Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:00, 26 марта 2021
 137

Юбилей вокальных шедевров Франца Шуберта

Юбилей вокальных шедевров Франца ШубертаФото: архив Детской музыкально-хоровой школы г. Белгорода
  • Статья

Преподаватели теоретических дисциплин Детской музыкально-хоровой школы города Белгорода уделяют большое внимание календарю юбилейных дат, связанных с событиями в жизни как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Юбилейным датам посвящены выставки творческих работ учащихся музыкальной школы, онлайн-чтения, внеклассные мероприятия. В этом учебном году юбилей у нескольких вокальных шедевров Франца Шуберта, в том числе у баллады «Лесной царь» (205 лет со дня создания), и у песни «Аве Мария», история создания которой насчитывает 195 лет.

В основу баллады «Лесной царь» легло стихотворение немецкого поэта Иоганна Гёте. Это остросюжетное лирико-драматическое произведение динамично, мрачно и трагично. Оно производит на слушателей потрясающее впечатление. В балладе композитор рисует фантастическую картину: таинственный, окутанный мрачной мглой лес, мчащийся сквозь этот лес всадник на коне с больным ребёнком на руках, грозный лесной царь, настойчиво завлекающий малютку в своё волшебное царство, обещая показать ему свои прекрасные владения.

Франц Шуберт с большой мелодико-интонационной выразительностью и точностью создаёт картину ночной непогоды, стремительной скачки всадника на коне, возгласы ребёнка, которого заманивает к себе лесной царь.

Фоном драматического рассказа в балладе «Лесной царь» становится фортепианное сопровождение, которое передаёт непрерывный топот копыт коня в стремительной скачке и резкие порывы ветра. Заканчивается баллада трагической речитативной фразой рассказчика: «В руках его младенец был мёртв». Трагический финал баллады вызывает у слушателей очень сильные и искренние эмоции, чувства сожаления и печали.

После знакомства учащихся с балладой «Лесной царь» Франца Шуберта в «Книге отзывов и предложений» появились такие записи:

«Баллада «Лесной царь» Франца Шуберта запомнилась мне своей драматичной, даже трагической музыкой. Эта музыка держит в напряжении от первой до последней ноты. Заключительные такты баллады вызывают чувства грусти и печали».

Юбилей вокальных шедевров Франца Шуберта - Изображение Фото: архив Детской музыкально-хоровой школы г. Белгорода

«Впервые услышав балладу «Лесной царь», я представил себе действующих лиц этого произведения: рассказчика, больного ребёнка и его отца, лесного царя. У каждого из них есть незабываемая, очень яркая характеристика. Очень жаль, что у баллады такой трагический финал»…

Не менее сильное впечатление оказывает на слушателей песня Франца Шуберта «Аве Мария».

Текст для этой песни композитор взял из поэмы «Дева озера» английского писателя Вальтера Скотта (автора «Айвенго» и других увлекательных романов). В поэме, действие которой происходит в 16-м веке, слова «Аве Мария» — это слова песни, которую поёт девушка Эллен Дуглас. Вместе с отцом, храбрым и честным воином, которого король Шотландии по злому навету изгнал из родных мест, и верным старым бардом Аланом, она скрывается в глухих дебрях — краю диких скал, мрачных лесов и хрустальных озёр.

В качестве убежища изгнанники выбирают глухое ужасное место, известное под названием «Пещеры приведений». Находясь вместе с отцом и его верным другом в обители злых духов, Элен под аккомпанемент арфы Алана поёт свою песню «Аве Мария», прося защиты не столько от злых духов, столько от злых людей.

Песня «Аве Мария» пленяет красотой плавной мелодии, в которой сочетаются лирическая выразительность, женственность и возвышенность чувств отважной девушки.

«Аве Мария» — одно из самых светлых и лирических вокальных произведений композитора. Простота, ясность, гармоническая уравновешенность образа девы Марии в этой песне духовно близки изображениям Мадонны на полотнах великих живописцев — Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Сандро Боттичелли.

Музыка песни «Аве Мария» буквально дышит благородным спокойствием. Возвышенное достоинство образа девы Марии передаётся строгими и лаконичными музыкальными средствами. Плавность линий мелодии и аккомпанемента, неторопливый темп в сочетании с мерным движением фортепианного сопровождения, долгое, вдумчиво-отрешённое распевание каждого слога производит очень сильное впечатление. Музыка песни «Аве Мария» воспринимается как непрерывно струящийся свет, который приносит людям доброту, любовь и милосердие.

После прослушивания песни «Аве Мария» интересно было прочитать следующие отзывы:

«Впервые я услышала песню «Аве Мария» в исполнении итальянского певца Робертино Лоретти. Его неповторимый изумительный по красоте голос очаровал меня. Песня «Аве Мария» Франца Шуберта мне очень понравилась».

«Песня Франца Шуберта «Аве Мария» — это музыкальное произведение, которому суждена очень долгая жизнь, потому что она искренняя, сердечная, трепетная и очень светлая».

Примеров потрясающих вокальных произведений в творчестве Шуберта очень много. Они и сейчас вызывают яркие эмоции и у слушателей, и у исполнителей замечательных сочинений знаменитого австрийского композитора.

Лариса Боус,

реподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Детской музыкально-хоровой школы г. Белгорода

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×