Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:06, 23 ноября 2022
 191

О художнике Владимире Аксёнове

О художнике Владимире АксёновеВладимир АксёновФото: из архива Белгородского государственного художественного музея
  • Статья
  • Статья

Размышления после выставки

Открытие художественной выставки – это всегда праздник для любого музейщика. И как же грустно становится, когда приходит время её разбирать, возвращать работы автору, ставить их по местам хранения в музейном фондохранилище!

Но, к счастью, от выставок остаются приятные воспоминания о работе с автором на долгие месяцы, а иногда и годы. Так произошло и с выставкой «Душой, пастелью и резцом», открывшей выставочный 2022 год Белгородского государственного художественного музея. Экспозиция была посвящена творчеству талантливого белгородского художника, члена Союза художников России Владимира Аксёнова, которому 13 января 2022 года исполнилось 65 лет. Именно об этом авторе и о его выставке мы и хотим рассказать. 

Выставка «Душой, пастелью и резцом!» проходила в январе-апреле 2022 года и была организована из частной коллекции Владимира Аксёнова, а также коллекций графики и декоративно-прикладного искусства Белгородского государственного художественного музея. Экспозиция объединила более 30 художественных произведений, созданных Владимиром Васильевичем в поездках по России и зарубежным странам. 
 

О художнике Владимире Аксёнове - Изображение Фото: из архива Белгородского государственного художественного музея

Большую часть графических произведений автор выполнил преимущественно в технике масляной пастели (с 1970-х по 2020-е годы) в жанрах пейзажа, портрета, сюжетной композиции. Произведения созданы в поездках по России, Индии и другим странам. Особое место в экспозиции занимают жанровые скульптурные произведения, выполненные в традициях богородского промысла, а также по его мотивам, с авторскими дополнениями.

География творческих поездок Владимира Аксёнова удивительно широка. По словам автора, путешествия дают импульс для создания произведений искусства, знакомят с культурами других народов и стран, расширяют кругозор, меняют представление о мире. Владимир Васильевич — натура ищущая, жаждущая новых открытий и впечатлений, а творческие поездки, пленэры являются неиссякаемым источником вдохновения. 
 

Сюжетами его работ становятся храмы и овраги, извилистые улочки с домами и случайными прохожими. От острого взгляда художника не ускользает ни малейшая деталь. Передавать живые впечатления от увиденного, свежесть художественного восприятия от природы, архитектурных памятников и людей художнику помогает его любимый графический материал – масляная пастель, с которой он не расстаётся вот уже несколько десятилетий. 

Самое раннее произведение, представленное на выставке, датировано 1976 годом. Это работа «Автопортрет». Художник запечатлел себя в возрасте 19 лет, студентом второго курса Абрамцевского училища. По словам автора, это период творческих экспериментов и поисков. Не случайно в пластическом решении композиции угадывается влияние Амедео Модильяни: знаменитая вытянутость фигуры, длинная шея, нарочитая схематичность. 

В 1989 году художник впервые для себя открыл живописные возможности масляной пастели. Листы из серии «Заповедный Луцк» – это первые работы в этой технике, представленные художником на областной выставке в Белгороде. Получив высокую оценку критиков (работы были приобретены в фонды БГХМ), художник стал активно использовать масляную пастель в своём творчестве, при этом продолжая работать и в других графических техниках: акварели, сухой пастели, сангине, карандаше. 
 

Из серии «Заповедный Луцк» (1989) Из серии «Заповедный Луцк» (1989) / Фото: из архива Белгородского государственного художественного музея

К ранним пастельным работам относятся листы, выполненные после поездки в Индию в 1990 году. По словам художника, его поразил «портрет Индии», построенный на контрастах: храмы, монастыри, роскошные особняки и жалкие трущобы; сказочные богатства и отталкивающая нищета. Во время путешествия по экзотической стране, которое длилось больше месяца, художник выполнял быстрые натурные зарисовки, которые по приезду в Белгород легли в основу законченных художественных произведений. Один из таких графических листов — «Пейзаж с известковыми печами» 1991 года — художник представил на своей персональной выставке. В сюжетной композиции зрителей привлекают необычные белые архитектурные сооружения — печи по обжигу извести. На фоне яркого неба художник изобразил жизнь простых индусов, занятых тяжёлым повседневным трудом. 
 

«Пейзаж с кирпичным заводом» (1991) «Пейзаж с кирпичным заводом» (1991) / Фото: из архива Белгородского государственного художественного музея

Графические листы Владимира Аксёнова предлагают пройтись по извилистым, узким улочкам Дрогобыча, Курска, Сергиева Посада, Мещовска. 

Но, не смотря на то, что Владимир Васильевич талантливый рисовальщик, в первую очередь он профессиональный резчик по дереву. На выставке экспонировалось шесть деревянных скульптур, выполненных автором в 1980–1990-е годы. 

О художнике Владимире Аксёнове - Изображение Фото: из архива Белгородского государственного художественного музея

Художника отличает меткая наблюдательность за жизнью людей. И в деревянной скульптуре, и в графических произведениях художник намеренно уходит от плавных линий, предпочитая заострённые штрихи.

Владимир Васильевич, непревзойдённый мастер резьбы по дереву, глубоко понимающий природу этого материала, умело подчёркивает его декоративные особенности, создавая авторскую вариацию богородского промысла. Используя каноны традиционной резьбы, повествовательный характер сюжета, скульптор раздвигает жанровое разнообразие промысла, добавляя сюжеты из повседневной жизни: «Хозяйка» (1983), «В поле» (1988) и другие. 

Несмотря на то, что выставка давно завершилась, с творчеством Владимира Аксёнова можно познакомиться и сегодня, посетив постоянную экспозицию «Отечественное искусство ХХ –XXI века» (раздел «Декоративно-прикладное искусство») Белгородского государственного художественного музея. 

Декоративная скульптура «В поле» (1988 год) Декоративная скульптура «В поле» (1988 год) / Фото: из архива Белгородского государственного художественного музея

О художнике: 

Владимир Аксёнов родился в 1957 году в Красноярске. В 1963 году его семья переехала в город Обнинск, где художник получил первые профессиональные навыки в городской художественной школе. С 1973 по 1977 годы Владимир Васильевич учился в Абрамцевском художественно-промышленном училище на отделении художественной обработки дерева. В 1977 году, ещё будучи студентом, участвовал в конкурсе на Богородском промысле и получил первую премию за скульптуру «Хвастун видал, как медведь летал». Успешно окончив училище, Владимир Васильевич приехал в Белгород по распределению, где начал работать главным художником на Белгородской фабрике культтоваров. 
С 1980 года художник активно включился в творческую и культурную жизнь города. В 1980 году его приняли в молодёжное объединение при Союзе художников СССР, которой руководил заслуженный художник РСФСР Станислав Косенков, а в 1985 году в члены Союза художников СССР. В 1999 году Владимир Аксёнов получил первую премию по итогам конкурса на графическое воплощение герба города Белгорода. 
Художник работает в декоративно-прикладном, храмовом искусствах, графике, в жанрах архитектурного и лирического пейзажа, сюжетной композиции, портрета, ню. 
Работы художника находятся в собраниях Белгородского государственного художественного музея, Хотьковского городского художественного музея (Московская область), храме-музее Святого Николая в Толмачах (Третьяковская галерея), Ярославского художественного музея, в Пушкинской библиотеке-музее г. Белгорода, в частных собраниях в России и за рубежом (Польша, США, Израиль, Франция, Австрия). 
 
Декоративная скульптура «Птичница» (1991) Декоративная скульптура «Птичница» (1991) / Фото: из архива Белгородского государственного художественного музея

Людмила Булгакова, старший научный сотрудник БГХМ, куратор выставки «Душой, пастелью и резцом»

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×