Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:30, 02 сентября 2021
 93

Идти на урок… в ожидании чуда!

Идти на урок… в ожидании чуда!Фото: архив БЕЛИРО
  • Статья

«Надо выходить за рамки программы и делать физкультуру интересной», — считает старший методист БелИРО Константин Шиловских

Константин Шиловских – из тех специалистов, что нарасхват. А ведь после школы он и не думал работать учителем. Много лет занимался гандболом, играл за воронежскую команду «Энергия». И в Воронежский институт физкультуры и спорта поступил под нажимом тренера. А потом – травма и возвращение в Белгород. Вот тут вузовский диплом и пригодился. Физрук Шиловских работал в белгородском лицее полиции, БелГУ, лицее № 32… Сейчас он старший методист БелИРО. И своей главной задачей считает вернуть у детей и молодёжи любовь к физкультуре.

— Константин Владимирович, вас знают не просто как учителя физкультуры, а как педагога, который стал преподавать физкультуру по‑новому. Как вы считаете, для чего вообще в школах нужна физкультура?

— Когда я работал в школе, провёл исследование среди старшеклассников. Оказалось, интерес к занятиям снижается из‑за однообразия и скуки, малой физической нагрузки для мальчиков и чрезмерной для девочек, отсутствия положительных эмоций и музыкального сопровождения.

Я замечал это и раньше, когда вёл физкультуру у студентов. Девушки всякими путями старались её пропустить. Поговорил с девчонками по душам – и пришёл к выводу, что необходимо менять подход к физкультуре для девушек. Просматривая занятия своей коллеги по кафедре, обратил внимание, что девушкам нравится заниматься различными направлениями фитнес-технологий. Для себя выбрал степ-аэробику, как более физически активную, да и колено необходимо было «закачивать» после операции. По вечерам в зале, когда никто не видел, и дома перед зеркалом изучал степ-аэробику. На летних каникулах. Так что к началу учебного года я уже был вооружён знаниями о фитнес-технологиях. И это очень увлекло девушек, они стали меньше пропускать физкультуру без уважительных причин.

Ну а когда в 2017 году меня пригласили работать в лицей № 32 Белгорода, я понимал, что одной степ-аэробикой тут дело не решить, ведь деление на гендерной основе проходит только в 10–11 классах. А заниматься с ребятами надо уже с начальной школы.

— И вы стали (мы точно знаем!) любимым учителем и у ребят в «началке», и у среднего звена, и у старшеклассников. Это ведь не только благодаря аэробике, которой занимаются в основном старшеклассницы?

— Я прекрасно осознавал, что начальная школа должна проводить урочное и внеурочное время на занятиях физической культурой в игровом виде. Эти игры должны нести максимальное эмоциональное выражение. Комбинация старых, давно забытых, и современных игр позволяет удерживать детское внимание и позволяет детям получить удовольствие от урока.

Самое главное — в том, чтобы идти на урок с максимальным желанием дать детям новое!

— Тогда дайте коллегам совет, где найти это самое «новое»?

— Для начала попробуйте использовать музыку на уроках. И если уж что‑то пообещали детям, обязательно выполняйте! Сотрудничайте с родителями.

Со старшеклассницами тяжелее. Уже устоявшееся мнение о физкультуре, которое они получают в процессе обучения в школе, чаще всего негативное. Собрав девчонок на своих уроках, я предложил попробовать такие уроки, какие давал в институте. И для интереса они пришли на первое занятие. И, видимо, увлеклись.

Пришлось заниматься самообразованием. Изучать новые виды фитнес-технологий, детскую психологию, постоянно заниматься мониторингом интернета в поиске новых решений!

Я комбинировал различные формы проведения уроков – и старшеклассницы перестали пропускать уроки! Одна из них как‑то сказала: «Мы идем к вам на урок не только за фитнесом, но в ожидании чуда»!

Именно чуда ждут от нас дети! Когда они идут на урок, они находятся в ожидании того, что учитель откроет им что‑то новое, увлекательное.

— И всё же на первый вопрос вы не ответили: зачем в школе физкультура? Чтобы сдавать нормативы по ненавистным кроссам, прыганью через козла и лазанью по канату, или…

— Приведу результаты опроса старшеклассниц. Ответы на вопрос: «Чего не хватает уроку физкультуры, чтоб он стал интересным?» распределились следующим образом: 74,3 % — внедрение в урок современных фитнес-технологий; 62,3 % — оборудованный зал и современный инвентарь. 48,6 % считают, что интерес к предмету зависит и от личности педагога. Он должен мыслить творчески, нестандартно, быть эрудированным, иметь современный имидж и владеть инновационными технологиями.

Сам факт наличия такого педагога снимет многие проблемы: на уроках будут присутствовать игровые и соревновательные моменты, музыкальное сопровождение, динамичность, разнообразие средств и методов.
Также стоит обратить внимание на следующий фактор – многие родители и законные представители школьников считают, что физические данные их детей не должны быть основанием для оценки их успеваемости по предмету «Физическая культура». По их мнению, учитель не должен настаивать на выполнении тех или иных элементов, если ребенок говорит, что может сделать лишь необходимые для него упражнения. Он должен дать ученику тот уровень физической нагрузки, который пойдет ребёнку на пользу и не более того.

По мнению директора петербургского лицея, председателя регионального отделения Всероссийского педагогического собрания Константина Тхостова, отмена двойки по физкультуре ничего не изменит. Он отмечает, что необходимо поменять общий принцип в преподавании этого предмета. «Физкультура относится к предметам эмоциональной разгрузки. По сути, на этом уроке ребята должны отдыхать, выпускать пар. Период, когда от детей на занятиях физкультуры требовалось в первую очередь сдавать нормативы, к счастью, остался в прошлом», — считает он. Поэтому учителя физкультуры должны искать индивидуальный подход к каждому ребенку и давать тот уровень физической нагрузки, который будет полезен. И я полностью с ним солидарен!

Константин ШиловскихКонстантин Шиловских / Фото: Владимир Юрченко

— Что бы вы ответили на вопросы родителей о том, что их детей на уроках как раз больше заставляют сдавать нормативы вместо того, чтобы школьники просто выбегались, наигрались в волейбол и т. д. — в общем, выпустили пар. Учитель может сказать, что у него есть программа и он должен ей следовать. А это несколько противоречит вашим словам…

— Ответить на вопрос о недовольстве родителей тяжело… Да, есть программы, которые учитель должен выполнять. Но и Экспертный совет Минобра дает на выбор более 10 программ для обучения, да и введение модулей по физкультуре позволяет совмещать приятное с полезным. Просто очень мало учителей, которые хотят сделать для детей увлекательные занятия…

— Не жалко было уходить из школы?

— Очень! И по детям очень скучаю. Но совмещать работу методиста и учителя физкультуры очень трудно. Постоянные разъезды, мастер-классы, конференции, семинары… Зато есть возможность научить коллег тому, как сделать уроки физкультуры любимыми у школьников.

— На каких еще площадках вы делитесь опытом?

— Ещё в самом начале работы в лицее мы пришли к выводу, что необходимо освещать свою деятельность во всех доступных социальных сетях, принимать участие во всех возможных конкурсах. Дети восприняли это с радостью, подключились родители! И всё стало так, как и задумывалось.

Однажды мы даже попали на американское телевидение, которое показывало спортивные мероприятия во всего мира!

Ну, и одно из приятнейших событий в моей жизни, помимо творчества с учениками, стало то, что всё больше моих коллег используют наши лицейские наработки в своей работе!

— У вас есть возможность через газету «Доброжелательная школа Белогорья» обратиться к коллегам…

— С удовольствием это сделаю! Априори, уроки физической культуры для детей играют особую роль! Ведь именно во время этого урока они получают возможность, при соблюдении требований СанПина и рекомендаций Министерства образования, три необходимых часа в недели, чтобы расслабиться и выплеснуть эмоции, накопленные за время, проведённое на других уроках!

Читая новости, смотря на работу коллег (не всех, конечно), я вижу, что они не могут перестроиться, сделать урок интересным для детей…

Почему «рамки» программы, которую нам вбивали в голову, мы бездумно переносим на своих воспитанников? Почему не можем сделать шаг в сторону интересных и увлекательных уроков? Нас так научили или мы просто не хотим меняться???

Такими темпами и «благодаря» таким «учителям», наш урок становится ненужным, дети не хотят ходить на «такие» уроки… И уже поднимается волна родительского мнения, что наш урок не нужен… И оценки, которые мы ставим, тоже не нужны…

Не хочу, друзья никого обидеть, но мы начинаем терять свои позиции…

Не пора ли перестроить своё отношение к уроку, к детям, к оценкам? Не пора ли задуматься о том, что наша основная задача — дать возможность ребёнку выплеснуть эмоции, который накапливаются в нём?

И умение совмещать требования программы, и возможности «подурачится» делают нас учителями…

Я понимаю, что спорно, понимаю, что не привыкли так работать. Но давайте меняться…

— И последний вопрос: может ли любой учитель физкультуры или другие специалисты обратиться к вам за помощью, за советом?

— Конечно! Ведь в этом и заключается работа методиста. А на связи я всегда!

Идти на урок… в ожидании чуда! - Изображение Фото: архив БЕЛИРО

Беседовала Елена Мельникова

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 1 (13)

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×