Танковая дуэль
«Если отмечать юбилейные даты – то по‑особенному: чтобы и в учёбе пригодилось (к примеру, на уроках истории и классных часах), и память на многие-многие годы осталась!» – решили в Борисовской школе № 1 имени Героя Советского союза А. М. Рудого и в прошлом году в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне оформили в рекреации, что на втором этаже, памятный уголок, посвящённый Курской битве.
Расположился в этом уголке макет «Танковое сражение» в масштабе 1:35. Сделали его под руководством педагога-библиотекаря Виктории Бабич школьники Андрей Дьяченко и Никита Бабич (нынешний студент Белгородского индустриального колледжа).

Андрей разыскал необычную (а главное – реальную!) историю о сражении немецкой «пантеры» против Т-34: немецкий командир вышел на волну радиостанции одного Т-34 из танковой бригады Воронежского фронта и обозвал «тридцатьчетвёрку» колхозным трактором (мол, никчёмный танк, как на нём воевать). И предложил командиру советского танка… рыцарскую дуэль – один на один. Наши танкисты, конечно же, приняли вызов! А вот как это было, и постарался достоверно «изобразить» Никита.
Целых три месяца ушло у него на создание макета. Хорошо, Никита увлекается моделированием: взял из своей коллекции собранные и разукрашенные модели советских и немецких танков. А вот над полем боя пришлось изрядно поработать: деревянную основу-короб сделали под заказ, заполнили её строительной пеной, после обрезали лишнее и задекорировали бумагой. Затем нанесли клей и рассыпали поверх прокалённую в печке землю (то есть сильно прогретую, чтобы обеззаразить) и песок, разложили настоящий мох и высушенные и измельчённые в ступке можжевельник и тую. Здорово! Вот только как «изобразить» взрывы от снарядов? Легко! На проволоку намотали распушенный синтепон и сбрызнули его краской чёрного и красного цветов. Очень реалистично получилось!
Отважная четвёрка
Июль 1943-го. Самый разгар боёв на Курской дуге.
— Эй, русский! Ну что, ты там ещё живой? А я‑то думал, ты уже сгорел в своём танке… – донёсся чужой (и явно не русский) голос из рации, а за ним посыпались угрозы и оскорбления.
— Что происходит? Кто это? – озадачился командир «тридцатьчетвёрки» старшина Александр Милюков.
Из рации продолжал доноситься незнакомый голос с хрипотцой: «Да, на вашем танке…». А дальше – поток нецензурной лексики, о которой мы лучше умолчим. Собеседник на ломаном русском вдруг неожиданно предложил: «Ну что выйдешь на нём один на один против моей «пантеры»?
— Так это же, наверное, наш «старый знакомый» – «хитрющий ас»! – воскликнули, поняв, с кем имеют дело, члены экипажа.
Почему «старый знакомый», да ещё и «хитрющий»? В недавнем бою повстречались советские танкисты с «пантерой». Немецкий танк подбил тогда «тридцатьчетвёрку». Чудом остались живы. В следующем бою повстречалась им всё та же «пантера» (запомнили её наши танкисты по манере «вождения»), думали было поквитаться, но не тут‑то было. Как ни старались попасть в немецкий танк – а снаряды летели всё мимо и мимо: умело уворачивался противник раз за разом. Мигом все поняли: за рычагами настоящий ас. «Вот хитрющий!» – вырвалось у кого‑то из членов экипажа, так и прижилось «прозвище».
— Выходи на дуэль сейчас. Тебя ждать или струсил? – не унимался немецкий командир.
Александр Милюков тут же посмотрел на команду. К слову, экипаж танка Т-34 состоял из четырёх человек. Помимо командира танка старшины Милюкова, в нём находился командир орудия сержант Семён Брагин, заряжающий рядовой Григорий Чумак и механик-водитель рядовой Николай Лукьяновский. Все без нотки сомнений кивнули в ответ.
— Сейчас будем на поле! Готовься! – громко ответил Милюков…
Рисковый бой
Один, два, три, четыре…
Дуэлянты готовы. Цель одна: у Т-34 – подобраться к немецкому танку как можно ближе, чтобы вести бой на равных, у «пантеры» с дальнобойной пушкой – наоборот, не дать приблизиться, подбить его на подступах, пока в запасе метров 700. Не желая терять ни метра преимущества, «пантера» тут же выстрелила. Мимо! Ещё выстрел. Фух, снаряд снова вонзился рядом с Т-34.
— Двенадцать. Двенадцать секунд, – закричал Лукьяновский.
— Молодец! – послышалось в ответ.
Экипаж Т-34 посчитал, сколько секунд требуется «пантере» на один выстрел. «Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать» – продолжал считать вслух Лукьяновский, а танк тем временем ехал и ехал вперёд, то резко тормозя, то бросаясь вправо или влево, то быстро набирая скорость. Другого выхода не было – нужно увернуться от снарядов. А они летели один за одним. Но Т-34 ловко «укрывался» в ложбинах поля и после взорвавшегося рядом снаряда тут же «вырастал» вновь.
Боевая машина всё быстрее и быстрее приближалась к «пантере». Ещё чуть-чуть и Т-34 можно атаковать. Как вдруг… немецкий танк, понимая, что после сближения советские танкисты наконец‑то откроют огонь, попятился назад. А там небольшой овраг. Заезжая в него задом, экипаж «пантеры» случайно задрал пушку, буквально на пару секунд показав днище танка – да-да, своё самое уязвимое место. Семён Брагин тут же выстрелил в него. «Пантеру» охватило пламя… Дуэль окончена.
Это интересно!
Экипаж машины боевой
Через несколько десятков лет, в 1983 году (к 40-летию Курской битвы!) по мотивам танковой дуэли даже сняли художественный фильм «Экипаж машины боевой». Что интересно – автором сценария стал уроженец Пензенской области, уже известный вам танковый ас, Герой Советского Союза Александр Милюков. Да-да! После войны Александр Иванович выбрал для себя творческую профессию – окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии и стал режиссёром на Одесской киностудии, где и написал сценарий к фильму. Разве только немного изменил имя главного героя: реальный командир танка Александр Милюков стал в фильме Саней Меньшовым.

Ольга Муштаева