Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14:03, 07 июля 2021
 Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента – начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области 170

Книги, оставляющие след в сердце

Книги, оставляющие след в сердцеАльберт Лиханов на встрече с читателями Грайворонской районной библиотекиФото: архив издательского дома «Мир Белогорья»
  • Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента – начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области
  • Статья

Почему читателей произведений Альберта Лиханова можно назвать нравственными людьми

Три года назад ко мне на приём (тогда я работал начальником регионального управления по контролю и надзору в сфере образования) пришёл многодетный отец из Белгорода и задал вопрос, почему в школе не изучается Альберт Лиханов. Родитель спокойно, корректно, но очень настойчиво мне говорил о том, что в современной отечественной литературе никто, как Лиханов, не раскрывает тему становления подрастающего поколения; что писатель большое внимание уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера. Посетитель был убеждён в своей правоте, он великолепно ориентировался в творчестве автора, его сумка была наполнена книгами Лиханова…

Школе такие авторы нужны!

У меня был контраргумент, что в утверждённую школьную программу произведения Лиханова не включены. Де-юре правда была на моей стороне. Де-факто нет. Я молча сидел в своём кресле и, не перебивая, слушал отца, давая ему выговориться. Как учитель-словесник и руководитель школы с тридцатилетним стажем, понимал, что в школе нужны такие авторы, которые умело работают с детской темой. В сознании, как картинки в калейдоскопе, прокручивались реальные воспоминания. При этом нельзя было обидеть человека, сидящего напротив и рассказывающего про достоинства книг Лиханова, про то, как они проводят семейные чтения. В 70-е годы прошлого века, когда я учился в пединституте на факультете русского языка и литературы, Лиханов ещё никак не изучался, в вузовской программе он отсутствовал, даже не упоминался. Но уже тогда мы, студенты, знали и о его «Тёплом дожде», и о трилогии «Семейные обстоятельства», и о «Моём генерале». На тех, кто прочитал эти произведения, мало сказать, что они произвели впечатление, что они оставили след в сердце, их воспитывающая сила меняла сознание, поведение, делала человека лучше. После вуза мы с женой долгое время работали в сельской школе. Творчество Лиханова уже не отпускало. Ничто не мешало читать его книги на уроках внеклассного чтения. Так в жизнь подростков входили «Голгофа», «Благие намерения», романы в повестях «Русские мальчики» и «Мужская школа». А по лихановской «Драматической педагогике», за которую он в 1987 году был удостоен Международной премии имени Януша Корчака, мы проводили педсоветы, педчтения, конференции. Очерки конфликтных ситуаций очень многому учили, а самое главное, помогали выверить педагогическую позицию.

Возможности есть!

Явственно вспомнилось, как замечательные произведения Лиханова о военном детстве оживляли работу, наполняли её глубоким патриотическим смыслом накануне 9 Мая. Военная тема в творчестве писателя имеет особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе авторские представления о жизненных ценностях, о чести, долге, подвиге, о человеческом достоинстве. Уникальность этих произведений в том, что они созданы на жизненной основе — памяти о своём детстве. В них автор передаёт ощущение пережитого в годы Великой Отечественной войны. Вместе с детьми тогда были прочитаны «Последние холода», «Магазин ненаглядных пособий», «Детская библиотека». Это повести о нравственных поисках героев, об их неудержимом желании найти самих себя, открыть в себе всё самое лучшее. Лично я много прочитал из Лиханова, но не всё. Предстоит навёрстывать.

Результатом общения с пришедшим на приём отцом стало письмо, которое департамент образования области направил в школы и муниципальные органы управления образованием. В нём обращалось внимание на важность использования в школах произведений Альберта Лиханова.

Оказывается, в школе, даже без урока литературы, есть множество возможностей для работы с литературным наследием Лиханова. Во‑первых, это институт классного руководства с его системой воспитательных дел. Во‑вторых, это внеурочная деятельность в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов. В‑третьих, это дополнительное образование. В‑четвёртых, это возможности школьных библиотек, роль которых в создании культурного пространства школы очень значима именно благодаря идущему оттуда литературному потоку.

Конкурс как школа воспитания

Но настоящим прорывом в заслуженном продвижении Лиханова на Белгородчине, благодаря усилиям, с одной стороны, самого писателя (и писателя выдающегося!) Лиханова и возглавляемого им Российского детского фонда, а с другой стороны, региона и его теперь бывшего Губернатора Евгения Савченко, думается, стал 2020 год.

В предыдущие годы в области были проведены среди школьников конкурсы сочинений «История моей семьи в истории Великой Победы» и «История моей семьи в истории родной земли». Замысел 2020 года был намного масштабнее, да и тема конкурса раздвигала его содержательные рамки. Конкурс имел созвучное, но другое название: «История моей семьи в истории моей России». Если первый конкурс в плане содержания имел ограничения, касающиеся временного промежутка, в поле зрения были события Великой Отечественной войны; второй конкурс настраивал авторов на то, чтобы проследить связь истории семьи с родным Белогорьем; то конкурс 2020 года давал свободу и в плане географии без оглядки на границы между субъектами великой России, и в плане времени (исследуй свой род хоть на протяжении многих веков).

Однако на пути реализации конкурса возникло объективное препятствие, которое называется пандемия. И только хорошо продуманные действия обеих сторон не позволили погубить задуманный проект. Если бы в России был определён перечень конкурсов, формирующих нравственность растущего человека, то этот конкурс по значимости мог бы претендовать на то, чтобы прописаться на самой верхней строчке. При кажущейся простоте формы конкурс представляет собой школу реального патриотического и нравственного воспитания. Всё зависит от того, как организовать, как сориентировать, как помочь.

Патриотизм и нравственность – это понятия неразделимые. Погружаясь в историю рода, в которой всегда преломляется история страны, дети видят и понимают, что позитивные нравственные качества возвышают человека, делают его привлекательным. По большому счёту существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Воспитательный эффект конкурса в том, что дети учатся их различать и следовать добрым проявлениям. Мы с гордостью можем сказать, что благодаря подобным конкурсам становится всё больше семей, занимающихся своими родословными.

В конкурсе приняли участие 90 тысяч учащихся 5 – 11 классов всех 545 школ региона. Лауреатами стали пять с половиной тысяч школьников, из которых 450 признаны победителями. Все лауреаты и победители в награду, кроме дипломов, получили замечательную книгу Альберта Лиханова «Мой генерал». Считаю это большим событием, так как культурное и воспитательное пространство региона значительно приросло этой в высочайшей степени нравственной книгой.

Поразмыслим над статистикой: «Моего генерала» прочитали пять с половиной тысяч лауреатов конкурса, плюс к этому их родители, бабушки, дедушки, братья, сёстры, друзья. Департамент образования области в свою очередь рекомендовал провести в школах читательские конференции. Таким образом, в орбиту книги, в её проблематику и содержание были включены даже по самым скромным подсчётам более 200 тысяч человек, которые в конечном счёте получили мощный стимул для развития чувств. Вот это главный результат: книгу обсуждали, спорили, книга полюбилась.

Уроки «Моего генерала»

«Мой генерал» лично для меня как раз из разряда навёрстанного. В итоге родилась публикация «Педагогика «Моего генерала»в региональной газете «Доброжелательная школа Белогорья», представляющая размышления о воспитательных возможностях удивительной и удивляющей книги.

Роман от первого слова до последнего формирует личностные черты и качества, которые составляют воспитанность человека.

Если роман соотнести с педагогикой, то без преувеличения можно сказать, что это гимн гуманизму, положительному примеру как методу воспитания, сущность которого в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления к активной работе над собой и преодоления недостатков. Эту книгу, как обязательную, как учебник жизни, должна прочитать каждая молодая семья. Многие мои коллеги отмечали высочайшую степень воздействия книги на её читателей, тем более что она очень органично вписывается в философию региональной Стратегии развития образования «Доброжелательная школа», потому что учит детей извечным нравственным ценностям: простому человеческому общению, милосердию, состраданию, дружбе.

В романе что ни эпизод, то урок воспитания человеческого в маленьком человеке. Такие уроки запоминаются на всю жизнь, формируют характер, меняют внутренние установки. Очень важно, чтобы эта книга была на полке у каждого школьника, у каждой семьи, у каждого учителя-словесника, классного руководителя, директора школы. Роман можно разобрать на цитаты.

Иллюстрация к повести «Мой генерал» художника Юрия ИвановаИллюстрация к повести «Мой генерал» художника Юрия Иванова
Читайте также
С юбилеем, Альберт Анатольевич!11:25 — 14 сентября 2020
Душевно и правдиво13:58 — 13 сентября 2020
Педагогика «Моего генерала»16:00 — 03 июля 2020

«Незабытые ирушки»

Белгородской области в 2020 году повезло дважды. 1 сентября 450 победителей регионального конкурса «История моей семьи в истории моей России» получили от Альберта Лиханова второй подарок – новую, только вышедшую в свет книгу «Незабытые игрушки», которая, как и «Мой генерал» ранее, обогатила воспитательное пространство региона, расширила педагогическую тематику. Эта книга, в которой писатель предлагает вспомнить, какими были игрушки довоенной поры, формирует душу, закаляет характер, помогает разобраться в жизненных перипетиях. Книга позволяет поговорить о роли отца, очень тонко убеждает, как важны для полноценного развития каждому ребёнку игрушки, если по‑умному их использовать.

«Мой генерал» и «Незабытые игрушки» — это как два чуда, которые всегда под рукой у их владельцев и которые будут готовы в любую минуту прийти на помощь, научить и посоветовать. Которые будут прививать вкус к хорошим словам, любовь к родному языку, учить отличать добро от зла.

По «Моему генералу» и «Незабытым игрушкам» можно и нужно проводить родительские собрания, диспуты, конференции. Совсем недавно книга стала предметом разговора с руководителями муниципальных органов управления образованием. Оправданным ли является такой разговор? Можно много говорить на темы воспитания, но пользу приносит аналитика и конкретика, которой как раз и пронизана эта книга.

В 2020 году существенно уточнено понятие «воспитание». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» теперь трактует его следующим образом: воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Книги Лиханова максимально наполнены всем этим, как будто само понятие формулировалось на основе писательского наследия. Реализация рабочей программы воспитания, которая с сентября 2021 года станет в каждой школе обязательным документом, должна основываться в том числе на произведениях А.А. Лиханова, включая «Моего генерала» и «Незабытые игрушки».

Включить в программу

В регионе мы постарались придать самому факту вручения книг «Мой генерал» и «Незабытые игрушки» общественный резонанс, рассказали об этом в средствах массовой информации. Само по себе это важное событие, но оно нуждалось в реальном последействии, поэтому была инициирована акция – написать эссе «Читая Лиханова». А ряд школ провёл конкурс сочинений «Любимая игрушка моего детства».

Совсем недавно в департаменте образования области состоялось совещание по вопросам изучения ставшего несколько лет назад обязательным в российских школах предмета «Родная литература (русская)». Его задача — познакомить школьников с произведениями, которые не входят в список обязательных, представленных в программе по предмету «Литература», но при этом максимально ярко воплотили национальную специфику русской литературы и культуры. В ближайшей перспективе будет отработан перечень авторов и произведений. Думается, что в их числе в белгородских школах будет и Альберт Анатольевич Лиханов, потому что его творчество служит воспитанию патриотизма и нравственности, сохранению национальных ценностей и традиций, знанию героических страниц русской истории. В его книгах ярко представлены русский национальный характер, обычаи русского народа, духовные основы русской культуры.

Когда я лично спросил у Альберта Анатольевича о том, какие свои произведения он хотел бы видеть включёнными в программу предмета, он, не задумываясь, ответил: «Конечно, это «Русские мальчики» и «Мой генерал». А в остальном по возможности подумайте сами».

Ежегодно в Белгородской области проводятся Лихановские чтения. В этом году они проходили в двадцатый раз. Это замечательная возможность говорить не столько о Лиханове, сколько через его творчество о проблемах современности, воспитания. Департамент образования области считает, что в программу чтений могли бы органично вписаться секции различных категорий школьных работников.

Мне лично в этом году довелось много общаться с Альбертом Анатольевичем Лихановым. Поводом для соработничества был конкурс сочинений «История моей семьи в истории моей России». С одной стороны, это было очень ответственно, чтобы ни в чём не подвести регион, чтобы всё состоялось на хорошем уровне. С другой – мне крупно повезло, мне выпало большое счастье вести диалог с великим Лихановым, получать бесценные уроки жизни, внимать мудрым советам. На самом деле Альберт Анатольевич – это в высшей степени простой человек, эта простота позволяла вести беседу тепло и душевно. Вот это богатство общения как подарок судьбы на всю оставшуюся жизнь.
Низкий поклон Альберту Анатольевичу Лиханову, лауреату медалей Н.К. Крупской и К.Д. Ушинского, Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской, за педагогику добра и нравственности, за то, что он создал книги, которые учат поступать по совести; за то, что все его произведения утверждают: каждый человек нужен и всегда нужно оставаться Человеком, Гражданином и Патриотом.

Николай Рухленко,

первый заместитель начальника департамента – начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 1 (13), 2021 г.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×