Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:55, 14 ноября 2025
 69

Буллинг стал темой встречи с директорами и социальными педагогами школ Белгорода

В Белгороде на базе средней общеобразовательной школы № 48 состоялась встреча с директорами и социальными педагогами школ города. Темой разговора стал буллинг (травля). Инициатива проведения встречи исходила от управления образования администрации города Белгорода.

Участников мероприятия приветствовал руководитель управления Алексей Ковалёв.

«Встреча вызвана тем, что фактов буллинга среди школьников достаточно много, это одна из самых острых и распространённых проблем в школьной среде и детских коллективах. Мы осознаём, что буллинг провоцирует множество разрушительных последствий: увеличивает риск суицидального поведения среди подростков, способствует эскалации агрессии и насилия в группах, снижает учебную успеваемость, а также становится причиной серьёзных эмоциональных проблем, включая повышенный риск развития тревожных и депрессивных расстройств. Наше мероприятие в связи с этим рассчитано на то, чтобы директора школ и социальные педагоги получили ответ на вопрос, как эффективно бороться с буллингом», — отметил Алексей Юрьевич.

С докладом выступила уполномоченный по правам ребёнка в Белгородской области Галина Пятых.

Её первыми словами были:

«Очень важно понимать, что такое буллинг. Чтобы понять, как распознать и противостоять этому явлению, нужно знать, каким бывает буллинг и как он влияет на ребёнка». 

Буллинг — это форма агрессивного поведения, при котором один или несколько человек систематически осуществляют психологическое или физическое давление на другого ребёнка (или группу детей) в уязвимом положении.
Чаще всего, говоря о буллинге, подразумевают школу. В классе формируется специфическая иерархия, так называемая буллинг-структура — социальная система с чётко закреплёнными ролями участников: агрессор, жертва и наблюдатели (свидетели).
Буллинг может проявляться не только среди одноклассников, нередко старшеклассники задирают младшеклассников. Каждый вид травли по‑своему разрушителен и оставляет глубокий порез на эмоциональном и физическом состоянии жертвы.
Явление буллинга характеризуется повторяемостью, несоизмеримостью сил и намерением причинить вред жертве. В отличие от единичных конфликтов, которые случаются в любом нормальном коллективе, буллинг предполагает наличие постоянного паттерна взаимодействия, где «сильный» унижает и запугивает «слабого». 

Галина Анатольевна обратила внимание на то, что нельзя скрывать подобные факты, что действующие в школах локальные нормативные акты должны быть ориентированы на решение проблемы буллинга.

Проблема по‑настоящему требует внимания со стороны родителей, педагогов и общества в целом. Что интересно, большинство детей предпочитает не рассказывать о своём опыте травли, потому что чувствует страх, боится усугубить ситуацию или не верит, что взрослые смогут помочь.
 

Буллинг стал темой встречи с директорами и социальными педагогами школ Белгорода - Изображение Фото: архив департамента по контролю и надзору в сфере образования

Существуют две основные формы травли: психологическая и физическая.

Психологическая форма – это угрозы, насмешки, клевета, употребление кличек, изоляция, мелкое задирание без травматической физической агрессии и т. д.

Физическая форма — это толчки, побои, прочие насильственные действия, порча имущества жертвы и т. д.

В последнее время возникла и интернет-травля (кибербуллинг) – травля через Интернет, электронную почту, SMS и т. д.

Травля, безусловно, разрушает самооценку жертвы и формирует в ней чувство беспомощности. Галина Анатольевна на конкретных примерах акцентировала внимание участников на то, как противостоять буллингу. 

Доклад Галины Пятых содержал ответы на вопросы: что такое буллинг, каким бывает буллинг, почему дети начинают буллить других, какие последствия буллинга для жертвы и для агрессора, мой ребёнок буллит других — что делать, моего ребёнка буллят — что делать, что делать, если стал жертвой буллинга. 

Галина Анатольевна говорила также о профилактике конфликтов среди обучающихся, об обеспечении предусмотренных законодательством прав всех категорий участников образовательных отношений: обучающихся, родителей и педагогических работников, о комиссиях по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, о школьных службах медиации. 

Департамент по контролю и надзору в сфере образования министерства образования области представил на данной встрече интересный материал по обеспечению действенности Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

С помощью конкретных примеров были прокомментированы обязанности организаций, осуществляющих образовательную деятельность: 

— оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

— выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования;

— выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;

— обеспечение организации в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

— осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Обращено внимание на усиление правового просвещения школьников, совершенствование деятельности социальных педагогов, выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов в части создания оптимальных психолого-педагогических условий реализации основных образовательных программ. В заключение были даны ответы на интересующие директоров школ и социальных педагогов вопросы.
 

Буллинг стал темой встречи с директорами и социальными педагогами школ Белгорода - Изображение Фото: архив департамента по контролю и надзору в сфере образования

Алексей Ковалёв подчеркнул важность и необходимость подобных форматов работы, так как они способствуют более системному, грамотному и вдумчивому применению правовых норм.

Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области 
 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×