Прохоровское поле: память, запечатлённая в гравюрах

-
Юлия Будеева, научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея
-
Статья
-
Юлия Будеева, научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея
-
Статья
12 июля — особая дата для Белгородской области. В этот день в 1943 году под Прохоровкой произошло одно из крупнейших танковых сражений Великой Отечественной войны, ставшее переломным и остановившее фашистское наступление. В 2020 году Белгородской области был учреждён праздник День Прохоровского поля, ставший для белгородцев днём памяти о подвиге советских солдат.
В историю военного искусства Прохоровское сражение вошло как символ мужества и самопожертвования. Несмотря на тяжелейшие потери — около 500 танков у Красной армии и 300 у вермахта — советские войска не позволили врагу прорвать оборону. Эта битва стала предвестником будущих побед, окончательно переломивших ход войны.
Но память о тех событиях живёт не только в учебниках истории. Она воплотилась в народных традициях, произведениях искусства и личных историях, передающихся из поколения в поколение.
Особое место в сохранении памяти о войне занимает творчество заслуженного художника РСФСР Станислава Косенкова. Его графический цикл «Прохоровское поле» — это не просто художественное осмысление трагедии, а глубокая, пронзительная летопись народной скорби.
Косенков родился в 1941 году в селе Рождественка, в 30 км от Белгорода. Война вошла в его жизнь с первых дней: отец пропал без вести, семья пережила оккупацию, а детские воспоминания наполнены образами разрухи и боли. Позже эти переживания нашли отражение в его работах.
В начале 1980-х годов Косенков создал серию цветных линогравюр, посвящённую Прохоровскому сражению. В основу цикла легли впечатления от поездок в село Прелестное, где до сих пор сохранилась традиция: 12 июля жители выносят на улицу поминальные столы с фотографиями погибших, чтобы разделить скорбь со всеми, кто приходит почтить их память.
Цикл «Прохоровское поле» состоит из семи цветных линогравюр, каждая из которых — это отдельная история, наполненная символами и метафорами

1. «12 июля — День Памяти. Год любой»
На работе изображена пожилая женщина у поминального стола, установленного прямо в поле. Контраст между мирным пейзажем и её скорбью создаёт ощущение вечной трагедии. Стол, покрытый белой скатертью, с фотографией погибшего мужа — символ вечной памяти. Пшеница вокруг, как объясняла вдова художника Анна Косенкова, — это «мажорная нота», знак надежды на возрождение жизни.

2. «Борозда памяти»
Одна из самых пронзительных работ цикла. В центре — белокурый мальчик, сидящий среди одуванчиков. Его хрупкая фигура символизирует беззащитность детства перед лицом войны. За ним — вспаханное поле, усыпанное обгоревшими солдатскими письмами. Это метафора памяти, которая, как борозда, прорезает время, напоминая о погибших.

3. «22 июня 1941 г. Утро»
Спящий ребёнок под сенью тяжёлой спелой пшеницы — последний миг безмятежности перед началом кошмара. Багровое небо на горизонте предвещает беду, а меловые овраги, повторяющиеся во многих работах Косенкова, отсылают к родным местам художника.

4. «Хлеба не кошены»
В поле среди колосящейся пшеницы — накрытый на семерых человек стол, за которым сидит одна пожилая женщина. Её одинокая фигурка, ветхий дом на заднем плане — всё говорит о невосполнимой утрате. Некому есть хлеб, некому его жать. Эта работа — о войне, которая забрала самых сильных, оставив стариков, женщин и детей один на один с горем.

5. «Ветеран. 40 лет спустя»
Пожилой солдат с задумчивым взглядом сидит на фоне тревожного лилового неба. Он вернулся на поле боя через много лет, а его товарищи остались здесь навсегда. Колосья пшеницы вокруг — символ торжества жизни, продолжающейся вопреки всему.

6. «Эхо войны»
Солдат держит в руках ржавый снаряд — страшный «подарок» прошедшей войны. На заднем плане — мальчик, случайно нашедший смертоносный металл. Этот сюжет автобиографичен: в детстве сам Косенков находил боеприпасы, и только чудо спасло его от гибели.

7. «В село Подольхи не вернулись»
Работа посвящена тем, кто ушёл на фронт и не вернулся. Пустые дома, незасеянные поля, тишина — война опустошила целые деревни, оставив имена и фотографии на памятниках.

Работы Косенкова выставлялись по всему миру, даже в Индии и США, но особенно они дороги белгородцам. Художник не просто изображал войну — он говорил о ней через судьбы простых людей, делая трагедию личной для каждого зрителя.
«Если бы он не был таким мыслителем, творчество его было бы другим. Его работы, как книги Толстого, каждый раз открываются по‑новому», — писала вдова художника Анна Косенкова.
Видео из архива музея-мастерской Станислава Косенкова:
12 июля — день, когда стоит вспомнить не только о масштабах сражения, но и о тех, кто остался в живых, пронёсших память через годы. Гравюры Косенкова — это наше общее «эхо войны», которое нельзя забыть.
Работы из серии «Прохоровское поле» Станислава Косенкова всегда будут напоминать нам о цене Победы и необходимости хранить мир.
Юлия Будеева, научный сотрудник Белгородского государственного художественного музея