Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:00, 29 августа 2025
 Николай Рухленко 389

«Большая Медведица» готова к старту!

«Большая Медведица» готова к старту! Фото: архив школы «Большая Медведица»
  • Николай Рухленко
  • Статья
  • Николай Рухленко
  • Статья

22 августа 2025 года средняя общеобразовательная школа № 3 в посёлке Северный Белгородского района с названием «Большая Медведица» получила лицензию на осуществление образовательной деятельности, то есть у школы появилось законное право заниматься обучением и воспитанием детей.

Накануне нового учебного года мы задали несколько вопросов Наталье Бозиной, начальнику управления образования администрации Белгородского района.

— Новая школа в посёлке Северный, которая начинает функционировать с 1 сентября 2025 года, третья по счёту. Школа очень долгожданная. Какие проблемы будут решены благодаря введению в строй этой школы? Как будут определены сферы влияния всех трёх общеобразовательных организаций? 

— Открытие школы позволит полностью ликвидировать двухсменный режим обучения в двух близлежащих школах посёлка Северный почти для 900 учащихся. Кроме того, порядка 100 детей, обучающихся в городе Белгороде, получат возможность обучения по месту жительства. И, конечно, для многих это школа с шаговой доступностью. Территорию, закреплённую для приёма детей, перераспределяли между всеми школами посёлка, руководствуясь именно этим принципом.

— Каковы количественные характеристики школы? Какие цифры и факты уже свидетельствуют о её особенностях и значимости?

— Это крупнейшая школа в Белгородской области, проектная мощность – 1500 учеников. Площадь здания – 29 тысяч квадратных метров. Расположена школа на земельном участке площадью 6300 квадратных метров. И сама школа, и её территория поражают в первую очередь своими масштабами.
 

«Большая Медведица» готова к старту! - Изображение Фото: Павел Колядин

— Что вы уже можете сказать о контингенте обучающихся? Как будут организованы процессы обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?

— Здание проектировалось по принципам инклюзии и безбарьерной среды: вход в здание – без ступеней, отсутствуют пороги, установлены доступные для использования лифты, в бассейне есть подъёмник.

Уже сейчас в школу зачислены 1428 учеников. Почти 8 % – это учащиеся с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий. Для таких ребят обучение будет организовано по адаптированным образовательным программам с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы развития. Отличительной особенностью общеобразовательной организации является вариативность содержания образовательных программ, возможность реализации программ различного уровня сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся. 

В целях овладения предметным знанием с использованием двух языков (родного и иностранного), формирования и совершенствования межкультурной компетенции обучающихся, с учётом мнения родителей (законных представителей) организуются билингвальные классы с расширенным изучением предмета «Иностранный язык (английский)» с первого по 11-й классы. Для вовлечения обучающихся в математическую деятельность, подготовки школьников к самостоятельному выбору профессий в инженерной и IT-сферах с первого по шестой классы в отдельных классах увеличивается количество учебных часов на изучение математики. А в седьмых и восьмых классах создаются классы с углублённым изучением математики. На базе восьмых классов организуются предпрофильные, а в 10-х классах профильные медицинские, а также психолого-педагогические классы. Создание медицинских классов направлено на развитие интереса школьников к медицине, формирование профессиональной ориентации и подготовку будущих специалистов здравоохранения для Белгородской области. В 10–11-х классах обучение осуществляется по профилям. С учётом запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) создаются классы технологического профиля: инженерный с углублённым изучением математики и физики и IT-класс с углублённым изучением математики и информатики.
 

— Как известно, регулирование концессионных соглашений в России осуществляется Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Ваши мысли на этот счёт?

— Безусловно, этот Федеральный закон играет ключевую роль в регулировании отношений между государством и частными инвесторами при реализации крупных инфраструктурных проектов, включая строительство образовательных учреждений. Концессия позволяет привлекать частные инвестиции в создание объектов социальной инфраструктуры, таких как школы. Закон предусматривает открытый конкурс среди частных инвесторов, гарантирующий прозрачность выбора партнёра. Это снижает риски финансовых потерь и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств. В числе преимуществ концессии для строительства школ можно отметить привлечение значительного объёма инвестиций, повышение качества строительства и эксплуатационных характеристик зданий за счёт заинтересованности всех сторон соглашения, ускорение сроков возведения и открытия нового учебного заведения. Конечно, существуют определённые сложности и риски. Например, необходимо учитывать долгосрочную финансовую ответственность бюджета региона и муниципалитета за эксплуатацию объекта. Вместе с тем опыт многих российских регионов показывает успешное применение концессионных механизмов для строительства социальных объектов. В нашем районе уже более двух лет успешно функционирует концессионная школа – «Территория Успеха» в посёлке Новосадовый, которая является флагманским учебным заведением Белгородской области. Поэтому мне кажется, что в первую очередь необходимо оценивать широкие возможности для устойчивого развития образовательной инфраструктуры страны и нашего региона, в частности.

— Лично вам нравится проект школы? Что особенного в этом проекте? Какие возможности он предоставляет в дальнейшем функционировании образовательной организации?

— Проект здания вдохновлён современным подходом к школьному образованию, когда школа – это не просто место для учёбы, а ещё и локация для всестороннего развития личности ребенка. Особая достопримечательность школы – Атриум: многофункциональная площадка для проведения мероприятий и встреч, выставок и показов, неформальных инициатив обучающихся. Пристальное внимание в новой школе уделено вопросам безопасности учеников: 150 камер внутри, 310 снаружи, умная система безопасности. Уникальный проект здания и благоустройства пришкольной территории, безусловно, предоставляют широкие возможности для насыщения образовательной деятельности, разнообразия видов занятости учеников.
 

— Какой, на ваш взгляд, должна быть управленческая команда школы? Каким требованиям должны соответствовать руководитель данной школы и его заместители?

— Управленческая команда современной школы — ключевой фактор её успешного функционирования и развития. Эффективная работа команды позволяет школе достигать высоких образовательных результатов, обеспечивать комфортную среду для учеников и педагогов, поддерживать инновационные подходы в обучении и воспитании. Что касается требований к директору школы, то это, безусловно, высокий уровень профессиональной компетентности – глубокие знания в области педагогики, психологии, менеджмента, организаторские способности, коммуникативные навыки, способность эффективно взаимодействовать с различными категориями участников образовательного процесса, умение вести переговоры, разрешать конфликты.

Применительно к директору «Большой Медведицы» это, кроме того, стратегическое мышление – видение перспектив развития школы, способность ставить долгосрочные цели и разрабатывать стратегии их достижения, инновационность и гибкость, готовность к внедрению новых образовательных технологий и методик, к адаптации в новых условиях, знание и неподдельный интерес к современным тенденциям в образовании, эмоциональный интеллект, понимание эмоционального состояния окружающих, способность управлять своими эмоциями и создавать благоприятный психологический климат в коллективе, мотивация, то есть умение вести за собой персонал, создание условий для профессионального роста педагогов, поощрение их инициативности и творчества.

Заместители директора играют важную роль в организации образовательного процесса, обеспечении дисциплины и безопасности учащихся, развитии материально-технической базы школы. Их профессиональные компетенции, конечно, зависят от направления деятельности, но общими являются профессиональная компетентность, организационно-методические умения, педагогическая квалификация и психологическая подготовка, административные навыки, креативность и инициатива, наставничество и поддержка молодых специалистов. А по направлению деятельности это и компетентность в вопросах разработки учебных программ, контроля качества преподавания, внедрения современных педагогических технологий, и навыки организации внеклассных мероприятий, опыт работы с молодежью, знание психологии подростков, и управление материальным обеспечением школы, и владение информационными технологиями, развитие цифровизации образовательного процесса, обеспечение информационной безопасности.

Все члены команды – это профессионалы высокого класса, обладающие необходимыми компетенциями и личностными качествами, позволяющими успешно решать поставленные перед школой задачи.

— Укомплектована ли школа кадрами? Вы довольны подобранным кадровым составом? Если удовлетворены, то постарайтесь обосновать своё удовлетворение? Считается, в новой школе нужно работать особенно, по‑новому. Что в вашем понимании «работать по‑новому»?

— Насколько эффективно подобран кадровый состав, покажет время. «Работа по‑новому» означает адаптацию к современным реалиям и постоянное стремление к развитию и совершенствованию, это переход от традиционных методов управления и обучения к современным подходам: индивидуализация обучения; использование цифровых технологий, искусственного интеллекта во благо себе и обществу; развитие критического мышления, способности эффективно общаться и сотрудничать; повышение роли семьи в воспитательном процессе и активное привлечение родителей к участию в жизни школы; разнообразие форм и методов работы; постоянное саморазвитие всех членов коллектива школы.
 

— Что вы можете сказать о материально-технических условиях реализации основных образовательных программ? 

— Для реализации образовательных программ в школе имеются 25-метровый бассейн, также предусмотрены два больших спортивных зала, актовый зал, вмещающий 735 человек, с большим мультимедийным экраном. Территория школьного участка – 6,3 гектара. Во дворе находится площадь с амфитеатром для проведения праздников и отдыха, стадион с футбольным полем, площадки для воркаута, занятий волейболом, теннисом, гимнастикой, зелёные классы, места активного и пассивного отдыха. В школе также имеются тир и соляная комната.

— Как вы лично оцениваете психолого-педагогические и информационно-методические условия реализации основных образовательных программ?

— Оцениваю высоко. Знаю, как тщательно подбирался кадровый состав школы. Уверена, что это высококвалифицированные специалисты – настоящие профессионалы, которые любят своё дело и готовы создавать все условия для развития способностей каждого ребёнка, в то же время предоставляя возможность выбора траектории обучения. Убеждена, что коллектив школы во главе с руководителем приложит все усилия, чтобы сформировать доверительные отношения с учениками и их родителями, поддерживать позитивный климат, не бояться трудностей и оказывать поддержку детям и родителям.

В остальном школа оснащена необходимым современным оборудованием и программным обеспечением, цифровыми ресурсами. Разработана учебно-методическая документация, соответствующая требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Закуплены и поставлены в школу учебники и учебные пособия, необходимые для качественной подготовки учеников. Определены вузы и предприятия-партнёры для предпрофессиональной подготовки школьников. Такие условия можно считать эффективными и соответствующими современным требованиям.

— Школа имеет очень интересное название «Большая Медведица». Кто определял это название? Как оно рождалось? Какой смысл вложен в это название? Как это название будет «трудиться»?

— Название школы играет значительную роль в создании её образа и идентификации в обществе. Сочетание «Большая Медведица» несёт глубокий символизм и в первую очередь связано с традициями и культурой народов России. Процесс выбора названия для школы проходил с привлечением школьников и жителей района, предлагались различные варианты. Школа располагается в посёлке Северный. «Большая Медведица» ассоциируется с созвездием Большой Медведицы, которое занимает важное место в мифологии многих народов мира, включая славянские народы России. Оно символизирует мудрость, силу, защиту и ориентир. Вот некоторые смыслы, вложенные в это название: символ мудрости – звёзды созвездия служат путеводителями, помогающими ориентироваться в пространстве и времени; образ силы и защиты – медведь традиционно воспринимался как защитник и покровитель; связь с природой – уважение к окружающей среде и желание сохранить экологию; историко-культурное значение названия связано с традиционными представлениями народа о мире и космосе.

Название «Большая Медведица» станет символом школы, отражающим её ценности и миссию. Школа сможет проводить тематические мероприятия, посвящённые изучению природы, астрономии, экологии, истории и культуры. Таким образом, название будет активно способствовать формированию уникальной атмосферы и традиций школы. Число семь – семья. А ещё ковшом созвездия в школе черпают знания.
 

— Ваши мысли относительно того, как в школе будет осуществляться дополнительное образование? 

— Северная средняя общеобразовательная школа №3 «Большая медведица» большое внимание уделяет гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию детей. Для подготовки обучающихся к военной или иной государственной службе по инициативе участников образовательных отношений в школе будут открыты кадетские классы по направлению «Криминалистика». 

В целях формирования разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, формируются многопрофильные и волейбольные спортивные классы на уровнях начального и основного общего образования. Более 15 кружков и спортивных секций различных направлений будет открыто во взаимодействии с музыкальной и спортивной школами Белгородского района, областными школой олимпийского резерва и технопарком «Кванториум». Для каждого найдётся интересное занятие.

— Попробуйте создать «портреты» педагога, родителя и ученика школы «Большая Медведица».

Портрет педагога: Мария Сергеевна Соловьёва, возраст около 35 лет, высшее педагогическое образование, специализация — учитель начальных классов, опыт работы — около 10 лет. Увлекается чтением классической литературы, рисованием акварелью, любит походы на природу. Терпеливая, добрая, внимательная, чуткая, творчески мыслящая, любит детей и стремится передать им любовь к учёбе и познанию окружающего мира. Девиз: «Учить легко и интересно!». Лауреат конкурса профессионального мастерства регионального уровня. Проводит уроки, участвует в разработке учебных материалов, консультирует начинающих учителей, ведёт кружок по литературному творчеству. Отношения с учениками уважительные, доверительные, поддерживает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Стремится постоянно повышать квалификацию, изучать новые методики и технологии, делиться опытом с коллегами.

Портрет родителя: Алексей Викторович Иванов, возраст около 40 лет, инженер-конструктор в крупной строительной компании. Женат, трое детей — дочь Аня учится в начальной школе, сын Миша ходит в детский сад посёлка Северный, старший сын учится в одном из колледжей города Белгорода. Интересы и увлечения: спорт (баскетбол, плавание), путешествия по России, кулинария. Ответственный, трудолюбивый, открытый, заботливый отец и муж. Убежден, что главное в воспитании — внимание, доверие и пример взрослого поведения. Регулярно посещает родительские собрания, активно участвует в подготовке школьных праздников, сотрудничает с учителем дочери. Приоритеты в отношениях с ребёнком: создание дружеских отношений, поддержка интересов ребенка, помощь в освоении новых знаний и навыков. Верит в важность воспитания любви к родному краю, культуре и языку своего народа.

Портрет ученика: Андрей Алексеевич Петров, 10 лет, ученик 4-го класса. Спокойный, рассудительный, доброжелательный, общительный, усидчивый, целеустремлённый. Любимые предметы: математика, английский язык, окружающий мир. Проявляет склонность к техническим наукам, увлекается моделированием самолётов и кораблей, занимается спортом. Главные мечты и желания: стать инженером-конструктором в крупной белгородской компании, путешествовать по миру, заниматься волонтёрством. Цель обучения в школе: получать хорошие отметки, помогать одноклассникам, узнавать новое и полезное каждый день. Добрые отношения с большинством ребят, открыт к дружбе, уважительно относится к взрослым

Эти портреты помогают представить идеальных представителей школы «Большая Медведица», образуя целостную картину школьной среды, в которой царят взаимное уважение, ответственность, стремление к успеху и гармоничному развитию всех членов образовательного сообщества.
 

— Предлагаю заглянуть в будущее. Какой вам видится школа через год? Расскажите о своих ожиданиях.

— К 1 сентября 2026-го в «Большой Медведице» хочется увидеть школьный хор и школьный театр, театральную студию на английском языке, волейбольную команду со своей символикой и фирменным стилем. Думаю, к этому времени в школе будут заложены традиции, например: «Музей в каждом классе», фестиваль «Большая семья – Большая Медведица»; ежегодный костюмированный бал, проведение конкурса «Самый «Звёздный» класс на приз директора школы» и другие.

— А через три?

— Допускаю, что к августу 2028 года школа «Большая Медведица» сможет превратиться в инновационный центр, формирующий конкурентоспособных профессионалов нового поколения, готовых к жизни и работе в быстро меняющемся мире, с активной интеграцией искусственного интеллекта для персонализации учебного процесса, анализа успеваемости и рекомендаций по развитию индивидуальных способностей учащихся.

Обучение в школе станет целенаправленно практикоориентированным, ученики смогут проходить стажировки в компаниях-партнёрах, разрабатывать собственные бизнес-проекты и идеи, создавать инновационные решения и стартапы и решать реальные проблемы общества и бизнеса.

В школе продолжит развиваться и пространственная среда – например, система «умная школа»: системы автоматизации в здании, роботизированные помощники, интеллектуальное освещение и климат-контроль. Преобразятся и творческие пространства: появится больше специальных лабораторий и мастерских для занятий творчеством, исследованиями и инженерными проектами. К этому времени можно будет говорить и о формировании активного сообщества выпускников «Большой Медведицы», реализующих благотворительные инициативы и социальные проекты. Думаю, через три года мы сможем с уверенностью назвать эту школу «флагманской» (вдохновляясь примером Новосадовской школы «Территория Успеха») и сказать, что гордимся достижениями и результатами её учеников, выпускников и всего педагогического коллектива.

— А через пять? 

— Я вижу в первую очередь расширение учебной программы: включение новых предметов и курсов, ориентированных на развитие цифровых компетенций, критического мышления и эмоционального интеллекта, активную и результативную проектную деятельность с акцентом на практическое применение знаний через участие в реальных проектах, связанных с наукой, технологиями и культурой. Безусловно, школа через пять лет немыслима без технологических инноваций, внедрения виртуальной и дополненной реальности для повышения эффективности образовательного процесса. Хочется также пожелать «Большой Медведице» развития межкультурного взаимодействия: организации межрегиональных и, возможно, международных обменов и проектов, способствующих формированию глобального мировоззрения у школьников. 

— Уважаемая Наталья Алексеевна, пусть всё так и будет!

Беседовал Николай Рухленко
 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×