРО

Конкурс, впервые состоявшись, оказавшись в многообразном педагогическом мире, где и так великое множество событий, дел, ситуаций, сюжетов, обязан был дать ответ на самый главный вопрос: быть или не быть? Если не быть, то нужно было ответить на вопрос: «Почему так? Не оправдал ожиданий? Не вписался в педагогическую действительность?» Если же быть, то предстояло определиться с содержанием и своим местом в пространстве педагогического бытия, наполнить конкурс глубоким смыслом. Всегда радовался тому, что «новорождённое дитя» оказалось крепким, смышлёным, любознательным, заявившим раз и навсегда о своей значимости, пользе. Оно быстро преодолело робость, обрело уверенную поступь, призывая под своё крыло активное, передовое российское учительство, которое как будто ждало этого клича, на призыв каждый год откликаются всё новые и новые педагоги. Так конкурс сначала стал педагогическим явлением, своего рода зеркалом развития нашей педагогической системы, а спустя некоторое время превратился в мощное, могучее, широкое педагогическое движение, позволяющее открывать новые имена, демонстрировать актуальный опыт и эффективные педагогические практики, методики и технологии. Именно на конкурсе создаётся образ современного учителя, который ежегодно корректируется, уточняется, обновляется. 

Это движение сегодня отличают удивительная масштабность, непрерывность. Объявление итогов ни в коей мере не означает, что поставлена точка. В «Учителе года» нет точек, бывших конкурсантов здесь тоже не бывает, после конкурса всё только начинается. Это встречи, конференции, семинары, мастер-классы, обмен опытом, стажировки. Конкурс учит педагога быть открытым: делиться своими наработками и впитывать всё то интересное, что есть у других. Учитель, шагнувший в конкурс, остаётся в нём навсегда. 
 

Самое главное, что «Учитель года» стал поистине народным конкурсом. Поддержка и сопереживание земляков, коллег придают конкурсу ту необычайную атмосферу, которая позволяет учителю почувствовать значимость и ценность своего дела, нужность стране и людям. А это даёт необычайный стимул к развитию. Конкурс позволяет обратить внимание всех, в том числе руководителей самого высокого уровня, на учительскую профессию и связанные с нею проблемы. 

«Учитель года» – это мощный инструмент повышения квалификации, школа профессионального роста, которая стимулирует тысячи учителей совершенствоваться не только в своём предмете, в методике его преподавания, в дидактике, но и в правовой подготовке, в публичных выступлениях. «Учитель года» по‑настоящему учит учителей. Возможно, лучше, чем кто‑либо или что‑либо, к примеру, лектор или курсы повышения квалификации. 

Конкурс «Учитель года» – это уникальная возможность заявить о себе, но не для того, чтобы стать знаменитым, а для того, чтобы достойно выглядеть в глазах учеников, родителей и коллег. Конкурс учит наблюдать и анализировать, а значит, всем его участникам и зрителям предлагает колоссальные возможности для профессионального развития и совершенствования.

На площадках конкурса собираются интереснейшие люди, которые умеют, делая свое дело, мотивировать других. Конкурс – это источник вдохновения и мотивации для дальнейшей работы, он помогает учителям пересмотреть свои подходы и цели. Конкурс вдохновляет учителей на эксперименты и креативность, значительно повышает уверенность в своих силах и способностях, способствует развитию навыков самопрезентации. Знаю немало примеров, когда педагог повторно заявляется для участия в конкурсе. Это значит, что ему есть что представить новое, чтобы это новое получило одобрение и дальнейшее распространение.
 

Участие в конкурсе, конечно, прежде всего важно для учителя, но не менее важно для учеников. Если учитель участвует в конкурсах, значит, он стремится к профессиональному совершенству, а следовательно, является вдохновляющим примером для учеников, вызывает у них большое уважение. Участие учителя в конкурсе создаёт атмосферу мотивации в классе, ученики чувствуют гордость за своего учителя и стремятся к достижениям в учёбе. А что же родители? Когда учителя активно участвуют в конкурсах и получают признание, то родители чувствуют, что их дети находятся в надёжных руках. Родители могут гордиться за школу и её педагогов. 

Конкурс – это замечательная школа осмысления своего «Я». Это действенный толчок для взросления в педагогической профессии. Победа в конкурсе не куётся в одиночку, коллеги всегда готовы помочь, дать совет. Имя конкурсанта всегда соотносят с конкретной школой, с конкретной территорией, об этом нельзя забывать. 

С конкурсом «Учитель года» ассоциируются такие понятия, как неординарность, импровизация, интеллект, творчество, гуманизм, глубина, культура, , щедрость, воздействие. Конкурс – это яркие впечатления и идеи. Не открою истины, если скажу, что из горнила конкурса педагоги выходят другими людьми. Почему? Потому что конкурс закаляет и многократно повышает чувство ответственности в дальнейшем. Перед кем? Прежде всего перед собой. А значит, перед детьми, родителями, коллегами, перед Белгородчиной и великой Россией. Ответственность за что? За результат труда. А труд учителя определяет, как будут думать, во что будут верить, что будут любить, кем будут работать наши дети и внуки, на каких примерах они будут воспитывать своих детей. Изо дня в день необходимы колоссальные усилия, чтобы наши дети были прежде всего думающими, основательными и надёжными, чтобы они распоряжались своей жизнью разумно, активно и позитивно, чтобы они верили в себя и в духовные начала, чтобы они любили родных и близких, свой народ, свой край и свою Родину, неважно, кем они будут работать, главное, чтобы они это делали мастерски, чтобы они воспитывали своих детей на лучших отечественных и мировых ценностях. 

С конкурсом и статусом конкурсанта не соотносимы такие понятия, как лень, равнодушие, пассивность, безынициативность.

Конкурс помогает ощутить себя счастливым и окрылённым человеком. Он рождает внутреннюю установку соответствовать великому предназначению – «сеять разумное, доброе, вечное». Конкурс – это праздник. Все конкурсанты вместе и каждый в отдельности — творцы этого праздника. И то, что этот праздник состоялся, заслуга абсолютно каждого. Так будет и дальше, из года в год. Главное то, что нет неуспешных конкурсантов. А достигнутый успех, определяющий, вдохновляющий, содействующий, способствующий, призывающий, ведёт дальше по профессиональной стезе. 
 

Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×