Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13:30, 02 ноября 2023
 2318

Профминимум: что это такое и как поможет школьникам

«Если удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет», — писал известный педагог Константин Ушинский.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Это значит найти своё место в жизни. Помогает сделать этот выбор профориентационный минимум, который ввели в этом году в школы региона.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Это значит найти своё место в жизни. Помогает сделать этот выбор профориентационный минимум, который ввели в этом году в школы региона.

Профориентационный минимум (профминимум) — это единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации школьников. 
Профминимум реализуется на одном из трёх уровней: базовый (рекомендованная учебная нагрузка – не менее 40 часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год), продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).
Школьники на интерактивной выставке профессий в рамках проекта «Билет в будущее» Школьники на интерактивной выставке профессий в рамках проекта «Билет в будущее» / Фото: архив Центра опережающей профессиональной подготовки Белгородской области

Как это работает

«С 1 сентября 2023 года в Белгородской области введён профминимум — единая модель профессиональной ориентации. Это важно для формирования единого профориентационного пространства в системе общего образования Российской Федерации. Он реализуется в 515 школах региона на разных уровнях (базовый, основной и продвинутый)», — рассказала координатор по внедрению профориентационного минимума в Белгородской области Кристина Начкебия.

Кристина Начкебия Кристина Начкебия / Фото: личный архив

Почти 78,5 тысячи учеников шестых-одиннадцатых классов практически из всех школ области участвуют в этих занятиях по профориентации.

Профминимум в школах реализуется по шести направлениям (форматам):

1. «Урочная деятельность»;

2. «Внеурочная деятельность: курс занятий «Россия – мои горизонты»;

3. «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»;

4. «Практико-ориентированный модуль»;

5. «Дополнительное образование»;

6. «Профессиональное обучение».

Цифровое ядро реализации профминимума — многофункциональная информационно-сервисная онлайн-платформа профориентационного проекта «Билет в будущее», на которой размещены профориентационные материалы для педагогов, школьников и их родителей (законных представителей). Материалы на платформе обновляются и дополняются. 

Платформа содержит общедоступный сегмент, которым могут пользоваться все участники образовательного процесса (школьники, родители (законные представители), педагоги).

Внедрение и реализация профминимума позволит школьникам через различные форматы познакомиться с большим спектром профессий, узнать об их особенностях, определиться с профессией или с направлением дальнейшей профессиональной деятельности».

«Цель реализации профориентационного минимума — ормирование единого профориентационного пространства в системе общего образования Российской Федерации, обеспечивающего готовность выпускников школ к профессиональному самоопределению.

В 2023–2024 учебном году профориентационный минимум реализуется на базе проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» нацпроекта «Образование» (поручение Президента Российской Федерации № Пр-2182 от 20 декабря 2020 г.).

Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории – это важнейшая задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ, и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека. Позитивными долгосрочными эффектами профориентационной работы станет также снижение показателей молодёжной безработицы, лучшая закрепляемость кадров на рабочих местах, повышение производительности труда», — поясняет руководитель проекта «Билет в будущее» в Белгородской области Алина Листопад.

Алина Листопад Алина Листопад / Фото: личный архив

В проекте «Билет в будущее» профминимум решает такие задачи:

— развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной работы в общеобразовательных организациях;

— обеспечение научно обоснованного содержательного наполнения профориентационной деятельности с учётом разных возможностей образовательных организаций;

— разработка механизмов мониторинга, анализа, верификации профориентационной деятельности;

— систематизация профориентационной работы образовательных организаций;

— обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся;

— разработка вариативного компонента профориентационной работы с обучающимися с учётом социально-экономических особенностей конкретного региона;

— подготовка программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных организациях;

— обеспечение социального партнёрства между сторонами, участвующими в профориентационной работе: образовательными организациями всех видов, компаниями-работодателями, центрами занятости населения, обучающимися и их родителями;

— включение в профориентационную работу программы, предусматривающей поддержку обучающихся «группы риска» (с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства).

Целевая аудитория профориентационного минимума – ученики 6–11 классов, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; родители и педагогические работники; представители систем среднего профессиональгного и высшего образования; организации-работодатели региона.

«Учитывая результаты исследований, педагоги, психологи и профконсультанты сходятся 
во мнении, что с шестого класса у детей формируется осознанный подход к выбору будущей профессии, готовность к получению навыков в определённых рабочих и производственных процессах, а также восприимчивость к получению надпрофессиональных навыков», — говорит Алина Листопад.

Как внедрение профминимума поможет системе образования?

В российских школах профориентационный минимум реализуется по семи направлениям:

урочная деятельность (встраивание в уроки общеобразовательного цикла профориентационного компонента. Например, в рамках предмета «Химия» можно посвятить один из уроков практическому применению химических законов в работе предприятий, например, фармакологической отрасли);

внеурочная деятельность (цикл занятий «Россия – мои горизонты», в рамках которых проводятся профориентационные уроки, диагностики, моделирующие профессиональные пробы и др.);

воспитательная работа, включая практико-ориентированный модуль (профессиональные пробы на базе колледжей и техникумов; экскурсии на производство; участие школьников в конкурсах профориентационной направленности, в том числе в рамках Российского движения детей и молодёжи «Движение первых», Юнармии, реализации проектов «Россия – страна возможностей», чемпионатов «Абилимпикс», «Профессионалы» и др.);

дополнительное образование (разработано и размещено 10 345 программ в системе «Навигатор дополнительного образования», в том числе профориентационной направленности);

профессиональное обучение (ежегодный охват профобучением – 1700 школьников по 55 востребованным программам профессионального образования);

взаимодействие с родителями (законными представителями);

— профильные/предпрофессиональные классы (в Белгородской области сформированы профильные классы, примерные учебные планы профильных классов на 2023–2024 учебный год: 61 психолого-педагогический класс; 60 медицинских классов; 21 агрокласс). 
 

Школьники на интерактивной выставке профессий в рамках проекта «Билет в будущее» Школьники на интерактивной выставке профессий в рамках проекта «Билет в будущее» / Фото: архив Центра опережающей профессиональной подготовки Белгородской области

Что говорят школьники?

Иван Сохин, ученик Кустовской школы Яковлевского городского округа:
 

Иван Сохин Иван Сохин / Фото: личный архив

«С появлением профминимума в школе я начал более подробно изучать биологию и химию. Больше всего мне нравится то, что полученные знания мы можем реализовать на практике на профпробах, которые проходят в колледжах и техникумах. 

Проект помог мне определиться с выбором профессии, так я осознал, что хочу стать хирургом. Врачи – самая важная работа. Они спасают жизни людей. А я просто хочу помогать людям.
Мне интересно медицинское направление, и я ходил на мастер-классы на профессиональных пробах по медицине. А в медицинском классе узнал больше о строении тела человека».

Дарья Подгорная, ученица Яковлевской «Школы успеха» Яковлевского городского округа:

Дарья Подгорная Дарья Подгорная / Фото: личный архив

«На уроках по профориентации мне нравятся видеоролики о различных профессиях, я узнала о них много интересного. 

У меня появилась возможность посещать медицинскую подготовку в школе № 1 Строителя. Благодаря своим родителям и урокам по профориентации я смогла определиться с выбором своей будущей профессии, они помогли мне лучше понять свои интересы, способности, навыки.

В будущем я хочу стать стоматологом. Мне очень нравится видеть счастливые лица пациентов. Что может быть лучше, чем красивая и неотразимая улыбка?! Каждый человек, если он уверен в том, что у него красивые зубы, может больше и чаще улыбаться. Он чувствует уверенность в себе. Для того, чтобы получить профессию врача-стоматолога, трудиться, ведь я хочу стать именно квалифицированным специалистом, а не просто получить высшее образование».

Ваня и Даша – активные участники проекта «Билет в будущее». Они и ещё девять активистов проекта получили путёвку во Всероссийский детский центр «Орлёнок». Это ребята из разных городов и районов области, которые присоединились к проекту ещё в 2021 году (когда «Билет в будущее» заработал в Белгородской области) и продолжают участвовать во всех его мероприятиях: диагностике, профориентационных уроках, профессиональных пробах и т. д. 

Что говорят учителя?

Екатерина Миронова, педагог-навигатор проекта «Билет в будущее» (учитель Вани):

Екатерина Миронова Екатерина Миронова / Фото: личный архив

«Профминимум – это комплексная подготовка школьников к профессиональному самоопределению в соответствии с их личностными качествами, интересами, способностями, состоянием здоровья, а также с учётом развития экономики и общества. 

Впервые я услышала о таком проекте только в августе этого года, когда нам рассказывали о внеурочной деятельности, в рамках которой с 1 сентября по четвергам проходит цикл профориентационных занятий «Россия – Мои горизонты». Мне было интересно узнать, что же это такое. И так получилось, что совсем недавно я стала педагогом-навигатором «Билета в будущее».

Как раз цель профминимума — вовлечение в профориентацию всех школьников с 6-го по 11-й классы и, что очень важно, в том числе ребят с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Как известно, выбор будущей профессии — это точка на пересечении:

— склонностей и интересов ребёнка, его «хочу»;
 — его способностей — «могу»;
 — и к тому же потребностей общества: но не прямо сейчас, а в перспективе взросления ребёнка — «надо». 

Как сказал Министр просвещения Сергей Кравцов: «Начиная с шестого класса, есть очень хороший опыт ряда регионов. И конечно, эту работу надо усиливать, потому что в этом возрасте уже возникает представление о будущей профессии». 

Первый шаг – развивающий опросник, определяющий готовность ученика к выбору профессии (его организовывают в школе). Второй шаг – диагностика важных способностей и «мягких» навыков. Третий шаг определяет, много ли ученик знает о различных перспективных направлениях, здесь проверяются «твёрдые» навыки. 

Школьников ждут профориентационные уроки, на которых будет объясняться значимость учебных предметов в профессиональной деятельности, классные часы (в том числе с демонстрацией выпусков онлайн-уроков «Шоу профессий»), беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, экскурсии на производство, в вузы, техникумы и колледжи (в рамках дней открытых дверей и открытых уроков), а также ярмарки профессий, встречи с представителями разных профессий.

Масштаб и насыщенность профминимума очевидны — и это, безусловно, хорошо. Но есть нюанс: программе не хватает персонализации, индивидуальная работа с семьей остаётся за её рамками.

Это значит, что потребность в консультативной профориентации сохраняется — и именно у специалистов-профориентаторов есть все необходимые компетенции и инструменты, чтобы восполнить этот пробел.

Профминимум дал нашей школе многое. Ребята выезжают в колледжи, техникумы, вузы, что немаловажно для выбора профессии. 95 % выпускников Кустовской школы возвращаются назад в наш населённый пункт, чтобы работать в ООО «Кустовое», ЗАО «Томмясо», ЗАО «Томмолоко». Хочется отметить, что более 70 % учителей Кустовской школы – это наши выпускники. Так за последние пять лет в Кустовскую школу пришли наши выпускники — четыре учителя начальных классов, учителя математики, русского языка и литературы, иностранного языка, истории и обществознания».

Иван Бородин, педагог-навигатор проекта «Билет в будущее», учитель Яковлевской школы «Школа успеха» (учитель Даши):

Иван Бородин Иван Бородин / Фото: личный архив

«Я участвовал в проекте «Билет в будущее» ещё в 2021 году. При реализации профминимума школам рекомендовано использовать в следующие профориентационные мероприятия:

— профориентационный урок (специалист может самостоятельно разработать профориентационный урок или воспользоваться материалами, разработанными в рамках проекта «Билет в будущее» и уроков «Шоу профессий»);

— диагностика и групповое консультирование по итогам профориентационных диагностик;

— информирование школьников и их родителей о профориентационных мероприятиях, проводимых в рамках реализации профминимума (на родительских собраниях — не менее двух раза в год);

— посещение организаций – будущих работодателей».

Иван Бородин и Дарья Подгорная Иван Бородин и Дарья Подгорная / Фото: личный архив

Юные читатели, мы желаем вам выбрать профессию по душе! И очень надеемся, что профминимум и ваши педагоги, наставники помогут вам сделать правильный и осознанный выбор. Удачи вам и успехов!

Публикация подготовлена при поддержке Центра опережающей профессиональной подготовки Белгородской области
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×