Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:00, 25 ноября 2025
 Беседовал Николай Рухленко 75

Философия директорства

Философия директорства Школа № 15 г. Старый Оскол Фото: официальный сайт школы № 15 г. Старый Оскол
  • Беседовал Николай Рухленко
  • Статья
  • Беседовал Николай Рухленко
  • Статья

Одно из последних региональных мероприятий, посвящённых контрольно-надзорной деятельности, было решено провести в Старом Осколе. Департамент образования администрации Старооскольского городского округа в качестве базы для его проведения назвал основную общеобразовательную школу № 15. Такое бывает нечасто. Мнение принимающей стороны нужно уважать. «15-я школа, значит 15-я», — на том и порешили.

Школа ничуть не разочаровала, педагогический коллектив хорошо справился с порученным делом. Все остались довольны. А директору школы Елене Юрьевне Ореховой мы задали несколько вопросов, касающихся сегодняшней жизни и деятельности руководителя. Елена Юрьевна уважительно отнеслась к просьбе. Вот что из этого получилось. Лично мне понравилось. Ответами решил поделиться с вами, дорогие читатели.

Директор школы № 15 Елена Орехова Директор школы № 15 Елена Орехова / Фото: официальный сайт школы № 15 г. Старый Оскол

— Уважаемая Елена Юрьевна! В детстве вы мечтали работать в сфере образования? Когда и как вы поняли, что хотите трудиться в школе?

— Да, действительно мечтала, ведь моё первое прикосновение к миру образования произошло ещё в детстве, когда я помогала своей бабушке вечерами просматривать тетради её учеников. Это было очень завораживающе для меня как для ребёнка! Наверное, в тот момент я и поняла, что хочу продолжить учительскую династию своей семьи.

— Что значит быть директором школы? В чём заключается ваша работа? Вы хотели, только честно, стать директором школы?

— Быть директором школы — значит совмещать в себе сразу несколько профессий: педагога, менеджера, юриста, психолога, закупщика и многих других. Это просто необходимо для качественного поддержания деятельности образовательной организации. Что касается желания стать директором, то, конечно же, я хотела такого развития на своём профессиональном пути. И я очень рада, что у меня это получилось сделать именно в стенах моей родной школы № 15.

— С какими трудностями в своей деятельности вы сталкиваетесь? Имели ли место в вашей деятельности кризисные периоды, когда наиболее остро ощущали неудовлетворённость?

— Разумеется, трудностям и кризисным моментам всегда есть место в любой профессии, и сфера образования не является исключением. В ней постоянно присутствуют сложности во взаимодействии с учениками, их родителями, коллегами и руководством. Также имеют место существенные и, кажется, стремительные изменения в нормативной базе образовательной деятельности. Важно идти вперёд, не сбиваясь со своего пути, и понимать, что это абсолютно нормально, ведь преодоление трудностей и кризисов делает нас опытнее и сильнее в профессиональном и личностном планах.

— Какими качествами должен обладать директор в условиях многозадачности?

— Я считаю, что директор должен обладать способностью быстро адаптироваться к изменениям, уметь эффективно распределять ресурсы и делегировать полномочия, оперативно решать возникающие проблемы, сохраняя при этом стратегическое видение развития школы. 

— Что вы можете сказать о контингенте обучающихся вашей школы? Какие у него отличительные особенности? Имеют ли место факты, когда родители, проживающие на территории, за которой закреплена ваша школа, определяют своего ребёнка для обучения в другую школу? Почему так происходит? Что по большому счёту должно быть в школе, чтобы родители хотели отдавать в неё своих детей?

— На мой взгляд, отличительной особенностью обучающихся нашей школы является преемственность поколений. Уже несколько поколений наших выпускников приводят своих детей в первый класс в родную школу №15, что не может не радовать. 

Конечно же, имеют место факты, когда родители, проживающие на территории, за которой закреплена наша школа, отдают своих детей в другие школы. Но это, как правило, связано с какими‑либо семейными обстоятельствами. Ровно так же бывает, что и к нам приводят детей из не закреплённых за нами микрорайонов. Исходя из этого я думаю, что в первую очередь важно, чтобы школа была удобна родителям, а для их детей стала вторым домом — местом, где уютно и куда хочется возвращаться.

— Вы, должно быть, знаете абсолютно всех своих учеников?

— В школе обучаются около 400 детей, и я с уверенностью могу сказать, что знаю большинство учеников школы и их семьи.

— Что, на ваш взгляд, мотивирует обучающихся на успешную учёбу сильнее всего? 

— По моему мнению, наиболее сильным мотиватором является внутренняя заинтересованность ученика в предмете или области знания. Когда ребёнок искренне увлечён темой, чувствует её значимость лично для себя и видит перспективы своего роста, успех приходит естественным образом. Важную роль играют поддержка учителей, создание комфортной атмосферы обучения и понимание целей образования самим ребёнком.

— Какой опыт вашей школы может быть объективно востребован другими школами? На каком основании вы так считаете? 

— Однозначно, это создание среды, в которой дети смогут развиваться разносторонне, становиться многогранными личностями. Этому способствуют и благоустройство пришкольной и околошкольной территорий, и оборудованные классы в соответствии с современными требованиями, и высокопрофессиональный педагогический состав, который горит своим делом, и множество кружков и секций, располагающихся на базе нашей школы. Ну и, конечно же, искусство. В здании нашей школы располагается детская школа искусств имени М. Г. Эрденко № 1, с которой мы выстраиваем тесное сотрудничество. Именно эти факторы в конечном итоге дают такую синергию, которая делает наших обучающихся наиболее готовыми к дальнейшему развитию за пределами школы после их выпуска.

— Что вы, как правило, желаете ученикам своей школы на выпускном вечере?

— Я желаю нашим выпускникам сохранять любопытство и стремление к познанию мира, найти своё призвание, быть счастливыми и помнить школу как место, где зародились самые светлые мечты и воспоминания. Успехов, крепкого здоровья и мирного неба над головой.

— Что в вашем понимании сильная школа?

— Сильная школа — это та, где каждый ученик получает поддержку в раскрытии своего потенциала, развивается гармонично и уверенно смотрит в будущее. Это школа, где педагоги — профессионалы своего дела, вдохновляющие детей и умеющие создать атмосферу доверия и творчества. В такой школе ценятся не только высокие академические достижения, но и личностные качества учеников, такие как ответственность, доброта и уважение друг к другу. Именно такая школа, по моему мнению, является сильной и становится фундаментом для будущих поколений.

— Какими достижениями своей школы вы гордитесь?

— Я горжусь многими достижениями своей школы. Например, недавно мы стали призёрами в муниципальном конкурсе проектов по благоустройству пришкольной территории, наши дети были призёрами различных олимпиад школьников, мы занимали призовые места в областном рейтинговании основных общеобразовательных школ. Ну и, конечно же, нашими выпускниками. Среди них сегодня много достойных и трудолюбивых людей, горящих своим делом.

— Сейчас в Москве, к примеру, есть программа «эффективная начальная школа», где программа четырёх классов даётся за три года. Это реально в Старом Осколе? Как вы вообще к этому относитесь? 

— Я думаю, что реально всё. Скорость восприятия и освоения материала, конечно же, зависит от педагогов, но в первую очередь она определяется физиологическими возможностями и способностями самих детей. Лично мне кажется, что нет необходимости в сокращении сроков освоения программы начальных классов, так как начальная школа является фундаментом для построения личностного, психического, физиологического, духовного и нравственного развития. Освоение материала в сжатые сроки неизбежно приведёт к учебным перегрузкам, снижению уровня адаптации и стрессу, что нарушит процесс формирования разносторонней, многогранной личности ребёнка и лишь вызовет отторжение у детей и их родителей к учебному процессу.

— Ваше отношение к олимпиадам?

— Считаю, что олимпиады — отличная возможность для ребят проявить себя, стимулировать интерес к наукам и развить у них критическое мышление. Они позволяют детям раскрыть свой потенциал, научиться нестандартному подходу к решению задач и, конечно же, помогают старшеклассникам при поступлении в ссузы и вузы.

— Проводите ли вы анализ, с какими трудностями сталкиваются ваши выпускники при продолжении обучения на уровне среднего общего образования в других старооскольских школах? Как в связи с этим корректируете деятельность своих педагогов?

— Да, мы регулярно проводим такой анализ. Особое внимание при этом уделяется таким аспектам, как адаптация к новым учебным программам, уровень подготовки по ключевым дисциплинам и эмоциональное состояние учащихся. 
Полученные данные мы используем при организации дополнительных консультаций для выпускников, разработке программы повышения квалификации учителей, модернизации методики обучения. Мы стремимся обеспечить плавный переход и минимизировать возможные сложности, чтобы дети могли успешно продолжить обучение.

— Как вы в своей школе решаете вопрос с мобильными телефонами и другими гаджетами?

— В каждом классе есть специальный шкафчик, куда дети перед началом каждого урока складывают свои устройства. На переменах они могут забрать и воспользоваться ими.

— У вас большой стаж работы в школе. Благодаря этому вы имеете возможность сравнивать, сопоставлять. Что в современных детях вас радует, что настораживает? 

— В современных детях меня радует их открытость миру, готовность воспринимать новое и активно пользоваться текущими возможностями, предоставляемыми миром информационных технологий. Они свободнее выражают свои мысли, смелее экспериментируют и проявляют инициативу. Что касается вопроса о том, что меня настораживает, так это порой излишняя зависимость от этих технологий, что, как следствие, вызывает снижение концентрации внимания и желание получать быстрые результаты без особых усилий. Это не хорошо и не плохо, это реалии сегодняшнего дня. Наша главная задача — направить энергию молодых людей в правильное русло, научить разумно использовать технологии и привить любовь и интерес к самостоятельному изучению любых вопросов, которые будут им встречаться на их жизненном пути.

— Что в сегодняшней школьной жизни вас больше всего пугает?

— Сложный вопрос… Знаете, я достаточно давно работаю в школе, при этом успела за это время пройти весьма долгий и разноплановый профессиональный путь. Со временем моим карьерным девизом стала прекрасная пословица — «Волков бояться — в лес не ходить». Меня не пугает школьная жизнь, в возникающих сложностях и проблемах я научилась видеть зоны роста. Находя из них выход, самосовершенствуюсь и становлюсь сильнее, как специалист.

— Директор современной школы много чем управляет: и процессами, и ресурсами, и результатами, и ценностями. Что из этого лично вам делать сложнее всего?

— Пожалуй, самой трудозатратной задачей для меня является управление человеческими ресурсами и формирование общей системы ценностей внутри коллектива.

Люди — самая важная составляющая успеха любого образовательного учреждения, и поддержание здоровой атмосферы среди сотрудников требует постоянного внимания и тонкой работы. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого сотрудника, находить баланс между профессионализмом и личной жизнью, поддерживать психологический климат коллектива на высоком уровне. Именно от этого зависит качество образования и благополучие всех участников образовательного процесса.

— Должна ли соблюдаться дистанция между педагогом и учеником? Если не должна, то почему? Если должна, то в какой степени?

— Дистанция между педагогом и учеником необходима, но она должна быть разумной и профессиональной. Учитель выступает для ученика наставником, примером для подражания, поэтому для педагога важно сохранить авторитет и уважительное отношение к себе. Вместе с тем, учитель должен уметь устанавливать контакт с детьми, создавать условия для открытого общения и поддержки. Грамотно выстроенная дистанция позволяет педагогу эффективно выполнять свои обязанности, создавая благоприятную среду для успешного обучения и воспитания.

— Приходят ли к вам ученики, чтобы поговорить о жизни, о проблемах? А родители? А учителя?

— Да, приходят все участники образовательного процесса, при этом и темы для разговора бывают разные. Иногда заходят и выпускники школы, когда выдаётся возможность. Такие встречи особенно тёплые.

— Какие выпускники чаще всего остаются в памяти?

— Озорные, стремящиеся и уважительные.

— Вы смотрели фильм «Расписание на послезавтра»? Ваше мнение?

— Конечно же. Я посмотрела этот фильм впервые ещё в детстве, когда он только вышел в прокат. На тот момент он мне показался фантастическим, однако сегодня, как мы знаем, профильные школы действительно существуют, их становится больше, появились и профильные классы.

Самое главное при такой организации образовательной деятельности, как мне кажется, суметь соблюсти баланс и гармонию в изучаемых дисциплинах, чтобы нашлось место и физике, и лирике. Важно уметь вызвать интерес и к непрофильным предметам, нащупать эту тонкую грань, суметь найти их параллельность с профильными. Обеспечив такое разностороннее развитие учеников, которые углублены в тот или иной профиль, мы сможем составлять качественное и эффективное расписание уже на сегодня, а не на завтра или послезавтра.

— Свободны ли ваши учителя в высказывании своих мнений? 

— Я считаю, что да. Но этот вопрос лучше задать нашим учителям.

— Допускаете ли вы так называемую «стихийность» в своём ежедневном рабочем графике?

— Конечно же, всегда есть место отклонениям в планах, но я стараюсь такого не допускать, если это в моих силах. Как правило, планирую свой календарь заранее и придерживаюсь его.

— Почему, как правило, с директорством не справляются те, кто ориентируется прежде всего на свою значимость?

— Коллеги, которые сосредоточены исключительно на собственной значимости, часто теряют связь с реальной ситуацией в школе. Их решения становятся эгоцентричными, лишёнными гибкости и учёта мнений окружающих.

Директорская должность предполагает умение слышать, объединять усилия разных сторон и действовать в интересах всей образовательной системы. Ориентация лишь на собственную значимость мешает развитию школы, снижает доверие педагогического коллектива, родителей и учеников, приводя к неэффективности управления и ухудшению результатов.

— Какой вы видите свою школу в будущем?

— Я вижу нашу школу ещё более современным образовательным пространством, где ученики получают глубокие знания, развивают творческие способности и приобретают практические навыки, необходимые для успешной жизни в XXI веке. Школа станет центром притяжения для жителей города, местом, где формируется культура ответственности, уважения и взаимопонимания. А мы, в свою очередь, сделаем для этого всё возможное!

— Елена Юрьевна, искренне благодарю за беседу. И за глубокий философский смысл, вложенный в каждый ответ.

Беседовал Николай Рухленко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×