Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12:00, 03 июля 2025
 Елена Щепеткова, директор средней общеобразовательной школы № 27 с углублённым изучением отдельных предметов Старооскольского городского округа 111

«Горизонтальный» диалог

«Горизонтальный» диалог Фото: официальная страница школы № 27 с УИОП г. Старый Оскол в ВК
  • Елена Щепеткова, директор средней общеобразовательной школы № 27 с углублённым изучением отдельных предметов Старооскольского городского округа
  • Статья
  • Елена Щепеткова, директор средней общеобразовательной школы № 27 с углублённым изучением отдельных предметов Старооскольского городского округа
  • Статья

Как реализуются возможности и потенциал комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

В современной образовательной среде конфликты между учащимися, родителями, педагогами и администрацией неизбежны. Однако их конструктивное разрешение является залогом сохранения доверия, улучшения качества образования и формирования культуры диалога. Особую роль в этом деле играет комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

За десятилетний период существования в нашей школе такой комиссии наиболее эффективными стали последние два года работы. За этот период зафиксировано семь обращений в комиссию: в 2023/2024 учебном году – 4, в 2024/2025 учебном году – 3. Все обращения фиксируются в журнале регистрации обращений.

До этого момента, к сожалению, стоит признать фиктивной работу комиссии, так как существовало «вертикальное» разрешение споров (через директора или вышестоящие инстанции). В настоящее время мы перешли к горизонтальному диалогу.

Нежелание педагогов, родителей (законных представителей) учащихся обращаться в такую комиссию являлось результатом слабой информированности о полномочиях, порядке деятельности и даже существовании такой комиссии, поэтому в начале каждого учебного года на первом родительском собрании мы информируем родителей о работе комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, рассказываем о её возможностях и условиях работы, при необходимости проводим индивидуальные консультации.

Мы учитываем, что согласно законодательству, начиная с пятого класса и старше, школьники вправе самостоятельно или через своих выборных представителей обращаться в комиссию, о чём информируем их на классных часах, в личных беседах.

Деятельность комиссии регламентирована локальным нормативным актом. 

В первые годы ключевой задачей для нас было преодоление недоверия. Родители и ученики часто воспринимали комиссию как так называемый карательный орган. Для этого мы запустили серию открытых семинаров и диалогов, демонстрируя успешные примеры разрешения споров.

Педагоги же в свою очередь долго воспринимали комиссию как угрозу авторитету, однако в настоящее время считают вовлечение их в обучение медиативным техникам возможностью для развития навыков саморегуляции и коммуникации. 

Развитие потенциала комиссии можно охарактеризовать как переход от «тушения пожаров» к системной профилактике.

На первых этапах деятельности комиссия занималась разработкой алгоритма действий: подача заявления предварительное рассмотрение слушание с участием сторон выработка решения; урегулирование острых споров (например, конфликты из‑за оценок, жалобы на загруженность детей).

Успехом считаем то, что около 80 % споров было разрешено без обращения в вышестоящие инстанции.

В процессе существования комиссии мы выработали основные принципы её работы:

— нейтральность и независимость: в состав вошли представители всех сторон — учителя, родители, учащиеся старших классов, педагог-психолог;
— прозрачность процедуры: каждое рассмотрение спора фиксируется в протоколах, выписка из которого предоставляется заявителю;
— ориентация на закон и этику: опора на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и локальные нормативные акты;
— фокус на восстановительный подход: вместо наказания — поиск взаимопонимания и репарации.

Возьмём, к примеру, возникающую очень часто спорную ситуацию по вопросу предвзятого отношения учителя к ученику.

В данной ситуации комиссия применяет метод «круглого стола»: учитель – ученик – родитель – педагог-психолог – администрация. Живой диалог позволяет выявить реальную проблему и обозначить вектор решения.

На сегодняшний день приоритетными направлениями в работе комиссии стали цифровизация, то есть возможность обратиться в комиссию через сайт образовательной организации, а также учёт интересов детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей.

Родители зачастую негативно реагируют на выявление учителем определённых особенностей развития ребенка в процессе учебной деятельности, им трудно принять данный факт и возникает спорная ситуация между педагогом и родителями. Педагог в данной ситуации обращается в комиссию, которая, в свою очередь, инициирует встречу родителей с педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом для информационно-разъяснительной работы. 

Итогом такого индивидуального подхода к решению спорных вопросов считаем повышение удовлетворённости участников споров, по опросам справедливость решений комиссии отмечается по максимуму. 

В настоящее время потенциал работы комиссии нам видится в первую очередь в расширении превентивной функции посредством внедрения регулярных мониторингов школьного климата. 

Радует то, что комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений превратилась из формального органа, действительно, в живой механизм, укрепляющий доверие внутри школьного коллектива. Главный принцип работы комиссии: конфликт — не угроза, а возможность для роста. Реализация этого потенциала требует не только чётких процедур, но и готовности всех участников к диалогу. Уверены, что такой опыт способен сделать образование более человекоцентричным и гармоничным.

Елена Щепеткова, директор средней общеобразовательной школы № 27 с углублённым изучением отдельных предметов Старооскольского городского округа 
 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×