Белгородские школьники победили на краеведческом турнире «Гостеприимный Кавказ»
В краеведческой конференции приняли участие ребята из Кабардино-Балкарии, Новосибирской, Оренбургской, Белгородской областей и Республики Калмыкия, РСО-Алания и города Сочи. Юные краеведы-исследователи представляли свои работы в секциях: «Краеведение», «Литературное краеведение и лингвистика», «Биология и экология», «Этнография», «Прикладное творчество», «Традиции нашей семьи», «Общество и право», «Человек в современном мире», «Программирование и математика», «Медицина и здоровье», «Юные любители родного края (1–4 классы)», «Культурология и искусствоведение», «Защитники России — наши герои».
«Ученики школ Краснояружского и Ракитянского районов – постоянные участники исследовательских конкурсов. Поэтому мы сразу откликнулись на приглашение поучаствовать во Всероссийском конкурсе «Гостеприимный Кавказ». Краеведческий турнир проходил в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Наши школьники не просто заняли победные места, но познакомились с удивительной культурой Кавказа, его традициями и обычаями. Они побывали на экскурсиях, посетили мастер-классы, отведали блюда национальной кухни. Каждый старался поддержать наших ребят, выражал слова поддержки», — рассказала учитель начальных классов Краснояружской школы Елена Хуртасенко.
Белгородские исследователи заняли семь победных мест. Ну что же, давайте «знакомиться» с работами победителей.
Крещенская вода
Ученица Ракитянской школы № 2 имени А. И. Цыбулёва Виктория Бондарева заняла первое место на турнире. Она представила свой проект в номинации «Краеведение». Тема её исследования — «Крещенская вода — символ православной веры» (научный руководитель — Мария Николаевна Скирденко).
«Каждый год 19 января мои родные ходят в церковь, где все берут Крещенскую воду. В этом году и я участвовала в обряде крещения и была в храме Святых бессребреников Космы и Дамиана в нашем посёлке. С каждым годом увеличивается число новобранцев, желающих окунуться во время православного праздника в ледяную воду. Мне стало интересно, что такое Крещенская вода и чем она отличается от обычной, что можно узнать о её свойствах. Почему она стоит целый год и не портится. Есть ли тайна у Крещенской воды. И я решила провести исследование», — говорит Виктория Бондарева.
Школьница тщательно изучила теорию, провела опыты, опросы. Пришла к выводу: вода может менять свою структуру под влиянием слов или мысли (и это научно доказано!»).
«В своей работе я доказала, что Крещенская вода имеет положительное влияние на живые организмы. Хороший заряд Крещенской воды передаётся нашему организму», — отмечает исследовательница.
Братья-неразлучники
А ученица Краснояружской школы Вера Кириллова выступила с уже известной нам исследовательской работой «Престольный праздник посёлка Красная Яруга» (научный руководитель – Елене Алексеевна Хуртасенко). На этот раз исследование принесло ей второе место. Вера сделала буклет, повествующий о престольном празднике их посёлка: 14 ноября – День памяти святых бессеребренников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. А ещё научила ребят делать обереговые куклы Космы и Дамиана, парочку тряпичных куколок – братьев-неразлучников. Оказывается, эти обрядовые куколки принято дарить в этот день. Приносят они в дом благо и здоровье.
Кто такие Косма и Дамиан? Что значит бессеребренники? Зачем в День чествования Святых делают тряпичных куколок — братьев-неразлучников? Почему в Красной Яруге решили чтить братьев Косму и Дамиана? Помните? Молодцы! Нет? Ищите ответы в материале «Куклы-неразлучники».
Красный лес
А ученик Илёк-Кошарской школы Николай Туров выступил в секции «Краеведение». На суд жюри он представил исследовательский проект «Создание парка отдыха в черте посёлка» (научный руководитель — Елена Семёновна Иващенко). Его удостоили не только диплома 1-й степени, но и признали проведённое им исследование лучшей работой в секции!
Как рассказал в своём исследовании школьник, в далёком прошлом по территории края протекала река Красная (Красный Колодезь):
«Её сравнительно глубокая долина хорошо просматривается и сейчас. Но за многовековую историю река состарилась и почти исчезла, тянется только узенькой 9-километровой ленточкой, петляя среди холмов, на которых расположен посёлок Красная Яруга, и является правым притоком реки Илёк».
Николай придумал, как облагородить территорию — создать парк «Красный лес». Проект он уже разработал. Выделил несколько зон: входную, парковку (она предусмотрена после моста на улице Южная), зону тихого отдыха и прогулок, детскую зону и лесной массив.
«Место для зоны тихого отдыха выбрано в южной части объекта, где находится зелёная территория и один из изгибов водоёма. Здесь запроектирована дорожно-тропиночная сеть, обеспечивающая подход к берегу реки, хаотично расставленные лежаки-лавочки, выполненные из дерева. Также в тёплое время года здесь будут вывешивать гамаки. Расположение зоны выбрано неслучайно. С одной стороны – здесь солнечное место, с другой – есть тень от насаждений. Отдыхающие не будут всё время на солнце, им не будет слишком жарко, и в то же время они будут находиться на рассеянном солнечном освещении, что, несомненно, полезно», — поясняет школьник.

По задумке школьника детская зона расположится на берегу извилистой реки. Она будет сделана из экологических, жаропрочных, нетоксичных материалов, отвечать всем стандартам качества и безопасности. Николай предлагает установить оборудование для детей разных возрастов. Здесь будут как песочницы и маленькие горки для детей дошкольного возраста, так и снаряды для ребят начальных и старших классов.
Далее — лесной массив.
«Лиственный лес встречает посетителей трелями птиц, журчаньем своих родников и водоёмов. Прогуливаясь по лесопарковой зоне, жители и гости края на своём пути повстречают стройные берёзы, величественные дубы, душистые липы и молодые клёны. Летние поляны будут радовать глаз алыми капельками земляники. Вокруг не спеша порхают стрекозы и легкокрылые бабочки, трещат кузнечики и сверчки. На опушках встречаются боярышник, тёрн, шиповник, распускаются ромашки и лесные фиалки, цветёт медуница и зверобой. Для удобства посетителей нужно обустроить прогулочные и велосипедные тропинки различной протяжённостью. Для маленьких гостей парка в глубине леса можно обустроить мини-зоопарк, где в естественной среде можно наблюдать за поведением диких животных: косули, лисы, зайца русака, ласки, куницы. Есть возможность полюбоваться на юрких белок, которые селятся в непосредственной близости от человека», — рассказывает юный исследователь.
По мнению школьника, парк «Красный лес» может стать новой достопримечательностью Красной Яруги:
«Мною составлены эскизы нового парка. Цель работы достигнута, проект нового парка готов! Он может заинтересовать администрацию местного самоуправления. Если парк будет создан, он улучшит качество отдыха жителей нашего посёлка!»
Краснояружский район – туристический край!
Ещё одно исследование в секции «Краеведение» представила Дарья Шапошникова из Краснояружской школы. С проектом «Экскурсионно-туристический маршрут «История и достопримечательности моего родного края» (научный руководитель – Елена Алексеевна Хуртасенко) она заняла первое место.
«Я живу в чудесном посёлке. Это — один из старейших посёлков нашей области, имя которому Красная Яруга, раскинулся на четырёх холмах по обе стороны древней реки Красной. Первое упоминание о нём, как о станице, содержалось в отказной книге Краснопольского сотника Прокопия Андреева. Написано было в ней: «станица образована 6 июля 1685 года по указу московских великих государей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича». Красная Яруга — очень живописный и красивый край. Поэтому я решила разработать туристический маршрут по посёлку. Учитывая, какие здесь есть исторические и природно-культурные места, мы решили разработать туристско-экскурсионный маршрут «История и достопримечательности родного посёлка» по наиболее интересным и значимым местам малой родины», — говорит Дарья.
Пройдясь по туристическому маршруту, жители и гости края узнают, почему Красную Яругу назвали именно так; почему процветание земли Краснояружской связывают с известным промышленником и меценатом Иваном Герасимовичем Харитоненко.
«В 1872 году купил он в здешних краях 11 тысяч десятин земли. И уже спустя два года здесь заработал сахарный завод. Харитоненко и его сын Павел Иванович мудрыми были правителями. Вкладывали деньги в развитие образования и здравоохранения, учреждали стипендии студентам. А ещё возвели немало церквей, школ, больниц. Эти вековые постройки, именуемые строениями Харитоненского периода, до сих пор сохранились и служат краснояружцам», — рассказывает школьница.
Увидят туристы и три дуба-долгожителя – ровесников Красной Яруги, и дом-дачу Харитоненко, побывают в храме Святых бессребреников Космы и Дамиана, музее под открытым небом «Подвиг во имя жизни». Также посетят Мемориал воинской славы и увидят ветряную мельницу.
«На территории Краснояружского района была установлена ветряная мельница, которая является символом края. Мельница изображена и на гербе района, она символизирует трудолюбие и плодородие Краснояружского края», — поясняет исследовательница.

Её имя носит улица…
Ещё одна обладательница диплома 1-й степени Елизавета Турова, ученица Илёк-Кошарской школы, выбрала направление «Защитники России – наши герои». Её исследование «Чьё имя носит улица моя» (научный руководитель — Фатима Апаевна Апаева) посвящено истории названия улицы Федутенко в посёлке Ракитное.
«Мы ежедневно ходим по давно знакомым улицам и даже не задумываемся, почему улица носит то или иное название? Как называлась раньше и почему? Кому посвящены памятники и мемориальные доски? Кто из знаменитых людей ходил и жил на улицах наших городов?» — говорит школьница.
В настоящее время улица Федутенко – это тихая улица, больше похожая на деревенскую, чем на часть современного города. Сейчас здесь находятся многоэтажные кирпичные и частные дома. Рядом кипит жизнь: по улице даже в ночное время суток не прекращается движение (проносятся легковые и грузовые автомобили, медленно преодолевают подъём переполненные автобусы, словно боясь доставить неудобства своим пассажирам; куда‑то спешат озабоченные пешеходы), в этом утопающем в зелени уголке Ракитного не царствует безмолвие.
«В основном на улице Федутенко сейчас проживает большая часть населения посёлка. Здесь расположен ряд административных зданий, которые украшают улицу, гармонично вписываются в её облик и создают единый архитектурный ансамбль. На улице расположено здание старого сахарного завода, больничный корпус, школа, школа искусств, магазины. В будущем улицу Федутенко я представляю обновлённой, заасфальтированной, с удобными пешеходными дорожками, вдоль которых тянутся клумбы с ароматными цветами», — рассказывает Елизавета Турова.
Именем Федутенко названа не только улица, её имя присвоено Ракитянской школе № 3, в которой училась Надежда Никифоровна. В 2010 году возле дома, где родилась и выросла знаменитая лётчица, была открыта памятная стела.

Так чем же известна лётчица?
«Надежда Федутенко – единственная в Белгородской области женщина – Герой Советского Союза. Она воевала в знаменитом женском бомбардировочном авиационном полку под командованием М. Расковой и сама была командиром авиационной эскадрильи 125-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Федутенко стала первой женщиной-лётчицей, освоившей грозную боевую машину – пикирующий фронтовой бомбардировщик – самолёт ПЕ-2. Всего за время Великой Отечественной войны лично Надежда Федутенко сбросила по немецко-фашистским войскам и технике противника более 50 тысяч кг бомбового груза. Под командованием Надежды Никифоровны Федутенко более 500 вылетов совершили лётчики 1-й эскадрильи за годы Великой Отечественной войны. Волга, Кубань, Белоруссия, Прибалтика, Восточная Пруссия — таковы этапы её боевого пути», — делится итогами своего исследования Елизавета Турова.
К концу войны Гвардии майор Федутенко совершила 220 успешных боевых вылетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за успешное командование эскадрильей, образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками Гвардии майор Надежда Никифоровна Федутенко удостоена звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7930). Награждена орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени; медалями.
Изучаем Азерчай
Ученица Краснояружской школы Екатерина Федотова заняла второе место в секции «Культурология». Она провела кропотливое исследование, тема которого — «Исследование и сравнительный анализ различного вида Азерчая» (научный руководитель — Людмила Васильевна Федотова). Школьница решила не только разузнать о разных видах чая, но и сравнить содержание их основных компонентов.
«Я узнала, что существует множество разновидностей Азерчая: чёрный, зелёный, с добавлением чабреца, с бергамотом, «букет», пакетированный (каждый пакетик в индивидуальной упаковке), рассыпной, в картонных коробках, в жестяных и стеклянных банках… В моём посёлке в магазинах на время проведения эксперимента было пять видов чая: пакетированный, два листовых и один гранулированный», — рассказала Катя.
Юная исследовательница изучила содержимое чая, то есть состав, цвет и аромат, вкус и наличие натурального красителя, а также свежесть сухого чайного листа и наличие искусственных красителей.
«Все рассмотренные мною виды пакетированного, листового и гранулированного Азерчая обладали высоким качеством. Азерчай в составе имеет исключительно натуральные компоненты. Азерчай в пакетиках упакован каждый в индивидуальный конвертик. Сухие чайные листья свежие, чай содержит пыли совсем немного. Чай без искусственных ингредиентов и ароматизаторов, содержит только натуральные добавки. Азерчай — не самый дорогой чай, что опровергает гипотезу, что цена чая зависит от его качества», — поделилась итогами исследования Екатерина Федотова.
Литературный бульвар
Ученица Ракитянской школы № 1 Евгения Шинкарёва заняла первое место в номинации «Культурология». На суд жюри она представила проект «Литературный бульвар имени Н. А. Фролова» (научный руководитель — Елена Алексеевна Пенская). Своё исследование школьница посвятила изучению жизни и творчества земляка, Почётного гражданина Краснояружского района, ветерана Великой Отечественной войны, члена Союза журналистов России — Николая Фролова.
«Мы предлагаем реализовать проект «Литературный бульвар имени Н. А. Фролова» на территории нашей школы. Место определено неслучайно, Николай Алексеевич — выпускник нашей школы, на выпускном вечере которого было объявлено о начале Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Поколения должны воспитываться на примере реальных героев, живущих на страницах произведений Н. А. Фролова, а также воспитывать у себя интерес к литературе и её великим деятелям, чьи труды являются не только неотъемлемой частью культуры России. Анкетирование показало, что интерес к чтению у ребят пропадает: 10 % опрошенных знают некоторые произведения автора. 15 % знают, что Фролов был писателем, журналистом. Рассказ оригинального жанра «Посещение поместья Прилукиных» не знает никто. Считаем необходимым знакомить подрастающее поколение с этим удивительным земляком и прививать любовь к чтению», — говорит Евгения Шинкарёва.
Больше всего при изучении биографии известного земляка Евгению поразил рассказ «Посещение поместья Прилукиных».
«Рассказ «Посещение поместья Прилукиных» вышел в свет впервые в 1999 году. Этот рассказ воистину демонстрирует богатство русского языка и может служить пособием по русскому языку для студентов различных учебных заведений. Идея в том, что все слова рассказа начинаются на букву «п». Как такое возможно? Да, оказывается, возможно. Рассказ необыкновенно интересен по форме и содержанию. Восторгу моему не было предела!», — поясняет школьница.
Она придумала дизайн-проект литературного бульвара имени Н. А. Фролова. В нём предусмотрено четыре зоны. Первая — литературная аллея.
«Предполагается создание литературной аллеи с высадкой деревьев, кустарников, цветочных клумб. Мы решили посадить ёлочки и кустарники, выращенные ребятами и работниками Краснояружской станции юных натуралистов. Также при помощи социальных партнёров будут созданы объекты ландшафтной архитектуры, например, альпинарий, сад камней, клумба из цветов. В школьной мастерской планируем изготовить «книжный скворечник» и скамейки», — рассказывает Женя.
Вторая зона — амфитеатр (мобильный, с надувной сценой). Здесь будут проходить встречи, конкурсы чтецов, концерты, литературные фестивали, театральные постановки. Третья зона — «Территория детства». Здесь планируется создать Музей сказок под открытым небом и зону для настольных и подвижных игр. Героев сказок по задумке Жени можно смастерить на уроках технологии из гипса. И четвёртая — «Зона приватного чтения». Будет оформлена в павильоне, который есть на территории школы. В нём будем зона для чтения, где каждый может остаться наедине со своими интересами, мыслями, желаниями, почитать любимую книгу, журнал.