Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06:00, 03 марта 2023
 Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области 193

Требуется постоянная «подпитка»

Требуется постоянная «подпитка» На семинаре-практикуме «Как добиться эффективности беседы» Фото: Пресс-служба БелИРО
  • Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области
  • Статья
  • Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области
  • Статья

Почему проверки побуждают к анализу деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения

Для специалиста, проводящего контроль и надзор, важно быть на высоте, всегда демонстрировать контролируемым лицам свою эрудицию, блестящие и глубокие познания в профессиональной сфере. Для поддержания уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей работников регионального департамента по контролю и надзору в сфере образования, прошла серия семинаров, которые организует и проводит Белгородский институт развития образования на основании поступающих запросов.

Внеплановые проверки

Поводом для всех внеплановых проверок, которые региональный департамент по контролю и надзору в сфере образования провёл в 2022 году, и которые в обязательном порядке подлежат согласованию с прокуратурой, стали чрезвычайные происшествия с детьми. Во многом такие ситуации обусловлены семейным неблагополучием.

Внеплановые проверки продемонстрировали многократно возросшую значимость труда педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, психолого-педагогических консилиумов. От системности и скоординированности их работы во многом зависит степень освоения социальных норм и правил. В настоящее время социально-психологическое здоровье детей нуждается в помощи и поддержке с самого раннего возраста. Это один из вызовов современной действительности. 

Анализ содержания деятельности указанных категорий работников как раз и стал основанием для инициативы департамента по проведению соответствующего областного семинара. В нём приняли участие, с одной стороны, работники, которые осуществляют федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования, с другой, те, кто знает про эти специальности, можно сказать, абсолютно всё, кто погружён в содержание деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения по роду своих занятий. Это учёные БелИРО, работники регионального центра психолого-медико-социального сопровождения, лучшие педагоги-практики из детских садов и школ. Первые, как оказалось, лучше знают проблемы, потому что столкнулись с ними в ходе проверок. А остальные хорошо ориентированы в теоретических наработках, технологиях, подходах, поэтому в критических ситуациях очень важно наложить одно на другое, соотнести и применить.

Так уж сложилось, что на практике неблагополучными считаются семьи с явной, открытой формой неблагополучия: конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные, семьи с недостатком воспитательных ресурсов, то есть неполные.

При проведении проверок мы столкнулись с неблагополучием другого рода. Это семьи со скрытой его формой, то есть внутренне неблагополучные. Сегодня как раз особое звучание приобретает работа со второй категорией семей. И для нас работников, проводящих проверки, очень необходимы подобные семинары, встречи, потому что они способствуют более глубокому осмыслению происходящих в детской среде негативных проявлений. Школа обязана работать с разными проявлениями неблагополучия, а ребёнок должен смотреться и оцениваться целостно. Работники департамента уже озвучили, что необходимо знать всех учащихся, кто оказался в кризисной ситуации, и для каждого определять конкретные меры по выходу из неё. Именно усилиями педагогов названных категорий во многом обеспечивается социально-психологическое благополучие детей и семей, в которых они растут и воспитываются.

В завершение семинара следующую встречу решено было посвятить формам и способам административного контроля за деятельностью специалистов психолого-педагогического сопровождения.

Административный контроль

На семинаре ректор Белгородского института развития образования Михаил Шейченко сказал: 

«Мы очень внимательно относимся ко всем запросам и стараемся удовлетворить существующие потребности. Региональный департамент по контролю и надзору в сфере образования постоянно обращает наше внимание на те проблемы, которые обозначаются в ходе контрольно-надзорных мероприятий. В одном из обращений было акцентировано внимание на деятельность психолого-педагогических служб в образовательных организациях, что стало поводом для проведения регионального практико-ориентированного семинара в целях ознакомления работников, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования, с особенностями организации и проведения административного контроля за деятельностью специалистов психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций».

Актуальность этого вопроса, действительно, велика, потому что в процессе анализа и оценки всех происходящих с обучающимися нештатных ситуаций приходится определять, насколько исчерпывающе сработали педагоги-психологи, социальные педагоги и насколько эффективным был контроль за их работой со стороны руководства образовательной организации. 

В теоретической части семинара выступили Евгения Никулина, заведующая кафедрой менеджмента общего и профессионального образования БелИРО, кандидат экономических наук, доцент, и Ирина Возняк, старший методист, доцент кафедры психологии и дефектологии БелИРО, кандидат педагогических наук. Они осветили методологические аспекты осуществления административного контроля и подходы к его планированию и проведению. Причём Ирина Возняк предложила для обсуждения примерные оценочные листы по четырём критериям: 

— качество ведения документации специалиста психолого-педагогического сопровождения;
— качество условий организации психолого-педагогического сопровождения;
 — качество процесса организации психолого-педагогического сопровождения; 
— качество результатов психолого-педагогического сопровождения.

Ценно то, что к участию в мероприятии в очном формате пригласили представителей Разуменской средней школа № 4 «Вектор успеха» и детского сада № 22 п. Северный Белгородского района. В первом учреждении отработана эффективная модель организации административного контроля, во втором — сложился интересный опыт работы психолого-педагогического консилиума. Участие практиков вывело работу семинара на живой, неформальный диалог, в ходе которого каждый не боялся и не стеснялся ставить вопросы, выражать свою точку зрения. Удалась работа в фокус-группах.

Практика показывает, что результативная деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся сегодня востребована как никогда. Происходящие в подростковой и молодёжной среде негативные процессы требуют глубокого понимания и осмысления. От специалистов по контролю и надзору ждут очень грамотных суждений и выводов, подобные мероприятия как раз и способствуют повышению их мастерства и профессионализма.

Прошедший семинар подтолкнул к продолжению работы. Решено предложенные Ириной Возняк примерные оценочные листы обсудить в профессиональном сообществе, доработать и направить для практического использования в образовательных организациях, что будет способствовать повышению системности психолого-педагогического сопровождения.

Эффективность профилактической беседы 

Учитывая, что при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в настоящее время профилактическая беседа стала приоритетом, очень важно обладать мастерством её проведения. Как раз об этом и шла речь на очередном семинаре-практикуме в БелИРО. 
 

 «Любая беседа основана на правилах, которые определяют, что является обязательным, предпочтительным, а чего ни в коем случае нельзя допускать. На семинаре мы старались рассмотреть, каких норм нужно придерживаться специалисту, проводящему профилактическую беседу, чтобы добиться максимальной эффективности. Очень важно осознать, что успешность профилактической беседы обеспечивается степенью её подготовленности и искренностью», — отметила Ирина Возняк.

В ходе семинара специалистов департамента ознакомили со структурой проведения беседы, различными моделями общения и выстраивания конструктивного взаимодействия собеседников.

Практическая часть проходила в форме тренинга, на котором участники отрабатывали навыки, позволяющие успешно провести беседу. Её эффективность во многом зависит от того, насколько соблюдается принцип сотрудничества. Участники разговора и с одной, и с другой стороны должны приложить определённые усилия, чтобы цель беседы была достигнута и чтобы разговор получился приятным. Очень важно, чтобы работали следующие правила: качество, хорошие манеры, нравственность и вежливость.

Наталья Шведова, консультант отдела государственных услуг, размышляла: 

«Человек, который ведёт беседу, должен использовать только достоверную информацию. Если какой‑то заданный вопрос вызвал затруднение, то ответ не надо бояться отложить, нужно сначала исчерпывающе в нём разобраться и только потом давать ответ. Очень важен баланс между временем разговора и слушания, огромную роль играют этические нормы».

Людмила Чертова, консультант отдела федерального государственного контроля (надзора), отметила: 

«Как специалист, понимаю и сегодня ещё больше убедилась, что профилактическая беседа основана на партнёрстве, на двойственном характере процесса коммуникации. Беседа – это не только отправление информации, но и её получение. Бытующее зачастую мнение, что в профилактической беседе главную роль играет специалист по контролю и надзору, неверно, второй стороне нельзя отводить пассивную роль».
 

Семинар-практикум убедительно подтвердил, что профессионализм специалистов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность, требуют постоянного развития, совершенствования, в этом плане подобные формы работы очень полезны. 

Николай Рухленко,

начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области


 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×