Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14:00, 01 мая 2024
 Татьяна Рухленко, учитель литературы  школы № 41 города Белгорода 889

На службе у детства

На службе у детства Иллюстрации Ксении Павловой к сказкам Константина Ушинского Фото: https://www.labirint.ru/books/858557/
  • Татьяна Рухленко, учитель литературы  школы № 41 города Белгорода
  • Статья
  • Татьяна Рухленко, учитель литературы  школы № 41 города Белгорода
  • Статья

Почему сказки великого русского педагога Константина Ушинского — это своеобразный «учебник», по которому дети учатся жить.

«Через сказку, фантазию – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…», — писал великий русский педагог Василий Сухомлинский.

Кто из нас не помнит сказочную атмосферу тепла и уюта, когда мама или бабушка, сидя рядом с книжкой в руках, а то и без книжки, читали или рассказывали сказку перед сном?! Такой вечерний ритуал сам по себе исцеляет детскую душу. А если ещё сказочная история носит терапевтический эффект, то её значимость и польза для ребёнка возрастают в несколько раз…

В современном обществе такая семейная традиция, как чтение сказок детям, постепенно утрачивается. На смену этому досугу приходят просмотр мультфильмов, электронные игры. Безусловно, социально-культурные изменения в современном обществе выдвигают совершенно новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Уже никого не удивишь, рассказав о годовалом малыше, лихо справляющемся с планшетом, телефоном или другим гаджетом, или о том, что современные дети просят у Деда Мороза не книгу сказок, а интерактивные игрушки, выбирают для игр персонажей популярных мультфильмов, катаются на роликах, буквально с рождения «впитывают» несколько языков и многое другое.

Можно долго спорить о том, хорошо это или плохо. Но это уже свершившийся факт. При этом никто не будет отрицать, что в современной России уделяется особое внимание образованию и воспитанию нового поколения, что должно положительно сказаться на развитии нашего общества в интеллектуальном и духовно-нравственном плане. 

Иллюстрации Ксении Павловой к сказкам Константина Ушинского Иллюстрации Ксении Павловой к сказкам Константина Ушинского / Фото: https://www.labirint.ru/books/858557/

Прежде чем продолжить разговор о возможностях развития и воспитания современных детей, хотелось бы вспомнить одну старую восточную притчу.

Она гласила:

«Странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с огромным трудом перевернул тяжелый камень и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

О чём эта притча? Может быть, как раз о сказках? Ведь все мы стремимся узнать нечто новое, познакомиться с последними разработками в области воспитания и развития детей, использовать неизвестные ранее технологии. Но часто забываем о том, что известно с самого раннего детства, — о сказках.

В связи с этим хотелось бы особо выделить и рассмотреть вклад в детство такого яркого, выдающегося человека, как Константин Дмитриевич Ушинский.

Его называют отцом научной педагогики, поскольку именно он заявил о необходимости «опираться в педагогике на теорию, то есть на всестороннее изучение человека и систематизированный опыт». Обучение, по мнению Ушинского, не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно. 

Константин Ушинский. Копия фотопортрета 1864 г. Художник Мария Владимирович Константин Ушинский. Копия фотопортрета 1864 г. Художник Мария Владимирович / Фото: https://russianclassicalschool.ru

Изучая вклад этого человека в науку, культуру, нельзя обойти вниманием его педагогические сказки.

Ушинский был собирателем фольклорных сюжетов, а также талантливым повествователем.

«В народной сказке, — писал Ушинский, — великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грёзы».

В его педагогических сказках для детей и взрослых читатель встречает знакомых персонажей, увлечённо следит за развитием действия, постепенно приобщаясь к основам нравственности и духовности.

Великий русский педагог Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской души. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их воздействии на ребёнка.

Он говорил, что сказка делает свое дело: помогает ребёнку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, за свободу, а чтение сказок – тропинка, идя по которой умный, думающий человек находит путь к сердцу ребенка. Так этот выдающийся человек нашел путь к детям, написав для них воспитывающие, научно-познавательные сказки и рассказы.

Судите сами.

Сказка «Два козлика» написана для того, чтобы высмеять упрямство. Что делать, если ребенок упрям? А может, взять да и прочитать с ним эту сказку, посмеяться вместе над персонажами, а потом спросить: «А не поступаешь ли ты иногда так же?» Пусть ребёнок осознает, как выглядит это со стороны. 

Сказка «Слепая лошадь» о том, как лошадь спасла жизнь своему хозяину и он пообещал всегда за нею ухаживать. А когда она стала не нужна, он забыл о своём обещании и выгнал лошадь на улицу. С помощью этой сказки можно рассказать о том, что дал слово – держи, показать, как противно предательство. Кроме того, можно показать ребёнку, что справедливость всегда восторжествует. 

Сказка «Ветер и Солнце» — о том, как поспорили они, кто сильнее, и пытались снять плащ с человека. Сказка учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева.

Сказка «Два плуга» — о том, как два совершенно одинаковых плуга стали разными: один сверкал, а второй заржавел. Эту сказку великолепно читать специально для того, чтобы воспитывать в детях трудолюбие. 
 

Портрет Константина Ушинского. Вырезка в альбоме «Публицисты и общественные деятели, правители, государственные деятели, военные, поэты и беллетристы, ученые, художники и музыканты» Портрет Константина Ушинского. Вырезка в альбоме «Публицисты и общественные деятели, правители, государственные деятели, военные, поэты и беллетристы, ученые, художники и музыканты» / Фото: https://catalog.shm.ru

Основная цель и идея в сказках, с помощью которых он хотел привить детям понятия о нравственности и сформировать мировоззрение, была народность и стремление обучать детей морально-этическим нормам не через наказание, а при помощи мотивации и интереса. О чём он рассуждает в одной из своих знаменитых цитат:

«Детским чувством, точно так же, как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его». 

В первую очередь необходимо отметить, что именно сказка изначально служила источником и способом хранения и передачи информации, нравственного и культурного обогащения детей, способом приобщения их к традициям своего народа.

Сказка позволяет в привычной для ребёнка форме привить ему постижение себя как личности для дальнейшей успешной социализации и преодоления кризисных периодов данного возраста. Ценность таких, казалось бы, простых сказок Ушинского, как: «Золотое яичко», «Как аукнется, так и откликнется», «Спор воды с огнём» — безгранична. 

В его изложении Курочка в конце пообещала снести яичко «…не золотое – простое», что и ведёт нас к выводу: счастье — в простых вещах. Нужно беречь и быть благодарным за то, что есть, и смотреть на окружающий нас мир и вещи проще, не придавая большой значимости событиям, которые этого не заслуживают. Сказка «Золотое яичко» доказывает, что педагог видел в народных русских сказках и преданиях куда более глубокий философский смысл, чем может показаться на первый взгляд.

Воспитательная роль сказки очевидна: ребёнок, глядя на поведение взрослых — бабки и дедки, должен понять, каким хрупким бывает счастье, каким простым на вид может оказаться эта драгоценность, как легко её утратить.

Ещё одна педагогическая сказка — «Как аукнется, так и откликнется», написанная примерно в то же время. История раскрывает довольно важную житейскую мудрость: «Люди будут относиться к тебе так же, как относишься к ним ты». В сказке на примере двух героев – Лисы и Журавля — нам представляют отношения «друзей». Отношения, которые сложно назвать настоящей и искренней дружбой. Пригласив друга в гости, Лиса сделала всё, чтобы тому было неудобно есть сваренную ею кашу. Журавль, в свою очередь, оскорблённый поступком Лисы, решил отплатить ей той же монетой и так же, пригласив в гости, не дал той и шанса попробовать угощение. Но виновата в том изначально была именно Лиса, так как пренебрегла всеми правилами гостеприимства и дружеских отношений. Поэтому Журавль справедливо ответил ей точно таким же поступком. «Пришла лиса домой не солоно хлебавши. На этом у них с Журавлём и дружба кончилась», этими словами автор ещё раз подчеркивает, какими могут быть последствия подобных поступков по отношению к окружающему тебя миру, основной смысл сказки заложен в самом названии «Как аукнется, так и откликнется».

Сказка учит тому, что дружбы не получится между теми, кто не умеет заботиться о друзьях, стараться сделать им приятное даже в ущерб собственным привычкам и предпочтениям.

В основном у Ушинского героями выступают животные или стихии, олицетворяющие собой какие‑либо качества и умения, что мы встречаем в следующей сказке «Спор Воды с Огнём». Сказка издана вместе с его ранними произведениями этого жанра. Её сюжет прост. Огонь и Вода затеяли спор: кто из них для мира важнее? Вода стремительна и беспощадна, способна потопить корабли и наводнить города. Но и Огонь опасен, его пламя может подняться к небесам, уничтожая всё на своем пути, ничто не укроется от испепеляющего жара. Рассудить их должен был Ветер, что «…носится по целому свету и знает, что в нем делается». Стали обе стороны о «достижениях» своих рассказывать, хвалиться друг перед другом, желая всеми силами превзойти соперника.

В итоге Ветер отвечает им словами, несущими в себе истинную мудрость и смысл истории:

«…поодиночке вы оба можете приносить только вред и оба одинаково бессильны на доброе дело. Силён же только тот, кто заставил вас да и меня также повсюду бороться друг с другом и в этой борьбе служить великому делу жизни».

Сказка учит ребят тому, что сила кроется в единстве и бессмысленные споры и сравнения ни к чему не приведут. У каждого есть недостатки, но, если люди будут более сплоченными и научатся работать сообща, это и станет могущественной силой, способной преодолеть любые невзгоды. Этой идеи – идеи народности, единства духа — К.Д. Ушинский придерживался на всём протяжении своего пути.

Можно с уверенностью сказать, что чтение сказок Константина Ушинского действительно является одним из способов приобщения детей к духовно-нравственным ценностям. Они хранят в себе необходимые для дальнейшего развития жизненные уроки, народную мудрость, передающиеся из поколения в поколение. 

Сказки нашего великого педагога наилучшим образом подстраиваются под детскую сущность. С их помощью сохраняются и передаются фундаментальные истины человеческого бытия, ведь в произведениях Ушинского практически всегда существует чёткая грань между положительными поступками героев и отрицательными.

Такая ясность оценок в сказке помогает ребёнку правильно усвоить её мораль, сделать полезные для себя выводы, скорректировать поведение и отношение к миру. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их тонком воздействии на ребенка. Дети и сказка неделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками должно обязательно входить в жизнь каждого ребёнка. 


 

Иллюстрации Ксении Павловой к сказкам Константина Ушинского Иллюстрации Ксении Павловой к сказкам Константина Ушинского / Фото: https://www.labirint.ru/books/858557/
Произведения Ушинского отличаются глубоким пониманием детей и того, что нужно для их воспитания. Они содержат мудрые советы и примеры того, как жить по правилам нравственности и морали. Его сказки – это своеобразный «учебник», по которому дети учатся жить. Они увлекательные и доступные для понимания ребёнка, не утруждают представить жизнь людей, их поступки, судьбы, а также являются поучительными, показывают, к чему приводит тот или иной поступок героя, формируют характеры. 

Эти бесценные качества — доброта, смекалка, отвага, толерантность, трудолюбие, чувство собственного достоинства и мудрость — не только делают нас лучше, как людей, но и помогают создать сильное и здоровое общество. Великий педагог Константин Ушинский убедил нас в том, что сказка будет всегда стоять на службе у детства. 

Татьяна Рухленко, учитель литературы школы № 41 города Белгорода

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×