Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13:25, 12 сентября 2024
 Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области 346

Принимаемые меры должны отличаться полнотой

Принимаемые меры должны отличаться полнотой Фото: https://ru.freepik.com
  • Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области
  • Статья
  • Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области
  • Статья

Почему для школьников очень важно не отказываться от прохождения ГИА

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией (ГИА). В этом плане все основные общеобразовательные школы Белгородской области имеют государственную аккредитацию по уровню основного общего образования, все средние общеобразовательные школы – по двум уровням общего образования: основного общего и среднего общего, поэтому для всех без исключения выпускников 9-х и 11-х классов прохождение ГИА обязательно. Только в таком случае можно рассчитывать на документ об образовании.

Получение основного общего образования подтверждается аттестатом об основном общем образовании, получение среднего общего образования — аттестатом о среднем общем образовании. Причём эти документы об образовании выдаются лицам, успешно прошедшим ГИА. 

К ГИА допускаются выпускники, не имеющие академической задолженности, в полном объёме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, то есть имеющие, если это уровень среднего общего образования, годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат «зачёт» за итоговое сочинение (изложение) и, если это уровень основного общего образования, годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за девятый класс не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат «зачёт» за итоговое собеседование по русскому языку.

Однако в 2024 году в Белгородской области было несколько фактов, когда родители выпускников 9-х и 11-х классов, руководствуясь прежде всего собственными убеждениями, препятствовали тому, чтобы их дети проходили ГИА, вследствие чего обучающиеся не подали заявления на участие в итоговом собеседовании по русскому языку (девятый класс), в итоговом сочинении (изложении) (11-й класс), в ГИА и, таким образом, были лишены возможности её пройти и получить при положительных результатах аттестат.

Такие случаи имели место в Белгородском районе (два), Старооскольском (три) и Шебекинском (один) городских округах – шесть 6 обучающихся в шести школах. Возникает вопрос: все ли из возможных мер были приняты в муниципальных образованиях в целом и в школах в частности. 

Необходимо отметить, что принятые меры были далеко не исчерпывающими. Деятельность школ, в которых учились эти выпускники, и муниципальных органов управления образованием была сведена к проведению информационно-разъяснительной работы, к попыткам убедить и выпускников, и их родителей (законных представителей) подать заявление о прохождении ГИА и принять в ней участие. ГИА, как известно, проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. 

ГИА проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Порядки проведения ГИА и на уровне основного общего образования, и на уровне среднего общего образования определяются Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором). При проведении ГИА в 9-х и 11-х классах используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. ГИА по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме ЕГЭ, по образовательным программам основного общего образования – в форме ОГЭ.

С учётом сложившейся ситуации территориальные прокуратуры Белгородского района, Старооскольского и Шебекинского городских округов проведели проверки в отношении школ, в которых обучались девятиклассники и одиннадцатиклассники, родители которых не позволили им пройти ГИА, и соответствующих муниципальных органов управления образованием. Для участия в этих проверках были привлечены специалисты министерства образования области, в том числе департамента по контролю и надзору в сфере образования. Проверки показали, что оказались нереализованными меры, которые предусмотрены Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Так, положениями, которые регламентируют деятельность муниципальных органов управления образованием, не установлены полномочия, предусмотренные указанным законом. При этом фактически, что подтверждено планами работы, данную работу они проводят, а именно: контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства региона в области образования несовершеннолетних, участвуют в организации их летнего отдыха, досуга и занятости, ведут учёт несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях. 

Несмотря на неоднократные напоминания со стороны министерства образования области, в проверенных школах не установлен порядок выявления семей, находящихся в социально опасном положении, и оказания им помощи в обучении и воспитании детей. В рассмотрении ситуаций, связанных с отказом от подачи заявлений об участии в ГИА, не были задействованы школьные советы профилактики, тогда как налицо воспрепятствование со стороны родителей реализации права несовершеннолетних на получение образования, незаинтересованность в результатах их обучения. Не были применены диагностика особенностей внутрисемейных отношений, постановка родителей на профилактический учёт и организация с ними профилактической работы. К задачам ряда советов профилактики не отнесено выявление семей, находящихся в социально опасном положении. Если же ситуация и была рассмотрена на заседании совета профилактики, то даже без намёка на принятие решения об отнесении семьи к категории семей, находящихся в социально опасном положении. Имеют место факты, когда выявление подобных семей отнесено к задачам советов профилактики, но фактически эта работа отсутствует. Советом профилактики одной из школ семья, в которой проживал девятиклассник, не подавший заявления на участие в ГИА по причине воспрепятствования со стороны родителей, была поставлена на внутришкольный учёт, но основания такого решения не указаны. Реализация плана индивидуальной профилактической работы с семьёй не отслеживалась на последующих заседаниях совета.

Серьёзным упущением в деятельности школ и муниципальных органов управления образованием стало отсутствие взаимодействия с правоохранительными органами, ни одна из школ не уведомила о сложившейся ситуации правоохранительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав также не располагали всей полнотой информации.

Прокуратурой Белгородского района по результатам проверки внесено представление в адрес главы администрации района по фактам ненадлежащей профилактической работы со стороны управления образования и одной муниципальной школы. В адрес указанной школы и в адрес государственной школы, расположенной на территории Белгородского района, прокуратура также внесла представления. 

Шебекинский межрайонный прокурор по выявленным нарушениям внёс представления в адрес муниципальной школы, управления образования, ОМВД России по городскому округу.

Старооскольской городской прокуратурой внесены представления в адрес трёх муниципальных школ, направлена информация для принятия мер в адрес главы администрации городского округа.

Министерство образования области всем шести школам объявило предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Приведённые примеры свидетельствуют о том, что мы столкнулись с очень серьёзной проблемой, если учесть, что отказов от ГИА с каждым годом становится всё больше. Противостоять этому нужно и можно, но справиться с ситуацией позволят только совместные и активные действия абсолютно всех субъектов профилактики, эффективное межведомственное взаимодействие. 

Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×