Информационные системы и ресурсы в контрольно-надзорной деятельности в сфере образования

-
Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области
-
Статья
-
Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области
-
Статья
Информационные системы ежедневно встречаются в нашей жизни, представить сегодняшнюю действительность без таких систем довольно сложно! Любая организация уже не может полноценно заниматься какой‑либо деятельностью без информационно-аналитических систем.
Региональный департамент по контролю и надзору в сфере образования понимает, что информационные системы – это надёжные помощники. В результате их внедрения работа существенно облегчается. Нельзя не согласиться с тем, что благодаря информационным системам специалистам департамента становится доступна почти любая информация, к тому же информация в электронном виде в ближайшем будущем заменит бумажные документы, поскольку обращаться с электронными документами – это куда проще, быстрее и экономичнее.
Департамент всегда идёт в ногу со временем, отвечая требованиям 21 века.
Истоки введения информационных систем – это 2014 год. Речь идёт об использовании системы «Типовое решение для территориальных органов контроля и надзора в сфере образования» (ТРС). На тот момент данная система была создана для наьлюдения за территориальными органами контроля и надзора в сфере образования со стороны Рособрнадзора, а доступ к ней для внесения сведений имел узкий круг лиц. В эту систему вносились итоги проведённых проверок, а также была реализована возможность подготовки и передачи в Рособрнадзор отчётов в электронной форме.
Время не стоит на месте, оно меняется, а вместе с ним меняются и подходы к государственной регламентации образовательной деятельности, включая государственный контроль (надзор), в которой с 2016 года стали применять информационные системы, а уже с июля 2021 года такой подход стал основополагающим.
Это предусматривает и кардинально изменившееся законодательство, а именно вступление в законную силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
По существу в этом законе речь идёт о полноценной цифровизации деятельности, снижающей издержки граждан и организаций, повышающей эффективность государственного контроля (надзора).
В настоящее время департамент работает в 11 информационных системах:
Информационная система, обеспечивающая автоматизацию контрольно-надзорной деятельности за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, исполняющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования (ИС АКНДПП);
Федеральная государственная информационная система «Единый реестр проверок» (ФГИС ЕРП);
Федеральная государственная информационная система «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (ФГИС ЕРКНМ);
Информационная система досудебного обжалования (ГИС ТОР КНД – подсистема досудебного обжалования);
Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора) (ЕРВК);
Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации (ФИС ФБДА);
Единый реестр учёта лицензий (ЕРУЛ);
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (портал Госуслуги);
Федеральная государственная информационная система «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) (РГУ);
Подсистема разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг (конструктор цифровых регламентов) федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (КЦР ФРГУ);
Система электронного документооборота (Re:Doc).
Кроме того, департамент обеспечивает внесение сведений и контролирует заполняемость таких систем, как: Федеральная информационная система «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (ФИС ФРДО) и Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся основных и средних школ и приёма граждан в техникумы, колледжи и вузы (ФИС ГИА и Приёма).
Можно отметить, что все действия департамента отражаются в информационных системах, благодаря чему можно отследить правомерность проведения проверок, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям.
А теперь расскажем подробнее о каждой системе.
ФГИС ЕРП
В июле 2016 года введён в эксплуатацию первый информационный ресурс, имеющий открытую часть для доступа всех заинтересованных лиц. Это ФГИС ЕРП. Оператором этого ресурса выступает Генеральная прокуратура Российской Федерации, а администраторами являются прокуратуры каждого субъекта Российской Федерации, в том числе прокуратура Белгородской области. ФГИС ЕРП была создана, с одной стороны, для того, чтобы обеспечивать контроль и учет проверок в отношении индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и органов местного самоуправления, а с другой стороны, для возможности в открытой части ресурса найти и ознакомиться с интересующей информацией, в том числе и с результатами проверок.
Необходимо отметить, что в настоящее время этот ресурс используется не в полной мере, а только в части проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в отношении органов местного самоуправления, так как после изменения законодательства на замену ФГИС ЕРП пришла новая система ФГИС ЕРКНМ, которую можно назвать аналогом первой. В ФГИС ЕРП продолжается формирование ежегодного плана проведения плановых проверок деятельности органов местного самоуправления, но мораторий на проверки пока исключил и этот пласт работы.
ФГИС ЕРКНМ
С 1 июля 2021 года департаменту предоставлена возможность начать работу в более усовершенствованной системе ФГИС ЕРКНМ по сравнению с ФГИС ЕРП. ФГИС ЕРКНМ предназначена для обеспечения взаимодействия департамента с прокуратурой Белгородской области в части планирования и согласования проведения проверок. Цели создания системы: учёт проверок и мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение нарушений обязательных требований законодательства организациями, имеющими лицензию министерства на осуществление образовательной деятельности, а также принятых департаментом мер по пресечению этих нарушений.
Стоит отметить, что план проверок департамента в обязательном порядке создаётся, согласовывается, утверждается в машиночитаемом формате, а также вносятся изменения непосредственно через ФГИС ЕРКНМ, что освобождает сотрудников от использования бумажных носителей и тем самым экономит время.
Представители той или иной организации и сами граждане в целях ознакомления со всеми проверками и мероприятиями, проводимыми департаментом в отношении определённого учреждения, могут совершить следующие действия:
зайти на официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации – https://genproc.gov.ru/;
выбрать вкладку «Единый реестр проверок. Сводный план проверок»;
нажать на кнопку «Единый реестр проверок»;
на открывшейся странице в поисковой строке ввести наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо ввести ИНН/ОГРН, либо номер проверки, если он известен.
До начала проведения любой проверки или мероприятия каждый сотрудник департамента предварительн заполняет все необходимые поля в ФГИС ЕРКНМ в установленные законом сроки, после чего система формирует индивидуальный QR-код и наносит его на соответствующие документы.
Отсканировав QR-код, можно перейти на страницу карточки проверки или мероприятия и подробно изучить
всю информацию, указанную в ней, без получения документов на бумажном носителе.
Важно понимать, что проведение проверок и мероприятий, не включённых в ФГИС ЕРКНМ, является грубым нарушением со стороны сотрудников департамента, а результаты таких мероприятий подлежат отмене.
Анализируя всё вышесказанное, можно сделать вывод, что в первую очередь данная система призвана обеспечить максимальную открытость государственного надзора, простоту обмена информацией и, что немаловажно, избавляет от мыслей о коррупционной составляющей со стороны госслужащих.
Стоит отметить, что с июля 2021 года департамент внёс в ФГИС ЕРКНМ 180 сведений о проверках и 1790 о профилактических мероприятиях.
ГИС ТОР КНД – подсистема досудебного обжалования
Закон устанавливает, что судебное обжалование в той или иной ситуации возможно только после досудебного обжалования, в противном случае обращение в суд не приведёт к желаемому результату. С 1 июля 2021 года такую возможность предоставляет ГИС ТОР КНД – подсистема досудебного обжалования, которая позволяет в досудебном порядке каждой имеющей лицензию министерства на осуществление образовательной деятельности организации, в отношении которой была проведена проверка, обжаловать решения департамента, действия или бездействие его должностных лиц посредством портала Госуслуг.
Чтобы воспользоваться этим правом, достаточно заполнить форму в соответствующем разделе на портале Госуслуг. При заполнении формы автоматически из личного кабинета организации подтягивается информация о проверках, доступных для обжалования. Порядок рассмотрения жалоб – единый для всех органов власти, а срок рассмотрения не должен превышать 20 рабочих дней.
ЕРВК
Ещё одна система, которая тесно взаимосвязана с ФГИС ЕРКНМ – это ЕРВК. Она является справочником ФГИС ЕРКНМ и одновременно подсистемой РГУ, содержащей совокупность данных о контроле и надзоре в России.
В ЕРВК включаются все сведения о виде контроля и об организации, которая осуществляет этот контроль, а также размещаются такие документы, как: программа профилактики, план проверок, доклад о правоприменительной практике, доклад о государственном надзоре, а также руководства по соблюдению обязательных требований лицензиатами.
Что такое вид контроля?
Вид контроля – это составная часть действующей системы контроля, обладающая свойственным ей содержанием, предназначенная для осуществления функции контроля в соответствии со своими задачами, правами и обязанностями.
Департамент осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования, переданный в своё время Рособрнадзором.
Кроме того, в ЕРВК стало доступно описание вида контроля всем желающим. Ранее доступ был только у руководителя министерства и самих сотрудников департамента. Теперь любой человек может зайти на сайт ervk.gov.ru, найти описание вида контроля и получить подробную информацию о нём.
Также можно узнать, кто может прийти с проверкой и что проверяющие будут смотреть. В частности, можно посмотреть,
в отношении кого и кем может осуществляться вид контроля, какие типы объектов проверяются, что является предметом контроля, какие мероприятия контролёры вправе проводить, а какие нет. Можно узнать, каким образом производится отнесение объектов к категориям риска и что нужно делать, чтобы тебя проверяли реже, какие индикаторы риска применяются в рамках вида контроля, а также контактные данные министерства.
Оператором ЕРВК является Минэкономразвития России, а ответственным за наполнение и своевременную актуализацию вида контроля выступает департамент, который на сегодняшний день проводит непрерывную работу по наполнению и своевременной актуализации карточки вида контроля.
Так как после присвоения лицензиату определённой категории риска, у него есть полное право попробовать обжаловать данное решение в соответствии с законодательством, то уже сейчас Минэкономразвития России проводит интеграцию ЕРВК с порталом Госуслуг. А это значит, что все лицензиаты смогут увидеть присвоенную им категорию риска
на портале Госуслуг, и там же будет предоставлена возможность обжаловать её.
ИС АКНДПП (контрольная (надзорная) деятельность)
Ещё одной немаловажной системой для лицензиатов и департамента в целом является ИС АКНДПП, которая функционирует с 2016 года, но продолжает совершенствоваться, тем самым обогащая деятельность департамента и упрощая её.
Эта система разработана Рособрнадзором для осуществления услуг по лицензированию и аккредитации образовательных организаций, а также учета проведённых в отношении них проверок.
В ИС АКНДПП содержится текстовая информация о министерстве и о его структурном подразделении – департаменте, ведётся учёт лицензиатов, похожий на учёт ЕРВК и учёт органов местного самоуправления, представлены полные сведения о проведённых проверках, о мерах по их итогам, сведения о рассмотренных департаментом обращениях
и об экспертах, которые привлекаются к проведению проверок департамента.
В эту же систему подгружаются план проверок со всеми внесенными в него изменениями, некоторые документы, которые могут содержать конфиденциальные данные (например, протоколы об административных правонарушениях и др.), осуществляется информирование департамента Рособрнадзором, через систему реализован также механизм сбора отчётов.
Всё вышеуказанные сведения вносятся департаментом в ИС АКНДПП в течение 15 дней со дня получения информации или её изменения, а срок хранения информации составляет 10 лет. После истечения срока хранения информация исключается из ИС АКНДПП оператором информационной системы, то есть напрямую Рособрнадзором.
ИС АКНДПП (государственные услуги)
Этой же системой была упрощена услуга лицензирования, что стало толчком в сокращении её сроков и снижении потребности использования бумаги.
Все те, кто желает получить лицензию министерства на осуществление образовательной деятельности, или те, кто, уже её имея, подаёт документы на внесение в неё изменений, делают это через личный кабинет в ИС АКНДПП. Документы подаются по месту регистрации организации вне зависимости от фактического местонахождения с обязательным подписанием их электронной цифровой подписью. Для получения доступа для входа в данную систему необходимо обратиться с этой просьбой к специалисту департамента, курирующему эту услугу.
Стоит отметить, что для работы в ИС АКНДПП разработана и размещена на сайте департамента (http://ukn.beluno.ru) инструкция подачи заявления в электронном виде.
После получения доступа необходимо выбрать услугу (предоставление лицензии или внесение изменений в реестр лицензий) и заполнить заявление прямо на портале, то есть онлайн, подгрузив все необходимые для оказания услуги документы. Получив их через информационную систему, департамент рассматривает их всего в течение 5 рабочих дней со дня их регистрации, тем самым позволяет заявителю экономить время, поскольку подать заявление на предоставление государственной услуги можно, находясь на рабочем месте, в любой день и удобное для заявителя время. Кроме того, ИС АКНДПП проста для пользователей и информативна, так как в личном кабинете организации отражаются все действия, производимые специалистом.
Re:Doc
Данная система тесно связана с ИС АКНДПП, так как при рассмотрении поступивших от соискателей лицензии или лицензиатов заявлений департамент оценивает соответствие сведений, содержащихся в представленных заявлении и документах посредством единого государственного реестра юридических лиц и других федеральных информационных ресурсов. Данная оценка осуществляется в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственным каналам системы Re:Doc.
Система Re:Doc позволяет участникам межведомственного электронного взаимодействия, а именно федеральным и региональным органам исполнительной власти, использовать общие информационные ресурсы.
При оказании услуги по лицензированию образовательной деятельности департамент через систему Re:Doc взаимодействует с Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным казначейством, Федеральной налоговой службой.
Кроме того, система Re:Doc реализует функциональные возможности обработки не только заявок на оказание услуг департамента, которые поступают по каналам межведомственного взаимодействия, но и заявок, которые поступают через портал Госуслуг. Это значит, что заявление на лицензирование образовательной деятельности, поданное заявителем через Госуслуги, поступает в департамент в электронной форме через систему Re:Doc и в дальнейшем переносится межведомственным путем в систему ИС АКНДПП.
Система Re:Doc помогает специалистам департамента уменьшить время на поиск информации, необходимой для достижения целей оказания услуги лицензирования образовательной деятельности.
РГУ, портал Госуслуг и КЦР
Фундаментальной системой в части предоставления департаментом государственных услуг выступает РГУ. Эта система интегрирована с порталом Госуслуг, если в РГУ добавляются сведения по предоставлению государственных услуг, то они отображаются на портале Госуслуг. В РГУ содержатся все сведения обо всех существующих услугах и функциях России, а в целом она предназначена для автоматизации процессов ведения информации о государственных услугах и функциях, предоставляемых исполнительными органами.
Предоставление заявления на получение государственной услуги через портал Госуслуг избавляет заявителя от необходимости личного присутствия в департаменте, согласования даты и времени предоставления документов
со специалистом, предоставляющим услугу. Стоит учесть, что данный механизм сьал быстрым, довольно удобным и весьма практичным.
Также на базе РГУ функционирует подсистема КЦР. Две эти системы работают в тандеме, и вторая способствовала цифровизации в части разработки и непосредственного утверждения регламентов предоставления государственных услуг.
Департаментом в РГУ размещены все необходимые нормативно-правовые документы, описание административных процедур, алгоритмов и вариантов принятия решений, а также документы и материалы, необходимые для осуществления услуг по лицензированию, аккредитации образовательной деятельности, а также по подтверждению документов об образовании, полученных в России (оформление апостиля).
Всё это позволяет предоставлять государственные услуги на высоком современном уровне.
ЕРУЛ
С 1 марта 2021 года лицензия на образовательную деятельность предоставляется в электронном виде, а не выдается на бумажном или электронном носителе. Так произошло не только с лицензиями на образовательную деятельность, но и с лицензиями на многие другие виды деятельности.
Разрешение на ведение лицензируемой образовательной деятельности подтверждается записями в сводном реестре лицензий на официальном сайте Рособрнадзора в сети «Интернет», это так называемая выписка из сводного реестра лицензий. Такая выписка является подтверждением факта лицензирования, а возможность получения её есть у каждого,
так как сводный реестр лицензий – это общедоступный ресурс, переход к нему размещен на главной странице Рособрнадзора (https://obrnadzor.gov.ru/).
В связи с этим Минэкономразвития России запустило такую систему как ЕРУЛ, которая была создана для реализации плана по введению единой (сквозной) нумерации на все виды деятельности. Таким образом, учреждению при лицензировании образовательной деятельности единожды присваивается регистрационный номер лицензии, который не меняется при любом из предусмотренных законодательством оснований для переоформления уже полученной лицензии. Можно смело говорить, что такая идея увенчалась большим успехом, а для сотрудников департамента стала большим плюсом, так как такой подход очень прост и удобен.
ФИС ФБДА
Говоря про государственные услуги, можно сказать, что услуга по подтверждению документов об образовании, полученных в России, так называемое оформление апостиля, набирает свою популярность.
Это подтверждает статистика, которая показала, что за весь 2020 год было отработано 189 документов, а за 2022 год уже далеко за 500. Отметим, что без этой услуги невозможно осуществить намерение выехать за рубеж на учёбу или работу.
Документы для получения апостиля возможно подать через ФИС ФБДА. Для этого заявителю потребуется авторизоваться на портале Госуслуг. После авторизации необходимо заполнить заявление, которое формируется электронно, прикрепив пакет требуемых документов в виде копий, а после обязательно предоставить в департамент оригинал документа, заявленного к апостилированию.
Задача заявителя – корректно заполнить заявление и прикрепить полный пакет документов, так как технической возможности внести исправление в уже поданный комплект документов нет и устранить ошибки возможно только путём новой подачи заявления.
В случае неправильного оформления или заполнения заявления и прилагаемых документов либо предоставления их не в полном объёме, заявителю направляется уведомление департамента о возврате документов без рассмотрения по существу.
Данная услуга предоставляется в пределах от 5 до 45 рабочих дней, а о возврате документов без рассмотрения по существу заявитель уведомляется в течение 5 рабочих дней.
ФИС ФРДО
Обычно при поступлении в вузы, техникумы или колледжи проверяют подлинность аттестата или при трудоустройстве специалиста просят подтвердить квалификацию с предъявлением документов об образовании.
Поскольку подделка документов не редкость, Рособрнадзор создал информационную систему ФИС ФРДО. Эта система содержит данные о выданных документах образовательными организациями в нашей стране.
Конечными целями создания ФИС ФРДО является сокращение числа нарушений и коррупции в учреждениях по выдаче документов об образовании, документов об обучении или сертификатов.
О каких же документах идёт речь? Это аттестаты, выданные выпускникам 9-х и 11-х классов, дипломы о среднем профессиональном образовании, свидетельства о профессиональном обучении, сертификаты
о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.
Вносить информацию в ФИС ФРДО обязаны все образовательные организации, имеющие право выдавать документы: школы, институты и университеты, техникумы и колледжи, в том числе частные, автошколы, индивидуальные предприниматели. Такое право им даёт лицензия на осуществление образовательной деятельности.
Чтобы все документы попадали в реестр вовремя, процесс контролируется министерством в лице департамента и Рособрнадзором.
Работа ФИС ФРДО регламентируется законами и постановлениями Правительства России. Для работы в ней организациям необходимо зарегистрироваться на портале Госуслуг. Да, это большая работа,
но она проводится один раз учреждением для последующей работы в системе.
За нарушение порядка или сроков внесения сведений о документах об образовании, за невнесение обязательных сведений в ФИС ФРДО предусмотрены штрафы на должностных лиц и (или) на образовательное учреждение за каждый невнесенный документ.
Например, информацию о выданных аттестатах выпускникам 9, 11 классов, дипломах о среднем профессиональном образовании и свидетельствах по программам профессионального обучения нужно внести в течение 3-х дней со дня выдачи указанных документов.
Каждое лето у специалистов департамента «горячая» пора, когда необходимо контролировать количество внесённых всеми образовательными организациями области в ФИС ФРДО документов.
Легко проверить документ на подлинность на сайте Рособрнадзора в разделе «Государственные услуги и функции». В окошках сервиса поиска сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, об обучении достаточно ввести свою фамилию, название образовательной организации, выдавшей документ, а также серию, номер и дату выдачи бланка.
В прошлом году образовательными учреждениями, расположенными на территории Белгородской области, в ФИС ФРДО были оперативно и грамотно внесены 5544 аттестата о среднем общем образовании, 15122 аттестата об основном общем образовании и 5413 дипломов о среднем профессиональном образовании. В этом году их количество в общей сложности останется на уровне 2022 года, то есть более 26 тысяч.
ФИС ГИА и Приема
Продолжая тему о выданных аттестатах, хочется затронуть вопрос зачисления в образовательные учреждения, ведь каждый год десятки тысяч абитуриентов по всей стране проходят зачисление в учебные заведения, которые должны проводить приём прозрачно, эффективно и принимать только достоверные сведения. В этих условиях работа с таким огромным количеством информации и её контроль – крайне важная задача.
Для обеспечения такого контроля существует ФИС ГИА и Приема, реализованная как комплекс технических и программных средств для контроля законности приёма в вузы, техникумы и колледжи.
ФИС ГИА и Приема обеспечивает эффективность и открытость проведения приема в образовательные организации, даёт возможность проверить достоверность сведений абитуриентов, а также выступает как информационное обеспечение при проведении ГИА обучающихся, освоивших программы основных и средних школ.
Кто имеет доступ к этой системе? Так как данная система содержит в себе большое количество персональных данных, то доступ к ней имеют не все, только основные и средние школы, учебные заведения, осуществляющие приём на обучение, федеральные органы исполнительной власти, министерство просвещения России, а также министерство науки и высшего образования России. Подключение к ФИС ГИА и приема частных лиц не предусмотрено, но предварительно ознакомиться с результатами ЕГЭ можно на портале Госуслуг в разделе «Документы» в подразделе «Образование».
Департамент не имеет прямого доступа к ФИС ГИА и Приема, но ведет пристальный контроль по её заполнению, это еще один ресурс, с которым сотрудники департамента работают косвенно, как с ФИС ФРДО. Все вузы, техникумы и колледжи обязаны вносить необходимые сведения в ФИС ГИА и Приема по установленным законом требованиям.
Возникает вопрос: «О каких сведениях здесь идёт речь?», отвечаем. Вышеназванные учреждения должны вносить сведения о правилах приема, специальностях и направлениях подготовки, на которые осуществляется приём, об объемах и структуре приёма за счет средств федерального бюджета, различных квотах, количестве мест для обучения на основе договоров с оплатой стоимости обучения, а также о заявлениях абитуриентов и проверке их результатов ЕГЭ.
Что касается сроков предоставления сведений в ФИС ГИА и Приёма, то все эти сведения должны быть переданы в систему не позднее одного рабочего дня с момента поступления, изменения или отзыва заявления.
Уже сегодня информационные продукты совершенствуют и рационализируют не только систему государственного надзора в сфере образования, но и систему образования в целом. Они помогают быстро и качественно предоставлять государственные услуги, легко управлять межведомственными взаимоотношениями, чётко контролировать деятельность и вести единообразный и современный учет, а также позволяют департаменту своевременно реагировать на ситуации, особо требующие этого.
Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области