Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:00, 05 июля 2023
 Людмила Булгакова старший научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея 109

«ПШЕНИЧНЫЙ-77»

«ПШЕНИЧНЫЙ-77» Фрагмент скульптуры Александра Пшеничного «Встреча» Фото: архив Белгородского государственного художественного музея
  • Людмила Булгакова старший научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея
  • Статья
  • Людмила Булгакова старший научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея
  • Статья

Стоит ли дожидаться юбилейной даты, чтобы организовать персональную выставку? Ответ однозначен – нет! Белгородский скульптор Александр Пшеничный — яркое тому подтверждение.

До ближайшего юбилея ещё три года, а идеи новой выставки уже созрели в голове у ваятеля. Впервые за 60 лет творчества открыться широкому зрителю с новой стороны, о которой знал только узкий круг поклонников творчества, показать скульптуру, выполненную только в дереве, самом любимом скульптурном материале автора. Разве сотрудники музея могли не поддержать Александра Пшеничного в его желании сделать персональную выставку в художественном музее? Конечно же, нет!

На открытии выставки. Александр Пшеничный – справа На открытии выставки. Александр Пшеничный – справа / Фото: архив Белгородского государственного художественного музея

Персональная выставка члена Белгородского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Александра Пшеничного включает 14 скульптурных композиций, выполненных в одном из древнейших и традиционных для русского искусства скульптурном материале – дереве. Именно с этого материала художник начинал свои профессиональные шаги в мир трёхмерного искусства. Это первая выставка Александра Пшеничного, посвящённая пластическим возможностям дерева, в Белгородском художественном музее. 

Первые посетители выставки Первые посетители выставки / Фото: архив Белгородского государственного художественного музея

Александр Алексеевич родился в селе Весёлая Лопань Белгородского района, заниматься лепкой начал с 10 лет. Сначала это был Дом пионеров, затем школьная художественная студия, а с 1968 по 1972 годы скульптурный факультет одного из старейших художественных учебных заведений страны – Пензенского художественного училища имени К. А. Савицкого. Интересно, что перед художественным училищем Пшеничный проработал около двух лет учителем рисунка и черчения в своей родной школе № 20 г. Белгорода, а после три года проучился в Харьковском горном институте не по художественной специальности. Но стремление к творческому воплощению в объёмной пластике образов окружающей действительности победило, Александр Алексеевич бросил всё и устремился к своему любимому делу. 

По окончании художественного училища Пшеничный работал в Белгородском художественном фонде при Союзе художников СССР, а в 1983 году был принят в Союз художников СССР по секции «Скульптура». 
 

Анализ и синтез мирового искусства, неустанный труд и авторское видение, выработанный собственный пластический язык позволили художнику стать узнаваемым.

За более чем 50-летнию творческую деятельность скульптор создал свыше 200 произведений, 60 из которых установлены в Белгороде и Белгородской области. 

Экспозиция «ПШЕНИЧНЫЙ-77» носит ретроспективный характер, в неё вошли произведения, выполненные автором как в 1960-е годы «Мадонна» (1963), так и современные — «Волхова» (2023), «Две птицы» (2023) и другие. В более поздних работах «Лебедь» (2022), «Встреча» (2022), «Раненая амазонка» (2015) наблюдается преобладание иносказательности, метафоричности, неоднозначности трактовки художественного образа. Скульптор словно «сводит счёты» со своим реалистическим прошлым. 
 

Скульптура «Две птицы» (2023) Скульптура «Две птицы» (2023) / Фото: Анастасия Чупрова

Несмотря на камерный характер, выставка обладает тематическим, жанровым и стилевым разнообразием: фольклорная тема раскрыта в композициях «Волхова» (2023), «Лесовик» (2022), религиозные сюжеты представлены в скульптуре «Возвращение блудного сына» (1999), «Мадонна» (1963). 

Скульптура «Возвращение блудного сына» (1993) Скульптура «Возвращение блудного сына» (1993) / Фото: Анастасия Чупрова

Произведения Пшеничного гармоничны, в них нет ничего лишнего: каждое движение, каждый объём подчинены целостному художественному образу произведения. Корни творчества художника можно найти в первобытной, классической скульптуре, в народной игрушке, в авангардных течениях ХХ века, а также в пластике сурового стиля. 

В искусстве художника много значат метафоры, отражающие человеческие состояния и отношения, а также конкретный предметный символизм. Пластические образы, создаваемые скульптором в дереве, далеки от реальности, однако всегда содержат эмоционально насыщенные и опоэтизированные жанровые признаки. 

Женская модель, олицетворяющая тему любви – заветная и самодостаточная тема художника, существующая в разных ипостасях с самого начала его творческого пути («Раненая Амазонка» (2018), «Mariposa (Бабочка). Посвящение Фриде Кало», «Кака така любовь?» (2021). 
 

Скульптура «Кака така любовь» (2020) Скульптура «Кака така любовь» (2020) / Фото: архив Белгородского государственного художественного музея

Тема дружбы воплощена в двухфигуной композиции «Встреча». Скульптор использует отвлечённый архитектонический выразительный язык, абстрагируясь от традиционных форм и пластических законов. В лаконичной форме легко угадываются фрагменты едва обработанного ствола дерева и трёхгранные брусья. Едва намеченную моделировку дополняют декоративные металлические детали, придающие работе дополнительную выразительность. 

Скульптура «Встреча» (2012) Скульптура «Встреча» (2012) / Фото: Анастасия Чупрова

Произведения автора хранятся в Белгородском государственном литературном музее и в частных собраниях России, Англии, Германии, Франции, Испании, Италии, Китая, США. В фондах Белгородского государственного художественного музея хранятся 24 произведения декоративно-прикладного искусства и скульптуры.

Древнему мыслителю и философу Конфуцию принадлежит цитата:

«Найдите работу, в которую влюбитесь, и вам больше не придётся трудиться ни одного дня в жизни».

Наш сегодняшний герой это подтверждает. Из 77 лет своей жизни 60 лет он занимается любимым делом, которое придаёт смысл всей его жизни. Мы желаем Александру Пшеничному новых творческих работ.

Людмила Булгакова старший научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея, куратор выставки «Пшеничный-77». 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×