Апостиль подтверждает законность документа об образовании

-
Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области
-
Статья
-
Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области
-
Статья
В 2023 году в региональный департамент по контролю и надзору в сфере образования министерства образования области было подано 401 заявление на проставление апостиля.
В том числе:
— 391 заявление на подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации;
— 10 заявлений на подтверждение документов об учёных степенях и учёных званиях.
Из общего количества поданных заявлений:
— 18 заявлений возвращены без рассмотрения по существу в связи с неверно оформленным заявлением или неполным объёмом прилагаемых к нему документов (3 документа об образовании — аттестаты о среднем общем образовании, 14 документов об образовании и о квалификации — 13 дипломов о высшем образовании и 1 диплом о среднем профессиональном образовании, 1 документ об учёной степени — диплом кандидата наук);
— 5 заявлений отозваны по инициативе заявителя (2 документа об образовании — аттестат о среднем общем образовании и свидетельство о восьмилетнем образовании, 3 документа об образовании и о квалификации – дипломы о высшем образовании);
— по 1 заявлению принято решение о подтверждении документа об образовании и о квалификации, но апостиль не проставлен в связи с тем, что заявителем не представлен оригинал диплома о высшем образовании;
— 7 заявлений перешли на рассмотрение в 2024 году.
По 3 заявлениям в подтверждении отказано:
— отказано в подтверждении диплома о профессиональной переподготовке, выданного ООО «Академия развития», в связи с тем, что должностное лицо, подписавшее документ, не обладало полномочием на право его подписи;
— отказано в подтверждении свидетельства об уровне квалификации, выданного ОГАПОУ «Старооскольский индустриально-технологический техникум», в связи с тем, что образец документа не соответствовал образцу документа, установленному на момент выдачи;
— отказано в подтверждении свидетельства о квалификации, выданного Учебным центром русского языка МГУ им. М.В. Ломоносова, в связи с тем, что организацией не предоставлен ответ на запрос.
Также в 2023 году рассмотрены 16 заявлений, поданных в 2022 году. По одному из них отказано в подтверждении диплома специалиста, выданного ФГБОУ «Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам ГО и ЧС», в связи с тем, что организацией не предоставлен ответ на запрос.
Всего в 2023 году проставлены 383 апостиля, из них:
— 374 апостиля – на документы об образовании и (или) о квалификации;
— 9 апостилей – на документы об учёных степенях и учёных званиях.
Из 383 проставленных апостилей:
— 367 — по заявлениям 2023 года;
— 16 – по заявлениям 2022 года, включая один факт, когда решение принято в 2022 году, а апостиль проставлен в 2023 году.
Традиционно пик заявлений (211) пришёлся на июль — август, что составляет 53% от общего количества поданных заявлений.
Подано заявлений по видам документов:
— 61 (15%) – документы об образовании (15 аттестатов об основном общем образовании, 45 аттестатов о среднем общем образовании, 1 свидетельство о восьмилетнем образовании);
— 287 (72%) — документы об образовании и о квалификации, из них:
231 – дипломы о высшем образовании (бакалавриат, магистратура, специалитет);
21 — дипломы о среднем профессиональном образовании,
31 — документы о послевузовском профессиональном образовании (25 дипломов об окончании ординатуры, 5 дипломов об окончании аспирантуры, 1 диплом об окончании интернатуры),
1 – документ о дополнительном (к высшему) образовании – свидетельство о присвоении квалификации,
3 – документы о начальном профессиональном образовании (2 диплома о начальном профессиональном образовании, 1 — свидетельство об уровне квалификации),
43 (11%) — документы о квалификации, из них:
9 — удостоверения о повышении квалификации,
29 – дипломы о профессиональной переподготовке,
5 — документы о профессиональном обучении (свидетельство о профессии рабочего, должности служащего),
10 (2%) — документы об учёных степенях и учёных званиях, из них:
6 — дипломы кандидата наук,
2 — дипломы доктора наук,
2 — аттестаты доцента.
257 заявлений (64 %) подали граждане Российской Федерации, остальные – гражданане иностранных государств.
Основными иностранными заявителями стали выпускники БелГУ и БГТУ им. В.Г. Шухова, это граждане стран Латинской Америки (Эквадор, Перу, Колумбия, Венесуэла), Африки (Свазиленд, Бурунди), стран СНГ (Азербайджан, Узбекистан, Казахстан), а также Индии и Украины.
Если анализировать поданные заявления в разрезе специальностей, то наибольшее их количество подано по медицинским и техническим специальностям.
В 2023 году в ФИС ФБДА внесены функциональные изменения и разработано (в августе 2023 года) новое руководство пользователя, в соответствии с которыми:
— заявления на предоставление услуги могут подаваться через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), при этом они поступают непосредственно в ФИС ФБДА;
— исключена возможность проставления нескольких апостилей на одном и том же документе в случае подачи заявления в разные органы (в ФИС ФБДА появляется соответствующее уведомление с реквизитами апостиля);
— заявитель может оплачивать государственную пошлину через ЕПГУ, для специалиста стало возможно сформировать квитанцию об оплате госпошлины и отправить в личный кабинет заявителя уведомление о необходимости её оплаты;
— реализована функция обработки запросов в ФИС ФРДО для проверки сведений о документах по уровню общего образования;
— добавилась функция передачи сведений в ЕРН (Единый регистр населения);
— уведомление о продлении срока оказания услуги возможно формировать в электронном виде;
— добавлены 2 обязательных для формирования электронных документа — уведомление о принятии к рассмотрению документов и уведомление о подтверждении;
— расширена вкладка «Заявитель»: добавлены для заполнения сведения о заявителе и обладателе документа — дата рождения, СНИЛС, электронный адрес, адрес регистрации, расширена вкладка по заполнению доверенности.
С 1 сентября 2023 года услуга по проставлению апостиля оказывается по реестровой модели в соответствии с проводимым на территории Российской Федерации экспериментом по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности. Согласно оптимизированному стандарту:
— срок оказания услуги сокращён с 45 рабочих до 25 рабочих дней;
— для заявителя сокращён пакет документов, необходимый для оказания услуги (не предоставляется документ, удостоверяющий личность, и согласие на обработку персональных данных);
— вместе с оригиналом документа с проставленным штампом «апостиль» формируется реестровая выписка — электронный документ с QR-кодом;
— заявителю предоставлено право выбора языка (русский, английский, французский), на котором будут заполнены реестровая выписка и апостиль на бумажном носителе;
— срок оформления апостиля сокращён с 3 рабочих дней со дня принятия решения до 1 рабочего дня — реестровая выписка направляется заявителю в день принятия решения. Соответственно по каждому заявлению в день принятия решения в зависимости от выбора заявителем языков оформляется от 2 до 6 итоговых документов.
Качественное и быстрое оказание услуги по подтверждению документов об образовании и (или) квалификации, об учёных степенях и учёных званиях во многом зависит от того, насколько ответственно федеральные государственные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, работают по внесению сведений о документах в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», которая как раз и создана для обеспечения учёта сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В настоящее время данная услуга напрямую завязана с указанной системой.
Требует решения такое проблемное поле, как устранение несоответствия перечня документов, формируемого при подаче заявления через ЕПГУ, и сроков оказания услуги в настройках ФИС ФБДА перечню документов и сроку оказания услуги, утверждённым действующими Административным регламентом и Правилами подтверждения документов.
Ещё несколько лет назад подтверждение документов об образовании и (или) квалификации, об учёных степенях и учёных званиях носило, можно сказать, сезонный, летний характер, в остальные месяцы были единичные обращения, в настоящее время данная процедура приобрела постоянство, круглогодичность. Ошибки при этом недопустимы.
Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области