Искусство управления, или Когда ни один день не потерян

-
Николай Рухленко, Заслуженный учитель России, член Союза журналистов России
-
Статья
-
Николай Рухленко, Заслуженный учитель России, член Союза журналистов России
-
Статья
Когда я работал директором Орликовской средней школы в Чернянском районе, то мы всё время с коллективом стремились изучать актуальный опыт других школ региона, страны. И хотя школа в Орлике это сельская школа, большой интерес педагоги проявляли к деятельности городских школ, ко всему нестандартному, новаторскому, чем городские школы обогащали педагогическую практику. Мы много были наслышаны о 38-м лицее города Белгорода, ставшем впоследствии Шуховским, о его директоре Григории Войтенко. Многие говорили о том, что Григорий Петрович – это видная личность в сфере образовании города и всей Белгородчины.
А вот реально лично взаимодействовать довелось тогда, когда я стал работать в 2012 году заместителем начальника управления образования администрации города Белгорода. По циклограмме деятельности управления вторник – это день проведения совещаний с директорами общеобразовательных организаций города. Уже по впечатлениям от первого совещания сделал вывод, насколько Григорий Петрович умный и мудрый человек, по всем вопросам повестки дня он стремился дойти до глубины, до основания, много вопросов от него не исходило, но если задавал, то по сути. На совещаниях он активно мыслил, очень уважительно относился к выступающим. Как коллега о коллеге скажу так: интересующийся, оптимистичный, самокритичный. Период руководства Григорием Войтенко лицеем наполнен большими достижениями и преобразованиями. Внедрялось всё самое передовое, преображался облик лицея, менялось мышление педагогов, благодаря чему качество лицейского образования в годы правления Григория Петровича было одним из самых высоких.
После управления образования администрации города Белгорода я продолжил работу в региональном министерстве образования, но наше общение с Григорием Петровичем не оборвалось. Оно продолжается до настоящего времени. Прислушиваюсь к его советам, наслаждаюсь его воспоминаниями.
Какую информацию о Григории Войтенко нашёл в Интернете? Пишут, что с 1980 года он стал директором средней школы-новостройки № 38, что в 1999 году назначен заместителем главы администрации города Белгорода – председателем комитета по образованию, культуре и спорту, что с 2002 года работал директором лицея № 38 города Белгорода; что возглавляемое им учреждение являлось неоднократным победителем в социально-экономическом соревновании образовательных учреждений города, абсолютным победителем регионального конкурса «Школа года – 2010», двукратным победителем Всероссийского конкурса «Школа года», членом Ассоциации лучших школ России, победителем конкурса лучших образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы; что на базе лицея № 38 создан Центр для одарённых детей, что в 2011 году лицей представлен на областной Аллее Славы, что Григорий Войтенко награждён знаком «Отличник народного просвещения», медалями «За трудовое отличие», «За заслуги перед Землёй Белгородской» II степени; что они имеет почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»; что он почётный гражданин Белгорода.

Выпускники и коллеги пишут, что это человек-новатор, человек-легенда, который создал одну из лучших школ России – 38-й лицей. Узнал также, что любимая песня Григория Петровича — «Я люблю тебя, жизнь», что на церемонии проводов на заслуженный отдых коллектив отметил его великолепные организаторские и управленческие способности, а также личные качества – романтизм и любовь к спорту.
В гимне лицея есть такие слова: «Здесь не будет потерянных дней». Вся деятельность Григория Петровича была направлена на то, чтобы не допустить потерянного времени, чтобы каждый день был наполнен сущностью полноценного учебного труда и творчества. Считается, что смысл фамилии Войтенко может быть интерпретирован как «потомок воина». Такое значение отражает дух боевого братства и силу, которую могли олицетворять предки носителей этой фамилии, подразумевает гордость за военное прошлое, связь с предками-воинами.
Григорий Петрович Войтенко – это воин на ниве образования. Воин за то, чтобы каждый лицеист состоялся, чтобы строки из гимна лицея «Лицеисты, на этой земле много славных нам дел предстоит!» не были пустым звуком.
Лучше, чем сказал Григорий Петрович, наверное, не скажешь:
«Спасибо Школе за всё. Ничто в жизни я не смог бы полюбить так, как я люблю школу, сам процесс школьной жизни, школьную бесконечность, когда Последний звонок плавно переходит в День знаний…»
Григорий Войтенко – это человек, учивший побеждать. Его цельную философию и твёрдость характера ощущали все.
Мне довелось (точнее, посчастливилось) присутствовать на нескольких педагогических советах, совещаниях, которые проводил Григорий Петрович, быть очевидцем его бесед с подчинёнными. Шёл разговор кратко и только по существу, целевые установки всегда были чёткими и однозначными, рассчитанными на максимальный результат. Григорий Петрович обладает особенным взглядом, смотрящим и проникающим в душу. И люди чувствуют это. Причём Григорий Петрович всегда прямо смотрел в глаза собеседнику, что свидетельствует о смелости, прямоте и силе.
Председательствовал на педагогических советах Григорий Петрович. О серьёзных вещах он говорил просто, доходчиво, убедительно. Он умел приковывать внимание и к себе, и к тому, что произносил. Все идеи до педагогов он доносил так, чтобы у них появилось желание, вдохновение работать, искать, пробовать, внедрять, творить, узнавать, менять и меняться.
Успех приходит тогда, когда у педагога появляется внутренняя установка самому себе выразиться, рассказать другим о своих приобретениях и не просто сообщить, а продемонстрировать. Это бывает с теми педагогами, у кого в хорошем смысле переполняется сознание, кого захватили знания, кто их глубоко освоил, что в свою очередь позволяет их толковать, интерпретировать, что пробуждает чувство собственного достоинства.
Я сидел и радовался тому, какие умные и грамотные вопросы задавали педагоги, что свидетельствовало о том, что идеи приняты, что педагоги готовы действовать. Григорий Петрович добивался, и это у него получалось, чтобы была обеспечена связь между поколениями, между молодыми педагогами и опытными, маститыми, мастерами.
Он говорил:
«Нельзя стать хорошим учителем в отрыве от опыта предшествующих поколений, то есть вне традиций».
Он понимал, что наибольших успехов добиваются те педагогические коллективы, в которых молодость и опыт направлены на достижение общих целей, где педагоги со стажем уважают и признают молодость, а молодёжь с почтением относится к представителям старшего поколения. Каждое новое поколение, вступая на педагогическую стезю, должно знать об уже существующем опыте. Перед собой Григорий Петрович ставил очень трудную задачу: добиться, чтобы этот опыт был воспринят, осмыслен, примерен на себя, чтобы этот так называемый «костюм» подошёл и был комфортен.
На практике, когда сам работал директором сельской школы, а потом областного лицея, встречался с молодыми специалистами, которые считали себя «революционерами», всё знающими, настроенными совершить переворот в педагогике. И никакие советы, рекомендации поначалу не воспринимались. В таком случае принимал решение отпустить ситуацию, но наблюдал и был настороже. Проходило определённое время, «река выходила из берегов», ситуация грозила стать неуправляемой, очень аккуратно спрашивал: «Вам помощь не требуется?», а сам понимал, что без помощи никак не обойтись. Разумный молодой специалист сердечно откликался на разговор, в ходе которого мы приходили к необходимости наставничества и методической помощи. Вот такая позиция исправляла положение дел, и всё в конце концов налаживалось.
В образовательных организациях есть особая категория работников. Это заместители директора, проще — завучи. Это те люди, которые входят в управленческую команду. На эти должности Григорий Петрович подбирал специалистов очень тщательно, сказал бы даже, осторожно.
Все завучи у Григория Петровича были личностями. По роду своей деятельности мне приходилось бывать время от времени в лицее, я сюда стремился, потому что посещение лицея, беседы с директором и завучами обогащали содержательно, наполняли педагогической мудростью.
Что можно сказать о видимой стороне деятельности Григория Петровича Войтенко? Это телефонные разговоры, ответы на вопросы, консультации, обсуждение проблем, бесконечное общение с учителями, лицеистами, их родителями, распоряжения, причём лаконичные, чёткие, грамотные, взаимодействие со средствами массовой информации, социальными партнёрами, диагностика состояния образовательного процесса, применяемых педагогических технологий и профессиональной компетентности педагогов, исследование социального заказа, посещение и анализ учебных занятий.
Руководители образовательных организаций должны быть готовы к тому, что определённую нишу в деятельности учреждения занимает профсоюзная организация. Профсоюзный комитет (привычнее профком) — это одна из форм представительной демократии, основными целями которой являются защита прав и интересов работников того или иного работодателя, повышение уровня их жизни, преимущественное право на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений в интересах и от имени работников и т. п. Так вот Григорий Петрович строил свои взаимоотношения с первичной профсоюзной организацией на принципах партнёрства, трудовой коллектив никогда не был очевидцем разногласий или распрей, директор и председатель профкома демонстрировали согласие и единодушие, потому что все сложные, спорные ситуации обсуждались заранее, а это способствовало урегулированию назревающих конфликтов.
В лицее кипела методическая работа. Что удивительно, вдохновителем всех методических идей был именно директор, который всегда находил время, несмотря на плотный директорский график, погрузиться в методическую кухню, потому что знал, что на этой кухне рождается мастерство как отдельных педагогов, так и всего коллектива. Чего только не проводилось в лицее: семинары, конференции, конкурсы, смотры, педагогические чтения. Организовывались поездки за опытом в другие территории, он умел сфокусировать внимание на тех изюминках, которых в лицее недоставало и которые необходимо было раскрутить. Всё находилось в умном бесконечном движении. Адресом проведения методических мероприятий были все структурные подразделения учреждения, все методические объединения, все абсолютно педагогические работники, это подтягивало, рождало стремление быть лучше.
Ни в одном педагоге Григорий Петрович не видел «слабое звено», всем предоставлялся шанс. В лицее было настоящее соревнование между педагогами, каждый из них пребывал в поиске новых форм, методов, приёмов, технологий, каждый педагог имел своё лицо, свой стиль, свой почерк. Каждому педагогу было что показать своим коллегам. Была огромная аналитическая работа, становившаяся площадкой для принятия грамотных управленческих решений.
Григорий Войтенко – это человек, хотевший и стремившийся побеждать. А какой смысл плестись в хвосте? Какой смысл ставить цели, актуальные для вчерашнего дня? Григорий Петрович в хорошем смысле амбициозен. Это когда есть желание действовать, проявлять себя, совершенствоваться. И при этом человеку характерна настойчивость как инструмент реализации амбиций, умение настоять на своём, бороться. Григорий Петрович стремился к высотам, на это мотивировал своих подчинённых, но ставил всегда достижимые цели, адекватно оценивая свои возможности. Он всегда была нацелен на новые знания и всегда обладал ярко выраженным чувством собственного достоинства. Его трудолюбие и старание безмерно. Очень непросто взобраться на вершину. Ещё труднее удержаться на ней. У Григория Войтенко были такие способности. Достойная репутация лицея для него превыше всего. Он умел говорить «нет», не объясняя свой отказ и не приводя доводов. А время проверяло это «нет», и выходило, что Григорий Петрович был очень прав.
Григорий Войтенко– это легенда белгородского образования, он бесконечно любит Белгородчину, которая давала и даёт ему силы, энергию, добрые мысли. Эта земля имеет огромный воспитательный потенциал, способный активно работать на формирование в каждом растущем человеке настоящего гражданина и истинного патриота.
Белгородчина в созвездии субъектов Российской Федерации во все времена выделялась своим сильным и ярким воспитательным контекстом. Григорий Петрович на протяжении всей своей трудовой деятельности старался развивать воспитательное пространство, здесь рождались и поддерживались замечательные акции. Здесь каждого ребёнка учили понимать, что такое успех, и учили быть успешным: кого‑то – в спорте, кого‑то – в познании наук, кого‑то – в общественной деятельности. В лицее были выработаны эффективные механизмы социокультурного взаимодействия с семьёй, имел место позитивный контакт с родителями. Отцы и матери, бабушки и дедушки были надёжной опорой системы воспитания. Лицейская газета, проводник идей, так и называлась «Отцы и дети». В лицее не было скучных воспитательных дел и праздников.
Григорий Войтенко – это человек, умевший побеждать. Перед собой можно ставить разные цели и задачи: реальные и нереальные, достижимые и не очень. Но одного желания недостаточно. Нужен кропотливый ежедневный труд и развитие себя как личности. Григорий Петрович в высшей степени человек ответственный. Люблю наблюдать, как ведут себя и что делают во время совещаний, форумов, коллегий, заседаний их участники. В отличие от некоторых он ловил каждое слово, фиксировал каждую мысль, он уходил с мероприятия с записями, набросками, планами, тезисами, всё это оперативно им перерабатывалось и осмыслялось и впоследствии разумно вводилось в лицейскую педагогическую практику, чему предшествовал диалог с коллегами, он никогда не относился к окружающим наплевательски. Он умел радоваться победам, но его позиция всегда была философской. Сегодняшняя победа — это уже история. Завтра – это уже другие цели и приоритеты, новые горизонты и не менее значимые победы. В активе 38-го лицея множество достижений в конкурсах профессионального мастерства, ведь профессионализм педагогов – это залог успехов наших детей.
Вот такой есть Войтенко Григорий Петрович, мой выдающийся коллега, мой друг, мой союзник. Думаю, что так с гордостью скажут многие. Добытые Григорием Петровичем и под его руководством победы служат добрым и надёжным фундаментом для будущих, не менее красивых побед в настоящее время Шуховского лицея. Благополучие, стабильность, успехи региона в образовании зависят от усилий каждого педагогического коллектива, являющегося звеном, обеспечивающим практическую реализацию государственной образовательной политики и соблюдение законодательных норм на своём пространстве. Архиважная и архисложная задача! Данная задача была на каждый день и на каждый час. Но Григорий Петрович с нею справлялся, потому что он человек, учивший и умевший побеждать.
В 2019 году три белгородских общеобразовательных организации стали базовыми школами Российской академии наук, среди которых и Шуховский лицей. И хотя в это время Григорий Петрович Войтенко уже не работал директором лицея, но тот значительный потенциал, который был при нём накоплен, позволил обрести такой статус.
Этот потенциал проявлялся и в осуществляемой внеурочной деятельности, и в системе дополнительного образования детей, и в применяемой исследовательской деятельности, благодаря чему лицей во многом и оказался представленным в федеральных рейтингах. При Григории Петровиче был явно ощутим эффект популяризации и пропаганды науки, научных знаний, достижений науки и техники, эта работа строилась на основе систематических усилий с Белгородским государственным технологическим университетом имени В.Г. Шухова. Уже тогда университет стремился подстраиваться под повышенный уровень подготовки выпускников лицея, так как понимал, что его выпускникам на младших курсах будет неинтересно и они начнут, так сказать, проседать в учёбе.
В наследство своим преемникам Григорий Петрович оставил лицей, который можно рассматривать как инновационную образовательную систему, интегрированную с другими социальными институтами обучения и воспитания и социумом в интересах выявления и развития талантливых детей, их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий, что способствовало и будет способствовать обогащению интеллектуального потенциала как конкретного региона, так и страны в целом.
Школа Войтенко формировала целостность личности как социального существа в совокупности триады её компонентов: субъект деятельности, субъект отношений, субъект общения. Здесь были разработаны критерии успешности как отдельного ученика, так и класса в целом. Григорий Петрович тонко чувствовал каждого человека. Скольких талантливых, но одновременно робких, скромных и застенчивых педагогов он приметил, раскрепостил и раскрыл, скольких творческих вдохновил, а скольких возвысил, возвеличил, мобилизовал, просветил, зажёг и озарил! Это не поддаётся счёту.
Посредственный труд педагогов никогда не будет способствовать продвижению сферы образования вперёд, педагог выполнит миссию, если будет стремиться не просто к профессионализму, а к суперпрофессионализму, именно такой уровень позволит стать настоящим, выдающимся педагогом.
Григорий Петрович никогда не боялся иметь таких педагогов, он не боялся конкуренции по отношению к себе, наоборот, он всё делал для того, чтобы таких педагогов было как можно больше.
Существует выражение, что личность формируется личностью. Да, действительно, сильные качества директора имеют прямое воздействие на педагогов. Чем больше у нас будет личностей среди директоров, тем больше личностей с индивидуальным стилем работы будет среди педагогов, а значит, тем лучше и совершеннее будет образование в целом.
С профессией директора очень хорошо соотносятся слова Льва Николаевича Толстого:
«Растите духовно и помогайте расти другим. В этом вся жизнь».
Как‑то приехал в лицей во второй половине дня, а директора нет в кабинете. На вопрос «Где Григорий Петрович?» мне говорят, что он в актовом зале. Поднимаюсь и слышу, что в актовом зале поют. Открываю тихо дверь, и что я вижу? В зале полтора десятка мужчин, среди них и Григорий Петрович. Они так были увлечены, что не заметили даже моего появления. Мужчины репетировали, оказалось, что в лицее есть хор мужчин-педагогов, что выступления хора – это всегда яркое украшение любого праздника. В тот раз мужской педагогический хор готовился поздравлять женщин в честь 8 Марта. Позиция находиться в директорском кресле и чего‑то желать была не для Григория Петровича, он был со всеми вместе, он зажигал, он подавал пример, да такой сильный, что все мужчины-педагоги считали за честь петь в хоре. Продолжением хора мужчин-педагогов стали хоровые коллективы мальчиков, подростков, юношей, совместный детско-педагогический хоровой коллектив.
Как‑то беседовали с Григорием Петровичем о воспитании детей, а он говорит о значимости воспитания через спорт, добавляя:
«В спорте есть победы, а есть поражения, как это здорово воздействует на личность формирующегося человека, поэтому жизнь лицея была пропитана и пронизана спортом, это соревнования, ежегодные турпоходы, турслёты, оздоровительные субботы, праздники «Папа, мама, я – здоровая семья». В этот процесс массово были вовлечены родители и педагоги».
Григорий Петрович убеждён, что спорт – это ещё развитие умственных способностей и социализация, так как физические упражнения стимулируют работу мозга и через спорт человек учится общаться с другими людьми, работать в команде.
Попрощавшись в тот раз, погрузился в глубокие собственные раздумья насчёт спортивного воспитания. И что же? Да, спорт — это процесс, который способствует гармоничному развитию личности через физическую активность. Он включает не только укрепление здоровья и развитие физических качеств, но и воспитание дисциплинированности, настойчивости, целеустремлённости, формирование нравственных основ личности. А ведь и правда, что делает педагог или тренер, когда команда проиграла? Он определяет причины поражения, анализирует, что пошло не так, над чем нужно работать в дальнейшем. А что делает педагог победившей команды? Он тоже делает выводы, благодаря чему одержана победа, какая это победа – уверенная или есть элемент случайности, как закрепить победу, над какими личностными качествами игроков надо работать, как обеспечить стабильность в последующих выступлениях.
Мне запомнились слова Григория Петровича:
«Требовательность и уважение к личности ребёнка неразделимы, важно опираться на положительное в воспитаннике, умно корректировать поведение детей, развивать умение работать в коллективе, ставить реалистичные цели, вместе с ребёнком нужно обсудить, чего он хочет достичь, и помочь разработать пошаговый план. Спорт учит стойко переживать проигрыш, видеть в нём новую возможность для развития. Спорт – это развитие эмоционального интеллекта, игроки учатся управлять своими эмоциями, анализировать эмоциональное состояние соперника и принимать решения, основываясь на этих данных».
Особое внимание в лицее уделялось шахматам. Григорий Петрович устраивал открытые шахматные турниры. С какой целью? Григорий Петрович считает, что шахматы влияют прежде всего на развитие интеллектуальных способностей, становление характера и социальное взаимодействие. Шахматы – это аналитическое мышление. С этим трудно не согласиться. Действительно, игроки учатся быстро оценивать ситуацию, выделять ключевые факторы и принимать обоснованные решения.
Ещё шахматы – это стратегическое планирование. Это невозможно оспорить, так как шахматы требуют умения думать на несколько ходов вперёд, предвидеть действия противника и выстраивать долгосрочную стратегию. Шахматы – это концентрация и внимание. Бесспорно, это так, длительные шахматные партии требуют высокой степени сосредоточенности, что улучшает способность к длительной концентрации. Шахматы – это память, шахматисты часто запоминают большое количество типовых позиций и комбинаций, что тренирует как кратковременную, так и долговременную память.
Следующее достоинство шахмат — это пространственное мышление, умение визуализировать изменения на шахматной доске и мысленно перемещать фигуры развивает пространственное воображение. Значение шахмат Григорий Петрович подтверждает примерами из жизни. На вопрос, почему он уделял большое внимание шахматам, последовал ответ: «Дети, регулярно играющие в шахматы, демонстрируют улучшение успеваемости по многим предметам, особенно по математике и естественным наукам. Для лицея, где математика, физика и химия в приоритете, — это то, что надо. Мне уже немало лет, но я продолжаю регулярно играть в шахматы, это помогает сохранить ясность ума и когнитивную гибкость».
Лицей зажёг звезду Виктора Омельяненко, талант которого щедро лелеял и поддерживал лично Григорий Петрович Войтенко. Виктор – выпускник 2010 года, стал студентом механико-математического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, он многократный победитель Всероссийских олимпиад по математике, обладатель золотой медали Открытой Всекитайской олимпиады по математике (2009 год), золотой медали Международной олимпиады по математике в Германии (2009 год), золотой медали Международной олимпиады по математике в Румынии (2010 год), золотой медали Международной олимпиады по математике в Казахстане (2010 год).
Григорий Петрович Войтенко видел выпускника лицея как творчески развитую, социально ориентированную, способную к самореализации личность, обладающую высоким жизненным потенциалом. А высокий жизненный потенциал включает в себя личностный потенциал, творческий потенциал, ценностный потенциал, познавательный потенциал, коммуникативный потенциал, потенциал здоровья.
Размышляя о традициях лицея, Григорий Петрович воодушевлялся, его глаза начинали гореть, улыбка освещала лицо. На первое место он всегда ставил научно-практические конференции, предметные недели, дни науки, познавательные экскурсии, то есть то, что определяло суть лицея как учреждения. В единении с ними шли День лицея, светские балы для старшеклассников, праздники микрорайона, посвящённые Дню Победы и Дню города, театрализованные выпускные вечера, конкурсы «А ну‑ка, пары», «А ну‑ка, парни», «Мисс лицея», праздник каши, праздник Масленицы и другие.
Причём светские балы проводились или в филармонии, или в драматическом театре. Для Григория Петровича это было принципиально, он считал, что пространство воспитывает. По роду своей профессиональной деятельности мне приходилось бывать на разных мероприятиях во многих школах. Вот такие дела очень выпукло демонстрируют позицию директора. Кто‑то откроет мероприятие, поприветствует участников – и на этом всё, свою задачу считает выполненной. А кто‑то даже этого не сделает, сядет в сторонке и молча, с серьёзным видом наблюдает. Что у этого директора в мыслях – не понять, на лице никаких эмоциональных проявлений. А вот Григорий Петрович на мероприятиях вёл себя иначе, он был в гуще, он был вместе со всеми, он радовался, смеялся, веселился, принимал участие в конкурсах, болел за детей, желал им успеха, поздравлял, искренне кричал «Браво!». Ученики его неподдельно любили, они очень интересно и оригинально его приветствовали:
«Здравствуйте, Григорий Петрович – наш самый лучший директор!»
Сколько в этих словах уважения, поклонения и теплоты.
С Григорием Петровичем мы продолжаем созваниваться, встречаемся. Он много читает, ведёт активный образ жизни, всё также занимается спортом, посещает концерты и спектакли, работает на даче, живо интересуется успехами внуков.
Он нередко по вечерам звонит мне и говорит:
«Ты где? Дома? А ну выходи на тропу здоровья! Движение – это жизнь!»
Это значит, что состоится очередной урок мудрости, размышлений о жизни и о сути человека.
Как‑то именно на тропе здоровья он рассказал о празднике каши из тыквы, который он ежегодно организовывал в лицее:
«Понаблюдали мы, как дети в столовой относятся к каше. Многие просто отодвигают, даже не обмакнув ложку. Подумали и решили проводить праздник каши. Каша — блюдо уникальное, простое и многогранное одновременно, поэтому имело полное право на отдельный день в календаре лицейских мероприятий. На самом деле это одно из самых интернациональных блюд. В том или ином виде его готовят фактически в каждой стране мира. Существует бесконечное количество рецептов, любимых в разных уголках нашей планеты. Объединяет все каши то, что издавна они входили в рацион людей разных слоёв населения и сохранили свою популярность как в ежедневных приёмах пищи, так и на праздничных гастрономических событиях. Мы в лицее решили применить тыкву, тем более она полезна, это же кладезь витаминов и минералов. В День каши проводили и кулинарные поединки, и конкурсы между кашеварами, и викторины, и мастер-классы по приготовлению, и устраивали соревнования по поеданию. День каши – это замечательный повод сказать детям, что каша много веков остается простой, но вкусной, питательной и полезной пищей. Этот праздник позволял всем нам взглянуть под новым углом на приготовление блюда и оценить кашу из тыквы. Здорово проходил всегда этот день! Такое мероприятие меняло отношение к каше, появлялся позитив».
Григорий Петрович как‑то, размышляя, сказал:
«Школа – это не столько место, где учат читать и писать, а затем готовят к поступлению в вуз. Это, прежде всего, место взросления человека-гражданина. Место, где он приобщается к культуре и ценностям общества».
38-й лицей стал воплощением этих слов, а Григорий Петрович Войтенко был в нём не просто директором, он на протяжении всех лет пребывания каждого ребёнка в лицее занимался воспитанием его души и сердца, чтобы каждый выпускник-лицеист стал носителем высокой нравственности.
В русском языке существует выражение «возвести на пьедестал». Оно имеет несколько значений. Одно из них – это высокое общественное положение, то, что выделяет, возвышает кого‑либо над окружающими, придаёт ему особую значительность, авторитет. Все годы директорства в 38-м лицее, сегодня он Шуховский, Григорий Петрович Войтенко находился на этом самом пьедестале, не сходил с него. Удержаться на нём непросто. Но так бывает с теми, кто подвижнически, преданно, изо дня в день относится к своему делу.
Да здравствует Григорий Петрович!
Николай Рухленко, Заслуженный учитель России, член Союза журналистов России