Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:00, 30 октября 2024
 Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области 612

Почему обида всегда действует разрушительно

Почему обида всегда действует разрушительно Фото: https://ru.freepik.com
  • Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области
  • Статья
  • Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области
  • Статья

Некоторые мысли по поводу одного обращения

Когда в департамент по контролю и надзору в сфере образования поступило для рассмотрения обращение родительницы, направленное ею в адрес Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, сразу стало понятно, что будет совсем непросто…

Тщательно, буквально строчка за строчкой проанализировали содержание обращения. Мама писала о психологической травле своего ребёнка со стороны учителя.

Родители сегодня очень грамотные, защиту прав и законных интересов ребёнка ставят превыше всего. Они готовы буквально сражаться, не принимая во внимание никаких аргументов, даже самых справедливых. К подаче обращения родители основательно готовились, причём на протяжении длительного времени. Собирали втайне факты, применяя диктофон, вместо того чтобы обсуждать происходящее по свежим следам; факты складывались, как в копилку. 

Родители отмечали, что за два года обучения в школе с дочерью произошли большие изменения. На момент поступления в школу у ребёнка не было хронических заболеваний, в школу начинала ходить с удовольствием и интересом. В то же время ребёнок с самого начала пребывания в школе стал постоянно жаловаться на то, что учитель очень сильно ругается, кричит, стучит перед ним рукой или другим предметом, угрожает, грубо выражается. У дочери в связи с этим, как считает мама, появились сильные приступообразные боли в области желудочно-кишечного тракта, приступы удушья. Это стало в свою очередь причиной страхов, нежелания и боязни ходить в школу. Родители были вынуждены обратиться в медицинскую организацию.

Как известно, в первом классе безотметочное обучение, у которого есть несколько неоспоримых достоинств. Прежде всего это комфортное психологическое состояние ребёнка, у ученика нет причины для возникновения стрессовой ситуации, нет страха получения отрицательной отметки, последующего за этим вероятного наказания со стороны родителей. Ученики получают возможность не бояться откровенно сказать о том, что они чего‑либо не знают, ведь за этим последует не наказание плохой отметкой, а коррекция ситуации.

Минусы безотметочного обучения – это отсутствие комплексного подхода в оценивании, как правило, сама система оценивания не продумана с точки зрения критериев, поэтому у педагога возникают затруднения в её применении.

Взаимоотношения с родителями тоже не совсем прозрачны. Родители не всегда имеют представление, что именно нужно отработать дополнительно с ребёнком, на что обратить внимание, где имеются пробелы в знаниях, а какая тема усвоена хорошо.

Во втором классе система обучения уже с отметками. Так вот с появлением во втором классе отметочной системы обучения жалобы дочери заявителя на плохое самочувствие возобновились. И родители в свою очередь решают: нельзя просто наблюдать, сидеть сложа руки, надо действовать. И обращаются в два учреждения здравоохранения (одно в нашей области, второе в другом регионе), где ребёнку проводят обследования, выставляют несколько диагнозов и рекомендуют домашнее обучение.

В настоящее время отношение к школе, к конкретному учителю во многом зависит от отношения непосредственно родителей к самому факту оценивания знаний. У многих родителей очень завышенные ожидания от своего ребёнка, хотя зачастую этим ожиданиям ребёнок не соответствует. Вот хочется родителям, чтобы ребёнок из школы приносил только пятёрки. Четвёрка неприемлема, тройка вообще отрицается, а если двойка, так это катастрофа. Плохая отметка — это повод для скандала, конфликта. А ребёнку очень хочется быть в глазах родителей хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться. Результат труда ребёнка может быть невысок — способности подводят.

В жизни ребёнка из обращения был такой факт. На уроке русского языка во втором классе писали словарный диктант. Учительница проверила и поставила за работу тройку. Для мамы это было ударом: тройка и дочь – это вещи несовместимые. Вместо того чтобы посочувствовать своему ребёнку, объяснить ему, что больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда, мама вот так отреагировала на тройку.

Нельзя заставлять ребёнка вымаливать себе отметку ради своего душевного спокойствия, нельзя учить ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

Нельзя выражать вслух сомнения по поводу объективности выставленной отметки. Если есть сомнения, надо идти в школу и пытаться разобраться в ситуации. Не стоит беспричинно обвинять педагогов и других детей в проблемах собственного ребёнка. Очень часто у детей, получивших плохую отметку, непроизвольно вырывается фраза: «Ну всё, меня мама (папа, родители) убьёт теперь». Фраза страшная…

Какими фразами родители встречают полученные отметки? Вопрос «Что ты получил сегодня?» можно задать по‑разному: произнести спокойно, заинтересованно, а можно гневно, резко.

Сколько раз пришлось слышать:

«Господи! Так и знала! Опять тройка! И в кого ты только такой?»

Фраза звучит убийственно, равно как и такие:

«Убирайся с глаз долой, чтоб я тебя не видела и не слышала. Не попадайся мне на глаза!»

Страшно звучат вопросы:

«А кто получил за контрольную работу отметку лучше, чем ты?», «Кто ещё получил двойку?»

В этих вопросах чувствуется злой подтекст: докатился, мол, до двоечников, ну ладно, у Петрова два, а тебе чего не хватает, вот так и будешь ползти на двойках и тройках? Почему‑то восемь человек смогли получить более высокую отметку, а ты нет?

А у ребёнка в это время как раз рождается чувство неприязни к тем, чью работу оценили на более высокий балл, и чувство жалости к одноклассникам типа Петрова.

Реже, но звучали и гуманные фразы типа:

«Ну да ладно. Не расстраивайся, попробуем исправить наше положение. Мы ж постараемся?!»; «Ты у меня умный ребёнок, в следующий раз всё будет по‑другому», «Мы дома разберём словарные слова, мы их одолеем, не горюй!» 

Часто родители считают, что только они хотят хороших успехов, а ребёнку на всё «фиолетово», хотя совсем не знают, что творится в душе их ребёнка и какое значение для него имеют школьные отметки. Излишняя строгость родителей заставляет ребёнка из‑за боязни наказания нервничать, врать. Бывает, что ребёнок даже не хочет идти домой. Учитель оказывается «между двух огней» — и ребёнка жалко, и хорошие отметки ставить незаслуженно нельзя, ведь от этого тоже пользы мало. Родитель должен реально оценивать возможности своего ребёнка и не требовать от него невозможного.

Беда в том, что заслуженная тройка за словарный диктант мамой не была принята. По её мнению, тройки не может быть потому, что её не может быть никогда. Вся вина была возложена на учителя. Вина учителя, конечно, есть, так как он не познакомил детей и родителей с критериями оценивания. 

Сегодня очень многие семьи больше всего озабочены тем, какие отметки принесёт из школы их ребёнок.

Тема отметок вызывает напряжение у всех участников образовательного процесса: у педагогов, потому что отметки учеников – это свидетельство их профессионализма; у классного руководителя, потому что отметки определяют рейтинг класса; у родителей, потому что для них высокая отметка – это главная цель и предмет гордости за своего ребёнка или разочарования в нём; у учеников, потому что именно школьные отметки, более того, школьные успехи определяют престиж ученика и лежат в основе отношений с родителями и учителями.

Из‑за школьных отметок происходит много ссор, обид, непониманий между детьми, их родителями и учителями. В идеале же в основе детско-родительских отношений должны стоять безотметочное принятие и безусловная любовь. И в школе, и в семье фокус внимания должен быть не на отметке, а на личности ребёнка. Однозначно то, что без отметки в нынешней массовой школе вряд ли можно обойтись. Но отметку нельзя возводить в абсолют.

Отметка – это всего лишь цифра, показывающая, как конкретный ребёнок справляется с программой в конкретной школе. Дети – разные, а школьная программа – одна на всех. И совершенно точно случится так, что какой‑то ребёнок будет абсолютно не соответствовать тем или иным требованиям программы и получать плохие отметки. И это не должно быть поводом для обвинения, унижения и наказания ребёнка.

К обращению заявители приложили медицинское заключение. Они обратились к медицинскому психологу с жалобами на стрессовое напряжение в школе, плохие отношения с учителем, головные боли, психосоматические симптомы, появление которых они связывали с тревогой по поводу школы. Родители не забыли написать про сниженный аппетит, пониженное настроение, снижение интереса и концентрации внимания, рассеянность. Естественно, было проведено экспериментально-психологическое исследование актуального состояния эмоционально-личностной сферы ребёнка. В итоге было диагностировано, действительно, наличие повышенной тревожности и тревоги, связанной со школьной ситуацией, беспокойства из‑за отношений с учителем, состояния апатии, симптомы депрессии и стресса. На протяжении нескольких месяцев ребёнок находился на лечении у нескольких врачей. 

Кроме того, мама ученицы для урегулирования сложившейся ситуации обратилась к учителю, но конфликт не был урегулирован. Впоследствии администрация школы организовала встречу с родителями данного класса, после которой конфликт разгорелся с новой силой. На встрече руководством школы не были приложены усилия по нормализации обстановки.

Содержание обращения тянуло на внеплановую проверку в отношении школы, где учится девочка. Для этого департаменту по контролю и надзору в сфере образования нужно было удостовериться, убедиться, что обращение неанонимное, что заявитель является действительно подлинным, настоящим лицом. Чтобы установить личность гражданина, написавшего обращение, специалист департамента связался с заявителем по телефону, указанному в обращении. Гражданка свою личность подтвердила. Это во‑первых. В настоящее время абсолютно все внеплановые проверки проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратуры. При этом налицо должны быть или непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, или сам факт причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, или выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований. Содержащиеся в обращении сведения указывают на факт наличия угрозы причинения тяжкого вреда здоровью обучающейся и, таким образом, являются основанием для проведения проверки. Отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое согласование является обязательным, считается грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора). Результаты проверки в таком случае признаются недействительными. Это во‑вторых. Для оценки соответствия деятельности образовательной организации и её работников обязательным требованиям законодательства, конечно, больше возможностей у выездной проверки. В данном случае наиболее подходила выездная проверка, так как требовались проведение бесед с руководителем образовательной организации и иными лицами, имеющими согласно должностным инструкциям отношение к обеспечению права обучающейся на предоставление условий для обучения с учётом особенностей её психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции, взятие объяснений работников, на которых возлагается ответственность за соблюдение прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Это в‑третьих. Для этого должно быть подготовлено объективное, аргументированное и убедительное мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия. Рассмотрев подготовленные департаментом документы, прокуратура области согласовала проведение внеплановой выездной проверки.

Чтобы обсудить итоги внеплановой выездной проверки, решили провести собеседование, на которое пригласили директора школы, его заместителей и представителя учредителя. Школа муниципальная, на хорошем счету. Директор известная личность. В школу стремятся попасть. Школа демонстрирует высокие результаты на государственной итоговой аттестации, в олимпиадах, конкурсах. Однако в ситуации с конкретным ребёнком школа допустила существенные промахи. Девочку в середине учебного года до его завершения приказом директора перевели на обучение с применением дистанционных образовательных технологий. Перевести‑то перевели, но обучение не организовали, не обеспечили, перевод в следующий класс осуществили без анализа результатов освоения образовательной программы.

Учитель, который обязан учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, при наличии нескольких медицинских заключений не обратился в психолого-педагогический консилиум школы для создания оптимальных условий обучения ребёнка. Вопрос организации обучения девочки с учётом обозначенных документов из учреждений здравоохранения в период 2023/2024 учебного года на заседаниях психолого-педагогического консилиума не рассматривался. При этом должностной инструкцией учителя, утвержденной приказом директора, с которой учитель был ознакомлен, установлена обязанность учителя по учёту особенностей психофизического развития обучающихся и состояния их здоровья. 

Больше всего в недоумение привела реакция директора. Он даже не пытался скрыть чувство обиды на родителей девочки. Если по прошествии времени обида так явно и откровенно прорывалась наружу, то представляю, что происходило на встрече администрации школы, педагогов с родителями этого класса. Вместо того чтобы разобраться, первая фраза директора, обращённая к родителям, прозвучала так: «Как вы так могли?»

На тот момент обращения в адрес Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка ещё не было, родители обратились в областную инстанцию, откуда и позвонили директору, не назвав фамилию заявителей. Так что в день проведения встречи директор ещё не располагал информацией, кто именно конкретно пожаловался. Эта фраза негативно зарядила классное родительское сообщество, и родители были возмущены поступком того, кто посмел пожаловаться. И всё это, несмотря на то, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. При этом граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. 

Что такое обида? Обида — это чувственная реакция на несоответствие наших ожиданий и действительности. Мы обижаемся, когда другой человек (или группа) ведёт себя относительно нас не так, как мы привыкли или как мы ожидаем, а иначе, хуже. То есть, чем больше ожиданий, чем ярче наши желания, тем сильнее будет обида. А обида, как известно, действует разрушительно. Всё дело в том, что во время обиды запускается набор негативных мыслей, которые в свою очередь вызывают тревогу, злость.

За большой период работы в образовании региона мне пришлось анализировать множество происшедших конфликтных ситуаций с родителями. Результат урегулирования зависел, как правило, прежде всего от позиции руководителя школы. Если ему удавалось подавить в себе чувство обиды – это хорошо и правильно. Если не удавалось – это совсем другое дело.

Но рассуждает любой директор при возникновении конфликтной ситуации примерно так:

«Как же так? Как возможно такое? Делаешь-делаешь, стараешься-стараешься, а в итоге чёрная неблагодарность, жалоба, перечёркивающая весь труд».

На родительницу, обратившуюся в вышестоящую инстанцию, какие только не навесили эпитеты, самые мягкие из которых: «бессовестная», «непорядочная». А вы, уважаемый директор, не задумывались, почему родительница обратилась не к вам, а сразу пошла дальше? Значит, изначально она не была уверена в справедливом решении. Да, с такими родителями трудно, да, разговор с ними нелёгок, да, требуется серьёзный анализ деятельности учителя, уже имеющего солидный стаж и уверовавшего в свою правоту и непогрешимость. Разговор с таким учителем не менее труден, и доводы директора этот учитель примет только в том случае, если они, эти аргументы, будут глубоко профессиональными.

А сегодня многие директора школ не знают «кухни» своих учителей, работает учитель и пусть себе работает, нет на него жалоб со стороны родителей и учеников, ну и хорошо, ну и молодец учитель. Опытному учителю попробуй сделать замечание, он тоже затаит обиду, а обиженный учитель – это оппозиция, которая директору ни в коем случае не нужна. Да ещё налицо проблема с кадрами, поднимется учитель и уйдёт в другую школу, что тогда делать? Да если практически абсолютное большинство родителей учитель устраивает, а два-три родителя имеют к учителю претензии, то в этом случае, по убеждению директора, именно они, эти два-три родителя, и мутят воду, а следовательно, их надо ставить на место.

Примерно так всё происходило и в нашей школе. С родителями девочки никто не спешил встретиться, пообщаться, никто не торопился вникнуть в ситуацию. Учительница, она же классный руководитель с родителями общалась через чат, требования просто доводились, они не разъяснялись, а тем временем негатив в этой семье по отношению к учителю и школе разрастался, накапливался и вылился в обращение. Директор школы и курирующий заместитель не посчитали необходимым объективно разбираться в ситуации, им стало страшно называть вещи своими именами и признавать свои недоработки. Управленческая команда пребывала в состоянии недоумения, непонимания от того, что их ожидания беспрекословной всеобщей родительской любви к учителям за их труд не оправдались. 

Почему‑то вспомнилась поговорка «На обиженных воду возят». Очень неприятно, когда слышишь её в свой адрес. Что говорящий подразумевает, когда произносит эту фразу? Какое‑то из следующих значений либо их сочетание:

— твои чувства по поводу ситуации не значимы, не нужны мне;

— повод для твоей обиды — пустяк, и ты реагируешь неадекватно;

— обижаясь, ты сам нагружаешь себя тяжкой ношей обиды, как водовоз нагружает себя водой, и страдаешь от этого.

Разговор с родительницей у директора не получится до тех пор, пока он не заставит себя перестать проявлять обиду, пока они не сядут за стол переговоров как равноправные партнёры. 

Важно, чтобы чувство обиды для этого директора не стало постоянной ответной реакцией на нештатные ситуации, ведь оно очень токсично. Если чувство обиды по отношению к ситуациям и конкретным людям станет возникать регулярно, то это сигнал того, что ваши ожидания расходятся с реальностью систематически. Может быть, директору стоит пересмотреть собственные взгляды на родительницу, ситуацию, отношения? Необходимо поставить перед собой вопрос: «Насколько мои ожидания вообще в данной ситуации адекватны? На чём они основаны?» Иногда лично я прибегаю к совету по‑хорошему разозлиться на себя. Злость в таком случае — это здоровая, очищающая, активная эмоция, побуждающая к восстановлению внутреннего ощущения справедливости и баланса. Нельзя забывать, что обида — это пассивное и тяжёлое состояние, как будто разъедающее человека изнутри. На кого оно направлено в первую очередь? Прежде всего, на самого себя. 

На собеседовании директор вёл себя беспомощно, ему было себя жалко. А обида и жалость, объединившись, лишают опоры, вместо активных действий директор проявлял бессилие перед ситуацией, неспособность повлиять на неё. Обида не является конструктивным способом разрешения ситуации, наоборот, она изолирует человека в себе, делает слабым, лишает сил и превращает в жертву.

Страшно то, что родительница определена школой как единственно ответственная за ситуацию. Эта крайность лишает школу возможности увидеть реальное положение вещей, оценить ситуацию, и найти способ если не решить, то избегать подобных событий в будущем. Обида свидетельствует об уязвимости. Постоянное ожидание, что другой поймёт, как он не прав, и извинится, только добавляет чувства неудовлетворённости.

Какие советы даны директору на собеседовании? Прежде всего выяснить причины претензий родителя. Чтобы разрешить конфликт, нужно постараться понять, почему родитель так себя ведёт. Иногда достаточно прямого вопроса. Однако в большинстве случаев необходимо проанализировать ситуацию, постараться наладить с родителем диалог. Для начала беседы подойдёт фраза: «Расскажите, пожалуйста, о своём ребёнке». Если родитель начнет говорить, то, как правило, сам скажет о том, что его беспокоит. Докопавшись до истинных причин конфликта и по‑новому взглянув на родителя-скандалиста, директор сможет изменить ситуацию.

Директор должен владеть техникой разрешения конфликта. Где‑то я читал, что к конфликту нужно относиться не как к войне, а как к приключению, очень ценный совет дают психологи: искать в конфликте скрытый смысл. Без работы с учителем в настоящей ситуации тоже не обойтись. Это будет не менее трудно, но нужно. Низвержение с пьедестала очень болезненно. Разговор с учителем состоится и будет успешным только в том случае, если директор не побоится диалога. Ну что ж надо не побояться!

К сожалению, директору не удалось разрешить конфликт на начальном этапе. Встреча с родителями не была инициирована. Школа не воспользовалась таким инструментом, как комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которая как раз и создаётся в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

Если родители утверждают, что учитель нарушает этические нормы, у комиссии есть все возможности установить наличие или отсутствие такого нарушения. Педагог тоже может обратиться в комиссию и инициировать расследование приписываемых ему нарушений, если считает их необоснованными. В состав комиссии в равном количестве входят родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, работники организации, осуществляющей образовательную деятельность, и совершеннолетние обучающиеся. Это повышает объективность принятых решений.

Ведь конфликт разбирают не только работники, но и другие родители и обучающиеся. Все они обязаны исполнить решение комиссии в указанный срок.

Короче говоря, любое обращение должно быть рассмотрено объективно, всесторонне и своевременно. Для этого нужны гибкость ума и действий. Хочется верить, что в рассказанной истории будет поставлена точка, свидетельствующая о наступлении позитива и мира.

Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области 


 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×