Музей как образовательная система
Почему интерес к школьному музею имени Светланы Угаровой растёт с каждым днём
Музейная педагогика обладает огромным обучающим, воспитывающим, развивающим, формирующим и воздействующим потенциалом. Недавно мне удалось побывать в музее, посвящённом Светлане Петровне Угаровой. Он создан на базе Образовательного комплекса «Лицей № 3» имени С. П. Угаровой», что в Старом Осколе.
Музей восхитил. Это правда. Деятельность музея однозначно ориентирована на передачу обучающимся важного социального опыта (причём это делается умело и тонко), формирование культурной идентичности, развитие критического мышления, стимулирование творческого подхода. Нужно отметить, что это не единственный музей в лицее.
Теме созданного музея, музейной педагогики был посвящён наш разговор с Валентиной Ивановной Котаревой, директором образовательного комплекса «Лицей № 3» имени С. П. Угаровой.
— Уважаемая Валентина Ивановна! Как и почему пришла идея создать музей, посвящённый именно Светлане Петровне Угаровой? Кто такая Светлана Петровна Угарова?
— Светлана Петровна Угарова – доцент кафедры металловедения СТИ НИТУ МИСИС, талантливый педагог, металловед, наставник, учёный. Она внесла огромный вклад в развитие образования Старооскольского городского округа: по её инициативе была создана уникальная лаборатория металловедения, позволяющая производить исследовательские работы высокого научного уровня, ею была разработана уникальная методика преподавания фундаментальных дисциплин, а с 2009 года по инициативе коллектива учителей нашего лицея и при поддержке компании «Металлоинвест» в Старом Осколе проходит олимпиада школьников по точным наукам имени Светланы Петровны Угаровой. В 2011 году эта олимпиада стала муниципальной.
Она приложила руку к успеху Оскольского электрометаллургического комбината на мировой арене: под её чутким руководством для ОЭМК в университете МИСИС выполнялись металлургические исследования, которые позволили снизить содержание азота и кислорода в стали, улучшить качественные характеристики металлопродукции комбината и повысить её конкурентоспособность на мировом рынке.
Когда у нашего образовательного комплекса появилась возможность присвоить имя выдающегося человека нашего города, возникла инициатива о создании музея. Она исходила от нашего педагогического коллектива и выпускников и возникла благодаря знакомству и тесному сотрудничеству с Андреем Алексеевичем Угаровым, управляющим директором ОАО «ОЭМК». Мы собирали материалы по крупицам: личные вещи, фотографии, документы из семейного архива, воспоминания коллег и учеников. Каждый экспонат в этом музее — это не просто предмет, это история, наполненная смыслом и теплом.
— Что для вас значит этот музей?
— Для меня музей Светланы Петровны Угаровой — это не просто собрание экспонатов, а живое пространство диалога с великим человеком. Он служит мостом, соединяющим наше настоящее с той эпохой, в которую жила, работала и творила Светлана Петровна. В музее мы вступаем в разговор с историей, где каждая вещь — это не артефакт, а немой свидетель её мудрости и страсти к просвещению. Это место, где мы черпаем силы, чтобы быть достойными имени, которое с гордостью носит наш лицей.
— Из ваших слов, как мне кажется, можно заключить, что, создавая музей, вы стремились восхитить всех тех, кто переступит порог музея, качествами Светланы Петровны как дочери, женщины, матери, жены, педагога, соратника. Я не ошибаюсь? Если ошибаюсь, прошу поправить, уточнить.
— Вы правы. В нашем музее мы хотели показать, насколько многогранной была личность Светланы Петровны Угаровой. Это уникальная площадка, сумевшая объединить и показать все стороны её жизни: посетители музея могут окунуться в её работу, узнать, чем она занималась на досуге, какой вклад она сделала в образование как педагог, даже почувствовать запах её духов и узнать, какие картины висели в её доме. Через личность Светланы Петровны мы также погружаем наших посетителей в эпоху Советского Союза: аутентичные газеты, пластинки, предметы одежды и быта, книги и многое другое. Всё это восхищает и удивляет каждого, кто переступает порог нашего музея.
— Это мемориальный музей? Какие экспонаты в нём представлены? Есть ли среди них редкие? Как и кем пополняется фонд музея? Что лично вы вкладываете в понятие «ценность экспоната»?
— Любой экспонат ценен, поскольку является носителем личной истории. Но главная ценность экспоната для меня — в его способности задавать вопросы нам, современным людям, заставлять задуматься о большем – «Каков вклад этого человека? Что сделало его имя великим? Что я оставлю после себя?». Поэтому ценность экспоната раскрывается только в уме и сердце наблюдателя.
В нашем музее все экспонаты подлинные, из дома семьи Угаровых. Среди них есть редкие, которые очень ярко характеризуют не только личные качества Светланы Петровны, но и эпоху, в которою она жила: фотографии, иконы (среди которых старинная икона Богородицы, вырезанная из цельного куска дерева), настольная книга «Металлургия» 1880 года издания, картины (одна из них выполнена в уникальной технике «проявления»). Всё это способно сделать прошлое осязаемым и эмоционально близким, поэтому да, мы можем назвать наш музей мемориальным.
— Как, по какому принципу определялись основные разделы в музее?
— Светлана Петровна была женщиной советской эпохи, учёным, матерью, женой, соратником, другом, духовным стержнем семьи, увлечённым человеком. Именно эти разделы представлены в экспозиции музея. Опираясь на данные разделы, мы разработали цикл просветительских музейных уроков, которые связаны страницами интерактивной книги, квест-игру, классные часы о любимых художниках, композиторах и поэтах Светланы Петровны.
— Как вы подбирали руководителя музея? Почему остановились на кандидатуре Елены Евгеньевны Слесаревой?
— Елену Евгеньевну Слесареву я знаю очень давно. Мы работали вместе в 27-й школе, она преподавала математику и была творческим человеком. Сейчас она работает педагогом-организатором в лицее, пишет стихи, увлекается музееведением. Только такая многогранная личность могла взять на себя ответственность просвещать людей о жизни выдающегося человека, Светланы Петровны Угаровой.
— Какую дату считаете датой открытия музея, то есть днём его рождения?
— Открытие музея состоялось 25 октября 2019 года, это и есть день рождения музея.
— Прошедшее после открытия музея время укрепило вас в правоте идеи создания музея, посвящённого Светлане Угаровой? Или как? Смею предположить, что за это время сложился круг добрых друзей, которые однозначно понимают уникальность музея. Это так или нет?
— Вы предположили верно. После открытия музея мы не сомневались в правильности этого шага. Благодарность посетителей – лучшее тому доказательство. С первых минут создания музея неизменную поддержку и помощь оказывали работники компании «Металлоинвест», МИСИС и лично Андрей Алексеевич Угаров. Совместно принимались решения по организации пространства музея, наполняемости экспонатами, содержанию страниц интерактивной книги, созданию видеофильма о Светлане Петровне.
— Безусловно, функционирование музея требует ресурсной поддержки. Есть ли желающие эту поддержку оказать?
— Содержание и развитие музея — это задача, требующая общих усилий. И мы получаем всестороннюю поддержку от наших социальных партнёров, Центра патриотического и культурно-нравственного воспитания МИСИС, выпускников лицея, родителей нынешних учеников. Мы открыты для партнёрства со всеми, кто разделяет наши ценности и понимает важность сохранения исторической памяти для будущего всего города.
— Как организована работа музея? Кто может попасть в музей? Приходят ли сюда ученики из других старооскольских школ? Возможно ли посещение музея школьниками из других муниципальных образований?
— Музей открыт для всех. Обучающиеся других образовательных организаций посещают наш музей в рамках межсетевого взаимодействия, профориентационной работы, областной Недели «Музей и дети» и других акций. Приходят и обучающиеся учреждений дополнительного образования города, студенты Старооскольского педагогического колледжа, ветераны педагогического труда. Если на базе лицея проводятся семинары для педагогических работников Старооскольского городского округа, то в их программы обязательно включается посещение музея. Родители наших учеников тоже частые гости в музее.
— Как вы оцениваете интерес к музею учащихся возглавляемого вами лицея? Родителей? Педагогов?
— Интерес, безусловно, есть. Экскурсовод Елена Евгеньевна Слесарева умеет заинтересовать: она раскрывает не только личность Светланы Петровны Угаровой, но и эпоху, в которой она жила. Ведётся большая работа по привлечению внимания учащихся: интерактивные выставки, показы фильма, музейные уроки, классные часы, квест-игры, дни открытых дверей, обновлённые выставки «Штрихи к портрету», когда музей пополняется новыми экспонатами. Мы замечаем, что педагоги и даже многие родители принимают активное участие в жизни музея, часто посещают наши выставки и мероприятия. Площадка музея помогает в проведении классных часов по истории и культуре Советского Союза и зарубежья. Назову несколько тем: «16-я республика СССР», «Густав Климт — любимый художник Светланы Петровны», «Моцарт — солнечный композитор», «Булат Окуджава – поэт, композитор, бард». Могу с гордостью отметить, что интерес к нашему музею растёт с каждым днём.
— Какие экспонаты вызывают у школьников наибольший интерес? А у родителей? Педагогов?
— Всегда вызывает интерес и удивление у всех именно интерактивная книга, ведь такое можно увидеть только в больших государственных музеях, и никто не ожидает встретить такое в школьном музее. И, конечно, большой интерес вызывают экспонаты, с которыми посетитель чувствует определённую связь. У мальчиков и родителей-мужчин — коллекция моделей машинок, которую начинал собирать сын Андрей Алексеевич, а Светлана Петровна продолжила, всю жизнь поддерживая увлечение сына. Для девочек и их мам неизменным является интерес к дизайнерскому таланту Светланы Петровны, умению создать уют в доме с помощью простых бытовых предметов, её вкусу и способности выбирать одежду, шляпки, духи, косметику, её глубоким знаниям творчества художников, композиторов, поэтов.
— Что вы считаете главным достоинством музея?
— Основное достоинство музея — его способность сохранять и передавать историческую память через современное оборудование, его эстетическое оформление, экспонаты. У посетителей старшего поколения нередко возникает желание дополнить музей экспонатами советской эпохи. Так, например, было с коллекцией открыток советского периода и альбомом с олимпийской символикой 1980 года. Лицеисты с удовольствием принимают участие в конкурсах рисунков и проекте «Я в музее». Очень любят ребята день открытых дверей, когда музей работает целый день и они могут подержать в руках любой экспонат, задать любые вопросы.
— Расскажите, пожалуйста, о ваших учениках, активистах музея. Насколько они вовлечены в деятельность музея?
— У нас в лицее действует объединение по интересам «Совет школьных музеев». Учащиеся активно постигают основы музееведческой работы, с большим удовольствием ведут экскурсии, участвуют в модели наставничества «Ученик – ученику». Мы проводим профессиональные пробы для учеников старшей школы: они выступают в роли экскурсоводов для младшеклассников. Важно, что ребята горят искренним желанием не только посещать занятия и организовывать экскурсии, но и принимать участие в генеральной уборке и инвентаризации музея, подготовке документов к его паспортизации. Не могу не отметить успехи объединения: ежегодно наш лицей занимает призовые места в областной Неделе «Музей и дети», является победителем регионального этапа и пятым на всероссийском уровне в конкурсе школьных музеев в 2023 году, а также активисты объединения всегда результативно участвуют в конкурсах проектных и исследовательских работ, посвящённых музейной работе.
— Было бы неправильно и необъективно, если бы я не задал вопрос о трудностях, которые испытываете в работе?
— Некоторые трудности есть. Редко, но всё же ломаются экспонаты. Случаются сбои в работе интерактивной книги. А это финансовые затраты. Например, музыкальный центр семьи Угаровых вышел из строя. Ему немало лет, он воспроизводит звук с раритетных пластинок на музейных уроках.
— Помогает ли музей в изучении истории и культуры, в формировании позитивных нравственных качеств? Как вы это влияние и воздействие определяете?
— Да, музей действительно помогает в изучении истории и культуры, в формировании нравственных качеств.
Во‑первых, музей служит ценным ресурсом для изучения, предоставляя доступ к реальным артефактам и документам, что делает процесс обучения более наглядным и увлекательным. В процессе посещения музея учащиеся могут увидеть, потрогать и ощутить исторические предметы, что способствует лучшему пониманию контекста и значимости исторических событий.
Во‑вторых, через выставки и лекции на базе нашего музея, посвящённые темам героизма, самопожертвования и человеческой доброты, посетители получают возможность задуматься о важности этих качеств в жизни общества. Мысли о прошлом помогают молодёжи осознать ценности, которые актуальны и сегодня.
Влияние музея на формирование личностных и общественных ценностей можно оценить через изменение отношения обучающихся к жизни в школе. Когда учащиеся осознают значимость событий и людей, которые оказали влияние на их жизнь, это формирует у них чувство гордости и привязанности к родному краю, землякам. Всё больше учащихся обращаются с вопросами к учителям и педагогам с желанием написать и отправить письма и рисунки на фронт, помочь бездомным животным. Эта инициатива учащихся и есть для нас главное мерило оценки влияния и воздействия на формирование нравственных качеств наших детей.
— Возможна ли реализация на базе музея тех или иных образовательных программ?
— На базе наших школьных музеев реализуются две авторские дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы — «Музей для детей» и «Основы музееведения». Обе программы одногодичные, но наши творческие педагоги сейчас разрабатывают трёхгодичную программу. Кроме того, есть идея создать интегрированные курсы, в которых будут сочетаться музейные экспозиции с учебными предметами. Я верю, что такие программы значительно обогатят образовательный процесс.
— Ваш музей паспортизирован?
— На данный момент подана заявка на прохождение процедуры паспортизации музея.
— Ваши мысли о сущности и значимости музейной педагогики?
— На мой взгляд, сущность музейной педагогики заключается в том, что она объединяет обучение и восприятие культурного наследия через действия. Музеи предоставляют уникальную возможность для учащихся изучать историю, искусство и науку в интерактивной и увлекательной форме. Значимость музейной педагогики также заключается в том, что она помогает формировать патриотическое сознание и уважение к культурному наследию. Через знакомство с экспонатами и историями, стоящими за ними, посетители учатся ценить прошлое и осознавать важность сохранения исторической памяти.
Музеям удаётся создать уникальный контекст для обсуждения актуальных тем и вопросов, что делает их незаменимыми в образовательном процессе. Таким образом, музейная педагогика не только обогащает знания учащихся, развивает их эмоциональный интеллект, но и формирует их как ответственных и активных граждан.
— Расскажите, пожалуйста, о ваших планах по дальнейшему развитию музея.
— С удовольствием! Мы стремимся сделать музей более доступным и привлекательным, продолжая расширять наши экспозиции и образовательные программы. В ближайшее время планируем новые выставки, которые будут охватывать различные аспекты истории и культуры, включая влияние исторических событий на события в жизни Светланы Петровны и её семьи. Разрабатываем несколько новых образовательных инициатив, включая мастер-классы, лекции и интерактивные экскурсии, которые заинтересуют не только учащихся, но и их родителей. Развиваем сотрудничество с другими музеями и образовательными учреждениями для обмена опытом и реализации совместных проектов. Рассматриваем возможность внедрения виртуальных туров и других цифровых решений, чтобы сделать наши экспонаты доступными для широкой аудитории. Планируем продолжить практику проведения дней открытых дверей, фестивалей. Апробируем и другие форматы, которые позволят обсудить важные темы и поднять интерес к культурному наследию. Эти направления помогут сделать наш музей динамичным и современным, что, безусловно, привлечёт больше посетителей и создаст еще более увлекательную атмосферу для обучения и развития.
Беседовал Николай Рухленко