Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:00, 10 сентября 2025
 Николай Рухленко 89

Профилактический визит в БелИРО

Профилактический визит в БелИРО
  • Николай Рухленко
  • Статья
  • Николай Рухленко
  • Статья

Белгородский региональный институт развития образования (БелИРО) – это лицензиат министерства образования области, а значит, контролируемое лицо. В настоящее время в работе департамента по контролю и надзору в сфере образования, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования, приоритетными являются профилактические мероприятия, включая профилактические визиты.

Нанесённый в БелИРО в августе профилактический визит не являлся обязательным. С инициативой его проведения выступил сам БелИРО. В связи с этим мы задали несколько вопросов Ольге Пастюк, проректору института.

— Уважаемая Ольга Владимировна! Что побудило выступить с инициативой проведения профилактического визита? 

— Были вопросы в организации деятельности БелИРО, которые требовали разъяснения с учётом новых нормативных документов. Ряд вопросов требовал совместного решения и более детального рассмотрения.

— Считаем, что будет правильно, если вы представите БелИРО в цифрах и фактах, так сказать, создадите цифровой портрет.

— Сегодня в Белгородском институте развития образования работают 206 сотрудников, из которых 45 – это преподаватели (18 из них имеют учёную степень и учёное звание). Образовательную деятельность организуют три кафедры: кафедра менеджмента и дополнительного образования, кафедра педагогики и психологии детства и кафедра предметных дисциплин общего образования. Пять педагогов института прошли обучение в Государственном университете просвещения и являются федеральными экспертами дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников.

В 2024 году БелИРО реализовал 108 дополнительных профессиональных программ, из которых 105 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (ДПП ПК) и 3 дополнительных профессиональных программы профессиональной переподготовки (ДПП ПП), причём за счёт внебюджетных источников реализовано 5 ДПП ПК и 2 ДПП ПП. 

В 2025 году БелИРО реализуются 118 дополнительных профессиональных программ, из которых 112 ДПП ПК и 6 ДПП ПП, за счёт внебюджетных источников – 2 ДПП ПК и 3 ДПП ПП.

Количество слушателей, прошедших обучение в БелИРО по дополнительным профессиональным программам в 2024 году, — 12048 человек (ДПП ПК – 11807 человек, ДПП ПП – 241 человек), в первом полугодии 2025 года – 5062 человека (ДПП ПК – 4986 человек, ДПП ПП – 116 человек). 

— По какому принципу вы отбирали участников для профилактической беседы?

— В профилактической беседе со стороны института приняли участие проректоры (О.В. Пастюк и В.Г. Степанченко), руководители центров (Е.А. Логвиненко, Е.С. Петруня и Д.И. Гаркавая) и заведующие кафедрами (Л.В. Серых и А.В.Пастюк), то есть те сотрудники, которые непосредственно организуют образовательный процесс.

— О соблюдении лицензионных требований к лицензиату и об ответственности за их нарушение говорила Лариса Тишкина, начальник отдела государственных услуг департамента по контролю и надзору в сфере образования. Какие выводы сделаны вами по итогам её выступления?

— В своём выступлении Лариса Владимировна Тишкина остановилась на вопросах важности соблюдения лицензионных требований в целях стабильного функционирования образовательной организации. Более подробно ею был освещён вопрос об ответственности за нарушение лицензионных требований.

Так, она обратила внимание сотрудников института на нарушения пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности в части того, что к обучению по дополнительным профессиональным программам привлечены физические лица, фактически исполняющие функции педагогических работников, на основании договоров гражданско-правового характера, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования.

— Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» позволяет организациям дополнительного профессионального образования осуществлять также реализацию программ профессионального обучения. Ваше видение на этот счёт?

— У нас есть запросы от организаций Белгородской области, данный вопрос будет рассмотрен на ближайшем заседании Учебно-методического совета Белгородского института развития образования, и во втором полугодии 2025 года программы профессионального обучения будут запущены. 

— Есть ли у вас примеры реализации образовательных программ в сетевой форме? Если есть, то поделитесь ими.

— Да, подобные программы у нас реализуются, в качестве примера можно привести договор от сентября 2024 года между БелИРО и Центром развития военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания Белгородской области. Предметом настоящего договора является реализация ДПП ПК «Основы безопасности и защиты Родины: практико-ориентированное обучение» в объёме 24 часа.

— Расскажите о практике, проблемах и перспективах применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Это продолжает оставаться актуальным для БелИРО?

0 В БелИРО обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭО и ДОТ) осуществляется с 2012 года и направлено на:
— создание единого цифрового образовательного пространства БелИРО, 
— совершенствование системы дополнительного профессионального образования педагогов Белгородской области,
— обеспечение дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий в БелИРО реализуется в следующих формах:
‒ полностью дистанционно (заочная форма с применением дистанционных образовательных технологий);
‒ частично дистанционно (очно-заочная форма с применением дистанционных образовательных технологий), в данном случае очные занятия чередуются с дистанционными.
Система электронного образования БелИРО размещена на платформе МООDLE (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) – moocbeliro.ru. В настоящее время в системе электронного образования БелИРО: 
— зарегистрированы 85 000 пользователей,
— размещены более 200 курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, реализуемых в очно-заочной и заочной формах обучения с применением ЭО и ДОТ.
Проблемы для реализации ЭО и ДОТ в БелИРО:
— несмотря на широкое использование цифровых технологий в повседневной жизни, встречаются категории педагогов, владеющих цифровыми навыками на достаточно низком уровне, что в свою очередь снижает эффективность использования обучения с применением ЭО и ДОТ;
— разработка современного качественного цифрового контента (бывает достаточно сложно адаптировать содержание программ и методических подходов для эффективного дистанционного формата). 
Перспективы ЭО и ДОТ в БелИРО:
— совершенствование локальной нормативной базы в части применения ЭО и ДОТ в БелИРО,
— расширение перечня дополнительных профессиональных программ, реализуемых с применением ЭО и ДОТ,
— персонализация образовательного процесса,
— включение в перечень программ, реализуемых с применением ЭО и ДОТ, программ общеразвивающего типа.

— Как вы определяете перечень реализуемых образовательных программ? Сколько таких программ в настоящее время? Дайте им краткую характеристику. От каких программ вы намерены в ближайшее время отказаться? Будут ли введены новые?

— Ежегодно в органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных образований, БелИРО направляет запрос для актуализации тем ДПП ПК и ДПП ПП. На основе запросов муниципалитетов и формируется перечень. Так, в 2025 году были разработаны новые курсы, которые пользуются большой популярностью среди педагогических работников региона, а именно:
— «Создание условий для развития жизнестойкости обучающихся в образовательных пространствах» (данная программа размещена в Федеральном реестре и используется другими регионами);
— «Служба медиации общеобразовательных организаций: урегулирование и профилактика конфликтов»;
— «Грантовая деятельность образовательной организации: инициирование, реализация, отчётность»;
— «Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка несовершеннолетних, вовлечённых в последствия боевых действий»;
— «Подготовка общеобразовательной организации к проведению капитального ремонта» (данная программа размещена в Федеральном реестре и используется другими регионами) и другие.

— Структура БелИРО, и это естественно, постоянно изменяется. Насколько оптимальна существующая структура?

— Действующая структура позволяет коллективу Белгородского института развития образования решать задачи, которые ставятся Министерством просвещения Российской Федерации и министерством образования Белгородской области. На данном этапе изменение структуры БелИРО нецелесообразно.

— В 2025 году специалисты департамента по контролю и надзору в сфере образования были привлечены для участия в проверке БелИРО, которую проводила прокуратура города Белгорода. Поступившая впоследствии в министерство образования области информация из прокуратуры города Белгорода послужила основанием для объявления БелИРО предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Какие выводы из этого сделаны? Какие меры приняты?

— Руководством БелИРО (МихаиломШейченко) был издан приказ о составе рабочей группы по устранению выявленных замечаний и нарушений, определены сроки устранения и ответственные. На сегодняшний день все замечания в документах, включая локальные нормативные акты, устранены. Актуальные варианты локальных нормативных актов размещены на официальном сайте института. Также на сайте размещена информация о внешних совместителях, являющихся преподавателями института. Внесены изменения и дополнения в договоры между БелИРО и слушателями.

— Рассматриваете ли вы вопрос о получении в перспективе статуса экспертной организации?

— Да, данный вопрос в августе текущего года уже рассмотрен на заседании Учёного совета БелИРО. Пока мы изучаем опыт институтов развития образования других регионов в данном направлении.

— Что вас больше всего заинтересовало в выступлении Людмилы Чертовой, консультанта отдела федерального государственного контроля (надзора)? Тема её выступления — «Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования». Будут ли БелИРО учитываться выявленные департаментом по контролю и надзору в сфере образования проблемы? И каким образом?

— Несомненный интерес в выступлении Людмилы Чертовой вызвала информация о риск-ориентированном подходе к контрольной (надзорной) деятельности, где были определены критерии, определяющие уровень организации для проведения плановых проверок. Руководителем института поставлена задача не только устранить выявленные нарушения и проблемы, но и не допустить новых.

— Успех профилактической беседы как правило определяется уровнем активности её участников. Данный уровень, на ваш взгляд, был достаточным?

— В ходе встречи был рассмотрен ряд острых вопросов, которые волнуют сотрудников института. На все вопросы были получены ответы, причём некоторые ответы рождались в ходе диалога между сторонами. Сотрудники департамента дали ряд рекомендаций, а именно: о расширении сетевой формы реализации образовательных программ, активизации деятельности в области профессионального обучения. Уровень активности обеих сторон был довольно высоким, что позволяет считать данное мероприятие эффективным.

— Оправдал ли профилактический визит ваши ожидания? Чему он способствовал?

— Профилактический визит сотрудников департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области был полезным и эффективным, а главное – позволил определить новые направления деятельности Белгородского института развития образования на ближайшие годы.

Беседовал Николай Рухленко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×