Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:17, 12 августа 2021
 Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области 191

ГИА-2021 в Белгородской области: позитивная динамика в результатах

ГИА-2021 в Белгородской области: позитивная динамика в результатахФото: Вадим Заблоцкий (архив)
  • Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области
  • Статья

За последние три года количественные характеристики государственной итоговой аттестации по числу пунктов проведения экзаменов и количеству участников остаются практически на одном уровне. Для проведения ЕГЭ и ОГЭ в области созданы 36 и 78 ППЭ соответственно. Участников ЕГЭ ежегодно более шести тысяч, более 14 тысяч девятиклассников сдают ОГЭ.

Необходимость соблюдения санитарных требований в связи с пандемией стала причиной изменения в сторону увеличения количества работников и общественных наблюдателей. Если раньше в аудитории допускалось присутствие 15 сдающих, то теперь 10.

Традиционно наиболее выбираемые в регионе для сдачи ЕГЭ предметы — математика, обществознание, физика, биология. В 2021 году 63% выпускников выбрали математику профильную, 57% — обществознание, по 21% — физику и биологию. Наблюдается тенденция снижения числа выпускников, сдающих физику, сокращение по сравнению с 2019 годом составило 13%. По информатике и географии фиксируется рост числа сдающих экзамен. Всё это объясняется происходящими в обществе процессами.

Сдача ЕГЭ на максимальное количество баллов — это один из показателей эффективности системы образования. В 2021 году возможность получить максимальный балл на ЕГЭ не реализована в Алексеевском, Валуйском, Губкинском городских округах, тогда как в предыдущие годы 100-балльники в указанных территориях были. Существенно снизилось количество 100-балльников в Белгороде и Старооскольском городском округе. Кроме того, при повышенном финансировании не использован потенциал государственных и муниципальных школ так называемого «повышенного» уровня — лицеев, гимназий, школ с углублённым изучением отдельных предметов.

Очень показателен средний балл по предметам. В целом в Белгородской области он равен 56,98. Средний балл по всем предметам в регионе в 2021 году, кроме химии, биологии, обществознания и информатики, выше, чем в предыдущие 2 года. Выше среднеобластного он в Белгороде, Новооскольском, Валуйском, Старооскольском, Губкинском, Шебекинском городских округах, Краснояружском и Борисовском районах. Самый низкий балл имеют Прохоровский и Ракитянский районы. Старооскольский городской округ в этом году утратил свои лидирующие позиции, опустившись на шестое место. Губкинский городской округ после прошлогоднего третьего места занимает седьмое.

В сравнении с Российской Федерацией общий средний балл по предметам у выпускников текущего года, выпускников прошлых лет, обучающихся колледжей и техникумов выше общероссийского показателя по четырём предметам из 11 (русский язык, обществознание, химия, история). Положительная (в сторону увеличения) динамика среднего балла или его стабильность наблюдаются по информатике, обществознанию, физике, истории. В зоне особого внимания – литература, белгородский средний балл по этому предмету ниже российского более чем на два балла, что свидетельствует о необходимости изменения подходов к её преподаванию.

Если брать только выпускников текущего года, то динамика со знаком плюс прослеживается по семи предметам из 11 сдаваемых. Более высокие знания, чем в предыдущие годы, они показали по математике профильного уровня, информатике, географии, обществознанию.

Средние баллы студентов техникумов и колледжей ниже средних баллов выпускников школ, что объясняется, с одной стороны, невысокой предметной подготовленностью поступающих на обучение, а с другой — уровнем образовательного процесса по общеобразовательным предметам. В этой связи задача Белгородского института развития образования – определение предметных дефицитов и проблем в методической подготовке преподавателей общеобразовательных предметов СПО для построения индивидуальных маршрутов их профессионального развития.

В 2021 году при проведении ГИА-11 впервые была определена категория выпускников, не планировавших поступление в вузы. Чтобы получить аттестат, им необходимо было сдать два экзамена (русский язык и математика) в форме ГВЭ. Из этой категории 72 выпускника аттестат не получили, но у них есть шанс, если постараться и усердно подготовиться, пересдать экзамены в сентябрьские сроки. Что касается ГВЭ в 9 классах, то его сдавали в основном выпускники с ОВЗ. Их количество снизилось, но одновременно уменьшилось и число тех, кто получил отметки «отлично» и «хорошо» как по русскому языку, так и по математике.

Очень красноречиво о глубине, прочности знаний, сформированности умений ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, анализировать и делать выводы свидетельствуют высокобалльные работы. Такими считаются работы в диапазоне от 81 до 100 баллов. Лучше других в этом плане смотрятся Белгород, Губкинский и Старооскольский городские округа. Если в 2019 году высокобалльниками стали 1689 человек, в прошлом – 1718, то в этом 1875. Прибавка более 2%.

На протяжении трёх последних лет самая низкая доля высокобалльных работ в Прохоровском районе. Есть над чем в этом плане работать Вейделевскому, Корочанскому, Ракитянскому, Волоконовскому, Красногвардейскому районам и Грайворонскому городскому округу.

Если говорить о высокобалльных работах в разрезе предметов, то на протяжении трёх лет самый высокий процент таких работ по английскому и русскому языкам и второй год подряд — по информатике. Самый низкий процент — по биологии. Положительная динамика в 2021 году отмечена по 7 из 11 предметов.

В регионе 7 человек не преодолели минимальный порог по ЕГЭ по русскому языку, что не позволило им своевременно получить аттестаты. Из них пять справились с экзаменом в резервные июльские сроки, а два имеют право заработать аттестат осенью при одном условии, если сдадут ГВЭ, но уже не по одному предмету, а по двум – по русскому языку и математике.

Наибольшее количество выпускников, не преодолевших минимальный порог, по биологии. Положительная динамика наблюдается по обществознанию, доля не преодолевших минимальный порог снизилась более чем на 6% по сравнению с 2019 годом. В текущем году нет выпускников, получивших отрицательный результат по английскому языку. Если посмотреть в разрезе территорий, то почти каждый пятый выпускник не справился с экзаменом в Прохоровском районе и каждый седьмой в Корочанском.

ГИА-2021 в Белгородской области: позитивная динамика в результатах - Изображение Фото: Архив департамента образования Белгородской области
Читайте также

О качестве образования и объективности системы оценивания также свидетельствуют результаты ЕГЭ, полученные претендентами на награждение медалью «За особые успехи в учении». В 2021 году из 904 претендентов 41 не набрали необходимых 70 баллов по русскому языку, 3 – не преодолели минимальный порог по физике, 3 – по химии, 2 – по биологии, один претендент не преодолел порог по двум предметам (Губкинский городской округ, русский язык и химия). В общей сложности набралось 50 человек. Всего же медаль получили 1045 выпускников.

Возникает вопрос: как такое может быть? Прибавка – 191 выпускник. Как говорится, надеялись на одних, вышли в медалисты другие, талант у которых не разглядели. Это результат низкой эффективности внутренней системы оценки качества образования школы. 6 муниципалитетов с претендентами угадали 100-процентно.

Цель региональной системы образования – получение 100% выпускников 9-х классов удовлетворительных результатов по русскому языку и математике с первого раза. Только в трех муниципалитетах с этой задачей успешно справились на экзамене по русскому языку и ни в одном — по математике. Менее половины школьников сдали математику с первого раза в Прохоровском районе. Возможной причиной является то, что и педагоги, и учащиеся, и их родители считали, что, как и в 2020 году, в связи с пандемией ГИА для девятиклассников проводиться не будет, и оказались психологически и предметно не готовы к экзаменам.

Более половины от общего количества обучающихся пяти муниципалитетов (Белгород, Алексеевский, Губкинский, Новооскольский городские округа, Ровеньский район) сдали экзамены по русскому языку и математике на «4» и «5», в девяти муниципальных образованиях оба экзамена сдали на «5» в основной период более 5% девятиклассников. Потенциал городских округов оказался не использованным в полной мере.

Результат текущего года — 277 девятиклассников, не получивших аттестат, они допущены к сдаче экзаменов в сентябре. Кто же они? Это те, кому с двух попыток не поддались математика (167 школьников) и русский язык (8), кто имеет две двойки одновременно и по русскому языку, и по математике, кто не явился на экзамен по болезни или кто был удалён с экзамена. Необходимо взять под контроль каждого выпускника, организовать дополнительные занятия и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение данной категории. Мы считаем, что 277 ребят, оставшихся без аттестата, — это брак в нашей работе, хотя результат этого года существенно лучше, чем в предыдущие годы (2018 год – 375, 2019 год – 582). Необходимо пояснить ситуацию с ОГЭ по математике, на котором, чтобы получить тройку, достаточно 8 баллов из 32, но при одном условии, что из них не менее 2 баллов получено за выполнение заданий по геометрии. Зачастую ребята теряют контроль над собой и забывают про геометрический модуль. А потом недоумевают, почему у них неудовлетворительная отметка, скажем, при 14 баллах. А оказывается, что все эти баллы за алгебраические задания. На эту специфику нужно обращать внимание школьников.

При планировании работы на будущий год необходимо предусмотреть меры педагогической профилактики с целью своевременного выявления пробелов и проблем в обучении и принятия мер по их устранению. Это, прежде всего, группы выравнивания, индивидуальные программы сопровождения.

Получил аттестат об основном общем образовании с отличием 1231 выпускник. По данным муниципальных органов управления образованием, на получение подобных аттестатов претендовал 1081 выпускник, из них не подтвердили статус отличника 86 выпускников, тогда как 236 выпускников, не претендовавших на аттестат с отличием, его получили. Только в восьми муниципалитетах была обеспечена объективность выставления отметок претендентам на получение аттестата с отличием.

Если говорить в целом о 2021 годе, то государственная итоговая аттестация прошла в штатном режиме, без сбоев. Обеспечено положительное информационное поле (отсутствовали массовые обращения граждан), отмечены позитивное, спокойное восприятие экзаменов, стабильность психологического состояния участников. Достигнута положительная динамика предметных результатов. В полном объеме соблюдены санитарные правила и требования. Было чётко организовано межведомственное взаимодействие (Роспотребнадзор, департамент здравоохранения, управление спецсвязи, Ростелеком, УМВД, Белгородэнерго, МЧС).

В качестве задач видятся анализ результатов ГИА на региональном, муниципальном и институциональном уровнях с принятием грамотных управленческих решений, мониторинг предметных дефицитов у педагогов и школьников и адресная работа по их устранению, эффективное методическое сопровождение деятельности учителей, обеспечение объективности школьной оценки, эффективное психолого-педагогическое сопровождение выпускников, получивших неудовлетворительные результаты, повышение общественного престижа хорошо и отлично успевающего ученика.

Николай Рухленко,

первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×