Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:00, 20 ноября 2025
 Елена Вейп, музыкальный руководитель Центра развития ребёнка-детского сада «Солнышко» п. Чернянка 37

Игровое распевание: эффективный способ развития звуковысотного слуха дошкольников

Игровое распевание: эффективный способ развития звуковысотного слуха дошкольников Фото: сгенерировано с помощью нейросети «Алиса»
  • Елена Вейп, музыкальный руководитель Центра развития ребёнка-детского сада «Солнышко» п. Чернянка
  • Статья
  • Елена Вейп, музыкальный руководитель Центра развития ребёнка-детского сада «Солнышко» п. Чернянка
  • Статья

Пение – один из главных и самых любимых разделов музыкального занятия. Самое трудное в нём – развить звуковысотный слух и научить детей петь естественным голосом, чисто интонируя мелодию. А без чисто спетой мелодии песня превращается в обычную чистоговорку.

Упражнения для распевки педагоги не всегда используют в своей работе, ссылаясь на нехватку времени. Но надо всегда помнить, что, относясь к этим упражнениям халатно, мы обрекаем детей на пение речитативом. Этот раздел слабо разработан. В основном педагоги используют «Музыкальный букварь» Натальи Ветлугиной, где есть прекрасные вокальные упражнения. Но их очень мало, а время не стоит на месте. Подсказывает нам новые пути и подходы обучения. 

Для детей распевка скучная, монотонная и не всегда понятная. Диапазон, текст и вокальные позиции довольно однообразны. В результате эта часть занятия проходит безрезультатно. Как же сделать так, чтобы детям стало интересно заниматься? Стоит вспомнить о том, что они больше всего любят игры!

Вот почему в своей работе я использую технологию Аллы Евтодьевой «Игровое распевание». Она включает в себя два образа и две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. Стоит брать знакомые и понятные детям сюжеты, а также несложный текст и мелодию в двух регистрах: среднем и высоком.

Картинки помогают детям изображать героев в разных звуковых позициях. Озвучивая зарисовки из сказок, они понимают, что кот будет петь средним голосом, а мышка – только высоким.

Игровое распевание: эффективный способ развития звуковысотного слуха дошкольников - Изображение Фото: сгенерировано с помощью нейросети «Алиса»

Игровое распевание решает следующие задачи:

  1. Развивает воображение и чистое интонирование за счёт озвучивания персонажей детьми.
  2. Формирует самоконтроль и умение анализировать своё и чужое пение.
  3. Улучшает дикцию, артикуляцию и дыхание.
  4. Развивает творческие способности и навыки театральной деятельности.

Например, в младшей и средней группах используются: «Лиса и воробей», «Кот и мышка», «Колобок».

Для подготовительной группы распевки уже сложнее по мелодии, скачкам и ритму: «Стрекоза и рыбка», «Карабас-Барабас и куклы», «Храбрый портняжка».

Прежде чем приступить к распеванию, нужно дать детям установку:

Перед пением, друзья,
Разогреем голоса,
Высоко мы будем петь,
Средним тоже бы суметь,
Ну, а низким петь не будем,
И о низком позабудем.
Петь красиво начинаем
И к распевкам приступаем.

Длится меньше минуты, но она очень эффективна! Детям полезно это упражнение по нескольким причинам:

  • проговаривая этот текст, дети отрабатывают дикцию;
  • анализируют выбор нужного регистра голоса;
  • дополнительно распеваются, что очень помогает более качественно исполнить сюжетную распевку. 

Затем обращаем внимание на схему песни. Ноты – это чистое пение. Что такое чистое пение? Это когда голоса детей совпадают с голосом педагога и с музыкой. Буква обозначает дикцию. Что такое дикция? Это чёткое произношение слов. А сердечко – это исполнение песни душевно, выразительно, с любовью.

Беседуя с детьми, приходим к выводу, что песня будет исполнена прекрасно тогда, когда выполнены три условия:

  1. Чисто спетая мелодия.
  2. Хорошая дикция.
  3. Выразительность исполнения.
Схема песни Схема песни / Фото: из архива Елены Вейп, музыкального руководителя Центра развития ребёнка-детского сада «Солнышко» п. Чернянка

Затем переходим к распевкам. Например, распевка «Лиса и воробей» для среднего возраста. Рассматриваем картинку с изображением лисы и воробья. Каким голосом будем петь лису? Средним. А воробья? Конечно, высоким.

Когда голосовой аппарат разогрет, работаем над дикцией и артикуляцией. Можно использовать скороговорки или чистоговорки. Например: «Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон».

Лиса и воробей Лиса и воробей / Фото: из архива Елены Вейп, музыкального руководителя Центра развития ребёнка-детского сада «Солнышко» п. Чернянка

Теперь можно смело переходить к пению. Игровое распевание плавно переходит в музыкальную игру или танец.

Игровая распевка очень нравится детям. Она понятна ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, полезна для достижения контрастного интонирования, которое так необходимо. Дети воспринимают её как первую из песен и ждут этого с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает их интерес к распевке, делая её занимательной и творческой!

Игровое распевание: эффективный способ развития звуковысотного слуха дошкольников - Изображение Фото: из архива Елены Вейп, музыкального руководителя Центра развития ребёнка-детского сада «Солнышко» п. Чернянка

Елена Вейп, музыкальный руководитель Центра развития ребёнка-детского сада «Солнышко» п. Чернянка 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×