Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13:13, 07 сентября 2022
 Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области 591

В ответе за качество образования

В ответе за качество образования Фото: Вадим Заблоцкий (архив)
  • Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области
  • Статья
  • Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области
  • Статья

Прошло практически полтора десятка лет с той поры, когда с федерального уровня региональному министерству образования были переданы полномочия по лицензированию, аккредитации образовательных организаций и по проведению их проверок. В настоящее время у министерства 1421 лицензиат (муниципальные – 1130, государственные – 106, частные – 185, плюс 4 филиала), соответственно 1421 объект контроля (надзора) и 578 объектов аккредитации. За последние три года количество лицензиатов увеличилось на 31 (с 1390 до 1421).

Существенным блоком является также подтверждение документов об образовании, полученных в России (оформление апостиля), без этого невозможно выехать за рубеж на учёбу или работу. С каждым годом объём этой работы увеличивается. Если за весь 2020 год было отработано 189 документов, то за 8 месяцев текущего года уже 380. 

С марта этого года осуществлён переход на реестровую модель лицензирования. Это означает, что лицензии на бумажном носителе отменены, а наличие лицензии подтверждается записью в едином реестре учёта лицензий (сокращённо ЕРУЛ) с присвоением регистрационного номера.

До начала учебного года перед каждым лицензиатом стояла задача разместить выписку из реестра лицензий на своём официальном сайте и на информационных стендах, чтобы реализовать право обучающихся и родителей на ознакомление с документами, которые регламентируют образовательную деятельность. Все наши лицензиаты, как следует из отчётов, эту задачу выполнили.

В поле зрения министерства, если говорить о лицензировании, в настоящее время шесть групп организаций:

школы, которые ушли на капитальный ремонт и реконструкцию. Из 48 таких школ 22 ведут обучение на базе других школ, поэтому должны были пролицензировать новые адреса. Пролицензировать – значит получить разрешение. Все 22 школы своевременно это сделали; 

16 школ приграничных территорий с сентября осуществляют образовательную деятельность в целях обеспечения безопасности учащихся по другим адресам. В настоящее время все они находятся в процессе активной работы и в ближайшее время её завершат; 

29 школ с медицинскими классами. Стандарт их деятельности предусматривает освоение профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». 25 школ уже пролицензировали данный вид обучения, 4 сейчас активно этим занимаются; 

На занятиях в медицинском классе валуйской школы № 4 На занятиях в медицинском классе валуйской школы № 4 / Фото: Вадим Заблоцкий

индивидуальные предприниматели, которые заняты присмотром и уходом за дошкольниками. Законодательство не обязывает лицензировать эти виды деятельности, но только реализация образовательной программы максимально способствует детскому развитию. Поэтому мы всячески побуждаем индивидуальных предпринимателей идти дальше — от присмотра и ухода к настоящему дошкольному образованию, при этом мы рассчитываем на помощь со стороны администраций муниципальных образований;

71 организация, которая осуществляет подготовку водителей, которая есть не что иное, как профессиональное обучение. Мы предлагаем этим организациям вводить программы дополнительного образования, что сегодня очень востребовано, например: «Безопасность дорожного движения для школьников», «Автосервис в домашних условиях». В этом плане есть уже первая ласточка — ООО «Автостарт»;

56 организаций (7 государственных и 49 муниципальных), которые реализуют программы спортивной подготовки. Законом установлено, что не позднее 1 сентября 2023 года они должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. До указанного срока они будут работать на основе временной лицензии. Департамент по контролю и надзору в сфере образования в настоящее время проводит мониторинг данных организаций, занят консультированием, разработкой дорожной карты, организацией межведомственной рабочей группы.

Нужно отметить, что министерство образования в последних числах августа пролицензировало школу-новостройку в Таврово-4 «Формула Успеха», так что эта школа приступила к работе на законных основаниях. Она построена в рамках нацпроекта «Образование».

В ответе за качество образования - Изображение Фото: пресс-служба правительства Белгородской области

Если говорить об аккредитации, то главная цель — это применение утверждённых Минпросом России новых аккредитационных показателей по школам, техникумам и колледжам.

По новым показателям в регионе уже проведена аккредитация двух техникумов (Валуйский индустриальный и Белгородский машиностроительный). Всё успешно получилось.

Новые аккредитационные показатели во многом универсальны, их можно использовать и в других целях (при мониторингах, рейтинговании и т. п.). Решено применить их при проведении регионального конкурса профессионального мастерства «Школа года – 2022». Главное требование при аккредитации – это максимальная объективность, обеспечение которой достигается прежде всего за счёт профессионализма экспертов, а для этого необходимы организация их обучения, более широкое привлечение к экспертизе вузовских специалистов и расширение практики участия экспертов из других регионов. Сегодня мы активно применяем потенциал коллег из Курской области. Также ставим задачу в наступившем учебном году провести аккредитацию всех введённых начальных школ-новостроек (Корочанский район – 1, Белгородский район – 3, город Белгород – 2) и тавровской средней школы «Формула Успеха».

Студенты Валуйского индустриального техникума на «Параде профессий» Студенты Валуйского индустриального техникума на «Параде профессий» / Фото: архив Валуйского индустриального техникума

Отмена с марта до конца 2022 года всех плановых проверок перевела контрольно-надзорную деятельность в профилактический режим. При этом внеплановые проверки остались, все они проводятся или по согласованию с прокуратурой, или по её требованию. Поводом для них являются чрезвычайные происшествия с детьми, которые во многом обусловлены семейным неблагополучием. Все неблагополучные семьи, как известно, можно разделить на две группы: семьи с явной, открытой формой неблагополучия (конфликтная, проблемная, асоциальная, аморально-криминальная, семья с недостатком воспитательных ресурсов, то есть неполная) и семьи со скрытой его формой (внутренне неблагополучная семья). Сегодня как раз особое звучание приобретает работа со второй категорией семей. Социальный паспорт школы, как документ, должен отражать все проявления неблагополучия.

В арсенале контрольно-надзорных органов на первый план выступили информирование, консультирование, мероприятия без взаимодействия с юридическими лицами, то есть без контактов.

Основным реагирующим документом, в отличие от ранее существовавших предписаний, протоколов, стало предостережение, при этом мы прилагаем максимум усилий, чтобы предостережение воспринималось серьёзно и к нему было уважительное отношение. Уже выданы около 300 предостережений. Контролируемое лицо имеет право подать возражение на полученное предостережение. 

Проверенной и оправдавшей себя формой профилактической работы на Белгородчине стали дни правовых знаний, когда контролируемые лица получают ответы на интересующие вопросы. Это наша региональная находка. Их проведение будет продолжено.

Всё активнее в практику входит такая новая форма работы, как профилактический визит. Уже состоялись более 70 визитов. В основе визита — профилактическая беседа, содержание которой – это соблюдение обязательных требований. Как министерство определяет список тех, к кому должен быть нанесён визит? Во‑первых, визит совершается к новому лицензиату в течение года со дня получения лицензии. Во‑вторых, визит обязателен к контролируемым лицам, деятельность которых отнесена к категории высокого риска. Кроме того, профилактический визит может инициировать сама организация. 4 школы (Алексеевский городской округ – 1, город Белгород – 1, Белгородский район – 1, город Валуйки — 1) и 8 организаций ДОСААФ такую возможность уже использовали. Пока что в этот процесс не включились частные организации, думается, что в результате информационно-разъяснительной работы будет получен позитивный отклик.

1 сентября 2022 года стало стартовой датой для введения новых программ подготовки водителей транспортных средств. В настоящее время на территории области на водителей учат в 71 организации (24 автошколы, 20 техникумов и колледжей, 13 организаций ДОСААФ, 9 общеобразовательных школ и 5 учреждений дополнительного образования). Из этого вытекает проведение сразу в сентябре мониторинга официальных сайтов данных организаций с целью оценки соблюдения обязательного требования по согласованию образовательной программы с ГИБДД.
 

День знаний в школе «Формула Успеха» День знаний в школе «Формула Успеха» / Фото: пресс-служба правительства Белгородской области

Департамент по контролю и надзору в сфере образования работает в 11 информационных системах (АКНДПП, ФБДА, РГУ, ЕПГУ, ЕРУЛ, КЦР, Re:Doc, ЕРП, ЕРКНМ, ГИС ТОР КНД, ЕРВК). Кроме того, департамент обеспечивает внесение сведений в ФИС ФРДО и ФИС ГИА и Приёма, даже малейшая неточность может привести к негативным последствиям. В этом году в ФИС ФРДО были оперативно и грамотно внесены 5544 аттестата о среднем общем образовании и 5413 дипломов о среднем профессиональном образовании. Никаких нареканий Белгородская область в свой адрес не имела.

Понимая, какое место отводится в сфере образования воспитанию, усилия в своей деятельности направим на проработку основных подходов к оценке результатов воспитания и воспитательных практик. 

Бессрочность полученных лицензий и свидетельств о государственной аккредитации вовсе не говорит о снижении ответственности по этим вопросам в последующем, а наоборот, это диктует необходимость постоянного соблюдения обязательных требований в дальнейшем. В связи с этим в ближайшем будущем планируем организовать серию мероприятий, объединённых общей темой «Образовательная организация как объект лицензирования, государственной аккредитации и контроля (надзора)» с показом и анализом опыта лучших объектов и направленных на повышение правового сознания педагогического сообщества.
 
Оформление стен в школе «Алгоритм Успеха» Оформление стен в школе «Алгоритм Успеха» / Фото: Павел Колядин

Николай Рухленко,

начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×