Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:37, 27 февраля 2023
 Николай Рухленко 297

Личность формируется личностью

Личность формируется личностью Фото: Вадим Заблоцкий
  • Николай Рухленко
  • Статья
  • Николай Рухленко
  • Статья

Размышления о том, как важны и значимы для сферы образования хорошие методисты

Известный немецкий педагог Дистервег писал: «Без стремления к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трёх педагогических демонов: рутинности, банальности, механистичности».

Каким должен быть хороший методист

Затруднения в педагогической работе всегда были, есть и будут. Одни педагоги-практики пробуют преодолеть их самостоятельно, другие обращаются к своим коллегам, третьи ищут ответы в трудах учёных. У каждого свой путь. Не раз при этом приходилось слышать от учителей ропот, что учёные пишут сложно, поэтому их работы трудно воспринимать и понимать. А что в итоге? Оказывается, многие идеи остаются нереализованными. А тем временем у практиков всё больше проблем и всё глубже застой.

В таком случае нужен своего рода переводчик с языка науки на язык практики, нужно связующее звено, нужны специалисты, которые бы смогли обеспечить взаимодействие. Как раз в этом и заключается предназначение методиста, знания и способности которого позволяют работать как в пространстве практики, так и в пространстве науки. Миссия методиста в том и заключается, чтобы объединить науку и практику, связать их, побудить работать одно на другое.

Понятие «методист» восходит к слову «метод». В начале XIX века это действительно были учителя, которые обменивались методами своей работы. В это время в России зарождались первые советы практикующих учителей. В середине века методическая работа отличалась уже определённой системностью, а к началу следующего века сформировалась отдельная профессия учителя-инструктора (методиста). А вот квалификационная характеристика была утверждена намного позже, только в XXI веке. Гёте принадлежит замечательное высказывание:

«Сильный ум, преследующий практические цели, — лучший ум на земле».

Так вот это прежде всего о методисте. 

Методист много должен знать. Что именно, без чего его деятельность бессмысленна? Безусловно, приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Конечно, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность. Разумеется, принципы дидактики. Несомненно, основы педагогики и возрастной психологии, общие и частные технологии преподавания, принципы методического обеспечения учебного предмета, методику выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы. А как без знания принципов организации и содержания работы методических объединений? Или основных требований к средствам обучения, современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода? Плюс ко всему методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, их родителями, педагогическими работниками, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения. Ещё много-много чего. 

На этих знаниях основывается деятельность методиста, в ходе которой он что‑то осуществляет, анализирует, разрабатывает, принимает участие, планирует, оказывает помощь, организует, обобщает, принимает меры, координирует, участвует, распространяет, предлагает, обеспечивает, выполняет, выступает, обосновывает и т. д. Уйма действий, как видите.

Кто же он такой, этот методист? В первую очередь, это эрудит, знающий ответ на любой вопрос, умеющий показать, научить, познакомить с новыми методами, приёмами, быть в курсе последних новшеств. Уверен, что методистом обязательно должен быть человек, который сам был сначала воспитателем, учителем, то есть знает эту работу не понаслышке. 

По большому счёту методист отвечает за педагогический процесс, качество которого тем выше, чем совершеннее профессионализм методиста. Методист должен помочь определить методы работы, рассмотреть творческий потенциал педагогов. Сегодня, как никогда ранее, родители хотят, чтобы детей учили мастера своего дела, а для этого необходимо постоянно повышать их уровень. Так что перед методистом стоят очень большие задачи.

Из личной практики

Как сейчас помню (это было во второй половине 70-х годов прошлого века) на третьем курсе в педагогическом вузе мы основательно изучали два предмета: «Методика преподавания русского языка» и «Методика преподавания литературы». Первый предмет вела Александра Абрамовна Яновская, второй — Лидия Константиновна Казимирова. Вот это были личности! Указанные предметы благодаря их усилиям, магическому воздействию стали очень значимыми, потому что мы, студенты, понимали, что если урок будет методически грамотным, красивым, стройным, целостным, то это определяющим образом позитивно повлияет на качество процесса обучения в целом.

На третьем курсе нас распределили по школам в городе Белгороде для прохождения практики, мне выпала областная школа-интернат на улице Гагарина, сейчас это Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат на улице Апанасенко. Так вот, к великому счастью, в этой школе практикой по русскому языку руководила та самая Александра Абрамовна, она с нами была неотступно, в деталях прорабатывала абсолютно каждый предстоящий урок, от слова «здравствуйте» до слова «до свидания», тогда ещё планы-конспекты уроков, причём подробные, были обязательным документом учителя. И хорошо, что были, хорошо проработанный и продуманный конспект позволял видеть образ будущего урока, свободно ориентироваться в процессе и в пространстве, что являлось основой для творчества, импровизации, уверенности, свободы учителя в конечном итоге.

Она не могла нас отправить в класс к детям, не будучи уверенной в нашей подготовленности. Александра Абрамовна присутствовала на каждом уроке практиканта, после чего следовал глубокий, критичный, с соблюдением всех этических норм самоанализ и анализ проведённого урока. Зачем она это делала, понял несколько позже. Чтобы сформировать педагогический вкус, педагогическое чутьё, индивидуальный педагогический почерк, чтобы заложить в каждом студенте фундамент для будущего успеха в самостоятельной профессиональной деятельности. 

Каждый проведённый урок оценивался по пятибалльной системе, получить пятёрку у Александры Абрамовны было очень трудно, но зато высший балл вызывал огромное удовлетворение и стремление работать ещё лучше. Она искренне радовалась малейшему успеху, так же искренне огорчалась из‑за допущенных промахов. Практика в те годы была великолепной школой формирования мастерства. Александра Абрамовна Яновская умела предвидеть будущее каждого студента, развивала присущие именно ему сильные стороны, избавляя от слабых. Особое внимание обращалось на речь, чтобы она была грамотной, чёткой, доступной, без эмоционального негатива.

Однажды в беседе за круглым столом она сказала:

«Когда лет через десять ты станешь заслуженным учителем, то, уверена, вспомнишь эту школу как стартовую площадку».

Я тогда подумал: «Боже мой! Какой заслуженный? О чём это Александра Абрамовна?»

В действительности с заслуженным она ошиблась совсем на немножко, через 13 лет я его получил… 

Когда в конце 70-х годов прошлого века после окончания педагогического института пришёл работать в сельскую школу, причём сразу в роли директора, то понимал однозначно, что без сильного методического сопровождения, без яркого методического начала в каждом учителе не будет хорошей, конкурентной школы. Методической работе в те годы уделялось большое внимание, при РОНО (районный отдел народного образования) функционировал районный методический кабинет (сокращённо райметодкабинет). Этот кабинет проводил семинары, конференции, организовывал обмен опытом. Расцвета методическая работа в Чернянском районе достигла при Валентине Александровне Колесниковой. Именно ей удалось привести всё в такое бурное, активное движение, погрузить в него все категории работников, почувствовать необходимость методической работы, благодаря этому результаты не заставили себя ждать. Круглые столы, коллективный анализ проблемы, школы актуального опыта, выезды в учреждения, смотры, конкурсы – всем этим была наполнена повседневность, было интересно. А потом с наступлением нового века посчитали, что методическая работа не столь важна, что без неё можно обойтись. Так посчитали – и просчитались. Спохватились, что надо всё возобновлять, возвращать, возрождать. Профессия методиста и сами методические службы вновь становятся востребованными. 

Валентина Александровна Колесникова долгие годы заведовала Чернянским районным методическим кабинетом. Разве многим методистам присваивают звание Заслуженного учителя России? Она была его удостоена. Под её началом методическая работа просто кипела, била ключом. Было огромное количество достижений. На педагогический олимп взбирались всё новые и новые коллективы и личности, каждый год на педагогическом небосклоне загорались яркие звёзды, а те, кому это довелось ранее, продолжали светить, потому что она знала, как использовать и развивать потенциал тех, кто уже заявил о себе, и как привести к победам других.

Очень часто задаю себе вопрос: в чём уникальность этого специалиста? Кем она была? Помощником? В какой‑то степени да. Наставником? Ещё каким! Советчиком? Да, причём очень хорошим. Советовала всегда искренне и грамотно. Но всё перечисленное – это детали. Главное её достоинство – это профессиональное владение методом, в одном лице, как будто по Божьему благословению, был талант и практика, и теоретика. Она имела дар идти на несколько шагов впереди своих коллег, интересы дела для неё были главными. Порядочность, высокая ответственность и нравственная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие, внимательность — это присущие ей качества, данный ряд можно продолжать и продолжать. А что же профессиональные качества? Коммуникабельность – да, умение быстро принимать решения – присуще, аналитические и организаторские способности – ещё какие, практицизм – более чем, развитая интуиция — вряд ли когда подводила, хорошая память – только позавидовать, помнила огромные массивы информации, психологическая устойчивость – приводила в восторг, в самых стрессовых ситуациях мускул никогда не дрогнул, а ещё жизнерадостность, высочайший уровень культуры, активность. Вдруг кто‑то возьмёт да подумает: не много для одного человека? Но так было на самом деле.

У Валентины Александровны были способности организатора и лидера, умение объединить людей, грамотно дать нужное направление. Она убедительно демонстрировала своим примером, как важно быть хорошим оратором, уметь донести идею до слушателей в понятной и доступной форме. А ещё непременный её атрибут – это блестящая эрудиция. Быть замечательным методистом ей помогало то, что она не бросала учительскую практику, она продолжала учительствовать во второй чернянской школе.

Занятость Валентины Александровны зашкаливала, при этом всегда диву давался, когда ей удавалось читать, она была очень начитанным и культурным человеком с широким кругозором, она всегда адекватно и полно оценивала используемые методики…

Методист – не должность, а призвание!

Профессии методиста не учат в вузе, чтобы им стать и состояться, нужно иметь энтузиазм и желание помочь людям найти метод, направление работы и сделать её наиболее эффективной и интересной. Человек, являющийся методистом не по должности, а по призванию, всегда сможет выбрать нужную и правильную линию работы. Это полностью о ней, о Валентине Колесниковой. В жизни ведь как бывает: проходит семинар или совещание, один участник уходит с него и думает, что зря потерял время, ничего полезного не взял для себя, другой, приняв участие в мероприятии, уносит множество идей и начинает их воплощать. Так одни развиваются и идут вперёд, а другие бездействуют и безнадёжно отстают. 

В методической работе нет чётких и определённых обязанностей, деятельность основана на личной инициативе и профессиональной активности методиста. Формы работы определяет сам методист, для этого он должен знать различные традиционные и новаторские методики развития или обучения. Специфика работы методиста в том, что он постоянно находится в процессе самообучения, потому что контролируемая им сфера деятельности также постоянно развивается.

Мы все в Орликовской средней школе (и руководство, и педагоги) считали методическую работу кузницей, в горнилах которой оттачивалось мастерство. Школа была местом проведения крупных и значимых районных и областных мероприятий. Было что показывать. Активное участие как коллектив в целом, так и педагоги в отдельности принимали в конкурсах профессионального мастерства. Конкурсное движение в те годы получило мощнейшее развитие. Имею в виду прежде всего конкурсы «Учитель года» и «Школа года». За период моей работы в должности директора школа четырежды становилась победителем и призёром областного конкурса «Школа года», затем при Сергее Владимировиче Шаповалове продолжила победное шествие. А в 2004 году школа победила в очном всероссийском конкурсе «Лучшие школы России» в номинации «Школа с этнокультурным компонентом». Эти успехи были бы немыслимы без помощи и поддержки Валентины Александровны Колесниковой.

Очень радует, что с робких первых шагов эти конкурсы к сегодняшнему дню обрели уверенную поступь и превратились в мощное педагогическое движение, позволяющее открывать новые имена, демонстрировать актуальный опыт и эффективные педагогические методики и технологии. 

Жизнь убедила, что конкурс – это замечательная школа осмысления своего «Я» и повышения квалификации в целом путём распространения опыта. Это такой толчок для взросления в педагогической профессии! Победа в конкурсе не куётся в одиночку. Имя конкурсанта всегда соотносят с конкретной школой, с конкретной территорией, об этом нельзя забывать. Большая часть моей жизни – 27 лет — отдана Орликовской средней школе. Так вот в этой школе что ни учитель, то участник конкурса «Учитель года».

В педагогике чудес не бывает…

В сознании с профессиональными конкурсами ассоциируются такие понятия, как неординарность, импровизация, интеллект, творчество, гуманизм, глубина, культура, воздействие. И вот это самое воздействие должно быть преобразующим. Конкурс — это яркие впечатления и идеи.

Не открою истины, если скажу, что из горнила конкурса педагоги выходят другими людьми. Почему? Потому что конкурс закаляет. Это во‑первых.

Во‑вторых, многократно повышает чувство ответственности. Перед кем? Прежде всего перед собой. А значит, перед детьми, родителями, коллегами, перед Белгородчиной и великой Россией. Ответственность за что? За результат труда. А труд педагога определяет, как будут думать, во что будут верить, что будут любить, кем будут работать наши дети и внуки, на каких примерах они будут воспитывать своих детей. Очень хочется, чтобы наши дети были прежде всего думающими, чтобы они это делали активно и позитивно, чтобы они верили в себя и в духовные начала, чтобы они любили родных и близких, свой народ, свой край и свою Родину, неважно, кем они будут работать, главное, чтобы они это делали мастерски, чтобы они воспитывали своих детей на лучших отечественных и мировых ценностях.

В‑третьих, конкурс помогает осознать Профессионала в себе, помогает осознать себя Личностью. И в‑четвёртых, конкурс помогает ощутить себя счастливым и окрылённым человеком. Конкурс – это праздник. Главное, что творцы этого праздника – педагоги, да и сам праздник в их честь.

Чудес в педагогике не бывает. Есть большая, сложная, порой невыносимо трудная, но бесконечно радостная по отдаче работа. Главное — менять всё вокруг своим творчеством.

Валентина Колесникова однажды сказала:

«Пусть никого из вас, уважаемые и дорогие участники конкурса, не угнетает мысль, кто какое место займёт. У каждого из вас на конкурсе будет свой успех, определяющий, вдохновляющий, содействующий, способствующий, призывающий».

Все эти умозаключения о конкурсах вынесены, сделаны как итог совместной работы и общения с Валентиной Александровной и в память о ней. К сожалению, болезнь оказалась беспощадной и так рано вырвала этого человека из наших рядов.

В реальной жизни ведь как бывает: какой‑то педагогический коллектив сильный в целом, ему удаются многие направления, есть коллективы, где хорошо получается отдельное направление, например, трудовое воспитание, а существуют коллективы, которые ничем не выделяются, посредственные во всём. Конечно, массовые методические мероприятия легче организовывать и проводить на базе сильных образовательных организаций, кому есть что предъявить коллегам. 

Валентина Александровна Колесникова шла иным путём. Она расширяла географию проведения семинаров, брала, наряду с лидерами, откровенно слабые школы, пропадала там, в смысле жила, выискивала изюминки, находила среди педагогов тех, в ком было что‑то неординарное, развивала эту неординарность, поднимала коллектив на другой, более высокий уровень. Когда мы приезжали на семинар, то видели старание коллектива, благодаря которому можно делать творческий рывок. Кредит доверия очень срабатывал, коллективы в итоге стремились догнать лидеров. 

При Валентине Александровне создавались и функционировали временные творческие, проблемные, экспертные и исследовательские группы, лучшим методическим объединениям предоставлялось право выступить с творческим отчётом перед всем районом. 

Валентина Александровна тонко чувствовала каждого человека. Скольких талантливых, но одновременно робких, скромных и застенчивых педагогов она приметила, раскрепостила и раскрыла, скольких творческих вдохновила, а скольких возвысила, возвеличила, мобилизовала, просветила, зажгла и озарила! Это не поддаётся счёту.

Молодость и опыт

Сегодня сфере образования присущ инновационный всплеск, а значит, необходимо быстро генерировать новые идеи, а следовательно, как никогда возрастает потребность в хорошем, сильном методическом сопровождении, в недрах которого будет формироваться педагог-профессионал, обладающий высокой дидактической и воспитывающей культурой, позволяющей на практике реализовать достижения педагогической науки. Это самое сопровождение способен осуществить грамотный методист.

Много ли у нас среди методистов настоящих, истинных проповедников идей и новаций? К счастью и великому удовлетворению, таких на своём пути мне повезло встретить. Это Валерия Вячеславовна Дубинина, Татьяна Анатольевна Кобзарева, Елена Васильевна Ивлиева, Анна Николаевна Куропаткина. Вот они умели и умеют донести идею до педагога так, чтобы у него появилось желание, вдохновение работать, искать, пробовать, внедрять, творить, узнавать, менять и меняться. Успех приходит тогда, когда у педагога появляется внутренняя установка самому себе выразиться, рассказать другим о своих приобретениях. И не просто сообщить, а продемонстрировать. Это бывает с теми педагогами, у кого в хорошем смысле переполняется сознание, кого захватили знания, кто их глубоко освоил, что, в свою очередь, позволяет их толковать, интерпретировать, что пробуждает чувство собственного достоинства. 
Задача методиста состоит в том, чтобы таких педагогов становилось больше, их множество – это великий, необъятный простор для деятельности методиста.

Возникает вопрос: достаточно ли для методиста быть связующим звеном между наукой и практикой? Думается, что нет. Ещё нужна связь между поколениями. Нельзя стать хорошим учителем в отрыве от опыта предшествующих поколений, то есть вне традиций. Вот почему наибольших успехов добиваются те педагогические коллективы, в которых молодость и опыт направлены на достижение общих целей, где педагоги со стажем уважают и признают молодость, а молодёжь с почтением относится к представителям старшего поколения. Каждое новое поколение, вступая на педагогическую стезю, должно знать об уже существующем опыте. 

Перед методистом стоит очень трудная задача: предстоит добиться, чтобы этот опыт был воспринят, осмыслен, примерен на себя, чтобы этот так называемый «костюм» подошёл и был комфортен. На практике, когда работал директором школы, встречался с молодыми специалистами, которые считали себя «революционерами», всё знающими, настроенными совершить переворот в педагогике. И никакие советы, рекомендации поначалу не воспринимались. В таком случае принимал решение отпустить ситуацию, но наблюдал и был настороже. Проходило определённое время, «река выходила из берегов», ситуация грозила стать неуправляемой, очень аккуратно спрашивал: «Вам помощь не требуется?», а сам понимал, что без помощи никак не обойтись. Разумный молодой специалист сердечно откликался на разговор, в ходе которого мы приходили к необходимости наставничества и методической помощи. Вот такая позиция исправляла положение дел, и всё в конце концов налаживалось.

Видимая сторона деятельности методиста – это консультации, организация курсов повышения квалификации, семинары, практикумы, конференции, мастер-классы, стажировки, информирование, взаимодействие со средствами массовой информации, выпуск информационной продукции, диагностика состояния образовательного процесса, применяемых педагогических технологий и профессиональной компетентности педагогов, исследование социального заказа, посещение и анализ учебных занятий, координация работы методических объединений.
Посредственный труд методиста никогда не будет способствовать продвижению сферы образования вперёд, методист выполнит миссию, если будет стремиться не просто к профессионализму, а к суперпрофессионализму, именно такой уровень позволит стать настоящим методистом. 

Существует выражение, что личность формируется личностью. Да, действительно, сильные качества методиста имеют прямое воздействие на педагогов. Чем больше у нас будет личностей среди методистов, тем больше личностей с индивидуальным стилем работы будет среди педагогов, а значит, тем лучше и совершеннее будет образование в целом. С профессией методиста очень хорошо соотносятся слова Льва Николаевича Толстого: «Растите духовно и помогайте расти другим. В этом вся жизнь».

Николай Рухленко

Опубликовано в газете «Доброжелательная школа Белогорья»

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×