Играют все!
Как интеллектуальные игры мотивируют школьников участвовать в олимпиадах и конкурсах. Из материалов газеты «Доброжелательная школа Белогорья» (2019–2022 гг).
«Первый, второй, третий, четвёртый, пятый. Тая, ты первая. Начинай!». «Т-с-с-с… Только ты не дыши». «А ты не двигайся, чтобы стол не дрожал, вся башенка из‑за тебя рухнет». «Всё-всё! Мы замерли! Вытаскивай!»…
Настольная игра Jenga после уроков надолго увлекла учеников 1 «Б» класса лицея № 10 г. Белгорода. Маленькие игроки старательно, буквально затаив дыхание, по очереди доставали блоки из основания выложенной деревянной башенки и клали их наверх. Становилась она всё выше и выше, а оттого всё менее устойчивой. Пока юные «строители» аккуратно вытаскивали по брусочку, развивая, сами того не замечая, пространственное мышление, чуть поодаль за соседним столом одноклассники увлечённо играли в «МЕМО» — среди карточек, разложенных изображениями зверушек вниз, пытались отыскать одинаковые картинки. Отличная тренировка для вниманияи памяти! Интересно? Да! Полезно? Без сомнений! В белгородском лицее № 10 давно это поняли и сделали ставку на интеллектуальные игры.
Учёба с удовольствием
«Интеллектуальные игры позволяют привлечь детей к учёбе, заинтересовать их предметами, наукой. Игра всегда была и будет ближе ребёнку, она понятнее ему и интереснее. Как показала практика, чем больше мы играем с детьми, тем они активнее вовлекаются в более сложные виды деятельности – будь то олимпиадное движение, или интеллектуальные конкурсы. Игры — своего рода создатель положительного эмоционального настроя и мотиватор для них», — говорит заместитель директора Людмила Петрюк.
Что сказать, дети есть дети. Оттого игра всегда была, есть и будет в приоритете в начальной школе. В основную и среднюю же, по словам Людмилы Тарасовны, интеллектуальные игры «пришли» с новым директором – Ларисой Стебловской. Директор, а по совместительству увлечённый учитель химии, «принесла» в лицей… химический турнир. Команда лицея первой из команд школ, гимназий и лицеев нашей области в 2014-м году прошла отборочный этап и приняла участие во Всероссийском химическом турнире.
Лариса Стебловская возглавила лицей в 2010-м году. Признаётся, идея внедрения интеллектуальных игр в образовательную деятельность пришла не сразу. Поначалу Лариса Станиславовна присматривалась, осваивалась. Понимала: идти по накатанной не получится. Нужно привносить что‑то новое. Так и собрали первую сборную из девяти- и десятиклассников.
«Детям очень понравилось. Мы начали выезжать в Санкт-Петербург на Всероссийский химический турнир. Всегда входили в десятку, а одна команда даже заняла второе место, проиграв Воронежу всего лишь 0,23 балла», — рассказывает Лариса Стебловская.
Об этой четверти балла, отделившей лицеистов от победы, весной 2017 года писали местные СМИ:
«Белгородские лицеисты заняли второе место на научном турнире в Санкт-Петербурге. Ученики белгородского лицея № 10 разработали способ измерения температуры с помощью аккумуляторной жидкости, фотографического фиксажа и секундомера. Этот доклад содержал строгие математические выкладки и сопровождался наглядным экспериментом…».
Докладчик, оппонент, рецензент…
Быстро поняв нюансы игры, активно начали ездить в Северную столицу. Чуть позже устремились и в Москву: в 2017–2018 году команда учеников 9–10-х классов поучаствовала в Межрегиональном химическом турнире на базе МГУ. Организаторы турнира предложили лицею стать организаторами проведения регионального этапа Межрегионального химтурнира. К слову, с 2015 года региональный этап Межрегионального химического турнира проходит в БГТУ им. В. Г. Шухова, а с 2016 года региональный этап Всероссийского химтурнира – в Белгородском госуниверситете.
«Благодаря участию в турнирах значительно выросла результативность школьников в олимпиадах по химии различного уровня. Кроме того, участвуя в них, наши ученики получают бесценный опыт тренировки своих интеллектуальных способностей и параллельно знакомятся с одними из лучших вузов страны – Санкт-Петербургским госуниверситетом и МГУ», — отмечает Людмила Петрюк.
В 2020-м из‑за риска распространения коронавирусной инфекции лицей принял участников регионального этапа Всероссийского химического турнира. Победила лицейская команда «Муассанит» — ученики 10 «А» класса Мария Чурносова, Елизавета Селюкова, Екатерина Галкова и Всеволод Руденко.
Мы искали вещества, из которых можно создать морозный узор, похожий на настоящий иней… — пояснила Маша.
— Нашли?
— Конечно же, тиосульфат натрия.
Химический турнир приглянулся школьникам. В некоторой степени, по их мнению, несмотря на негуманитарность изучаемого предмета, это творческое соревнование. И вносит нотку творчества в него, по словам юных исследователей,«открытый» характер, то есть в отличии от олимпиадных задач у них нет однозначного решения. Да и приходится работать не самому, а в коллективе, и примерять на себя одну из ролей игры.
«В химическом турнире есть докладчик – он представляет аргументированное решение команды на задачу, оппонент, который оценивает и высказывает свои замечания по поводу доклада, может задать каверзные вопросы. А рецензент оценивает работу как докладчика, так и оппонента», — пояснила Лиза.
Химический бой
Лицей активно участвует в муниципальном проекте «Интеллектуальные игры». В его стенах проходит муниципальная интеллектуальная игра «Химический бой». Проводят её в несколько этапов: первый – решение заданий, второй – выполнение виртуального эксперимента, третий – защита задачи, не имеющей одного решения.
«Задание с многовариативным решением помогает раскрывать детям творческий потенциал, им приходится задействовать огромное количество ресурсов, знаний, чтобы найти своё решение», — отмечает Людмила Петрюк.
Любители химии пробуют свои силы и во Всероссийской игре «Российская школа фармацевтов». Особую активность, как и с химическим турниром, начали проявлять с 2014 года. Интеллектуальный конкурс для десятиклассников проходит в несколько этапов. Первый – в формате олимпиады и является отборочным этапом к участию в интеллектуальной игре «Кто хочет стать фармацевтом?» Лицею есть чем похвалиться. В 2017 году Алексея Рядинского удостоили звания абсолютного победителя. С этим званием школьник получил весьма приятный бонус – право бесплатного обучения в Санкт-Петербургском государственном химико-фармацевтическом университете по одной из специальностей на выбор: «Фармация», «Химическая технология» или «Биотехнология».
«Детективное агентство» и «Нановенчур»
В интеллектуально-игровую жизнь лицея значительное разнообразие привнесло тесное сотрудничество (уже практически 11-летнее!) с федеральным сетевым образовательным сообществом «Школьная лига РОСНАНО». Один из полезных бонусов такой дружбы – лицею подарили настольные интеллектуальные игры. Отличное подспорье для педагогов: и обычные уроки разнообразить можно (что подстегнёт интерес к предмету), и на внеурочке пригодится. Игра «Детективное агентство» знакомит ребят с величайшими открытиями в мире науки, а экономическая игра «Нановенчур» позволяет старшеклассникам почувствовать себя обладателями огромных богатств. Перед ребятами стоит непростая задача – в игровой форме научиться правильно распоряжаться средствами, планировать и прогнозировать.
«Интеллектуальные игры дают возможность детям проявить свои лучшие интеллектуальные качества, научиться работать в команде, логически мыслить, добывать знания и применять уже имеющиеся на практике. Даже те дети, которые не хотят в них участвовать, а просто выступают зрителями, очень многое узнают и, возможно, в будущем захотят взять с них пример», — говорит Людмила Петрюк.
Как бы то ни было, интеллектуальные игры начали приносить свои плоды – всё больше и больше лицеистов хотят участвовать в интеллектуальных играх различного уровня, конкурсах и олимпиадах. Причём получается у них весьма результативно. К примеру, из последних новостей: ученики 11 «В» класса (социально-экономического профиля) стали призёрами Всероссийской онлайн-игры «1418», а ребята из 11 «А» (естественнонаучного профиля) победили во Всероссийском экологическом квесте. Лицеисты с удовольствием участвуют в заочной метапредметной олимпиаде, с энтузиазмом откликаются на лицейские проекты (к примеру, «Интеллект поколения» — когда дети проводят исследования вместе со своими родителями, бабушками и дедушками, работающими в вузах). Не пропускают ни одной школьной викторины или квеста, приуроченного к памятной дате или празднику. И отлично оборудованная шахматная зона никогда не пустует. Ещё бы! Одна из древнейших интеллектуальных игр… А с интеллектуальными играми в лицее уже давно на «ты»!
Ольга Муштаева