Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:02, 26 ноября 2025
 Беседовал Николай Рухленко 61

Социальный педагог помогает справляться с различными проблемами

Социальный педагог помогает справляться с различными проблемами Фото: архив Нины Куцей
  • Беседовал Николай Рухленко
  • Статья
  • Беседовал Николай Рухленко
  • Статья

В октябре этого года социальный педагог средней общеобразовательной школы № 41 города Белгорода Нина Куцая уже рассказывала, опираясь на свой профессиональный опыт, о сущности деятельности педагогического работника, должность которого называется «социальный педагог».

Работа социального педагога в настоящее время очень многогранна, ответственна. И мы решили вернуться к этой теме. 

— Уважаемая Нина Ивановна! Так всё‑таки для чего нужен социальный педагог в современной школе? И нужен ли? Может быть, достаточно ресурса института классных руководителей?

— Более чем очевидно, что особенность федеральных государственных образовательных стандартов — это фундаментальная воспитательная составляющая, которая требует развития института классного руководства.

Классный руководитель — это прежде всего наставник, воспитатель, организатор. Он создаёт доброжелательную атмосферу и соответствующие условия в классном коллективе, в которых ученики смогут позитивно развиваться и полюбят учиться, формирует из группы разнохарактерных детей дружный коллектив, налаживает взаимодействие школьников, родителей и учителей.
Классный руководитель — это главный организатор воспитательной работы в классе, именно он обеспечивает развитие, становление и воспитание личности каждого ребёнка. Длительное межличностное взаимодействие с каждым ребёнком позволяет классному руководителю более глубоко изучить индивидуальные особенности каждого обучающегося, узнать сильные и уязвимые стороны каждого. А это позволяет более эффективно вовлекать каждого ребёнка в посильные и интересные для него виды деятельности.
Социальный педагог помогает справляться с различными проблемами - Изображение Фото: архив Нины Куцей

Классному руководителю приходится достаточно много заниматься индивидуализированным психолого-педагогическим сопровождением каждого обучающегося, индивидуальной профилактикой различных асоциальных явлений, созданием условий для полноценного включения каждой личности в образовательное пространство, успешной социализации и реабилитации детей, находящихся в особо сложных условиях. 

Классный руководитель также обязан проводить профилактическую работу по формированию здорового образа жизни, воспитывать в детях законопослушное поведение, культивировать высокие моральные качества гражданина России. Он также должен работать в профилактическом пространстве со всеми категориями обучающихся и родителями своего класса.

Действительно, может показаться, что функции классного руководителя и социального педагога идентичны, в связи с чем возникает вопрос, а может быть, и не нужен в школе социальный педагог вообще? 
На мой взгляд, классному руководителю отводится главенствующая воспитательная роль по всем направлениям. А вот глубина проработки тяжёлых случаев, кризисных состояний личности ребёнка и семьи, требующих привлечения ресурсов социальных партнёров, — это уже то, что делает социальный педагог в соответствии с регламентом межведомственного взаимодействия.

 

Именно здесь в масштабах всего образовательного учреждения социальный педагог выступает посредником в установлении связей и контактов семьи с различными специалистами — психологами, врачами, юристами, социальными службами, представляет интересы детей и семей в органах государственной власти, осуществляет патронаж семей на долгосрочной основе. Таким образом, считаю замену института социальных педагогов институтом классных руководителей невозможной, нереальной.

— С учениками какого возраста работать сложнее всего? Почему вы так считаете?

— Работать сложнее с учащимися среднего звена. Это 5 – 9 классы. Переход ребёнка с уровня начального общего на уровень основного общего образования влечёт за собой изменение школьного уклада жизни, значительное расширение социальных контактов. Раньше было всё просто и знакомо. Учитель начальной школы был для ребёнка и учителем, и школьной «мамой», и «няней» при необходимости, начальная школа сформировала и заложила определенный чёткий и, главное, понятный алгоритм взаимодействия.

В среднем звене всё иначе. Да, правила поведения остаются прежними, но механизм их реализации несколько изменился. Теперь некому в течение дня напоминать, что делать сейчас, куда и как идти. Раньше всё было вместе, в парах, вместе с учителем. Теперь дети повзрослели, нужно больше проявлять самостоятельности. А к этому нужно привыкать.

Переход из начальной школы в среднее звено всегда одна из наиболее сложных педагогических проблем. Дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель — учителя-предметники. Появляется серьёзная проблема — это адаптация к новым учителям. Учебная деятельность определяет отношения ребёнка со взрослыми, ровесниками и одноклассниками. Именно в этот период возникает множество конфликтных ситуаций на почве требований каждого учителя с учётом особенностей своего предмета. Недопонимания возникают как в формате учитель — ученик, так и в формате ученик — ученик, учитель — родитель. 

 

Приобретение значительной «свободы» в среднем звене меняет и поведенческую линию ребёнка. В поведении появляется агрессия. Зачастую «игры» приводят к возникновению непосредственно потасовок между учащимися. Наиболее частые проявления агрессивного поведения школьников в среднем звене мы наблюдаем в виде физической, вербальной агрессии, травли.

Очень эмоционально дети на этом переходном этапе реагируют на оценочную деятельность учителя. Поэтому нужно не просто констатировать «2», «3», а разъяснять критерии оценивания работы, допущенные ошибки. Без такого детального подхода к оцениванию может получиться обратный эффект, когда из‑за обиды у ребёнка может пропасть желание учиться. По своему духу пятиклашки еще очень близки к начальной школе, но по статусу уже стремятся причислить себя к старшеклассникам. Важная задача, стоящая перед учениками-пятиклашками, — это выйти на новый уровень самоорганизации.

 

Желательно учителям, которые будут вести уроки в пятом классе, посетить уроки своих будущих учеников в четвёртом классе. А учителям начальной школы посетить уроки своих выпускников в пятом классе. При переходе в среднее звено снижаются познавательные мотивы учебной деятельности и на первый план выступает новая ведущая деятельность — общение. Отсутствие единства требований приводит к безответственному отношению к учёбе. Это единство требуется обеспечить.
 

Социальный педагог помогает справляться с различными проблемами - Изображение Фото: архив Нины Куцей

— Вы хотите сказать, что пятый класс — это сложный переломный момент в жизни ребёнка? 

— Да, он символизирует переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и учителями. Возникает больше самостоятельности и ответственности. Часто дети просто не знают, как распорядиться этими ресурсами. Свобода и вседозволенность — это не слова-синонимы. Из‑за неправильного понимания значения этих слов часто возникают ситуации с нарушениями дисциплины.

Состояние детей в переходный период характеризуется низкой организованностью, рассеянностью, недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам. Все эти нюансы адаптации сказываются на психологическом состоянии ребёнка. Снижается самооценка, повышается уровень тревожности. Это совпадает с периодом анатомо-физиологической перестройки организма ребёнка, то есть он вступил в младший подростковый период. Процесс перестройки организма является фоном, на котором протекает психологический кризис. 
Перестройка организма может проявляться в повышенной раздражительности, утомляемости, снижении продуктивности работы, нарушении сна. В этот переходный период важно обеспечить психолого-педагогическую поддержку обучающимся. 

 

— Какие функции выполняет социальный педагог? Какие из них считаете наиболее значимыми?

— Во‑первых, это координационно-организаторская функция, которая включает организацию социально-педагогической деятельности, содействие в вопросах трудоустройства, профессиональной ориентации, организации досуга, взаимодействие в социокультурном пространстве, включение каждого ребёнка в социально значимую общественную деятельность.

Следующая функция образовательно-воспитательная, она предусматривает обеспечение целенаправленного педагогического воздействия на деятельность и поведение ребёнка, максимальное использование резервных возможностей ребёнка, привлечение к решению проблем детей различных социальных институтов, оказание социально-педагогической помощи в самопознании, саморазвитии, самооценке, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. 

Очень важная функция — аналитико-диагностическая. Это изучение возрастных, медико-психологических особенностей, способностей ребёнка, условий его проживания и воспитания, круга общения, интересов и потребностей, проблем, выявление причин девиантного поведения, социального неблагополучия семьи, содействие в выявлении одаренных детей, детей с интеллектуальными и эмоциональными задержками в развитии.

 

Плюс социально-терапевтическая и предупредительно-профилактическая функции, их осуществление предполагает реализацию юридических, социально-правовых и психологических механизмов предупреждения и устранения негативных воздействий, защиту прав и интересов несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения, всесторонне развитой личности. 

Ещё одна функция – прогностическая. Это участие в прогнозировании, проектировании процесса социального формирования пространства ребёнка на основе анализа социально-педагогической ситуации, процессов развития и воспитания личности ребёнка, активизация резервных возможностей личности для процесса самовоспитания и саморазвития. 

Будет несправедливо, если обойду и не назову следующие функции: организационно-коммуникативная (содействие по включению в социально-педагогическую работу, сбор информации и налаживание взаимодействия в работе с детьми и их родителями, установление личностных и деловых контактов), охранно-защитная (использование всех правовых норм для защиты интересов и прав детей во всех сферах жизнедеятельности), коррекционная (усиление положительных воздействий на личность ребенка, устранение или минимизация негативных явлений социального окружения, коррекция воспитательных воздействий социальной среды и семьи). 

Все функции важны. Сказать, что какая‑то из них более или менее важная, нельзя. Ведь конечным результатом социально-педагогического воздействия на ребёнка является социальная активность личности.
 

Социальный педагог помогает справляться с различными проблемами - Изображение Фото: архив Нины Куцей

— Как вы выстраиваете взаимодействие с учреждениями, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних?

— Взаимодействие с учреждениями, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, выстраиваются на договорной основе. Ежегодно в сентябре текущего учебного года заключается двухсторонний договор о взаимодействии и утверждается план совместной работы. Попробую эти учреждения перечислить. Это: ОП-1 УМВД России по г. Белгороду, Октябрьский районный суд, Белгородский центр профилактики и борьбы со СПИД, Центр информационной безопасности и психологической помощи, Областной наркологический диспансер, Госавтоинспекция УМВД России по г. Белгороду, Российский Красный Крест.

— Много ли детей, для работы с которыми приходится привлекать учреждения профилактики?

— К такой категории прежде всего относятся дети и семьи, состоящие на различных видах профилактического учёта, имеющие отклонения в физическом и психическом развитии. 

— В настоящее время много говорят об актуальности первичной профилактики негативных явлений. Это про что? Поясните, пожалуйста.

— Первичная профилактика негативных явлений — это комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения.

Такая профилактика реализуется, когда негативная тенденция какого‑либо явления уже начинает формироваться, но ситуация ещё квалифицируется как нормальная, то есть имеет место пограничное состояние между нормой и патологией. 

Первичная профилактика предполагает использование мер, направленных на решение ещё не возникших в реальной жизни проблем, и мер, принимаемых задолго до их возникновения. 

На примере деятельности школы эта профилактика реализуется через:
— работу ППК (психолого-педагогического консилиума), где рассматриваются вопросы обучающихся, испытывающих стойкие трудности в освоении образовательных программ, что позволяет минимизировать риск возникновения школьной дезадаптации, впоследствии средовой дезадаптации. При прохождении ТПМПК (территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия) ребёнку в соответствии с выявленными проблемами определяется образовательный маршрут, который позволит ему успешно осваивать образовательные программы;
— работу совета по профилактике безнадзорности и правонарушений, что способствует снижению совершения обучающимися антиобщественных действий, безнадзорности, защите законных прав и интересов обучающихся;
— школьную службу примирения или комиссию по урегулированию конфликтов, что способствует максимальному снижению конфликтогенности в образовательном процессе, разрешению любой конфликтной ситуации конструктивными методами. 

 

Если говорить о первичной профилактике, то здесь в основном используются социально-педагогические и социально-психологические технологии и методы работы. Первичная профилактика имеет огромное значение.

— Нина Ивановна, огромное спасибо за ответы, из которых всё больше понимаешь важность деятельности социального педагога. Успехов вам!

Беседовал Николай Рухленко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×