Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:50, 15 июля 2019
 Полина Ткаченко 99

По следам кружева

По следам кружеваФото: Юлия Потапенко
  • Полина Ткаченко
  • Новость

Здесь посетители могут увидеть кружева, предметы крестьянской одежды, рушники, домашний текстиль.

В Белгородском историко-краеведческом музее 12 июля открылась выставка «Переплелись у мастерицы в узорах сказочные птицы».

Начинается экспозиция стендом, на котором представлена часть крестьянского быта Белгородчины: рушники, народный костюм, колыбелька.

По следам кружева - Изображение Фото: Юлия Потапенко

Кружева еще в стародавние времена люди плели или шили в разных техниках. Например, в технике шитья (это вид кружев, которые делались при помощи иголки и нитки) кружево создавалось в несколько этапов. Нужно было выбрать узор, нарисовать его на бумаге, потом перенести на льняное или конопляное полотно. Узор сначала обшивали толстой нитью, а внутри заполняли более тонкой. Край рушника изготавливался при помощи крючка. Вышивка на рушниках повторяла узор кружева.

Пелёнки и распашонки для малышей создавались с особым трепетом и теплотой. Такие кружева передавали ребенку тепло материнских рук. 

Коклюшечное кружево, которому посвящён один из разделов выставки, появилось в России в XIII веке. Для его изготовления применялись специальные инструменты – валик и коклюшки, деревянные палочки. Их делали из разного дерева.

Каждое дерево обладало своими свойствами. Можжевельник – очень тёплое дерево, оно передает тепло. Когда мастерица плела, она это тепло ощущала! Берёза – очень прочное дерево; при переплетении и перекидывании этих коклюшек создавался особый мелодичный звон. 

В следующей части выставки показаны дворянские платья, воротнички и салфетки. Популярность коклюшечного кружевоплетения росла, оно стало востребованным и в Европе. В 1937 года на Парижской выставке елецкие мастерицы получили самую высокую награду. Елец (город в Липецкой области) стал самым крупным центром коклюшечного кружева. Кружевные украшения и одежда прочно вошли в быт дворян. 

В конце XIX века на смену ручному плетению кружева приходят машины. Высокая стоимость работы делала их недоступными для большинства людей. С ростом торговых отношений на Белгородчине развиваются торговые связи с Европой; из Франции к нам стали привозить машинные кружева, более лёгкие и тонкие. 

Есть на выставке и современные кружева. Рукодельницы очень любят кружевоплетение. А сами кружева украшают не только одежду, но и интерьеры, и предметы быта.

Выставка работает до 6 октября.

Полина Ткаченко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×