Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14:20, 10 сентября 2025
 Николай Рухленко 80

Делитесь своими мыслями и идеями с другими!

Делитесь своими мыслями и идеями с другими! Фото: сгенерировано с помощью нейросети Шедеврум
  • Николай Рухленко
  • Статья
  • Николай Рухленко
  • Статья

Сегодня, 10 сентября, отмечается День обмена идеями

Праздник появился в 2000-х годах как способ напомнить людям о важности взаимодействия, как отклик на потребность в объединении умов, чьи мысли и концепции могут кардинально изменить мир вокруг. Он символизирует силу совместного творчества и открытого диалога между людьми, делая акцент на том, что умные, интересные решения рождаются в сотрудничестве, а не в изоляции.

Этот праздник отмечают те, кто ценит инновации, креативное мышление и силу идей. Это время для встреч, мастер-классов, творческих сессий и мозговых штурмов, где участники не только делятся своими мыслями, но и вдохновляют друг друга на новые поиски.

Множество раз бывал в ситуации, когда кто‑то из сослуживцев, коллег, получив то или иное задание, особенно нестандартное, громко умолял: «Прошу, подбросьте, подкиньте идею!»

И после этого начинал излагать суть задания, не обращая внимания, слушают его или не слушают, слышат или не слышат. Кто‑то, действительно, продолжал слушать, а кто‑то уже полным ходом занимался своим делом. Оказывается, подбросить неплохую, толковую идею не так‑то просто. Чтобы это сделать, надо хорошо разбираться в конкретном вопросе, а если не разбираться, то хотя бы погрузиться в проблему.

Приходит, допустим, положение о конкурсе сочинений на патриотическую тему. Чтобы детские работы получили высокую оценку жюри, надо постараться дать ученикам ориентир на неизбитость, новизну, посоветовать интересную форму. Коллеги-словесники начинают обсуждать, есть те, кто не спешит делиться мыслями, если те, у которых всё сразу наружу.

Однажды была такая ситуация. Окна учительской в Орликовской средней школе, это Чернянский район, выходили на ряд домов, идущих по противоположной стороне улицы. В одном из домов когда‑то жил фронтовик. Он умер, дом стоял пустой, в нём никто не жил, фронтовик был одиноким человеком. Любой дом, как известно, предполагает уход, а когда за ним долгое время никто не присматривает, не ремонтирует, дом начинает разрушаться, приходить в негодность, ветшает.

Коллеги стали обсуждать положение о конкурсе. Я стоял и смотрел в окно. Взор упал на этот дом, я всё стоял и смотрел в одну точку. Почему‑то активно думал о фронтовике, о его одинокой судьбе. А потом как‑то сама собой вырвалась фраза: «Рассказы старого дома». Моя коллега, она же жена, Татьяна Анатольевна ухватилась за эту идею, стала раскручивать её, было решено с одним учеником создать на эту тему сочинение. После кропотливой поисковой работы получилось замечательное сочинение, которое было признано лучшим в районе. Но ясно и то, что, прежде чем реализовать идею и добиться результата, был длительный рабочий процесс. 

Приведу другие примеры из школьной практики. Задумали праздник к 65-летию поэта Владимира Высоцкого. Это был 2003 год. Нужно разрабатывать сценарий. Бросили среди педагогов, старшеклассников, родителей клич подавать идеи. Идеи предлагались самые разные, существовало правило идеи не отвергать, все идеи ценить, но при этом требовалось раскрыть видение своей идеи. А чтобы это сделать на достойном уровне, нельзя было обойти творческое наследие поэта, приходилось погружаться в его поэзию, так что одновременно решалась и другая задача – познакомиться ближе, глубже, основательнее с творчеством поэта.

Что же такое идея? Это термин, который имеет разные значения в зависимости от контекста. Он может относиться к философии, науке, искусству или праву. В широком же смысле идея – это мысленный прообраз какого‑либо действия, предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. Что такое идея простыми словами? Это мысль, часто неожиданная, это понятие, обобщающее некоторый опыт и отражающее отношение к действительности.

Предложение идей важно, так как оно способствует или может способствовать развитию, улучшению тех или иных процессов, внедрению инноваций. На работе предложение идей – это хорошая возможность продвинуться по карьерной лестнице, заявить о себе как о высококлассном специалисте. Одновременно это мотивация сотрудников, внимание руководства к их идеям демонстрирует подчинённым, что руководство прислушивается к их мнению, а это в свою очередь мотивирует их быть более креативными и старательными. Однако очень важно не только придумать идею, но и правильно её представить. 

В контрольно-надзорной деятельности очень много непростых ситуаций, поэтому для меня, как для руководителя, очень ценна предварительная проработка ситуации. Открыто говорю сотрудникам, что не собираюсь их необоснованно критиковать, что очень заинтересован в проявлении инициативы, это помогает побороть страхи сотрудников и воодушевить коллектив на предложение идей. Нередко практикую мозговой штурм. При этом не ограничиваю количество идей, исключаю на этапе сбора информации какую‑либо оценку идей — отрицательную или положительную, стараюсь сгруппировать, скомбинировать идеи на этапе обработки информации, затем проанализировать представленные идеи. Мозговой штурм помогает породить огромное количество действительно классных мыслей и нестандартных способов решения задач. Проверено на практике.

Обмен идеями всегда был важной частью литературного процесса. Один из самых ярких примеров литературного обмена идеями — дружба и творческое взаимодействие между Джоном Рональдом Руэлом Толкином и Клайвом Стейплзом Льюисом. Они оба были активными членами литературной группы «Инклинги». Толкин и Льюис регулярно встречались, обсуждали свои работы, обменивались идеями, критикой. Толкин помог Льюису доработать концепцию «Хроник Нарнии», а Льюис сыграл роль в финальной редакции «Властелина колец». Во многом благодаря их творческому союзу были созданы одни из величайших фэнтези-саг XX века.

Ещё один пример, теперь из русской литературы, – это Александр Сергеевич Пушкин и Николай Васильевич Гоголь. Пушкин вдохновил Гоголя на написание «Ревизора» и «Мёртвых душ». Эти выдающиеся произведения Гоголя родились благодаря Пушкину. Гоголь этого и не скрывал.

Подтверждает это и литературный критик Павел Анненков в очерке «Н.В. Гоголь в Риме летом 1841 года», который вышел в 1857 году:

«Известно, что Гоголь взял у Пушкина мысль «Ревизора» и «Мёртвых душ», но менее известно, что Пушкин не совсем охотно уступил ему своё достояние. Однако ж в кругу домашних Пушкин говорил, смеясь: «С этим малороссом надо быть осторожнее: он обирает меня так, что и кричать нельзя».

Сегодня трудно, даже невозможно судить, развивал бы Пушкин подаренные идеи или нет, но факт остаётся фактом: мы имеем два бессмертных произведения Гоголя. 

Помните? 21 апреля 2016 года состоялась премьера российского фильма-катастрофы режиссёра Николая Лебедева «Экипаж». Этот фильм имеет некоторые схожие сюжетные ходы с советским фильмом «Экипаж» 1979 года. Главные роли сыграли Данила Козловский, Владимир Машков и Агне Грудите. Так вот, единственным подходящим аэропортом для аварийной посадки является окружённый сопками аэропорт Елизово в Петропавловске-Камчатском, но к нему приближается мощный грозовой фронт. На связь с диспетчером выходит Зинченко, который докладывает о проблемах на борту своего самолёта — при вылете из Канву был повреждён топливный бак в левом крыле, из‑за чего происходит быстрое падение уровня авиатоплива, поэтому самолёт не может дотянуть до берега, а посадка на воду в условиях шторма приведёт к катастрофе. Разговор слышит Гущин, который решается переправить людей с Ан-26 на Ту-204 прямо в воздухе. Идея по перемещению пассажиров второго самолёта, у которого кончалось горючее, к экипажу первого в самодельной железной корзине считается завиральной. На помощь Алексею приходит его отец, знающий конструкцию Ту-204. Во время переправки происходит разрыв грузовой корзины, в результате которого погибают 11 человек, однако большинство пассажиров, а также пилоты Зинченко и Кузьмина, успевают перебраться на Ту-204 прежде, чем на Ан-26 кончается авиатопливо и тот падает в океан.

Погодные условия в Петропавловском аэропорту ухудшаются, но экипаж принимает решение выполнять посадку. Алексей боится сажать самолёт с одним двигателем и отказавшим шасси в условиях грозы, но Леонид напоминает ему, что тот уже успешно выполнял это на тренажёре. Ту-204 совершает жёсткую посадку, но все находящиеся на борту спасены.

Завиральные идеи — устойчивое образное выражение. Ранее такие идеи считались ложными, вздорными, при этом под ними подразумевалось политическое вольнодумство. Признаки завиральной идеи – это отсутствие реалистичной основы или доказательств, стремление к недостижимым целям, отрицание или игнорирование потенциальных рисков и препятствий, склонность к преувеличениям и обобщениям, эмоциональный подтекст, который может затмевать рациональное мышление.

Выражение вошло в повседневный русский язык после того, как оно прозвучало в комедии Грибоедова «Горе от ума»:

«Пожалуйста, при нём не спорь ты вкривь и вкось, и завиральные идеи эти брось» (слова Фамусова).

Автор выражения — поэт, баснописец и сатирик Иван Иванович Дмитриев (1760 – 1837). Как писал поэт Пётр Вяземский, Дмитриев «клеймил умствования и притязания заносчивой молодёжи шуточным прозванием завиральных идей».

Завиральная идея простыми словами — это мысль или предложение, которое кажется нереальным, необоснованным или абсурдным. Она характеризуется чрезмерно оптимистичным или пессимистичным взглядом на ситуацию и часто выдвигает фантастические или невозможные решения.

Идея Гущина в фильме «Экипаж», какой бы завиральной ни была, спасла, казалось бы, безнадёжную ситуацию.

К выражению «завиральные идеи» есть синонимы, среди них: ахинея, белиберда, бред, бредни, вздор, галиматья, дребедень, ересь, ерунда, нелепица, нескладица, несуразица, чепуха, чушь.

Важно помнить, что каждый человек может иметь своё мнение, и то, что кажется завиральным одному, может быть реалистичным для другого.

В классической литературе много образов, одержимых завиральными идеями. Один из ярких примеров — это Дон Кихот Сервантеса, который видел великанов в ветряных мельницах. В русской литературе особенно показательны произведения Достоевского. В романе «Преступление и наказание» Раскольников развивает теорию о так называемом праве отдельных людей на преступление во имя высших целей. Эта идея становится триггером для совершения убийства и последующих мучительных размышлений героя.

В работе с завиральными идеями эффективно помогает постепенное, ненавязчивое возвращение к реальности. Лучше использовать метод «мягкой посадки», который предполагает альтернативные объяснения без категоричных формулировок.

Важным инструментом является систематическая проверка информации. Нельзя это недооценивать. Это включает поиск достоверных источников, при необходимости консультации с экспертами-специалистами, анализ приводимых данных, сопоставление разных точек зрения.

Парадоксально, но завиральные идеи могут стать мощным двигателем прогресса. Многие великие открытия начинались с кажущихся безумными предположений. Главное отличие продуктивной фантазии от деструктивного заблуждения заключается в готовности проверять гипотезы опытным путём.

История науки знает множество примеров, когда смелые идеи и новые теории первоначально воспринимались как завиральные, но в конечном итоге приводили к революционным открытиям. Научный мир всегда был полем битвы между революционными идеями и консервативным подходом. Теория относительности, квантовая механика, генетика — все эти направления встречали серьёзное сопротивление учёного сообщества. Идеи учёного Альберта Эйнштейна о теории относительности перевернули представления о физике. Стремление Эйнштейна понять природу Вселенной направляло его жизнь, но также изолировало от тех, кто не разделял его взглядов. Гелиоцентрическая система мира Николая Коперника долгое время также считалась ересью. Однако авторы указанных теорий смогли предоставить убедительные доказательства своей правоты. 

В искусстве завиральные идеи часто становятся источником вдохновения. Сюрреализм, абсурдизм, футуризм – все эти направления основывались на намеренном отклонении от реальности. Важно уметь находить баланс между творческой фантазией и практической осуществимостью проектов. Однако существуют чёткие критерии, позволяющие отличить научную гипотезу от псевдонаучной спекуляции. Научная идея должна быть поддающейся проверке, способной прогнозировать новые явления, проверяемой другими исследователями, иметь логическую связь с существующими знаниями. Современная наука сталкивается с новыми вызовами в эпоху цифровой информации. Поэтому особенно важно развивать критическое мышление и навыки анализа информации.

Иметь идею — это хорошо, но без плана по её реализации сложно оценить её истинную ценность. Так как же распознать хорошую идею, то есть идею с реальным потенциалом? Просто идея должна быть направлена на то, чтобы принести пользу, улучшить, усовершенствовать. Хорошая идея должна быть простой и сочетать в себе ясность и неожиданность. Благодаря элементу неожиданности идея становится свежей и актуальной.
Один из признаков хорошей идеи заключается в том, что она остаётся в голове и не уходит оттуда, становится всё более динамичной. Часто бывает так, у человека возникает идея, и вроде бы она его захватила и очень воодушевила, такое состояние естественно, но проходит день, другой, воодушевление испарилось, интерес сошёл на нет, это естественный признак того, что идея не прижилась. 

Когда человек что‑то придумывает или особенно увлечён этим, он может не заметить недостатков, слабостей в том, что придумал, как раз на это и могут обратить внимание другие люди. Считаю правильным делиться идеей почти сразу после её появления, это очень полезно. Если это хорошая идея, то она чувствуется прежде всего внутренним существом. Плюс к этому нужно прибавить эффективный и реалистичный последующий процесс. Тогда наступит успех.

Вспоминаются отдельные рабочие совещания. Начальник ставит задачи. Ещё он не высказался до конца, как один работник тут же торопится вставить:

«Ой, как здорово вы говорите, у меня уже есть идея, как это сделать. Позвольте остаться и сказать».

Идея находилась моментально на каждую абсолютно задачу. Каждое совещание превращалось в какой‑то безумный, бесконечный процесс генерации идей, а в итоге ничего не делалось. Были моменты зарождения идей, но отсутствовал следующий шаг – их реализация, тестирование различных версий, определение наиболее перспективных. 

Когда мы с женой работали и жили в Орлике, то от пожилых людей нередко слышали в знак глубокого уважения к тому или иному человеку выражение: «Он очень идейный человек!» Я соотносил это выражение с родом занятий человека, с мнением сельских жителей. И получалось, что идейный человек — это личность, которая руководствуется убеждениями, принципами или идеями, ставящими перед ним определённые цели и мотивирующими на действия.

Идейность понималась как особая форма внутреннего компаса, который направляет человека, помогает ему делать выбор, строить планы и взаимодействовать с окружающим миром. Но что значит быть идейным? Как идеи управляют людьми? Чаще всего оказывалось, что идейными в восприятии пожилых людей были местные коммунисты, их называли «партейными». Идейный человек – это тот, кто видит за своими действиями более глубокий смысл. Это человек, который чётко определил для себя основные жизненные принципы, верит в правильность выбранного пути, не боится идти против течения ради своих убеждений.

Идеи – это не просто мысли в нашей голове. Они формируют мировоззрение, поведение, эмоциональную привязанность. Идеи способны задавать направление жизни человека, становясь для него ориентиром. С одной стороны, идеи помогают человеку находить смысл, принимать решения и двигаться вперёд. С другой, они могут ограничивать свободу восприятия. Это бывает, когда человек считает свои убеждения единственно верными, игнорирует альтернативные точки зрения. Чтобы идеи действительно служили на благо, важно критически относиться к своим убеждениям и открываться новому опыту, другим мнениям, проверять идеи практикой.

Время от времени полезно задавать себе вопрос:

«А действительно ли я прав?»

Нельзя находиться в плену идеи. Когда такое имеет место, то выражение «идейный человек» приобретает негативный, иронический смысловой оттенок. А вообще‑то быть идейным – это значит быть ответственным за свои убеждения. Главное, чтобы идеи применялись не для разрушения, а для созидания. 

Дорогие читатели! Посвятите сегодняшний день своим единомышленникам или их поиску. Делитесь с окружающими своими задумками, творческими идеями. Возможно, у вас получится создать что‑то интересное вместе! Обязательно пробуйте!

Николай Рухленко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×