Буллинг стал темой встречи с директорами и социальными педагогами школ Белгорода
Участников мероприятия приветствовал руководитель управления Алексей Ковалёв.
«Встреча вызвана тем, что фактов буллинга среди школьников достаточно много, это одна из самых острых и распространённых проблем в школьной среде и детских коллективах. Мы осознаём, что буллинг провоцирует множество разрушительных последствий: увеличивает риск суицидального поведения среди подростков, способствует эскалации агрессии и насилия в группах, снижает учебную успеваемость, а также становится причиной серьёзных эмоциональных проблем, включая повышенный риск развития тревожных и депрессивных расстройств. Наше мероприятие в связи с этим рассчитано на то, чтобы директора школ и социальные педагоги получили ответ на вопрос, как эффективно бороться с буллингом», — отметил Алексей Юрьевич.
С докладом выступила уполномоченный по правам ребёнка в Белгородской области Галина Пятых.
Её первыми словами были:
«Очень важно понимать, что такое буллинг. Чтобы понять, как распознать и противостоять этому явлению, нужно знать, каким бывает буллинг и как он влияет на ребёнка».
Галина Анатольевна обратила внимание на то, что нельзя скрывать подобные факты, что действующие в школах локальные нормативные акты должны быть ориентированы на решение проблемы буллинга.
Проблема по‑настоящему требует внимания со стороны родителей, педагогов и общества в целом. Что интересно, большинство детей предпочитает не рассказывать о своём опыте травли, потому что чувствует страх, боится усугубить ситуацию или не верит, что взрослые смогут помочь.
Существуют две основные формы травли: психологическая и физическая.
Психологическая форма – это угрозы, насмешки, клевета, употребление кличек, изоляция, мелкое задирание без травматической физической агрессии и т. д.
Физическая форма — это толчки, побои, прочие насильственные действия, порча имущества жертвы и т. д.
В последнее время возникла и интернет-травля (кибербуллинг) – травля через Интернет, электронную почту, SMS и т. д.
Травля, безусловно, разрушает самооценку жертвы и формирует в ней чувство беспомощности. Галина Анатольевна на конкретных примерах акцентировала внимание участников на то, как противостоять буллингу.
Доклад Галины Пятых содержал ответы на вопросы: что такое буллинг, каким бывает буллинг, почему дети начинают буллить других, какие последствия буллинга для жертвы и для агрессора, мой ребёнок буллит других — что делать, моего ребёнка буллят — что делать, что делать, если стал жертвой буллинга.
Галина Анатольевна говорила также о профилактике конфликтов среди обучающихся, об обеспечении предусмотренных законодательством прав всех категорий участников образовательных отношений: обучающихся, родителей и педагогических работников, о комиссиях по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, о школьных службах медиации.
Департамент по контролю и надзору в сфере образования министерства образования области представил на данной встрече интересный материал по обеспечению действенности Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
С помощью конкретных примеров были прокомментированы обязанности организаций, осуществляющих образовательную деятельность:
— оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
— выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования;
— выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
— обеспечение организации в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
— осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Обращено внимание на усиление правового просвещения школьников, совершенствование деятельности социальных педагогов, выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов в части создания оптимальных психолого-педагогических условий реализации основных образовательных программ. В заключение были даны ответы на интересующие директоров школ и социальных педагогов вопросы.
Алексей Ковалёв подчеркнул важность и необходимость подобных форматов работы, так как они способствуют более системному, грамотному и вдумчивому применению правовых норм.
Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области