Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:13, 23 декабря 2022
 Василий  Щепилов,  директор школы села Лозное Чернянского района 266

Целенаправленность, объективность, результативность

Целенаправленность, объективность, результативностьФото: Фото с сайта: https://kartinkin.net/104106-pedsovet-kartinka.html
  • Василий  Щепилов,  директор школы села Лозное Чернянского района
  • Статья
  • Василий  Щепилов,  директор школы села Лозное Чернянского района
  • Статья

Как формирование аналитических компетенций помогает педагогическим работникам эффективно проводить педсоветы

Роль и место педагогических советов в повышении качества образования школьников, в росте мастерства педагогических работников исключительно велика. Обширна и сфера влияния его как коллегиального органа управления образовательной организацией. Поэтому анализу проектирования деятельности педсоветов, педагогическим техникам и технологиям их проведения уделялось и уделяется большое внимание. Это не дань моде, а подчеркивание с различных позиций исключительной миссии и значимости его функций.

Школа роста

В своей педагогической деятельности мы стремимся к тому, чтобы всегда педагогический совет решал конкретные, насущные задачи образовательной организации, компетентно участвовал в управлении. Главное – тактика основных направлений деятельности по совершенствованию и развитию образовательного процесса. Наряду с этим, для нас заседания педагогического совета практически всегда представляют собой школу роста методического мастерства коллег. Как центральное звено всей методической работы мы рассматриваем его деятельность через реализацию различных функций.

Главные функции педагогических советов

•управление профессиональным совершенствованием педагогических работников, развитие их творческого потенциала;

•внедрение в практику образовательной деятельности достижений современной педагогической науки и практики, эффективных технологий и гибких методик обучения и воспитания;

•изучение актуального педагогического опыта, распространение продуктивной педагогической практики;

•развитие творческой инициативы педагогических работников, формирование интеллектуальной толерантности при обсуждении проблем.

Но главная в нашем понимании цель педагогического совета – это объединение усилий коллектива школы в решении проблем и конкретных задач разноплановой практической деятельности, эффективное использование опыта как своих коллег, так и достижений передовой педагогической практики в целом. Вместе с тем, одного понимания особой значимости эффективного функционирования педсовета мало для его истинной пользы как коллегиального органа управления образовательной организацией. Администрация школы должна творчески подходить к подготовке педсовета, постоянно развивать педагогический коллектив. Что необходимо развивать? Прежде всего — умение анализировать педагогические ситуации во всей их полноте и целостности с учётом специфики образовательной организации. Аналитические компетенции, по нашему глубокому убеждению, выходят на первый план в обеспечении качественного проведения самого заседания.

Термин аналитика происходит от греческого и означает искусство анализа, искусство трактовки понятий, логика. Главное, как показывает практика, состоит в умении критически осмыслить и оценить администрации образовательной организации и педагогическому коллективу реальную ситуацию качества образования — качество условий, качество процесса и качество результата. Уровень аналитической деятельности зависит от способности каждого педагога, руководителя школы и его заместителей выделять причинно-следственные связи в анализируемом вопросе. Если нет глубоких аналитических умений и навыков, то трудно определить истоки и причины проблем или выделить факторы лучших образовательных практик в коллективе (за счёт чего и какими приёмами получен лучший результат).

Требования к проведению педагогического анализа 

•структурированность и логическая последовательность изложения;

•аргументированность и точность оценок, которые исключают возможность субъективного толкования;

•глубина аналитической деятельности и конкретность при рассмотрении проблемы;

•установление причинно-следственных связей и доказательность выводов по сути анализа;

•использование сопоставительных таблиц, графиков, диаграмм и т. п;

•чёткость и педагогическая обоснованность предложений с опорой на аргументы.

В практической деятельности мы используем мозговой штурм, ролевое взаимодействие при педагогическом анализе проблемы, метод независимых экспертных оценок, выявление причинно-следственных связей при анализе ситуаций как есть и как будет, что нужно изменить и каким образом. Для того, чтобы педагоги овладели аналитическими компетенциями, используем педагогические тренинги, практикумы, тестирования, обсуждение смоделированных и реальных педагогических ситуаций с обоснованием выводов и предложений по ним.

Анализ и самоанализ

Главными принципами организации аналитической деятельности мы считаем целенаправленность, объективность, систематичность и результативность. А сам педагогический анализ рассматриваем как инструмент в объективизации управления. Выверенная и обоснованная аналитика позволяет качественно изучить проблемы и тенденции их развития. Это даёт возможность объективно оценить результаты образовательного процесса и выработать объективные решения и рекомендации по улучшению положения дел, переводу позитивной ситуации в режим развития. Проводим сравнительный анализ каждого обучающегося с самим собой, классов в динамике с прежним уровнем. Динамику личностного развития администрация осуществляет и при оценке эффективности труда педагогов. Особое внимание уделяем их умениям проводить самоанализ сущности образовательного процесса и его результатов.

Каждый из вопросов повестки дня педсовета готовят рабочие группы учителей. Начинаем изучение любых проблем с постановки целей и задач. Они и определяют направленность и методы анализа. В процессе деятельности вместе с педагогами администрация учится прогнозировать ситуации, выдвигать обоснованные предположения относительно причин, связей, причинно-следственной зависимости изучаемых явлений. Далее составляем план, программу, дорожные карты, направленные на решение проблем. После этого проводим контроль, вносим необходимые изменения, коррективы. Затем вновь анализируем результаты и определяем новые проблемы, для решения которых выдвигаются новые цели и задачи. 

Что даёт такой подход в практическом плане? Важно понимать, что сформированность аналитических умений – один из критериев профессиональной компетентности педагога. Решения, которые объективно выработаны и приняты коллективом, воспринимаются как личностные смыслы. В результате происходит и коллегиальное, коллективное исполнение этих решений. У администрации и коллектива школы формируется мотивационно-ценностное отношение к профессиональной деятельности. Постепенно аналитическая культура учителей становится творческим процессом. Так появляются личностные взгляды на проблемы, рождаются новые позиции, нестандартные идеи и практические действия, качественно реализуются функции педагогического совета как коллегиального органа управления.

Василий Щепилов, 
директор школы села Лозное Чернянского района

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья», № 7 (11), ноябрь, 2020 г. 

 


 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×