Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:33, 18 июля 2021
 86

Путь от незнания – к знанию

Путь от незнания – к знаниюФото: Артём Яковчук
  • Статья

О важном социальном проекте «Формирование функциональной грамотности младших школьников» рассказывает заведующая кафедрой дошкольного и начального образования БелИРО Лариса Серых.

— Лариса Викторовна, понятие функциональной грамотности многогранно. Какова, на ваш взгляд, его правильная трактовка?

— Сегодня функциональная грамотность – это готовность взаимодействовать с окружающим миром, решать учебные и практические задачи, способность строить отношения, владение рефлексивными умениями.

— Почему так важна функциональная грамотность?

— Социально — экономические перемены в обществе потребовали кардинального пересмотра целей, традиционных методов преподавания. Увеличился запрос на качество образования. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идёт реформирование образования в России. Ни для кого не секрет, что качество образования не появляется внезапно. Его необходимо проектировать. Проектирование можно назвать, по сути, инновационным процессом, т. к. в результате рождается модифицированная или абсолютно новая модель, программа. Проблема функциональной грамотности не раз затрагивалась в международных исследованиях. Например, в исследовании PISA были выявлены низкие результаты российских учащихся. Это объясняет неспособность учащихся применять свои знания, умения и опыт для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

— Как вы считаете, в каком направлении следует совершенствовать образование?

— Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособной.

Путь от незнания – к знанию - Изображение Фото: Артём Яковчук
Читайте также
«Книжный май»14:13 — 10 июня 2020

— Какие стратегии обучения нужны для развития функциональной грамотности школьников?

— Каждому учителю сегодня необходимо научиться проектировать урок с использованием стратегий активного обучения. Перспективной в плане повышения уровня функциональной грамотности стала проектная и исследовательская деятельность. Она позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать творческие способности. Для ученика проект – это возможность раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

— Проект был запущен совсем недавно — в сентябре 2019 года. Что уже удалось сделать за такой короткий период?

— В период реализации проекта «Формирование функциональной грамотности младших школьников» с сентября по декабрь 2019 года был проведён мониторинг достижения показателей уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников. Благодаря мониторингу были определены «пилотные» образовательные организации Белгородской области и учителя начальных классов – участники проекта. На основании данных «пилотных» школ мы создали базу педагогов начальной школы, которые стали регулярными участниками мероприятий проекта. Был разработан диагностический инструментарий для организации итоговой диагностики уровня сформированности функциональной грамотности.

Работа ведётся всесторонняя. Прошли семинары для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности обучающихся начальной школы. Также мы обучили 25 учителей начальной школы по программе «Современные подходы к формированию функциональной грамотности младших школьников». В рамках проекта разработали сборник материалов для учеников начальной школы, включающий систему заданий и упражнений, диагностический инструментарий, методические рекомендации «Особенности ознакомления младших школьников с международными исследованиями качества образования».

Результаты мониторинга свидетельствуют о повышении каждого из уровней достижения сформированности функциональной грамотности младших школьников на протяжении данного периода. Работа над реализацией проекта продолжается, ведь срок окончания проекта — май 2021 года.

Путь от незнания – к знанию - Изображение Фото: Артём Яковчук

— Как у инициатора этого проекта хочется у вас спросить о самом главном – цели. Какая она?

— Мы планируем обеспечить к маю 2021 года достижение показателей уровня форсированности функциональной грамотности не менее чем у 90 % младших школьников 26 пилотных общеобразовательных организаций Белгородской области. К этому времени будет разработана и апробирована динамическая модель формирования функциональной грамотности. Таким образом, произойдёт обновление методов обучения, системное повышение квалификации учителей, внедрение диагностического инструментария.

Наша общая цель — научить детей идти путём самостоятельных находок и открытий от незнания к знанию. На учителей возложена большая ответственность за воспитание, обучение, развитие учеников, способных вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

— Для кого будет полезен этот проект?

— Для всех, кого интересуют проблемы начального общего образования: учителей начальных классов, учеников, родителей создано общественно-профессиональное интернет-сообщество «Начальная школа Белогорья». Открытое образовательное пространство позволит получить актуальную информацию, познакомить участников с основными технологиями и инструментарием по формированию функциональной грамотности, дать им ценные рекомендации. А всё вместе позволит развить позитивные установки на систему образования и новые результаты, связанные с навыками XXI века. Все дидактические материалы, задания и упражнения, педагогическая диагностика будет полезна в профессиональной деятельности учителей начальных классов, студентов педагогических вузов и колледжей.

Путь от незнания – к знанию - Изображение Фото: Артём Яковчук

Беседовал Артём Яковчук

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 2 (5), 2020 г.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×