Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:42, 24 мая 2023
 586

«Хочу быть стоматологом»

«Хочу быть стоматологом» — это не просто утверждение семиклассника школы № 5 с углублённым изучением отдельных предметов г. Шебекино Михаила Струкова, но и название его исследовательской работы, с которой он стал победителем на Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» (спасибо за помощь маме Элеоноре Григорьевне и учителю начальных классов Любови Мещеряковой!) А ещё Мишу наградили именной медалью за успехи в исследовательской и проектной деятельности «Будущее российской науки».

Это интересно! 

Со своим проектом «Хочу быть стоматологом» Миша занял первое место в номинации «Медицина и здоровый образ жизни». Что удивительно – школьник стал победителем конкурса уже в четвёртый раз! Миша неоднократно представлял свои исследовательские работы по биологии, истории и сельскому хозяйству. О некоторых из них мы вам рассказывали: читайте подробнее в материалах «Стебелёк крапивы жгучей» и «Прощай, скорлупка!»

С самого раннего детства Миша мечтал стать доктором. Когда ему было три года, он даже попросил маму купить ему медицинские инструменты, чтобы лечить свои игрушки. Очень нравилось ему ставить градусник, слушать дыхание через трубку, ставить уколы медведям и собачкам. А главное — выписывать им лечение и лечить их! 

«Моё увлечение с годами не исчезло, а наоборот, я научился с семи лет ставить уколы по‑настоящему, тренируясь на родителях, читаю много книг о медицине, пополняя свои знания. Правда, за это время я хотел быть разными врачами — от терапевта до окулиста, но последние три года понял: «Я буду стоматологом!», — рассказал Михаил Струков. 

По словам Миши, на выбор его будущей профессии повлиял семейный врач-стоматолог, он же — друг его папы, главный врач и практикующий доктор одной из стоматологических клиник Анатолий Васильевич Понамарёв. 

«Когда я прихожу к нему, он мне каждый раз рассказывает о своей профессии и о новых технологиях в этой сфере», — говорит Миша. 

Немного истории

Своё исследование Миша решил начать с… истории. Истории древних врачевателей! Подумать только, но исследования археологов говорят о том, что ещё люди эпохи неолита были знакомы с методом сверления и лечения зубов. 

«Я узнал, что на территории современного Пакистана были даже найдены останки людей с ровными отверстиями искусственного происхождения в зубах. Невероятно, но этим захоронениям около 9 тысяч лет!» — рассказал Миша. 

Предполагается, что древние врачеватели использовали в качестве пломб субстанцию, похожую на асфальт. А вот в Древней Месопотамии использовали особую пасту из белены и других растительных компонентов. Что интересно (а многим покажется сейчас о-о-очень смешным!) – её закладывали в отверстие больного зуба не просто так, а произносили ещё и заклинание. Заклинание это называлось «Заговор против зубной боли»

Существует немало подтверждений того, что в Древнем Египте профессия зубоврачевателя была очень распространённой и престижной. На папирусах сохранилось немало познаний египтян о лечебных свойствах растений, которые доктора того времени использовали в изготовлении пломбировочных материалов и противовоспалительных составов. Оказывается, именно древней египетской цивилизации мы обязаны изобретением зубной пасты. Делали её тогда из яичной скорлупы, пемзы, мирры и пепла. А вот чистили зубы египтяне деревянными палочками с расщеплённым концом.

«Об уровне развития зубоврачебного искусства в Древнем Египте можно судить также по найденным мумиям. Врачи той эпохи уже умели проводить довольно сложные операции, сверлить челюсть и прикреплять выпавшие или искусственные зубы при помощи золотой проволоки», — говорит юный исследователь.

«Хочу быть стоматологом» - Изображение Фото: из личного архива семьи Струковых

Это интересно!

  • Многие древнегреческие учёные не спешили удалять зуб при малейшей боли. Они пытались сохранить его и найти способ лечения. Что необычно — некоторые предложенные ими идеи и методы (например, шинирование при переломе или вывихе челюсти), конечно же, в видоизменённом виде, используются и в наши дни.
  • У древних японцев существовал оригинальный способ удаления больных зубов. Они брали молоток и долото и раскачивали с их помощью больной зуб, а после удаляли его голыми руками без всяких инструментов.
  • Во времена Средневековья люди совсем не пытались вылечить зубы, они безжалостно удаляли их. Брррр… Порой даже в очень молодом возрасте. Кстати, такое «лечение» часто происходило в местах большого скопления народа: на ярмарках, рыночных площадях, во время праздников, а также в банях и парикмахерских. Оно превращалось в своеобразное публичное шоу. Жутковатое зрелище. Инструменты, которыми пользовались для удаления зубов, больше напоминали слесарные. Из‑за того, что больные зубы зачастую удаляли, а не лечили, людям приходилось обращаться к протезированию. Правда, доступно оно было только обеспеченным людям. Протезы делали из драгоценных металлов, слоновой кости и других материалов. 
  • Основоположником современной стоматологии считают знаменитого французского врача Пьера Фошара. Он лечил зубы королю Людовику XV, известному философу-просветителю Дидро, кардиналу де Флери и другим представителям аристократии. Его труд под названием «Дантист-хирург или Трактат о зубах», который был опубликован в 1728 году, стал настоящим прорывом. В нём он описал около 130 стоматологических заболеваний и впервые предложил систему, объединившую все разделы зубоврачевания. А ещё Пьер Фошар использовал новые пломбировочные материалы и инструменты, изобрёл пластинки для выравнивания зубов, придумал особую систему линз и зеркал для точного направления света в полость рта пациента и многое другое оборудование. Он начал применять полные съёмные протезы, которые фиксировались на беззубых челюстях с помощью пружин. А также впервые предложил покрывать разрушенные зубы золотыми коронками и наносить на них фарфоровую облицовку под естественный цвет зубов пациента.
  • Британский стоматолог Джордж Харрингтон в 1864 году изобрёл первую бормашину. Была она с мотором и заводилась ключом, подобно часам. Она могла работать в течение двух минут. Правда, была очень шумной и неудобной в использовании.
  • А в 1871 году американский дантист Джеймс Беалл Моррисон сконструировал первую бормашину с ножным приводом. Она сразу стала очень популярной среди стоматологов. Ещё бы! Ножной привод этой бормашины освобождал руки врача. А ещё устройство Моррисона достигало скорости вращения 2000 оборотов в минуту, что было в 20 раз больше, чем могли развивать самые лучшие ручные свёрла того времени. 
«Хочу быть стоматологом» - Изображение Фото: из личного архива семьи Струковых

А как в России? 

В России так называемое зубоврачевание начало развиваться в период правления Петра I. Что интересно — Пётр I и сам был хорошим стоматологом. Зубное дело Пётр Великий освоил в Голландии. Рвать зубы император действительно обожал, причём, как показали исследования вырванных экземпляров, делал он это в соответствии с надлежащими правилами. 

Миша даже побывал в музее антропологии и этнографии Санкт-Петербурга, где увидел инструменты, которыми пользовался Великий царь, а также знаменитый «Реестр зубам, дёрганым императором Петром I».

«Все вырванные зубы Пётр Великий хранил в отдельном мешочке, поэтому они и дошли до наших дней», — рассказал Миша. 

В 1710 году Пётр I официально ввёл в обращение звание «зубной врач». Кстати, первым этого звания удостоили француза Франсуа Дюбрель. К слову, очень долго специалистами по лечению зубов в России были именно приезжие иностранцы. Но с начала XIX века ряды практикующих зубных врачей стали пополняться русскими специалистами. В 1838 году издали закон, согласно которому звание «дантист» и разрешение заниматься зубоврачебной практикой можно было получить, только сдав экзамен в медицинской академии. С 1829 года право работать зубным врачом наряду с мужчинами получили и женщины.

Первая русская зубоврачебная школа была основана в 1881 году в Санкт-Петербурге. Уже через несколько лет из неё начали выпускаться квалифицированные специалисты. Известно, что в 1883 году частной практикой в России занимался уже 441 дантист. Стоматологию в высших учебных заведениях начали преподавать в 1920-х годах.
 

Интервью со стоматологом

Изучив литературу и проанализировав информацию, полученную из разных источников, Миша решил посетить стоматологический кабинет и поговорил (а ещё побывал на настоящем приёме и увидел, как работает врач!) с главным врачом одной из стоматологической клиник, другом семьи Анатолием Понамарёвым. Анатолий Васильевич показал Мише рабочее место врача, инструменты, используемые при лечении, а также рассказал, для чего они нужны.

«Из рассказа стоматолога я понял, что по направленности различают три основных типа профессии врача-стоматолога», — говорит Миша. 

Итак… 

Терапевт. Занимается он непосредственно лечением зубов: пломбирует, устанавливает пломбы, занимается лечением острой боли (пульпита, гингивита). Также терапевт-стоматолог отвечает за первичный осмотр внутренней полости рта, диагностику, сбор данных о состоянии зубов больного. Терапевт подготавливает пациента для дальнейшего протезирования, то есть обтачивает зубы под коронку. Он же лечит кариес, счищая чёрный налёт при помощи бор-машины. Лечит дёсны от воспаления. Проводит профилактические беседы о пользе поддержания в чистоте внутренней полости рта. Он может порекомендовать правильные гигиенические принадлежности для здоровья зубов.
 
Хирург-стоматолог. Занимается он непосредственно удалением больных и искривлённых зубов. Может оперировать челюстно-лицевой сустав. Нередко хирургам-стоматологам приходится удалять инородные предметы (например, осколки) из ротовой полости в случае травм. Также хирурги могут оперировать десну, извлекая корни зубов в случае их облома у его основания.

В стоматологической клинике Миша познакомился со стоматологом-ортопедом Игорем Жуковым. Он занимается непосредственным зубопротезированием. Игорь Владимирович рассказал, что слепки челюстей ему изготавливают врачи-техники. Он же занимается прикидкой нового протеза на сохранённые зубы (если таковые имеются). Также в его обязанности входит моделирование нового зуба и установка его в зубочелюстной ряд. Ортопед может и сохранить обломанный зуб, установив на него коронку. Изготовлением новых коронок, припоев занимаются техники.

«Я также познакомился с поэтапным изготовлением съёмных протезов, увидел инструменты, которые для этого используются. Я не только посмотрел, но и имел возможность всё это потрогать, подержать в руках, — говорит Маша. — Я узнал много нового о профессии врача-стоматолога, её особенностях, направлениях, о плюсах и минусах. Я понял, что для врача важны не только способности, но человеческие качества. Выбор профессии играет в жизни человека очень важную роль, поэтому знакомство с ней нужно начинать с раннего возраста. Прежде чем сделать свой профессиональный выбор, необходимо знать все плюсы и минусы заинтересовавшего вас рода деятельности. Если вы решили стать стоматологом, следует учесть некоторые нюансы этой работы: много времени стоматолог проводит на ногах и в согнутом положении; специалист должен обладать отличной мелкой моторикой рук и острым зрением. Терпение, коммуникабельность и тактичность — это качества, без которых не обойтись в своей работе стоматологу, ведь так непросто убедить человека, который боится зубной боли, открыть рот и вытерпеть все необходимые манипуляции. А ещё учиться в вузе придётся шесть лет».

Как признался Миша, в будущем он хотел бы не просто стать стоматологом, но и разработать новую методику безболезненного лечения зубов. 
 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×