Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17:13, 30 июня 2025
 Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области 69

Дисциплинарные взыскания в школе

Дисциплинарные взыскания в школе
  • Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области
  • Статья
  • Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области
  • Статья

Поддержание дисциплины в школе – одна из ключевых задач современной системы образования. В реальной школьной жизни нередко возникают ситуации, требующие применения дисциплинарных мер.

Дисциплинарные взыскания – это инструмент, который при правильном использовании помогает регулировать поведение учеников. В то же время это палка о двух концах: неправильное или чрезмерное применение взысканий может привести к негативным последствиям, таким как снижение мотивации к учёбе, ухудшение психологического климата в классе или даже конфликты между школой и семьёй ученика. 

При анализе чрезвычайных происшествий с участием обучающихся, который мы осуществляем на постоянной основе, возник вопрос, насколько эффективно используется Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 года № 185.

Данный Порядок действует до 31 августа 2025 года. С 1 сентября 2025 года вступает в силу новый документ, а именно: Порядок применения к обучающимся по образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам мер дисциплинарного взыскания и снятия их с указанных обучающихся, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 марта 2025 года № 243. 

В отличие от предыдущего документа новый уже в самом названии отличается конкретикой, а именно к обучающимся по каким программам могут быть применены меры дисциплинарного взыскания. Из указанных документов следует, что дисциплинарное взыскание в школе – это официальная мера воздействия на обучающихся. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного и начального общего образования; с ограниченными возможностями здоровья, а именно с задержкой психического развития или нарушением интеллекта. 

В оставшееся до сентября время новый документ необходимо основательно изучить, сопоставить с ранее действовавшим, довести до сведения всех категорий участников образовательных отношений – педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей). 

Что имеем сегодня? По результатам анализа чрезвычайных происшествий стали задавать вопросы директорам школ, руководителям муниципальных органов управления образованием, как применены предусмотренные меры дисциплинарного взыскания в тех ситуациях, когда они явно и однозначно должны быть применены. Какие случаи имеются в виду? К примеру, драки в школах во время перемен с нанесением телесных повреждений. Ответная реакция – сплошное недоумение. 

Как известно, меры дисциплинарного взыскания применяются за неисполнение или нарушение устава школы, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

Задаю вопрос одному директору школы:

«У Вас в школе имеют место опоздания школьников на уроки?»

Ответ директора:

«К сожалению, да. Особенно на первые уроки».

Мой следующий вопрос:

«К скольким обучающимся Вы применили меры дисциплинарного взыскания за опоздания на уроки?»

Это как раз тот случай, когда должны действовать меры дисциплинарного взыскания. Но в ответ молчание… 

В повестку майского совещания по рассмотрению чрезвычайных происшествий с несовершеннолетними было включено выступление Натальи Бозиной, начальника управления образования администрации Белгородского района, о применении к обучающимся и снятии с них мер дисциплинарного взыскания как средстве формирования законопослушного поведения. Доложить по этому вопросу для неё оказалось затруднительным, потому что ни в одной школе Порядок не функционирует, тогда как дисциплинарное взыскание в школе – это важный инструмент поддержания порядка.

Так, в апреле этого года в Комсомольской средней школе произошёл конфликт между двумя обучающимися, один из них получил телесные повреждения (ушибы мягких тканей головы, перелом костей носа), налицо нарушение правил внутреннего распорядка обучающихся, но выхода на применение мер дисциплинарного взыскания не последовало.

Драка в этой школе имела место и в мае. Опять‑таки без применения мер дисциплинарного взыскания. Основная причина – это боязнь, нежелание выяснения, осложнения отношений с родителями, особенно с родителями-юристами. 

Основные характеристики дисциплинарного взыскания – это: 

— законность (применяется в соответствии с действующим законодательством и внутренними правилами школы);
— обоснованность (должно быть чёткое объяснение, за что именно применяется взыскание);
— своевременность (взыскание накладывается в установленные сроки после совершения проступка);
— соразмерность (тяжесть взыскания должна соответствовать серьёзности нарушения). 

Важно отметить, что дисциплинарные взыскания к обучающимся не должны применяться как средство мести или унижения. Их цель – корректировка поведения и предотвращение повторных нарушений.

Дисциплинарное взыскание – это не только наказание, но и воспитательная мера. Оно должно помочь ученику осознать неправильность своих действий и мотивировать к изменению поведения. 

За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены замечание, выговор, отчисление из школы.

Замечание – это самая мягкая форма взыскания. Применяется за незначительные нарушения. Цель – обратить внимание ученика на недопустимость определённого поведения.

Выговор – это более серьёзная мера. Используется при повторных или грубых нарушениях. Фиксируется в личном деле ученика, может влиять на характеристику обучающегося.

Отчисление – это крайняя мера, применить её непросто, но возможно. Необходимо обратить внимание на исключительность данной меры.

Отчисление несовершеннолетнего обучающегося возможно только по достижении возраста 15 лет и при неоднократном совершении грубых дисциплинарных проступков.

Отчисление может быть применено, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ОООД), оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников ОООД, а также нормальное функционирование ОООД. Если школьник не достиг возраста 15 лет, то отчисление не может быть применено. Но, заметьте, замечание и выговор вполне приемлемы. При этом статистика в школах Белгородского района нулевая. 

При выборе меры дисциплинарного взыскания организация должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершён, предшествующее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

Согласно части 7 статьи 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при выборе меры дисциплинарного взыскания ОООД должна учитывать мнение советов обучающихся, советов родителей. Следовательно, в ОООД эти советы должны быть созданы. Кроме того, статья 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не содержит исключений при учёте мнения совета родителей в зависимости от возраста обучающихся, в отношении которых принимается решение. Таким образом, учёт мнения совета родителей необходим при принятии мер дисциплинарного взыскания в отношении обучающихся любого возраста.

Нужно собрать как можно больше подтверждений негативных последствий или угрозы их наступления. При определении тяжести дисциплинарного проступка школьника и выборе меры дисциплинарного взыскания учитывают место, время, обстоятельства совершения проступка, его последствия, виновность учащегося, смягчающие и отягчающие ответственность факторы и другие обстоятельства. 

Приведём некоторые грубые нарушения дисциплины:

— распространение сведений, затрагивающих частную жизнь и достоинство других обучающихся, педагогических работников и иных граждан;
— появление обучающегося в образовательном учреждении в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
— пронос предметов, запрещённых в обращении на территории образовательного учреждения (оружие, патроны и др.);
— причинение материального ущерба образовательному учреждению, педагогическим работникам, обучающимся или посетителям образовательного учреждения;
— угроза или причинение вреда жизни или здоровью обучающихся, педагогических работников, посетителей образовательного учреждения;
— опоздание на урок без уважительной причины или самостоятельный уход с урока без разрешения педагогических работников;
— систематическое (более 2 – 3 раз) невыполнение домашнего задания без уважительной причины, а также отказ от выполнения классного и иного самостоятельного задания в рамках образовательного процесса без уважительной причины;
— нарушение правил пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, приведшее к негативным последствиям;
— недостойные, аморальные проступки в образовательном учреждении (нецензурная брань, курение, мелкое хулиганство, неуважительное отношение к старшим и обучающимся).

При наложении дисциплинарного взыскания действует принцип рецидива: за один и тот же проступок, совершённый в течение года, наказание ужесточается.

Действующим Порядком установлена обязательность до применения меры дисциплинарного взыскания затребовать от обучающегося письменного объяснения. Отказ или уклонение от предоставления письменного объяснения не является препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания.

Новым Порядком обязательность затребования от обучающегося письменного объяснения не предусмотрена. С сентября 2025 года ОООД вправе будет запросить письменные объяснения у обучающегося или направить ему посредством электронной информационной образовательной среды уведомление о предоставлении письменных объяснений. Письменные объяснения у несовершеннолетнего обучающегося можно будет запросить в присутствии родителя (родителей). По факту отказа обучающегося предоставить объяснения составляется соответствующий акт. И действующий, и новый Порядки применяют такие понятия, как день обнаружения проступка и день его совершения. Так вот мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка, время отсутствия обучающегося по уважительной причине при этом не считается, как не считается и время, необходимое на учёт мнения советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей). Советы обучающихся и (или) представительные органы обучающихся, советы родителей (законных представителей) рассматривают в течение семи учебных дней со дня получения проекта приказа о привлечении обучающегося к дисциплинарной ответственности и копий документов и направляют ОООД мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, ОООД не учитывается. 

Отчисление как мера дисциплинарного взыскания не применяется, если сроки ранее применённых мер дисциплинарного взыскания истекли и (или) меры дисциплинарного взыскания сняты. 

Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учётом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. 

Решение об отчислении обучающихся — детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Конечно, чтобы ставить вопрос об отчислении таких несовершеннолетних и рассчитывать на положительный исход дела, школа должна быть убедительной и все предпринятые ею шаги и действия должны быть грамотными и уверенными. 

Применение к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением) руководителя. Указанный приказ (распоряжение) доводится до обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося в течение трёх учебных дней со дня его издания. Доведение приказа (распоряжения) осуществляется либо лично под подпись, либо путем его направления обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося посредством электронной информационной образовательной среды ОООД (в том числе на электронную почту родителей (законных представителей обучающегося), корпоративную электронную почту обучающегося). 

В случае личного ознакомления с приказом (распоряжением) отказ обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося ознакомиться с приказом (распоряжением) под подпись оформляется актом организации. 

Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся, её решение является обязательным для всех участников образовательных отношений. В то же время решение данной комиссии может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 

В случае если в течение года со дня применения меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не будет применена новая мера дисциплинарного взыскания, то он считается не имеющим меры дисциплинарного взыскания. Руководитель ОООД до истечения года со дня применения меры дисциплинарного взыскания имеет право снять её с обучающегося по решению педагогического совета, просьбе самого обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, ходатайству советов обучающихся, представительных органов обучающихся или советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Не будем забывать и исключать из практики другие меры воздействия, которые не являются официальными дисциплинарными взысканиями, но могут использоваться в воспитательных целях: беседа с обучающимся, вызов родителей в школу, обсуждение поведения ученика на классном часе, ограничение участия в классных мероприятиях.

Дисциплинарное взыскание в школе может иметь различные последствия для обучающегося, как краткосрочные, так и долгосрочные.

К краткосрочным последствиям следует отнести:

— влияние на характеристику ученика (информация о взыскании может быть включена в характеристику, это может повлиять на поступление в другое учебное заведение, сказаться на рекомендациях для участия в престижных мероприятиях, отразиться на общем рейтинге ученика в классе);
— психологические последствия (стресс и тревога из‑за наложенного взыскания, возможное снижение самооценки, риск ухудшения отношений с одноклассниками или учителями);
— влияние на отношения с родителями (возможное ужесточение контроля со стороны родителей, риск конфликта в семье из‑за полученного взыскания);
— в случае отчисления необходимость смены учебного заведения, адаптация к новому коллективу, возможные трудности при поступлении в другую школу.

К долгосрочным последствиям относятся:

— информация о взыскании может храниться в личном деле ученика, это может повлиять на будущие рекомендации от школы, в некоторых случаях может сказаться на будущей карьере.

Очень важно после применения дисциплинарного взыскания организовать работу с обучающимся для понимания причин поступка, помочь ему исправить ситуацию, предоставить возможность реабилитировать себя хорошим поведением и успехами в учёбе.

Предлагаем в качестве примера рассмотреть процедуру оформления выговора.

Первый шаг. Фиксация нарушения (составление докладной записки учителем или другим сотрудником школы, подробное описание произошедшего инцидента, указание даты, времени и места нарушения).

Второй шаг. Получение объяснения от ученика (предложение ученику письменно объяснить свои действия, если ученик отказывается давать объяснения, составляется соответствующий акт, объяснительная или акт об отказе прилагаются к материалам дела).

Третий шаг. Информирование родителей (уведомление родителей о произошедшем, возможное приглашение родителей в школу для обсуждения ситуации).

Четвёртый шаг. Обсуждение ситуации на педагогическом совете (рассмотрение всех обстоятельств нарушения, учёт характеристики обучающегося и его предыдущего поведения, принятие решения о необходимости применения дисциплинарного взыскания).

Пятый шаг. Издание приказа о применении дисциплинарного взыскания (подготовка проекта приказа, согласование с юристом при наличии его в штате, подписание приказа директором школы).

Шестой шаг. Ознакомление обучающегося и его родителей с приказом (предоставление копии приказа обучающемуся и родителям, получение подписи об ознакомлении, в случае отказа от подписи составляется соответствующий акт)

Седьмой шаг. Внесение информации в личное дело обучающегося (копия приказа о выговоре подшивается в личное дело, делается соответствующая запись в документах).

Восьмой шаг. Контроль сроков (выговор должен быть оформлен в течение месяца со дня обнаружения проступка, не учитывается время болезни ученика, каникул, отпуска родителей).

Девятый шаг. Снятие взыскания (если в течение года со дня применения взыскания обучающийся не получил нового, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания; директор школы имеет право снять взыскание досрочно по собственной инициативе, просьбе ученика, ходатайству родителей или педагогического совета).

Итак, дисциплинарное взыскание в школе – это серьёзная мера, которую следует применять обдуманно и в строгом соответствии с законодательством и локальными нормативными актами. Важно помнить, что главная цель таких мер – не наказание само по себе, а воспитание и поддержание порядка в образовательной организации.

Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×